ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ТЕАТРОВ И КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ (утв. Минкультуры СССР 23.05.1979)


Утверждены
Министерством культуры СССР
23 мая 1979 года
Согласовано
с Президиумом Центрального комитета
профессионального союза работников
культуры СССР
ПРАВИЛА
ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ТЕАТРОВ И КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ
Раздел I. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Глава I. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ "ПРАВИЛ"
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ
§ 1. Общие требования
I.1.1.1. Настоящие Правила распространяются на все действующие, реконструируемые и строящиеся театры и концертные залы.
I.1.1.2. Действующие ранее "Правила техники безопасности и производственной санитарии в театрах", утвержденные Президиумом ЦК профсоюза работников культуры и Министерством культуры СССР 30 августа 1965 г., теряют силу.
I.1.1.3. Перечень нормативных документов межотраслевого значения, правил и норм по технике безопасности, действующих в других отраслях промышленности, которые распространяются на предприятия и организации, входящие в профсоюз работников культуры, приводится в приложениях 1, 2 <*>.
------------------------------------
<*> Приложения не приводятся.
I.1.1.4. Все разрабатываемые и действующие в театрах и концертных залах инструкции по технике безопасности должны соответствовать настоящим "Правилам".
I.1.1.5. Отступления от настоящих "Правил" не допускаются.
I.1.1.6. Проектирование механического оборудования сцен и эстрад, постановочного освещения и звуко-кино-технологического оборудования новых и реконструируемых зданий театров и концертных залов должно выполняться силами специализированных проектных организаций.
I.1.1.7. Театры и концертные залы перед открытием театрально-концертного сезона предъявляются к сдаче междуведомственной комиссии, состоящей из представителей: горсовета (облсовета, райсовета), государственной санитарно-эпидемиологической станции, технической инспекции труда профсоюза, Государственного пожарного надзора, Госэнергонадзора, вышестоящей организации культуры.
I.1.1.8. Администрация театра, концертного зала представляет междуведомственной комиссии техническую документацию:
- акт технического осмотра здания театра, концертного зала (приложение 2);
- паспорт санитарно-технического состояния театра, концертного зала (приложение 3);
- заключение о состоянии конструктивных элементов здания;
- заключение о состоянии штукатурки потолков, стен, лепных украшений зрительской и закулисной частей здания;
- заключение о состоянии механического оборудования сцены, эстрады;
- технические паспорта на действующее сценическое и общеинженерное оборудование;
- технический отчет по электрическому испытанию изоляции электросетей и измерению сопротивления устройств защитного заземления электрооборудования;
- акт испытания крюков подвеса потолочных люстр, настенных бра;
- протоколы испытания защитных средств (диэлектрических перчаток, галош, бот, резиновых ковриков, монтерского инструмента, предохранительных поясов и т.п.);
- журналы учета инструктажей по технике безопасности и другую техническую документацию по требованию комиссии.
На основании акта междуведомственной комиссии Исполнительный Комитет городского (районного) Совета народных депутатов выдает разрешение на право эксплуатации театра, концертного зала.
I.1.1.9. Для контроля соответствия макетов постановок, декоративного оформления новых и капитально возобновляемых спектаклей, концертов требованиям правил техники безопасности и пожарной безопасности, а также охраны труда, приказом по театру, концертному залу назначается местная постоянно действующая (рабочая) комиссия в составе: ответственного за общее состояние техники безопасности театра, концертного зала, главного режиссера, главного художника, главного балетмейстера, главного хормейстера, главного инженера, руководителей технических служб, начальника пожарной охраны, старшего инженера (инженера) по технике безопасности и представителя местного комитета.
I.1.1.10. Местная постоянно действующая комиссия перед сдачей спектакля, концерта художественному совету обязана произвести приемку декоративного оформления и составить акт с указанием выявленных недочетов по технике безопасности, пожарной безопасности и охране труда и сроков их устранения.
I.1.1.11. Администрация театра, концертного зала обязана устранить все нарушения правил техники безопасности, отмеченные в акте местной постоянно действующей комиссии; составить паспорт спектакля, концерта (приложение 4).
I.1.1.12. Администрация театра, концертного зала не позднее чем за 5 дней до выпуска нового или возобновляемого спектакля, концерта для приемки декоративного оформления созывает техническую комиссию из представителей местных заинтересованных организаций: технического инспектора труда профсоюза, специалистов Управления культуры, инспектора Госпожнадзора.
I.1.1.13. Художественно-постановочная часть представляет технической комиссии:
а) акт местной постоянно действующей комиссии по приемке декоративного оформления спектакля, концерта;
б) паспорт спектакля, концерта.
I.1.1.14. При наличии замечаний технической комиссии в части несоответствия представленного декоративного оформления требованиям настоящих "Правил", "Правил пожарной безопасности для театрально-зрелищных предприятий и культурно-просветительных учреждений" и другим директивным документам по охране труда администрация театра, концертного зала должна их устранить и до премьеры представить декоративное оформление к повторному приему.
Приемка декоративного оформления спектакля, концерта оформляется актом за подписью членов комиссии (приложение 5).
I.1.1.15. При организации показа спектаклей, концертов во Дворцах спорта, на стадионах, в цехах предприятий, специально оборудованных поездах и судах администрация театра, концертного зала, филармонии и др., проводящая гастроли, должна совместно с представителями администрации этих сооружений, предприятий транспорта и др. разработать временные инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности при проведении спектаклей, концертов с учетом действующих на этих объектах правил и директивных документов соответствующих министерств и ведомств по вопросам техники безопасности, охране труда и пожарной безопасности.
§ 2. Обязанности, права и ответственность административного,
технического и художественного персонала
I.1.2.1. Общее руководство работой по технике безопасности и производственной санитарии и ответственность за соблюдение действующего законодательства по охране труда, выполнение правил, норм, инструкций и решений вышестоящих организаций по технике безопасности и производственной санитарии в театре, концертном зале возлагается на директора и на лицо, назначаемое приказом директора: на директора-распорядителя, заместителя директора, на главного инженера.
I.1.2.2. Непосредственная организация работы по технике безопасности и производственной санитарии и осуществление контроля за проведением мероприятий по созданию безопасных условий труда в театре, концертном зале возлагается на старшего инженера (инженера) по технике безопасности. Старший инженер (инженер) подчиняется непосредственно лицу, ответственному за технику безопасности в театре, концертному залу.
I.1.2.3. В театрах, концертных залах, где по штатному расписанию отсутствует должность старшего инженера (инженера) по технике безопасности, его функции возлагаются приказом на инженерно-технического работника одной из служб.
I.1.2.4. Директор театра, концертного зала обязан:
- обеспечить разработку комплексного плана улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и представлять отчет о его выполнении (приложение 6);
- ежегодно заключать с местным комитетом соглашения на проведение мероприятий по охране труда (приложение 7). Выделять на эти цели необходимые средства, следить за их освоением. В конце года совместно с месткомом рассматривать акт проверки выполнения соглашения на проведение мероприятий по охране труда (приложение 8);
- требовать при издании приказа о зачислении на работу представления необходимых документов о прохождении инструктажа по технике безопасности в соответствии с настоящими "Правилами" и медицинского освидетельствования;
- разрешать ввод в эксплуатацию новых сценических механизмов, оборудования, реконструируемых помещений только после приемки их специальной комиссией;
- разрешать выпуск нового спектакля, концерта только после устранения режиссером-постановщиком, балетмейстером, художником и заведующим художественно-постановочной частью всех замечаний и нарушений техники безопасности и производственной санитарии, отмеченных в акте местной постоянно действующей комиссии и в акте технической комиссии вышестоящей организации по приемке декоративного оформления спектакля, концерта;
- приостанавливать работу театра, концертного зала или отдельных участков, когда создалась угроза для безопасности зрителей, творческого, производственно-технического и обслуживающего персонала;
- своевременно предоставлять отчеты о пострадавших при несчастных случаях, связанных с производством и освоением средств на мероприятия по охране труда, ф. N 7-Т (приложение 9);
- решительно пресекать любые нарушения действующих правил, норм и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии. При поощрениях и премировании работников учитывать выполнение ими правил техники безопасности и производственной санитарии;
- назначать приказами лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования и объектов, подконтрольных органам Госгортехнадзора и Госэнергонадзора;
- участвовать в расследовании групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев на производстве.
I.1.2.5. Лицо, назначенное приказом директора ответственным за технику безопасности по театру, концертному залу, обязано:
- организовать работу в соответствии с правилами по технике безопасности и нормами производственной санитарии;
- рассматривать и утверждать перспективные и текущие планы мероприятий и соглашения по охране труда;
- рассматривать и утверждать планы работ старшего инженера (инженера) по технике безопасности;
- принимать меры по своевременному выполнению предписаний органов государственного надзора, технической инспекции труда профсоюзов и вышестоящих организаций по устранению имеющихся недостатков в области охраны труда;
- утверждать акты о несчастных случаях на производстве, ф. Н-1 (приложение 10);
- выполнять положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (приложение 11);
- участвовать в рассмотрении проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта здания и оборудования;
- разрешать перевозку артистов и технических работников только в специально оборудованных автобусах в сопровождении ответственного представителя администрации, фамилия, имя и отчество которого вписывается в путевой лист;
- принимать личное участие в расследовании групповых, смертельных и тяжелых несчастных случаев.
I.1.2.6. Главный инженер (старший инженер) театра, концертного зала несет ответственность за:
- исправное состояние и безопасную эксплуатацию зданий, территории, всего общеинженерного и сценического оборудования, а также коммуникаций;
- своевременное проведение ремонта зданий, территории, всего общеинженерного и сценического оборудования, а также коммуникаций;
- осуществление повседневного контроля за организацией в подчиненных службах выполнения рабочими правил безопасности и инструкций;
- выполнение работ по технике безопасности и производственной санитарии подчиненными ему службами в соответствии с утвержденными планами;
- организацию проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда и техники безопасности производственно-технического персонала в подчиненных службах;
- своевременное выполнение подчиненными службами предписаний Госпожнадзора, Госэнергонадзора, Госгортехнадзора, Госсаннадзора, старшего инженера (инженера) по технике безопасности, а также предложений общественных инспекторов и комиссий;
- организацию планомерного заполнения типового паспорта санитарно-технического состояния, условий труда в театре, концертном зале по форме, утвержденной ЦК профсоюза работников культуры, и своевременное устранение выявленных при паспортизации нарушений норм, правил и средств безопасности труда;
- обеспечение работников подчиненных служб спецодеждой, спецобувью, мылом, защитными средствами и т.п.;
- организацию систематической пропаганды знаний безопасных методов труда.
I.1.2.7. Заведующий художественно-постановочной частью несет ответственность за:
- исправное состояние декораций, бутафории и реквизита;
- обязательное указание в монтировочных листах безопасных способов сборки декораций, обращения с бутафорией и реквизитом;
- соблюдение норм загрузки и режимов работы сценических механизмов;
- организацию безопасной работы на сцене, эстраде при перемещении декораций и бутафории;
- организацию безопасного складирования, хранения и транспортировки декораций;
- согласование со старшим инженером (инженером) по технике безопасности технической документации на декорации, постановочные станки и устройства;
- выполнение работ по технике безопасности и производственной санитарии в соответствии с утвержденными планами;
- организацию проведения инструктажа и проверку знаний по вопросам охраны труда и техники безопасности постановочного персонала;
- своевременное выполнение подчиненными службами предписаний постоянно действующей комиссии и технической комиссии вышестоящей организации по приемке декоративного оформления спектакля, концерта;
- обеспечение работников подчиненных служб спецодеждой, спецобувью, мылом, защитными средствами и т.п.;
- организацию систематической пропаганды знаний безопасных методов труда.
1.1.2.8. Главный режиссер (режиссер-постановщик), главный балетмейстер (балетмейстер), главный художник (художник) несут ответственность за:
- своевременный инструктаж артистов и исполнителей по безопасному выполнению поставленных ими сцен или отдельных номеров;
- соответствие художественно-постановочных решений спектакля, концерта настоящим "Правилам";
- согласование вносимых ими изменений, связанных с техникой безопасности или пожарной безопасностью, в художественно-постановочные решения спектакля, концерта, принятого постоянно действующей комиссией театра и технической комиссией.
I.1.2.9. Начальники служб: механооборудования, электрооборудования, электронного оборудования и связи, заведующий производственными мастерскими и др. несут ответственность за:
- исправное состояние действующего оборудования, приспособлений, инструментов и инвентаря, закрепленного за их службами;
- организацию правильной постановки технического надзора и своевременное проведение установленных правилами испытаний механизмов и оборудования, электрических измерений и испытаний, а также проведение периодических осмотров и гидравлических испытаний сосудов и других устройств, работающих под давлением, и другого оборудования, закрепленного за их службами;
- своевременное обучение, аттестацию и ежегодную проверку знаний рабочих и инженерно-технических работников, а также за выдачу им соответствующих удостоверений в подчиненных им службах;
- выполнение правил и норм по технике безопасности и организацию безопасных условий труда при производстве работ рабочими и инженерно-техническими работниками их служб;
- своевременную разработку инструкций по технике безопасности по всем профессиям своих служб;
- обеспечение участков работ с повышенной опасностью и оборудованием схемами, предупредительными плакатами, надписями и др. в подчиненных им службах.
I.1.2.10. Главный администратор (администратор) несет ответственность за:
- организацию порядка, обеспечивающего безопасное пребывание зрителей в здании театра, концертного зала и на его территории;
- санитарное состояние зрительской части здания и территории.
I.1.2.11. Помощник режиссера, ведущий спектакль, несет ответственность за:
- своевременную подачу команд ("повесток") машинистам сцены и другим операторам по безопасному перемещению сценических устройств и декораций в соответствии с партитурой спектакля, концерта и места нахождения артистов и исполнителей на сцене;
- наличие у машинистов сцены и других операторов партитуры спектакля с "повестками" для исполнения его команд.
I.1.2.12. Административный, инженерно-технический и художественный руководящий персонал несет ответственность за:
- возложенные на него обязанности по охране труда и технике безопасности на вверенных ему участках работы;
- соблюдение законодательства по охране труда и настоящих "Правил";
- несчастные случаи на производстве, профзаболевания артистов, художественного и производственного персонала и несчастные случаи со зрителями, происшедшие в здании театра, концертного зала или на его территории вследствие нераспорядительности или действий, нарушающих правила безопасности, непринятия мер по предотвращению случаев травматизма на вверенных им участках.
I.1.2.13. Ответственный за эксплуатацию автотранспорта (заведующий гаражом) несет ответственность за:
- техническое состояние легкового и грузового автотранспорта, автофургонов для транспортировки декораций, специально оборудованных автобусов для перевозки артистов и технического персонала;
- технически исправное состояние автотранспорта в соответствии с требованиями "Правил дорожного движения";
- организацию в гараже работы в соответствии с требованиями "Правил техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта".
I.1.2.14. Старший инженер (инженер) по технике безопасности обязан:
- осуществлять методическое и оперативное руководство работой по технике безопасности и производственной санитарии;
- участвовать в подготовке предложений по обеспечению безопасных методов работы и улучшению условий труда; по согласованию с местным комитетом включать их в план мероприятий по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, а также осуществлять контроль за их выполнением;
- контролировать соблюдение руководителями служб, участков и других подразделений действующего законодательства, постановлений ВЦСПС и ЦК профсоюза работников культуры, приказов и инструкций Министерства культуры СССР и министерств культуры союзных республик по вопросам охраны труда и техники безопасности; предписаний санитарно-эпидемиологической станции, технической инспекции труда профсоюза; правил и инструкций Госгортехнадзора и Госэнергонадзора; выполнение соглашений с местными комитетами о проведении мероприятий по охране труда и технике безопасности, а также правил и норм выдачи спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты;
- контролировать соблюдение требований техники безопасности и производственной санитарии при монтаже нового оборудования, модернизации и ремонте действующего оборудования, осуществляемого работниками театра, концертного зала;
- участвовать в согласовании проектов на новое строительство и на реконструкцию здания, технологического и общеинженерного оборудования в части техники безопасности и производственной санитарии;
- участвовать в комиссиях по приемке в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий, макетов и декоративного оформления, электромеханического и другого оборудования, сценических механизмов и устройств, компрессоров и оборудования, работающего под давлением;
- проводить вводный инструктаж по технике безопасности со всеми вновь поступающими на работу и вести учет в журнале вводного инструктажа; контролировать обучение безопасным методам работы и организовывать учебу по повышению квалификации административно-технического персонала в части техники безопасности и производственной санитарии;
- участвовать в работе комиссии по проверке знаний правил техники безопасности и по присвоению квалификационной группы по технике безопасности рабочим и инженерно-техническим работникам;
- организовать лекции, смотры охраны труда, стенды, распространение инструкций, памяток и предупредительных надписей по технике безопасности;
- участвовать в комиссиях и контролировать своевременное расследование причин аварий и несчастных случаев, связанных с производством, профотравлений, профзаболеваний и проведение мероприятий по предупреждению и устранению этих причин;
- участвовать в составлении актов о несчастных случаях, связанных с производством; регистрировать несчастные случаи, составлять отчетную документацию по производственному травматизму;
- контролировать освоение средств, ассигнуемых на охрану труда, технику безопасности и производственную санитарию;
- контролировать своевременное и правильное заполнение ответственными лицами, назначенными приказом директора, типового паспорта санитарно-технического состояния условий труда в театре, в концертном зале;
- контролировать устранение выявленных при паспортизации нарушений норм, правил и стандартов безопасности труда;
- предоставлять в дирекцию предложения о поощрении работников за хорошие показатели по технике безопасности и промсанитарии, а также о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении правил техники безопасности и производственной санитарии.
I.1.2.15. Старший инженер (инженер) по технике безопасности имеет право:
- проверять состояние техники безопасности и производственной санитарии во всех подразделениях театра, концертного зала;
- указывать руководителям служб, отделов, участков на имеющиеся нарушения и недостатки в охране труда и технике безопасности и давать письменные предписания на их устранение. Предписания старшего инженера (инженера) по технике безопасности могут быть отменены только лицом, ответственным за общее состояние техники безопасности и производственной санитарии театра, концертного зала письменным приказом;
- запрещать пуск в эксплуатацию электротехнического и механического оборудования, подъемно-опускных устройств и других механизмов, элементов оформления спектакля, не отвечающих требованиям техники безопасности;
- запрещать эксплуатацию здания или отдельных помещений, а также оборудования и коммуникаций, если имеется угроза для безопасности зрителей, производственно-технического персонала театра, концертного зала;
- вносить предложения директору театра, концертного зала о привлечении к ответственности, вплоть до отстранения от работы, отдельных работников, систематически нарушающих правила и инструкции по технике безопасности.
I.1.2.16. Старший инженер (инженер) по технике безопасности несет ответственность за невыполнение возложенных на него обязанностей и за неиспользование предоставленных ему прав.
§ 3. Инструктаж и обучение по технике безопасности
и производственной санитарии
I.1.3.1. Художественно-руководящий, инженерно-технический и обслуживающий персонал, артисты, служащие театров, концертных залов должны пройти инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии в соответствии с положением настоящих "Правил" (приложение 12).
I.1.3.2. Инструктаж по технике безопасности проводится со всеми вновь поступающими на работу, независимо от профессии, должности, квалификации, стажа и опыта работы. Если в спектакле (концерте) должны быть заняты дети моложе 16 лет, необходимо получить разрешение в обкоме (горкоме) профсоюза на их участие. При этом к ним должен быть прикреплен сопровождающий, который отвечает за их безопасность на сцене и вне ее. Сопровождающий проходит соответствующий инструктаж и расписывается об этом в журнале учета инструктажей по технике безопасности.
I.1.3.3. Проведение вводного (общего) инструктажа, первичного инструктажа с работниками на рабочем месте отмечается в контрольном листе (приложение 13) и в журнале учета инструктажей по технике безопасности и производственной санитарии (приложение 14). Отдел кадров должен произвести оформление поступающего на работу только при наличии контрольного листа о прохождении вводного и первичного инструктажа на рабочем месте, подписанного руководителем подразделения.
Инструктажи проводятся:
а) вводный (общий) инструктаж - старшим инженером (инженером) по технике безопасности со всеми вновь поступающими на работу. Журнал учета вводного инструктажа хранится у старшего инженера по технике безопасности. Контрольный лист проведения инструктажа сдается в отдел кадров и хранится в личном деле работника;
б) первичный инструктаж на рабочем месте - руководителями служб, отделов, участков со всеми вновь принятыми на работу или переведенными с другого участка, с одного вида оборудования на другое, и в случаях временного перевода на новую работу.
Журнал учета первичного инструктажа на рабочем месте хранится в структурном подразделении;
в) периодический инструктаж на рабочем месте - руководителями служб, участков, отделов, мастерских не реже одного раза в год по программе первичного инструктажа.
Для работников, обслуживающих оборудование, контролируемое Госэнергонадзором, Госгортехнадзором, инструктаж проводится в соответствии с правилами по технике безопасности, утвержденными этими государственными органами. Факт проведения инструктажа отмечается в журнале учета инструктажа по технике безопасности и производственной санитарии подразделения театра, концертного зала;
г) внеплановый инструктаж на рабочем месте - руководителями структурных подразделений при изменении технологического процесса работы, если это изменение повлекло за собой изменение условий безопасности труда, или при нарушении работающими правил техники безопасности, а также при издании новых правил по технике безопасности. Инструктаж проводится по программе первичного инструктажа и отмечается в журнале с указанием причин внепланового инструктажа.
I.1.3.4. Работники, для которых установлен обязательный медицинский осмотр, должны представить соответствующее медицинское заключение о состоянии здоровья в отдел кадров. Только после положительного медицинского заключения они могут быть допущены к работе.
I.1.3.5. Вновь поступившему работнику выдается на руки инструкция или памятка безопасности, и он прикрепляется к опытному работнику для обучения безопасным методам труда.
I.1.3.6. В наиболее доступном для обозрения месте должна быть вывешена инструкция по безопасным методам работы для данного участка и механизма.
I.1.3.7. При организации выездных спектаклей, концертов необходимо проводить общий инструктаж по технике безопасности на сцене, где будет работать театральный или концертный коллектив, с указанием особенностей условий труда и работы сценического оборудования, механизмов, светотехнической аппаратуры данной сцены, эстрады.
Заведующий художественно-постановочной частью или его заместитель проводят инструктаж с работниками постановочной части, а режиссер или его помощник - с актерами. Особое внимание актеров обращается на расположение люков провала, состояние планшета сцены, выходов и закулисных проходов.
I.1.3.8. Обучение технике безопасности считается законченным после прохождения всего курса по утвержденной программе и сдачи экзаменов квалификационной комиссии, организуемой дирекцией театра, концертного зала. Результаты проверки знаний оформляются протоколом (приложение 15), после чего выдается удостоверение (приложение 16).
I.1.3.9. Технические работники, ранее прошедшие обучение, вторично к обучению не привлекаются, но ежегодно проходят проверку знаний техники безопасности с оформлением результатов проверки в журнале учета инструктажа по технике безопасности и производственной санитарии.
§ 4. Требования к производственному персоналу
I.1.4.1. Рабочие и специалисты по обслуживанию ремонта и монтажа оборудования, механизмов и аппаратуры, в отношении которых предъявляются повышенные требования по технике безопасности, принимаются на работу не моложе 18 лет, после прохождения предварительного медицинского осмотра в соответствии с действующими директивными документами Министерства здравоохранения СССР.
I.1.4.2. К числу специальностей, для которых предъявляются повышенные требования по технике безопасности, относятся следующие:
1) машинисты сцены;
2) механики и электромеханики, обслуживающие сценические механизмы;
3) электротехнический персонал, обслуживающий электроустановки;
4) осветители;
5) пиротехники;
6) рабочие по ремонту и обслуживанию холодильных машин, вентиляторов, трубопроводов пара, горячей воды, канализационных устройств и очистных сооружений;
7) рабочие, работающие на высоте, верхолазы;
8) рабочие, обслуживающие сосуды, работающие под давлением;
9) такелажники, рабочие, обслуживающие тельферы, грузоподъемные машины;
10) электросварщики и газосварщики;
11) водители автомашин, автопогрузчиков и электрокаров.
Глава 2. ТЕРРИТОРИЯ, ЗДАНИЯ
I.2.1. Строительство новых и реконструкция существующих зданий театров, концертных залов должны производиться по проектам, разработанным в соответствии с главой Строительных норм и правил (СНиП) по проектированию театров, главой СНиП противопожарных норм проектирования зданий и сооружений, а также других глав СНиП в той части, в которой они распространяются на указанные здания (естественное и искусственное освещение; отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха; водоснабжение, внутренний водопровод и канализация зданий; горячее водоснабжение и др.). Здания театров, концертных залов, имеющие киноустановки для показа фильмов, должны удовлетворять главе СНиП по проектированию кинотеатров. Отдельно стоящие здания театральных художественно-производственных мастерских должны сооружаться по проектам, разработанным в соответствии с главой СНиП проектирования производственных зданий промышленных предприятий и других глав СНиП в той части, в которой они распространяются на эти здания, а также санитарными нормами проектирования промышленных предприятий.
I.2.2. Территория театров, концертных залов должна иметь удобные подъезды и подходы, оборудоваться открытыми стоянками для общественного и индивидуального транспорта.
I.2.3. Территория театра, концертного зала должна содержаться в порядке и чистоте. Подъезды и подходы должны быть свободными для прохода зрителей и движения транспорта, не иметь выбоин, ям, постоянно содержаться в исправности, иметь электрическое освещение в вечернее и ночное время.
I.2.4. Для стоянки автомашин должны отводиться специальные места.
Воспрещается устройство воздухозаборников для вентиляции или кондиционирования воздуха около стоянки автомашин, дорог с интенсивным автомобильным движением и перекрестков.
I.2.5. Подъезды и проезды внутри территории театра, концертного зала должны обеспечивать подвоз декораций специальным автотранспортом или автопоездами.
I.2.6. Декорации и другие материалы должны храниться в специальных складах, под навесами или на специально отведенных площадках, определяемых инструкциями дирекции театра, концертного зала по согласованию с местными органами пожарного и санитарного надзора. Загромождение проездов и подходов декорациями и другими материалами воспрещается.
I.2.7. Подходы, подъезды и территория театра, концертного зала должны:
в летнее время поливаться, в зимнее - очищаться от снега, в гололед - посыпаться песком.
Территория и стилобаты зданий театров, концертных залов должны оборудоваться водостоками для отвода атмосферных вод. Их следует регулярно прочищать и ремонтировать.
I.2.8. Крыши здания в зимнее время должны регулярно очищаться от снега (за исключением крыш с мягкой кровлей при нулевом уклоне). Карнизы зданий, особенно со стороны подхода зрителей, должны регулярно проверяться и очищаться от наледи и сосулек.
I.2.9. На подходах к театру, концертному залу и при входах в здания должны устанавливаться урны. Урны необходимо ежедневно очищать и периодически дезинфицировать. В летнее время они должны на 1/3 заливаться водой. По согласованию с санитарно-эпидемиологической станцией администрация театра, концертного зала на территории двора выделяет место для мусоросборников. Отходы производства и мусор должны ежедневно выноситься из здания и собираться в мусоросборниках с плотно закрывающимися крышками. Мусор по мере накопления вывозится на свалку. Мусоросборники не реже одного раза в месяц должны подвергаться дезинфекции.
I.2.10. Территория хозяйственного двора должна быть асфальтирована, ограждена и освещаться в вечернее время.
I.2.11. Помещения складов, расположенных на территории хоздвора, для хранения декораций и другого театрального имущества, материалов должны отвечать требованиям пожарной безопасности и настоящих "Правил". Беспорядочное хранение декораций, оборудования, материалов на территории двора воспрещается.
I.2.12. Устраивать площадки для открытого хранения в местах расположения смотровых колодцев, подземных сетей запрещается.
I.2.13. Материал, необходимый для изготовления декораций, может храниться на территории двора с соблюдением следующих требований:
- трубы стальные больших диаметров - в штабелях высотой до 1,5 м с прокладками и концевыми упорами; мелких диаметров - на стеллажах высотой до 1,5 м;
- пиломатериалы - в штабелях, высота которых составляет при рядовой укладке не более половины их ширины, а при укладке в клети - не более ширины штабеля.
I.2.14. Для разборки штабелей высотой более 1,5 м необходимо пользоваться подмостями.
I.2.15. Баллоны со сжатыми газами хранятся под навесом или в специальных закрытых проветриваемых помещениях, отдельно стоящих от основного здания театра, концертного зала, изолированных от источников открытого огня и мест сварки. Хранение в одном помещении баллонов с кислородом и ацетиленом и другими взрывоопасными горючими воспрещается.
I.2.16. На территории двора должны быть пожарный и хозяйственный водопровод и телефонная связь с основным зданием.
I.2.17. При работах по очистке кровли от снега, подвеске праздничного оформления здания рабочие, выполняющие эту работу, должны получить необходимые приспособления для безопасной работы на высоте и пройти инструктаж по технике безопасности.
I.2.18. Встраивать в здания театральных предприятий гаражи для автомобильного транспорта воспрещается.
I.2.19. Оборудование, установленное в здании театра, концертного зала (сценические механизмы, грузоподъемные машины, кондиционеры, вентиляторы и т.п.), должно иметь технический паспорт, в котором содержатся его технические данные, основные чертежи и расчетные параметры главных узлов. В паспорте отражаются все виды ремонта, замена деталей, результаты испытаний. Все записи в техническом паспорте производятся лицом, ответственным за работу данного оборудования.
I.2.20. У пультов управления оборудованием и механизмами на видных местах должны быть вывешены инструкции по технике безопасности. В них указывается: порядок пуска и остановки, способы загрузки, правила безопасности эксплуатации и обслуживания и другие положения.
I.2.21. В каждом производственном помещении театра, концертного зала должна быть аптечка с полным комплектом медикаментов.
I.2.22. Все производственные помещения, а также помещения для длительного пребывания административного, художественного и производственного персонала должны иметь естественное освещение (коэффициент естественной освещенности не менее 0,1%) и естественную вентиляцию (аэрацию). Исключения составляют технические помещения сценического комплекса: аппаратные управления сценическим освещением, звуко-кино-технологического оборудования и другие помещения для кратковременного пребывания людей.
I.2.23. Для проведения генеральной уборки всех помещений в здании театра, концертного зала должен ежемесячно устраиваться один санитарный день. Проводить в этот день сценические репетиции не разрешается.
I.2.24. В зданиях театров, концертных залов проживание любого персонала и артистов воспрещается.
Раздел II. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ И РАЗМЕЩЕНИЮ
В НИХ ОБОРУДОВАНИЯ
Глава 3. ЗРИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС
§ 1. Зрительные залы
II.3.1.1. Зрительные залы в театрах, концертных залах должны обеспечивать комфортные и безопасные условия пребывания в них зрителей и их беспрепятственную эвакуацию в случае пожарной или другой опасности в течение 2-х минут, а в сейсмических районах и из залов детских специализированных театров за 1,5 мин.
II.3.1.2. Размеры кресел зрительного зала должны быть не менее, см:
ширина между осями подлокотников - 50;
глубина сидения - 42;
высота -"- - 45.
II.3.1.3. Кресла устанавливаются в ряды и прочно прикрепляются к полу. Не закрепляются к полу кресла и стулья, устанавливаемые в ложах с горизонтальным полом.
II.3.1.4. Крайние кресла ряда в проходах допускается оборудовать откидными сиденьями (строфонтенами) с пружинными устройствами, обеспечивающими их самооткидывание.
II.3.1.5. Предельное количество мест в ряду, в зависимости от расстояния между спинками сидений и расстановки мест, должно соответствовать:
------------T-----------T-------------------------T--------------¬
¦Расстановка¦Расстояние ¦Количество непрерывно ус-¦Ширина прохода¦
¦ мест ¦между спин-¦тановленных мест в ряду ¦между рядами в¦
¦ ¦ками сиде- ¦(не более) ¦м, не менее ¦
¦ ¦ний в м +------------T------------+ ¦
¦ ¦ ¦при односто-¦при двусто- ¦ ¦
¦ ¦ ¦роннем выхо-¦роннем выхо-¦ ¦
¦ ¦ ¦де из ряда ¦де из ряда ¦ ¦
+-----------+-----------+------------+------------+--------------+
¦Короткими ¦ 0,9 ¦ 12/20 ¦ 24/40 ¦ 0,45 ¦
¦рядами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Длинными ¦ 1,0 ¦ 26/30 ¦ 50/60 ¦ 0,55 ¦
¦рядами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------+-----------+------------+------------+---------------
В числителе количество мест в ряду - театрах; в знаменателе - концертных залах.
II.3.1.6. Количество мест в ложах определяется их размерами. Количество рядов следует устанавливать не более двух на горизонтальном полу и не более трех при ступенчатом устройстве пола.
II.3.1.7. Высота барьеров балконов или ярусов должна быть не менее 0,8 м. При этом на верхних ярусах с большим перепадом уровней пола между рядами должны устраиваться перила, предохраняющие зрителей от падения при проходе на свои места.
II.3.1.8. На барьерах лож, ярусов, бельэтажа, балконов, галерей осветительных лож, а также под выносными софитами необходимо устанавливать сетчатые ограждения, гарантирующие от падения биноклей, сумок, рамок светофильтров и других предметов.
II.3.1.9. Потолок и лепные архитектурные детали зрительных залов должны систематически осматриваться с целью выявления трещин и отставания штукатурки. Перед открытием театрального сезона назначается техническая комиссия, которая дает заключение о состоянии потолка и его деталей.
II.3.1.10. Зрителям и служебному персоналу запрещается стоять в проходах и в дверях зрительного зала в период спектаклей и концертов.
II.3.1.11. На ряды кресел после окончания вечернего спектакля должны надеваться секционные чехлы. На период репетиций чехлы не снимаются.
II.3.1.12. Ширина проходов в зрительных залах должна быть не менее 1 м (с учетом открытых откидных сидений) и не более 2,4 м. Уклон пола в проходах допускается не более 1:7.
При устройстве проходов со ступенями высота подступенков должна быть не более 0,2 м.
II.3.1.13. Тоннели для проходов в зрительный зал должны иметь ширину не менее 1,4 м при высоте дверей не менее 2,0 м.
II.3.1.14. Движение зрителей по проходам должно быть беспрепятственным. Устанавливать дополнительные приставные стулья в проходах зрительного зала воспрещается.
II.3.1.15. Двери зрительного зала должны быть двупольные при ширине не менее 1,2 м и открываться в сторону выхода из зала. В ложах допускаются однопольные двери шириной не менее 0,8 м.
II.3.1.16. Двери не должны иметь со стороны зала выступающих частей в виде обвязок, филенок и ручек. В проемах не должно быть порогов.
II.3.1.17. Пол зрительного зала должен быть ровным и без выбоин. При входах в зал из смежных помещений с другим уровнем в проходе необходимо устраивать пандусы с уклоном не более 1:7.
II.3.1.18. Драпри на дверях зрительного зала, лож и всех зрительских помещений подвешиваются на специальных приспособлениях с учетом, чтобы они не мешали проходу и выходу зрителей. Крепление штанг, кронштейнов, карнизов для подвешивания драпри должно быть прочным и регулярно проверяться.
II.3.1.19. Зрительные залы должны иметь приточно-вытяжную вентиляцию или систему кондиционирования воздуха. Температура воздушной среды в период спектаклей, концертов должна поддерживаться: в теплый период года 23 - 25 град. C; в холодный период года 19 - 21 град.
II.3.1.20. Приток и вытяжка воздуха из зрительного зала должны устраиваться так, чтобы зрители не подвергались прямому обдуву, а подвижность воздуха в зале не превышала 0,15 м/сек. в холодный период и 0,25 м/сек. в теплый.
II.3.1.21. Режим работы систем вентиляции должен обеспечивать в зрительном зале воздушную среду к началу спектакля или концерта в пределах указанных параметров и поддерживать ее в течение времени пребывания зрителей.
II.3.1.22. В зрительном зале должна производиться ежедневно влажная уборка. При двух и большем количестве спектаклей, концертов в день - обязательно после каждого. Мягкую мебель, драпри, ковры, дорожки и мягкую обивку барьеров необходимо очищать от пыли пылесосами не реже одного раза в неделю. Ежемесячно для обработки мягкой мебели следует вызывать дезинфекционную станцию.
II.3.1.23. Зрительные залы, при отсутствии централизованного пылеудаления, должны оборудоваться штепсельными розетками для подключения электрических пылесосов. Штепсельные розетки устанавливаются в специальных нишах, оборудованных крышками с замками.
§ 2. Общие требования к помещениям для зрителей
II.3.2.1. Из всех помещений должна быть обеспечена беспрепятственная эвакуация зрителей. На путях эвакуации (в фойе, кулуарах, коридорах, в вестибюлях и на лестницах) не должно быть на высоте до 2-х м от пола никаких выступов, затрудняющих движение. Не допускается местное сужение и расширение лестничных маршей.
II.3.2.2. Устанавливать на путях эвакуации зрителей скульптуры, мебель, подставки для цветов, фальшивые двери, зеркала в человеческий рост воспрещается. Скульптуры, декоративные вазы и другие предметы допускается устанавливать в нишах или на высоте более двух метров. При этом они должны быть прочно закреплены, чтобы исключить возможность падения.
II.3.2.3. Пол всех помещений должен быть ровным, без выбоин, без порогов в дверных проемах.
II.3.2.4. Ковровые дорожки должны плотно прикрепляться к полу, а на лестницах укрепляться ковродержателями.
II.3.2.5. Все виды рекламы, портреты актеров, электроаппаратура для подсвета и др. предметы должны быть надежно подвешены и закреплены.
II.3.2.6. Остекленные проемы в наружных или внутренних стенах, которые начинаются от пола, ограждаются декоративными решетками или специальными перилами на высоте 0,8 м.
II.3.2.7. Отопительные приборы ограждаются декоративными решетками с креплением к стене. На лестничных площадках отопительные приборы устанавливаются в нишах с таким расчетом, чтобы не препятствовать эвакуации зрителей.
II.3.2.8. Поручни лестниц должны быть гладкими, без заусениц. Ограждения лестничных маршей перед открытием театрального сезона проверяются технической комиссией, которая дает заключение об их надежности.
II.3.2.9. Уборку пола вестибюля, гардероба, особенно в весеннее и осеннее время года, следует производить влажную, сразу после прохода зрителей в зал. Уборку фойе, кулуаров следует производить ежедневно, а при двух и большем количестве спектаклей в день - после каждого.
II.3.2.10. Все помещения зрительской части должны обставляться урнами, залитыми на 1/3 водой.
§ 3. Вестибюли, кулуары и гардеробные
II.3.3.1. Кассовый и входной вестибюли должны оборудоваться тамбурами с тепловой завесой. У входа в тамбур устанавливаются специальные металлические решетки, скребки для очистки обуви от грязи. Внутри тамбура устанавливаются щетки, резиновые, войлочные коврики.
II.3.3.2. Пол помещения гардероба за барьером должен находиться на одном уровне с полом помещений перед барьером гардероба. Допускается разница в этих уровнях не более 25 см. Мраморный или бетонный пол должен устилаться ковром.
II.3.3.3. Гардеробный барьер необходимо надежно крепить к полу, чтобы при скоплении зрителей его нельзя было сдвинуть или перевернуть.
II.3.3.4. Для билетеров и гардеробщиков должны оборудоваться отдельные комнаты для переодевания и отдыха с индивидуальными вешалками.
II.3.3.5. В вестибюле, при отсутствии вблизи санитарных узлов, следует оборудовать горячее и холодное водоснабжение для влажной уборки помещений.
§ 4. Буфеты
II.3.4.1. Буфеты для зрителей могут быть устроены как в отдельных помещениях, так и на площади фойе и кулуаров. Помещения доготовочной, моечной и кладовой - тарной при буфете выше 1-го этажа должны быть удобно связаны с одной из лестниц зданий, а при размещении выше 3-го этажа необходимо иметь грузовой подъемник.
II.3.4.2. Помещение моечной буфета должно иметь горячее и холодное водоснабжение.
II.3.4.3. Буфетные стойки, столы для обслуживания зрителей должны быть покрыты легко моющимся материалом (пластиком, мрамором и т.п.).
II.3.4.4. Работа буфета может быть разрешена только при наличии заключения районной или городской санитарно-эпидемиологической станции.
§ 5. Санитарные узлы
II.3.5.1. В театрах, концертных залах санитарные узлы и курительные для зрителей и служебного персонала должны быть отдельными.
Туалетные и уборные должны устраиваться из расчета, что среди зрителей количество мужчин и женщин одинаково.
II.3.5.2. Перед каждой уборной должна быть оборудована туалетная с умывальниками из расчета один умывальник на 100 зрителей.
Туалетная должна служить проходом в уборную и отделяться от нее перегородкой с дверью.
II.3.5.3. Входы в мужскую и женскую уборные следует располагать возможно дальше друг от друга.
II.3.5.4. В мужских уборных должно быть не менее одного унитаза на 100 мужчин и одного писсуара на 40 мужчин, а в женских - один унитаз на 50 женщин.
II.3.5.5. Проход между кабинами уборных и противоположной стеной при однорядном расположении должен быть не менее 1,6 м.
При расположении писсуаров против кабин ширина прохода увеличивается на 0,7 м. Ширина прохода между двумя фронтами кабин должна быть не менее 2 м.
II.3.5.6. Стены, перегородки кабин облицовываются влагостойкими материалами, допускающими легкую их очистку и влажную дезинфекцию; полы выстилаются метлахской плиткой. Потолки окрашиваются водными синтетическими красками. Двери облицовываются пластиком или окрашиваются масляными красками, нитролаками.
Окна в уборных, душевых помещениях остекляются молочным непрозрачным или матовым стеклом.
II.3.5.7. Уборные в детских театрах должны оборудоваться специальными детскими унитазами с гигиеническими сидениями, а писсуары устанавливаются на различных высотах.
II.3.5.8. Уборные и туалетные должны быть оборудованы автономной вытяжной вентиляцией.
II.3.5.9. Умывальники, унитазы, писсуары должны быть всегда в исправном состоянии и в случае поломки немедленно заменяться.
II.3.5.10. Инвентарь для уборки туалетов, уборных (щетки, тряпки, сода и пр.) хранится в специальных шкафах.
II.3.5.11. В туалетах, уборных постоянно поддерживается чистота. Ежедневно производится мытье горячей водой с мылом стен, полов, унитазов, писсуаров, умывальников. Влажная уборка в туалетах, уборных должна производиться и в антрактах.
II.3.5.12. Умывальники, унитазы, писсуары ежедневно должны обрабатываться осветленным раствором хлорной извести. Полы должны промываться 2% раствором соляной кислоты 1 раз в месяц.
II.3.5.13. Туалеты и уборные должны иметь: зеркала над каждым умывальником и одно зеркало для осмотра фигуры во весь рост, мыло, электрополотенце, крючки для одежды, туалетную бумагу, принадлежности для чистки обуви, урны (в каждой кабине и туалетной).
§ 6. Курительные
II.3.6.1. Театры, концертные залы должны иметь специальные помещения для курения зрителей. Помещения для курения должны быть изолированы от зрительного зала и оборудованы отдельной системой приточно-вытяжной вентиляции, при работе которой дым не должен проникать в зрительный зал, фойе, вестибюль, кулуары.
II.3.6.2. В помещении для курения стены, полы должны отделываться легкомоющимися строительными материалами: керамической плиткой, негорючим пластиком.
II.3.6.3. Помещения для курения оборудуются пепельницами, урнами.
II.3.6.4. Курительные помещения должны иметь самозакрывающиеся двери.
II.3.6.5. Уборку курительных помещений следует производить влажную, ежедневно перед каждым спектаклем и до начала антракта.
§ 7. Кабинет дежурного врача
II.3.7.1. Во всех зданиях театров, концертных залов должны оборудоваться кабинеты дежурного врача для оказания неотложной медицинской помощи зрителям и служебному персоналу. В крупных театрах эти кабинеты должны быть раздельными и размещаться для зрителей в зрительской части, а для служебного персонала - в сценической части здания. При наличии одного кабинета для зрителей и служебного персонала он должен быть размещен в наиболее доступном месте для тех и других.
II.3.7.2. Кабинет дежурного врача должен быть оснащен необходимыми медикаментами для оказания неотложной медицинской помощи в соответствии с требованиями городских органов здравоохранения.
Глава 4. ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
§ 1. Артистические уборные
II.4.1.1. Артистические уборные должны располагаться вблизи сцены, эстрады. При размещении артистических уборных выше третьего этажа от уровня планшета сцены, эстрады обязательно устройство пассажирского лифта.
II.4.1.2. Помещения артистических уборных должны иметь естественное освещение и естественную вентиляцию в соответствии с требованиями п. I.2.22 настоящих "Правил". Допускается устройство артистических уборных без естественного освещения для размещения артистов гастрольных коллективов.
II.4.1.3. Полы в артистических уборных могут покрываться паркетом, линолеумом, пластиком, коврами с небольшим ворсом.
II.4.1.4. Стены артистических уборных должны окрашиваться в светлые нейтральные цвета и быть матовыми.
II.4.1.5. В артистических уборных должен быть умывальник с горячей и холодной водой. Часть стенки, где установлен умывальник, облицовывается глазурованными плитками. Место расположения умывальника отгораживается стенкой высотой не менее 1,8 м и шириной 1,2 м или занавеской из водостойкой пленки. У умывальника предусматриваются крючки для полотенца и одежды, сосуд для жидкого туалетного мыла, полочка для хранения туалетного мыла и принадлежности туалета.
II.4.1.6. Артистические уборные оборудуются:
гримерными столиками с выдвижными ящиками для хранения грима и гримировальных принадлежностей, индивидуальными вешалками, шторами, урной, стульями.
II.4.1.7. Ковры, дорожки, половики, чехлы, шторы очищаются от пыли не реже одного раза в неделю. В пассивный сезон они выносятся на хоздвор для проветривания и выколачивания от пыли.
II.4.1.8. Уборка артистических уборных производится влажная, ежедневно перед репетицией и спектаклем.
II.4.1.9. В зданиях, находящихся в южных районах, оконные проемы артистических уборных необходимо оборудовать защитой от инсоляции в виде тентов или жалюзийных решеток.
II.4.1.10. На уровне планшета сцены следует оборудовать комнату для артистов, ожидающих выхода на сцену.
§ 2. Репетиционные залы, комнаты для индивидуальных
занятий солистов
II.4.2.1. Высота репетиционных залов для балета должна быть не менее 4,2 м, прочих репетиционных залов - не менее 3,3 м.
II.4.2.2. Полы репетиционного зала для балета должны быть из досок хвойных пород древесины, ровными, без выбоин и щелей. Сучки высверливаются и заделываются пробками. В репетиционных залах иного назначения полы могут быть паркетными.
II.4.2.3. Репетиционные залы для балета оборудуются зеркалами, специальным станком (поручнем) по периметру стен для занятий артистов, музыкальными инструментами, установками для воспроизведения фонограмм и грамзаписей, скамейками для отдыха. Репетиционные залы иного назначения оборудуются репетиционной мебелью, установкой для воспроизведения фонограмм и грамзаписей, музыкальными инструментами, мебелью для отдыха.
II.4.2.4. Репетиционные залы для балета должны иметь естественное освещение и естественную вентиляцию в соответствии с требованиями п. I.2.22 настоящих "Правил". Репетиционные залы иного назначения допускается устраивать без естественного освещения.
II.4.2.5. Комнаты для индивидуальных занятий солистов оперы, музыкальных театров, ансамблей должны быть площадью не менее 15 кв. м.
II.4.2.6. Репетиционные залы для балета должны размещаться вблизи душевых комнат и туалетов или иметь отапливаемые коридоры для прохода в туалетные и душевые.
II.4.2.7. При репетиционных залах для балета, расположенных вдали от артистических уборных, необходимо иметь отдельные помещения для переодевания мужчин и женщин с индивидуальными шкафчиками по числу артистов, одновременно занятых в репетиции.
II.4.2.8. Уборка репетиционных залов производится: влажная уборка - после каждой репетиции, но не реже одного раза в сутки; мытье полов - по мере загрязнения, но не реже двух раз в неделю; генеральная уборка - не реже одного раза в месяц (протирка окон, обметание пыли со стен, потолков и т.п.).
§ 3. Туалетные, уборные, комната личной гигиены женщин
II.4.3.1. Туалетные и уборные в сценической части размещаются одна над другой, но не реже чем через один этаж.
II.4.3.2. Требования к устройству туалетов и уборных в сценической части аналогичны требованиям зрительской части.
II.4.3.3. Помещения для личной гигиены женщин следует предусматривать при количестве работающих женщин 15 и более.
II.4.3.4. Помещения для личной гигиены женщин следует, как правило, размещать смежно с женскими уборными с устройством общего тамбура, а также дополнительного тамбура перед входом в помещение для личной гигиены женщины.
II.4.3.5. В помещениях для личной гигиены женщин должны предусматриваться места для раздевания, а также индивидуальные кабины для процедур, оборудованные гигиеническими душами с индивидуальными смесителями холодной и горячей воды с педальным или локтевым управлением.
II.4.3.6. Количество индивидуальных кабин определяется из расчета одна кабина на каждые 100 работающих женщин.
II.4.3.7. При размещении помещения для личной гигиены женщин отдельно от уборных следует предусматривать в нем уборную на один унитаз с умывальником с подводкой холодной и горячей воды.
II.4.3.8. Площадь мест для раздевания определяется из расчета 0,02 кв. м на одну работающую женщину, но она не должна быть менее 4 кв. м. Размеры индивидуальной кабины для процедур следует принимать 1,8 x 1,2 м. Места для раздевания должны оборудоваться скамьями и крючками над каждым местом.
§ 4. Душевые
II.4.4.1. Душевые размещаются вблизи артистических уборных и производственных помещений. При душевых предусматриваются места для переодевания, оборудованные скамьями, крючками для полотенец и одежды.
II.4.4.2. Душевые кабины оборудуются полиэтиленовыми раздвижными шторами, зеркалами, устройствами (подножками) для мытья ног, полочкой для мыла, мочалки. На пол кабины укладывается решетка, которую следует дезинфицировать не реже одного раза в неделю.
II.4.4.3. Стены душевых облицовываются глазурованной плиткой, а полы - метлахской. Стекло в окнах душевых должно быть молочным, матовым или рифленым.
II.4.4.4. Уборка душевой производится после каждой репетиции, спектакля, концерта.
§ 5. Служебные буфеты
II.4.5.1. Театры, концертные залы при количестве работающих (художественного, технического, обслуживающего персонала) более 50 человек должны иметь служебные буфеты.
II.4.5.2. Служебные буфеты должны обеспечивать работающих как в дневное, так и в вечернее время (во время спектакля, концерта) горячей пищей, доставляемой в готовом виде из столовой или ресторана.
II.4.5.3. Служебные буфеты должны иметь помещения торговых залов, доготовочной, моечной, тарной и кладовой продуктов.
II.4.5.4. Служебные буфеты должны иметь оборудование для подогрева пищи, холодильник, горячую и холодную воду.
II.4.5.5. Рядом с буфетом должен оборудоваться умывальник с подводкой горячей и холодной воды, мылом и полотенцем.
II.4.5.6. Работа буфета может быть разрешена только при наличии заключения районной или городской санитарно-эпидемиологической станции.
§ 6. Дежурные костюмерные и гримерно-парикмахерские
II.4.6.1. Дежурные костюмерные и гримерно-парикмахерские должны размещаться в непосредственной близости с артистическими уборными и иметь отдельные помещения для мужчин и женщин. Допускается в концертных залах мужскую и женскую гримерно-парикмахерскую размещать в общем помещении.
II.4.6.2. Помещения гримерно-парикмахерских оборудуются гримерными столиками с раковиной и смесителями холодной и горячей воды, подъемно-поворотными креслами, рабочими столами, шкафами для хранения париков и грима, стульями.
Гримерные столы оборудуются местным освещением.
Глава 5. СЦЕНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
§ 1. Сцена <*>, эстрада <**>, арена <***>
------------------------------------
<*> Сцена - игровая площадка, ограниченная сценической коробкой, над которой имеется специальный объем здания, используемый для временного хранения (зарядки) и перемены декораций во время спектаклей.
В состав сцены входят: авансцена (на площади зрительного зала), арьерсцена (задняя сцена); карманы (помещения для монтировки декораций текущего спектакля), а также трюм (нижняя сцена) и надколосниковое пространство. Сцена от зрительного зала отделяется стеной с портальным проемом, оборудованным занавесом. В залах вместимостью более 800 мест обязательно устройство противопожарного занавеса.
<**> Эстрада - игровая площадка, ограниченная сценической коробкой, без специального объема здания над игровой площадкой для хранения (зарядки) декораций. При этом остальные помещения сцены могут иметь место. Эстрада может находиться в едином объеме со зрительным залом и не разделяться стеной с портальным проемом.
<***> Арена - игровая площадка, находящаяся в общем объеме зрительного зала и допускающая размещение зрителей со всех сторон.
II.5.1.1. Проемы сцены, эстрады для выноса декораций, мебели и другого сценического имущества должны быть шириной не менее 2,5 м и высотой не менее 4,5 м (для эстрад допускается высота 2,5 м). Проемы, через которые выносятся декорации прямо на улицу или в смежные неотапливаемые помещения, должны иметь тамбур, оборудованный тепловыми завесами или ватными занавесками, препятствующими в зимний период проникновению на сцену холодного воздуха.
II.5.1.2. В действующих зданиях театров, концертных залов при отсутствии тамбуров перед сценой или эстрадой зимой допускается открывать проемы, сообщающиеся с улицей или холодными помещениями, только кратковременно для доставки декораций и оборудования в период подготовки спектакля, концерта. При этом к началу проведения спектакля, концерта температура воздуха должна быть не менее 19 град. C.
II.5.1.3. Двери, ворота должны открываться в сторону выхода со сцены.
II.5.1.4. Для хранения на сцене сценического оформления отводятся специальные места, за пределами которых хранить оформление запрещается. Одновременно на сцене можно хранить декорации не более двух спектаклей. Мягкие декорации должны храниться в сейфе или в помещениях вне сцены.
II.5.1.5. Декорации спектакля, концерта должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы оставался круговой проход по сцене, эстраде не менее 0,7 м.
II.5.1.6. После разборки оформления спектакля, концерта не разрешается оставлять на планшете сцены гвозди, обломки штопоров, мусор.
II.5.1.7. Температура и влажность воздуха на сцене во время спектаклей, репетиций концертов должны быть: в теплый период года +23 - 25 град. C, в холодный период года +19 - 21 град. C.
§ 2. Планшет
II.5.2.1. Планшет игровой площадки устраивается горизонтальным. В оперно-балетных театрах - либо горизонтальным, либо наклонным с подъемом до 4 см на 1 м в сторону арьерсцены.
II.5.2.2. Подъемно-опускные площадки должны быть на одном уровне с полом других помещений сцены или эстрады (разность 5 мм).
II.5.2.3. Настил планшета игровой площадки должен быть из сборных элементов (деревянных щитов) и обеспечивать прочность при приложении нормативной вертикальной нагрузки 5 кН/кв. м с коэффициентом перегрузки 1,3.
II.5.2.4. Щиты должны изготовляться из доброкачественного, хорошо выдержанного мелкослойного соснового дерева, с влажностью не более 15% и толщиной не менее 6 см при ширине 10 - 12 см (палубный брус). Расположение слоев древесины в брусках должно быть вертикальное по отношению к поверхности планшета.
II.5.2.5. Поверхность планшета должна быть чистой столярной работы. Бруски щитов соединяются между собой на водостойком клее, а с обратной стороны укрепляются двумя накладными поперечными брусками без врезки на шурупах. Головки шурупов, болтов и других деталей крепления настила углубляются не менее чем на 3 мм относительно поверхности планшета. Щели, выбоины, сколы, выступы и др. дефекты в щитах и между щитами не допускаются. Сучки в щитах должны высверливаться, а получившиеся отверстия заделываться деревянными пробками соответствующего диаметра на клее.
II.5.2.6. Щиты укладываются на деревянные бруски с рейками и прочно закрепляются на несущие строительные конструкции параллельно порталу сцены, эстрады.
II.5.2.7. Планшет игровой площадки на подъемно-опускных площадках, поворотном круге выполняется сборным щитовым, если это позволяют конструкции технологического оборудования, или дощатым из того же материала.
II.5.2.8. Планшет игровой площадки после настила и укрепления щитов должен чисто простругиваться. Допускается покраска планшета только водным раствором чистого анилина (без эмульсии для натирки).
II.5.2.9. Планшет на арьерсцене, карманах и других помещениях сцены, эстрады выполняется дощатым в соответствии с требованиями СНиП проектирования полов.
II.5.2.10. Конструкция арены и ее планшета должна обеспечивать прочность от действительной нагрузки (от людей, оборудования), но не менее 1 кН/кв. м. При использовании арен для размещения хора, людей в массовых сценах и т.п. конструкции и планшет должны рассчитываться на нормативную вертикальную нагрузку 5 кН/кв. м с коэффициентом перегрузки 1,3.
II.5.2.11. В процессе эксплуатации сцены, эстрады, арены замена каких-либо деталей настила планшета и несущих его конструкций на детали и конструкции с прочностью меньше расчетных не допускается.
II.5.2.12. Щели в планшете сцены и эстрады для направляющих портальных и поплановых кулис и других целей должны иметь ширину не более 50 мм и закладываться плотно подогнанными рейками. Рейки с обеих сторон должны иметь двусторонние металлические заплечики, гарантирующие их от прогиба и опускания ниже уровня планшета сцены или поднятия одного из концов вверх. Заплечики не должны выступать за уровень планшета сцены.
II.5.2.13. Попланные щели закладываются специальными рамками с укрепленными на них плотно подогнанными под щели рейками. Рамки запираются из трюма надежными замками, связывающими их с несущими конструкциями сцены. Наличие замков с обеих сторон каждой рамки обязательно. Количество промежуточных замков выбирается из соображений прочности. Замки должны иметь приспособления для регулировки уровня рейки относительно уровня планшета.
II.5.2.14. Зазор межд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 23.05.1979 n 469 ОБ УЛУЧШЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ С ДЕТСТВА  »
Документы СССР »
Читайте также