ИНСТРУКЦИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАЯВОК НА РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ. ТЗ-2-80 (утв. Госкомизобретений СССР 14.03.1980)


Утверждена
Председателем
Государственного Комитета СССР
по делам изобретений и открытий
14 марта 1980 года
Вводится в действие
с 1 сентября 1980 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАЯВОК
НА РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
ТЗ-2-80
Настоящая Инструкция является нормативным актом, регламентирующим деятельность экспертов Всесоюзного научно - исследовательского института государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ) по проведению экспертизы заявки на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания <*>.
--------------------------------
<*> Далее в тексте - товарных знаков.
Инструкция основывается на Положении о товарных знаках, утвержденном Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий 8 января 1974 г., с изменениями и дополнениями, утвержденными Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий <*> 22 марта 1979 г.
--------------------------------
<*> Далее - Комитет.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Государственная экспертиза заявок на регистрацию товарных знаков - это процесс исследования составляющих предмет заявок обозначений на соответствие требованиям, предъявляемым Положением о товарных знаках <*>, с целью регистрации этих обозначений в качестве товарных знаков.
--------------------------------
<*> Далее - Положение.
1.2. Товарные знаки - это зарегистрированные в установленном порядке обозначения, служащие для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий.
1.3. Товарные знаки могут быть:
а) словесными - в виде слов или сочетаний букв, имеющих словесный характер;
б) изобразительными - в виде композиций линий, пятен, фигур любых форм и цветов на плоскости (за исключением стандартных шрифтовых единиц);
в) объемными - в виде композиций фигур (линий) в трех измерениях;
г) комбинированными - представляющими собой комбинацию элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д.;
д) и другими.
1.3.1. Обозначения могут заявляться на регистрацию и охраняться в качестве товарных знаков как в черно - белом, так и цветном исполнении.
1.4. Рассмотрение заявок на регистрацию товарного знака включает 2 этапа:
а) проверку заявки на соответствие установленным требованиям к ее оформлению;
б) государственную экспертизу заявок на регистрацию товарных знаков.
Раздел II. ПРОВЕРКА ЗАЯВКИ НА СООТВЕТСТВИЕ
УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К ЕЕ ОФОРМЛЕНИЮ
2.1. В соответствии с пунктом 18 Положения заявка на регистрацию товарного знака подается заявителем или его поверенным в двух экземплярах по установленной форме (приложение 2 к Положению) и к ней должны прилагаться:
а) 25 экземпляров фотокопий заявляемого обозначения размером 5 x 5 см;
б) выписка из устава (положения) предприятия (организации, объединения) о том, что данное предприятие (организация, объединение) является юридическим лицом (требование предъявляется только к советским заявителям);
в) документ, подтверждающий право на пользование наименованием места происхождения <*>, правильность сведений о дате основания производства, наградах и т.п., если такого рода сведения содержатся в знаке;
--------------------------------
<*> "Наименование места происхождения" - см. п. 3.1.6.
г) доверенность, оформленная в установленном порядке, если заявка подается через поверенного (допускается представление светокопии или фотокопии указанной доверенности). Доверенности, совершенные за границей, должны быть надлежаще легализованы в консульских учреждениях СССР, кроме тех случаев, когда такой легализации не требуется в силу международных договоров.
2.1.1. Эксперт проверяет комплектность материалов заявки, правильность составления заявки и прилагаемых к ней документов.
Заявка, соответствующая установленным требованиям, принимается к рассмотрению.
Неправильно оформленная заявка, проведение государственной экспертизы по которой невозможно, возвращается заявителю с обоснованием мотивов возврата.
Если в материалах заявки отсутствуют сведения или документы, необходимые для регистрации заявленного обозначения, но проведение государственной экспертизы при этом возможно, заявка может быть принята к рассмотрению. В этом случае эксперт должен затребовать недостающие сведения или документы, для чего необходимо составить запрос, в котором должны быть четко сформулированы требования, выполнение которых необходимо для регистрации.
Ответ на запрос должен быть представлен заявителем в месячный срок со дня получения запроса.
Если в указанный срок заявитель не выполнит требований, изложенных в запросе, заявка признается неподаной, и производство по ней прекращается.
2.2. По принятой к рассмотрению заявке производятся следующие действия: устанавливается приоритет заявки, производится классификация перечня товаров в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг и определяется размер пошлины за подачу заявки.
2.2.1. Приоритет товарного знака устанавливается по дате поступления заявки во Всесоюзный научно - исследовательский институт государственной патентной экспертизы <*>.
--------------------------------
<*> Далее - ВНИИГПЭ.
В спорных случаях датой подачи заявки считается день сдачи ее на почту, а для иностранных заявителей - день отправления заявки во ВНИИГПЭ Торгово - промышленной палатой СССР (пункт 24 Положения).
2.2.2. В соответствии со статьей 4 Парижской конвенции по охране промышленной собственности <*>, в которой участвует СССР, по требованию иностранного заявителя приоритет товарного знака может быть установлен по дате подачи первой заявки в стране, участвующей в этой Конвенции, если заявка в СССР подана до истечения шести месяцев после этой даты.
--------------------------------
<*> Далее - Парижская конвенция.
2.2.2.1. Иностранный заявитель, желающий воспользоваться конвенционным приоритетом, обязан при подаче заявки представить об этом заявление с указанием даты приоритета и страны, где знак был впервые заявлен. Надлежаще заверенная копия иностранной заявки и другие материалы, необходимые для установления даты конвенционного приоритета, могут быть представлены дополнительно, но не позднее трех месяцев со дня подачи заявки в СССР.
2.2.3. Приоритет товарного знака, заявленного в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков <*>, устанавливается по дате международной регистрации, указанной в уведомлении Всемирной организации интеллектуальной собственности <**> о международной регистрации.
--------------------------------
<*> Далее - Мадридское соглашение.
<**> Далее - ВОИС.
2.2.3.1. Уведомление ВОИС о международной регистрации может содержать указание на конвенционный приоритет, установленный в соответствии со статьей 4 Парижской конвенции.
2.2.4. Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории СССР, может быть установлен по дате открытия выставки или помещения экспоната на выставке, если заявка в СССР подана с соблюдением предусмотренных Положением требований до истечения шести месяцев после этой даты.
2.2.5. Классификация перечня товаров производится на основе Международной классификации товаров и услуг. Если в заявке приведен слишком обобщенный перечень товаров, по которому невозможно однозначно установить классы товаров, эксперт запрашивает подробный перечень товаров. В случае необходимости следует выяснить у заявителя область применения товаров или запросить перечень материалов, из которых они изготовлены.
Например, слишком общее наименование "швейные изделия" включает в себя конкретные виды швейных изделий, относящиеся к разным классам Международной классификации товаров и услуг: одежда - 25 класс, постельное белье - 24 класс, мешки из ткани - 22 класс, чехлы для спортивных товаров - 28 класс.
2.2.6. Размер пошлины зависит от количества классов и устанавливается в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 3 июня 1976 г. N 416 "О пошлинах за патентование изобретений и промышленных образцов и за регистрацию товарных знаков" (СП СССР, 1976, N 12, ст. 60).
2.2.7. По принятой к рассмотрению заявке заявителю направляется справка о приеме к рассмотрению заявки на регистрацию товарного знака. В этой справке указывается номер, присвоенный заявке, ее приоритет, класс(ы) товаров, фотокопия заявленного обозначения, размер пошлины и, в случае необходимости, перечень сведений или документов, которые должны быть представлены дополнительно.
Раздел III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАЯВОК
НА РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
3.1. Государственная экспертиза заявок на регистрацию товарных знаков заключается в исследовании их на соответствие требованиям, предъявляемым к товарным знакам Положением.
При проведении государственной экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков следует иметь в виду, что не допускаются к регистрации в качестве товарных знаков обозначения, предусмотренные п. 15 Положения, причем первоначально необходимо исследовать обозначения на соответствие их подпунктам "б" - "з" указанного пункта Положения.
3.1.1. В соответствии с подпунктом "б" п. 15 Положения не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, вошедшие во всеобщее употребление в качестве обозначения товаров известного рода, а также общепринятые символы и термины, связанные с определенной деятельностью.
3.1.1.1. К обозначениям, вошедшим во всеобщее употребление, в качестве обозначения товаров известного рода относятся те из них, которые были ранее зарегистрированы как товарные знаки, но воспринимаются потребителем как родовые или видовые наименования товаров из-за утраты различительной способности вследствие независимого друг от друга неоднократного их применения различными лицами для одного и того же товара или для товаров того же вида.
Примеры таких обозначений: рубероид, термос, вазелин.
3.1.1.2. К общепринятым символам, связанным с определенной деятельностью, относятся обозначения, непосредственно указывающие на отрасль промышленности или область деятельности, к которым относятся товары или услуги, содержащиеся в перечне товаров и услуг заявленного обозначения. Подобные обозначения не способны служить средством индивидуализации.
Примеры таких обозначений: изображение швейной иглы с ниткой или ножниц для швейной промышленности, изображение шестерни для машиностроения, изображение циркуля для конструкторских бюро.
К общепринятым символам относятся также условные обозначения, применяемые в науке и технике, например обозначения химических элементов, условные графические обозначения в принципиальных схемах единой системы конструкторской документации.
К общепринятым терминам относятся лексические единицы, относящиеся, как правило, к специализированным областям науки и техники.
Примеры таких обозначений: кобальт, хром, гидродинамика.
3.1.2. В соответствии с подпунктом "в" п. 15 Положения не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, не обладающие различительными признаками или носящие описательный характер, например:
состоящие исключительно из простых геометрических фигур, линий, чисел, отдельных букв и сочетаний букв, не обладающих словесным характером, общепринятых наименований, простых изображений товаров, сведений, касающихся изготовителя товара, а также указывающих на время, способ, место производства или место сбыта товаров, на вид, качество и свойства (в том числе носящие хвалебный характер), количество, состав, весовые соотношения, материал, сырье, назначение и ценность товаров.
3.1.2.1. К обозначениям, состоящим исключительно из простых геометрических фигур и линий, относятся обозначения, содержащие в качестве своего единственного элемента изображения треугольника, круга, квадрата, линии и т.п., а также простые комбинации этих элементов.
3.1.2.2. К обозначениям, состоящим из чисел, отдельных букв и сочетаний букв, не обладающих словесным характером, относятся буквы, цифры и их сочетания, не воспринимающиеся как слово или неудобопроизносимые с точки зрения русского языка.
Примеры таких обозначений: В, ТДК, N 19, 767, РК-5.
Исключение составляют обозначения, исполненные в характерной графической манере, которые, тем самым, могут быть отнесены к изобразительным товарным знакам, и сочетания букв, обладающие словесным характером, например: НИГРИ, ВАЗ, ЛОМО.
3.1.2.3. К общепринятым наименованиям, как правило, относятся родовые и видовые наименования товаров и услуг, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров и услуг.
Примеры таких обозначений: пчелиный мед, сироп, индпошив и т.д.
3.1.2.4. К простым изображениям товаров относятся обозначения, представляющие собой реалистические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров.
3.1.2.5. К сведениям, касающимся изготовителя товара, относятся содержащиеся в заявленном обозначении данные по истории создания производства, адреса и т.п., не обладающие различительными свойствами.
3.1.2.6. К обозначениям, указывающим на время, способ, место производства или место сбыта товаров, на вид, качество и свойства (в том числе носящие хвалебный характер), количество, состав, весовые соотношения, материал, сырье, назначение и ценность товаров, относятся, например, такие, как: "LIGEROS" (легкий) для сигарет - свойство, качество; "ЭКСТРА", "ЛЮКС" - общеупотребительные хвалебные указания качества; "SUGAR TWIN" (близнец сахара) для искусственных подслащивающих веществ - назначение; "GALVANAL" для металлических листов, полученных с помощью гальваностегии, - способ производства; "METALL" для фасонного литья - материал и т.д.
3.1.2.7. К описательным обозначениям относятся также слова, не носящие фантазийного характера и состоящие из общепринятых сокращенных наименований отраслей, как правило, в сочетании с сокращениями географического характера.
Примеры таких обозначений: Сиблеспром, Мосэнерго, Азмехшуба.
3.1.2.8. Не обладают различительными признаками наименования (фирменные), состоящие исключительно из указания вида предприятия (завод, компания, общество), а также словесные обозначения общеязыкового фонда типа "international", "general" и т.п.
3.1.3. В соответствии с подпунктом "г" пункта 15 Положения не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, на которые ввиду их специфики не может быть предоставлено исключительное право пользования, например состоящие частично или полностью из географических обозначений, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара; из флагов, гербов или иных эмблем государств, правительств или официально признанных международных или межгосударственных организаций и им подобных, если на это нет согласия соответствующих органов, а также наград и иных знаков отличия, названий международных и национальных праздников и указаний их дат.
3.1.3.1. Географические обозначения, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товаров, не могут регистрироваться в качестве товарных знаков, так как регистрация их на имя одного предприятия ущемляет права всех остальных предприятий, находящихся в той же местности, и лишает их возможности использовать эти обозначения для обозначения и рекламы своих товаров.
Примеры таких обозначений: Москва, Украина.
Допускается регистрировать в качестве товарных знаков географические обозначения, которые не могут служить прямым указанием местонахождения изготовителя товара, а именно: названия гор, рек, озер, старинные названия городов, например: Эверест, Теза, Вятка. Необходимо, чтобы соответствующий товарный знак был географически мотивирован (т.е. предприятие - владелец знака должно находиться в соответствующем населенном пункте, на берегу реки, в государстве, где находится гора, и т.п.), в противном случае обозначению должно быть отказано в регистрации как способному ввести в заблуждение относительно происхождения товара.
3.1.3.2. Изображение наград и иных знаков отличия не может быть представлено кому-либо в исключительное пользование, так как ими могут быть отмечены товары различных заявителей, и, следовательно, они все имеют равное право вводить их в состав своего знака, чтобы подчеркнуть высокое качество своей продукции. Правомерность введения в знак подобных элементов должна соответствующим образом удостоверяться (см. подпункт "в" пункта 2.1 Положения).
3.1.3.3. Названия международных и национальных праздников и указания их дат являются общеупотребительными, и закрепление права на их использование за индивидуальным владельцем неправомерно.
3.1.4. Не регистрируются также в качестве товарных знаков следующие обозначения:
3.1.4.1. Обозначения, состоящие из официальных контрольных, гарантийных или пробирных клейм и печатей, или сходные с ними (подпункт "д" п. 15 Положения).
3.1.4.2. Обозначения, содержащие ложные или способные ввести в заблуждение сведения относительно изготовителя или товара (подпункт "е" п. 15 Положения).
Примеры таких обозначений: "BOSTON" - название города в США; заявленное итальянской фирмой изображение флакона с надписью "Духи" в качестве товарного знака для зубной пасты.
Для того чтобы обозначению было отказано в регистрации, достаточно, чтобы ложным или вводящим в заблуждение был хотя бы один из элементов, составляющих часть заявленного обозначения.
3.1.4.3. Обозначения, противоречащие по своему содержанию правопорядку или социалистической морали (подпункт "ж" п. 15 Положения).
3.1.4.4. Обозначения, противоречащие международным соглашениям, участником которых является СССР (подпункт "з" п. 15 Положения).
3.1.5. Допускается использование обозначений, указанных в подпунктах "б", "в" и "г" п. 15 Положения, в качестве составной части товарных знаков, если они не занимают в них доминирующего положения. Однако при регистрации товарного знака указывается, что такие обозначения исключаются из охраны, если они композиционно не связаны с другими элементами знака, или что товарный знак охраняется в целом без предоставления отдельной охраны входящим в его композицию упомянутым обозначениям.
3.1.5.1. Основными категориями таких обозначений являются следующие:
- наименования товаров и/или услуг, для которых регистрируется товарный знак, например: "сигареты", "brandy", "духи", "индпошив";
- изображение товаров и/или услуг, для которых регистрируется товарный знак;
- не обладающие различительными признаками фирменные наименования или части фирменных наименований, например: Ltd, SA, GmbH;
- описательные обозначения, указывающие на время, место, способ изготовления товаров, вид, качество, свойства, состав, цель применения, цену товаров или услуг, например: "with the micronite", "formate ovale", "made in USA", "distilled", "профилактическая зубная паста";
- слова с общим значением, не имеющие отличительного характера, например "formula 70";
- обозначения, сообщающие какие-либо сведения о предприятии, например историю создания товара или предприятия, дату основания предприятия и т.п.;
- указания на качество товара, носящие хвалебный характер, например: "finest quality beer", "luxus klasse";
- указания того, что обозначения представляют собой товарные знаки или зарегистрированные товарные знаки, например: "R", "tm", "trade mark", "registered trade mark";
- географические обозначения в том случае, когда они являются указанием места происхождения товара, например: "Canadien", "Santiago de Cuba", изображение страны на географической карте;
- отдельные буквы и цифры, неудобопроизносимые сочетания букв, не имеющие специфического исполнения;
- простые геометрические фигуры, такие, как круг, треугольник, квадрат и т.д.
3.1.5.2. В том случае, когда неохраноспособный элемент композиционно не связан с охраноспособными элементами знака, он исключается из охраны. Например, свидетельство N 59240: "В зарегистрированном товарном знаке словесное обозначение "Hot oil" исключается из охраны".
3.1.5.3. В том случае, когда неохраноспособный элемент композиционно связан с охраноспособными элементами знака или входит составной частью в словесное обозначение, товарный знак охраняется в целом без предоставления отдельной охраны неохраноспособному обозначению.
Например: уведомление ВОИС о международной регистрации N 443828. "Товарный знак" PRES-DU-SPORT" охраняется в целом без предоставления обозначению"SPORT" отдельной охраны".
3.1.5.4. Исключение из охраны неохраноспособных элементов, находящихся в составе товарного знака, оформляется в виде специальной записи о дискламации при внесении товарного знака в Государственный реестр товарных знаков СССР, в свидетельстве на товарный знак, а также при публикации товарного знака в бюллетене "Открытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки".
3.1.6. Обозначение, элементом которого является наименование места происхождения, может быть зарегистрировано в качестве товарного знака в случае предоставления заявителем документа вышестоящей организации, подтверждающего его право на пользование наименованием места происхождения (п. 16 Положения).
Под наименованием места происхождения понимается географическое название страны или местности (области), используемое для обозначения товара, происходящего из этой страны или местности (области), если свойства или особенности этого товара исключительно или в существенной мере определяются характерными для страны или местности (области) природными условиями и/или людскими факторами.
Например: "Беломорские узоры", "Палех".
Наименования места происхождения регистрируются в составе товарных знаков.
3.2. После проведения исследования заявленного обозначения на соответствие его подпунктам "б" - "з" п. 15 Положения следует исследовать это обозначение на тождество и сходство:
- с товарными знаками, ранее зарегистрированными в СССР для однородных товаров;
- с обозначениями, ранее заявленными на регистрацию в качестве товарных знаков для однородных товаров;
- с обозначениями, охраняемыми в СССР в силу международных соглашений, участником которых является СССР.
3.2.1. Однородные товары или услуги - это товары и/или услуги, относящиеся к тому же роду, виду, которые при маркировке их сходными товарными знаками могут вызвать у потребителя представление о принадлежности их одному изготовителю.
3.2.1.1. При определении однородности товаров следует учитывать следующие факторы:
- вид товаров;
- назначение товаров;
- условия сбыта товаров (сфера сбыта и порядок реализации).
3.2.2. Международная классификация товаров и услуг является важным инструментом поиска. При проведении экспертизы на тождество и сходство следует учитывать, что товары, однородные тем, для которых заявлен экспортируемый товарный знак, могут находиться в различных классах. Поэтому, в случае обнаружения тождественного или сходного товарного знака, эксперт должен обратиться непосредственно к перечню товаров независимо от классов, к которым относится этот товарный знак.
Например: зажигалки - 34 класс, зажигалки электрические - 9 класс; сумки из ткани - 24 класс, сумки из кожи - 18 класс.
3.2.3. При проведении экспертизы эксперт должен учитывать степень известности как заявленного для регистрации, так и найденного сходного или тождественного обозначения. Если ранее зарегистрированное или ранее поданное на регистрацию обозначение обладает широкой известностью среди потребителей, то вновь поданному обозначению может быть отказано в регистрации даже в том случае, когда товары, которые маркируются этими обозначениями, не являются однородными, на основании подпункта "е" п. 15 Положения.
3.2.4. Сходство обозначений - это явление их подобия, возникающее в результате совпадения восприятия мотивов, создающих обозначения.
Сходство обозначений определяется общностью их элементов. На степень сходства влияет соотношение совпадающих и несовпадающих элементов, а также их значение в композиции обозначения.
Наиболее общим критерием сходства товарных знаков является возможность смешения их потребителями в хозяйственном обороте.
3.2.4.1. При определении сходства знаков эксперт должен учитывать, что потребитель, как правило, не имеет возможности сравнить два знака, а руководствуется общими впечатлениями о знаке, виденном ранее. Учитывается общее зрительное впечатление.
3.2.4.2. При установлении сходства товарных знаков также следует учитывать, что опасность смешения является наибольшей для знаков, предназначенных для фармацевтических, химических, пищевых товаров.
3.2.5. Сходство словесных обозначений может быть:
- звуковым (фонетическим);
- графическим (визуальным);
- смысловым (семантическим).
Как правило, сходство возникает в результате действия совокупности этих факторов.
3.2.5.1. Звуковое сходство является основным фактором сходства словесных обозначений. Наличие звукового сходства устанавливается на основе следующих критериев:
- степень близости аналогично расположенных звуков;
- расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу;
- наличие совпадающих слогов;
- число слогов в знаке;
- длина знака;
- место совпадающих звукосочетаний в составе знака;
- близость состава гласных;
- близость состава согласных;
- характер совпадающих частей знака;
- вхождение одного знака в другой;
- наличие близких или совпадающих звуков;
- ударение.
Эти факторы могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
3.2.5.1.1. При наличии совпадающих частей обозначений или вхождения одного обозначения в другое решающей для возникновения сходства является начальная позиция совпадающих частей. В значительной части случаев основанием для признания обозначений сходными может служить совпадение как начальной, так и конечной частей при отличающихся средних частях.
Примеры: Листенон - Listerine - совпадение начальной части, Milogard - Minocard - совпадение начальной и конечной частей.
3.2.5.1.2. В обозначениях, особенно имеющих большую длину, различные элементы неравноценны. Среди них имеются сильные и слабые элементы. Сильным элементам присущи оригинальность, своеобразие звучания. Совпадение этих элементов, как правило, ведет к возникновению сходства обозначений. Слабые элементы сами по себе сходства вызвать не могут, но могут его усилить в сочетании с другим сходным элементом. К таким слабым элементам относятся форманты, постоянно встречающиеся в товарных знаках и потерявшие вследствие этого различительную способность. Формант - буквосочетание, регулярно повторяющееся в товарных знаках разных владельцев, но не вызывающее коллизии знаков. К их числу относятся такие элементы, как -ол, -циллин, -мицин, -лон, -трон, -матик и т.д. К формантам могут быть отнесены также сокращенные названия веществ, например гидр, карб, энзим; частей организма, например кард, кор, дент. К формантам примыкает ряд слов, которые в силу многократного использования в знаках различных владельцев полностью утратили различительные функции, например system, test, club. Исключение таких слов из охраны необязательно.
3.2.5.1.3. Сильные элементы могут служить общими элементами при образовании серий товарных знаков. Серией называется группа товарных знаков одного владельца, имеющих общие элементы.
Заявленному обозначению, имеющему такой же элемент, как и основной элемент серии, должно быть отказано в регистрации, так как он будет восприниматься потребителем входящим в серию и, следовательно, принадлежащим владельцу серии. Общий элемент может быть буквенным, смысловым, изобразительным.
Примеры серий: FAR, FARLUX, FARGRIL; CORABIN, CORALAC, CORADUR, CORALIT; АТОС, ПОРТОС, АРАМИС.
3.2.5.2. Графическое сходство словесных обозначений определяют:
- общее зрительное впечатление;
- вид шрифта;
- графическое написание с учетом характера букв (печатные или прописные, заглавные или строчные);
- расположение букв по отношению друг к другу;
- алфавит, буквами которого написано слово;
- цветовая гамма.
Графическое сходство находится во взаимосвязи со звуковым сходством: графическое представление может усилить общее сходство обозначений или, наоборот, подчеркнуть их отличие.
3.2.5.3. Смысловое сходство порождается подобием или противопоставлением заложенных в обозначениях значений, например:
MINI - TAILLE - TAILLE FINE (мини - талия - тонкая талия);
COGITO - ERGO SUM (я мыслю - я существую (части одной поговорки));
LA VACHE QUI RIT - LA VACHE SERIEUSE (смеющаяся корова - серьезная корова).
Частным случаем сходных обозначений, порождаемых подобием заложенных в них значений, являются обозначения, одно из которых представляет собой перевод другого, например: orient - восток.
Смысловое сходство возникает также в тех случаях, когда имеет место совпадение одного из элементов обозначений, имеющего самостоятельное значение, на который падает логическое ударение, например:
LORD PINGUIN - LAINES DU PINGUIN (лорд Пингвин - шерсть пингвина);
JACKY AUDEMARS - AUDEMARS PIGENT.
3.2.6. Основным критерием сходства изобразительных, объемных и комбинированных обозначений является общее зрительное впечатление, производимое обозначениями.
3.2.6.1. Сходство изобразительных обозначений зависит от:
- вида и характера изображения (натуралистическое, стилизованное, карикатурное, абстрактное и т.д.);
- его геометрических форм (силуэт, абрис, линии);
- смыслового содержания;
- сочетания цветов или тонов.
3.2.6.2. Объемным товарным знаком признается трехмерная (объемная) форма самого изделия и/или его упаковки.
При подаче заявки на регистрацию объемного товарного знака заявитель должен указать, что заявляемое объемное обозначение не зарегистрировано в качестве промышленного образца.
3.2.6.2.1. Заявленное к регистрации объемное обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, если оно отвечает требованиям п. 15 Положения. Объемный товарный знак должен регистрироваться, как правило, для товаров одного вида.
Например: флакон для духов, шампуней и т.п.; бутылка для виноводочных изделий.
3.2.7. При проведении экспертизы на тождество и сходство изобразительных, комбинированных и объемных обозначений заявленное обозначение сравнивается:
- изобразительное с изобразительными, комбинированными и объемными обозначениями;
- комбинированное с комбинированными изобразительными, объемными и словесными;
- объемное с объемными, изобразительными и комбинированными.
3.3. По заявкам на регистрацию товарных знаков выносятся следующие виды решений:
- о регистрации товарного знака и выдаче свидетельства на товарный знак;
- об отказе в регистрации и выдаче свидетельства на товарный знак <*> с указанием мотивов отказа.
--------------------------------
<*> Далее - решение об отказе.
3.3.1. Решение о регистрации товарного знака и выдаче свидетельства на товарный знак выносится, если заявленное обозначение соответствует требованиям, предъявляемым к товарным знакам, и содержит следующие данные:
- номер заявки, дату приоритета, наименование владельца, почтовый адрес владельца, перечень товаров и услуг с указанием классов в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг, изображение товарного знака.
3.3.2. В решении об отказе, вынесенном на основании несоответствия заявленного обозначения требованиям, предъявляемым к товарным знакам (в соответствии с подпунктами "б" - "з" п. 15 Положения), приводятся аргументированные доказательства со ссылкой на соответствующие пункты Положения и настоящей Инструкции.
В решении об отказе могут быть приведены рекомендации по доработке заявленного обозначения.
3.3.3. В решении об отказе, вынесенном на основании тождества или сходства, приводится ссылка на ранее выданное свидетельство на товарный знак или ссылка на ранее поданную заявку на регистрацию товарного знака. При ссылках на ранее выданное свидетельство на товарный знак указывается номер свидетельства, наименование и адрес владельца, на имя которого выдано свидетельство, а также номер и год издания бюллетеня, в котором была произведена публикация. При ссылке на ранее поданную заявку указывается номер заявки, ее приоритет, наименование и адрес предприятия - заявителя.
Решение об отказе может быть вынесено по части однородных товаров, указанных в заявке.
3.4. Мотивированное возражение заявителя на решение об отказе (с приложением к нему документа, подтверждающего уплату установленной пошлины) рассматривается в двухмесячный срок со дня поступления возражения во ВНИИГПЭ.
3.4.1. При рассмотрении возражений на решение об отказе эксперт обязан заново изучить материалы заявки, полностью исследовать заявленное к регистрации обозначение, дать в решении анализ каждого довода возражения и на основании проведенного анализа в зависимости от обоснованности возражения заявителя четко сформулировать положительный или отрицательный вывод.
3.4.1.1. Решение по возражению, подтверждающее решение, принятое при первичном рассмотрении, как правило, должно основываться на доводах первичного решения, развивать и дополнять его.
3.4.1.2. В том случае, если заявитель в возражении привел аргументированные доводы в защиту заявленного обозначения или сообщил дополнительные сведения, позволяющие признать обозначение соответствующим требованиям, предъявляемым к товарным знакам, принимается решение о регистрации и выдаче свидетельства на товарный знак.
Раздел IV. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ОБОЗНАЧЕНИЙ
ДО ПОДАЧИ ЗАЯВКИ (П. 21 ПОЛОЖЕНИЯ)
4.1. По просьбе заявителя до подачи заявки может быть проведена предварительная экспертиза обозначения на его соответствие требованиям, предъявляемым к товарным знакам. Предварительная экспертиза проводится по представлении: заявления, фотокопии обозначения в трех экземплярах и его описания, перечня товаров, для которых предполагается использовать товарный знак, а также копии документов об уплате сбора по установленному тарифу.
4.2. Предварительная экспертиза проводится в двухмесячный срок со дня поступления во ВНИИГПЭ всех документов, требуемых для проведения предварительной экспертизы, в порядке, предусмотренном п. 3.1.1 - 3.2.7 настоящей Инструкции.
4.3. По результатам предварительной экспертизы выносятся заключения о возможности или невозможности признания обозначений товарными знаками в соответствии с п. 15 Положения.
4.4. В течение трех месяцев с момента отправки заявителю положительного заключения предварительной экспертизы за заявителем сохраняется право подать заявку, приоритет которой будет установлен по дате поступления документов на предварительную экспертизу.

УКАЗ Президиума ВС РСФСР от 12.03.1980 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ВОДНЫЙ КОДЕКС РСФСР  »
Документы СССР »
Читайте также