ИНСТРУКЦИЯ ПО УЧЕТУ СЦЕНИЧЕСКО-ПОСТАНОВОЧНЫХ СРЕДСТВ В ТЕАТРАХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СССР (утв. Минкультуры СССР 18.05.1979)


Утверждена
Министерством культуры СССР
18 мая 1979 года
По согласованию
с Министерством финансов СССР
(письмо N 24-27 от 19 марта 1979 г.)
ИНСТРУКЦИЯ
ПО УЧЕТУ СЦЕНИЧЕСКО - ПОСТАНОВОЧНЫХ СРЕДСТВ
В ТЕАТРАХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СССР
Общие положения
1. Сценическо - постановочные средства театров представляют собой совокупность предметов материального оформления спектаклей, действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периода.
2. Типовой классификацией основных фондов (основных средств) народного хозяйства СССР сценическо - постановочные средства отнесены в состав основных фондов (средств), но в связи со спецификой финансирования затрат на их приобретение и изготовление и их ликвидации они выделены в таблице баланса из состава основных фондов (средств) и отражены отдельной строкой.
3. К сценическо - постановочным средствам относятся:
- декорации и конструкции;
- мебель и реквизит;
- костюмы, белье, обувь, головные уборы;
- парики;
- куклы;
- электроприборы, радиооформление и кинооформление.
4. Не относятся к сценическо - постановочным средствам и учитываются в составе основных фондов:
а) инвентарная одежда сцен;
б) электроосветительное оборудование сцен, не вмонтированное в оформление спектакля.
Кроме этого в состав сценическо - постановочных средств не включаются и учитываются оперативно:
а) предметы материального оформления стоимостью ниже 2 рублей за единицу;
б) предметы материального оформления стоимостью до 10 рублей за единицу, имеющие незначительный срок службы (балетные туфли, чулки, колготки и др.).
5. По сценическо - постановочным средствам амортизация не начисляется. Норм для определения износа сценическо - постановочных средств нет.
6. Бухгалтерский учет сценическо - постановочных средств должен обеспечить:
контроль за сохранностью сценическо - постановочных средств;
правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете поступления сценическо - постановочных средств, их внутреннего перемещения (из мастерских в подразделения, обслуживающие сцену, из спектакля в спектакль, из текущего репертуара в запас) и выбытия (безвозмездная передача, реализация или ликвидация).
7. Учет сценическо - постановочных средств ведется в разрезе материально ответственных лиц и в соответствии со структурой обслуживающих сцену подразделений театра:
- декорации и конструкции (машинно - декорационное подразделение);
- мебель и реквизит (мебельно - реквизиторское подразделение);
- костюмы, белье, обувь, головные уборы (костюмерное подразделение);
- парики (гримерно - пастижерское подразделение);
- куклы (постановочная часть);
- электроприборы (электроосветительное подразделение);
- радиооформление и кинооформление (радиоподразделение).
8. Кроме того учет сценическо - постановочных средств ведется с разделением на средства, обслуживающие текущий репертуар, и средства, находящиеся в запасе.
9. Сценическо - постановочные средства, обслуживающие текущий репертуар, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, равной затратам на их изготовление или приобретение.
10. Сценическо - постановочные средства, находящиеся в запасе, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по фактической стоимости, определяемой комиссией с учетом физического износа средств при передаче их из текущего репертуара в запас.
При этом делается бухгалтерская запись о выбытии из текущего репертуара сценическо - постановочных средств по первоначальной стоимости:
Д-т сч. 85-3 "Фонд сценическо - постановочных средств"
К-т сч. 01-2 "Сценическо - постановочные средства"
и о поступлении сценическо - постановочных средств в запас по фактической стоимости:
Д-т сч. 01-2 "Сценическо - постановочные средства"
К-т сч. 85-3 "Фонд сценическо - постановочных средств".
11. Для сценическо - постановочных средств, поступивших безвозмездно, первоначальной считается их стоимость по данным бухгалтерского учета передающей стороны, указываемая в документах о передаче.
12. Сценическо - постановочные средства учитываются только в рублях (без копеек).
I. Организация учета сценическо - постановочных средств
13. Учет сценическо - постановочных средств организуется, как правило, централизованно в бухгалтерии театра.
14. Единицей учета сценическо - постановочных средств является отдельный объект. Отдельным объектом считается законченный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно - сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и совместно выполняющих определенную работу.
15. Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью сценическо - постановочных средств каждому отдельному объекту при вводе в эксплуатацию присваивается соответствующий инвентарный номер.
16. Нанесение инвентарных номеров или других данных на сценическо - постановочные средства производится различными способами - краской (устойчивой по отношению к стиранию и химическим воздействиям), клеймением, насечкой, вышиванием, прикреплением жетона и т.п. - с тем, чтобы их не видел зритель, но легко мог найти работник театра.
17. Нумерация инвентарных объектов строится по порядково - серийной системе. Инвентарные номера - шестизначные. Первые два разряда присваиваются названию спектакля, остальные четыре присваиваются в последовательном порядке каждому объекту сценическо - постановочных средств данного спектакля.
18. Инвентарные номера в обязательном порядке приводятся в первичных документах (акт приемки - передачи, акт о ликвидации и т.п.), служащих основанием для учета движения сценическо - постановочных средств при их поступлении и при их выбытии.
19. Инвентарный номер, присвоенный объекту сценическо - постановочных средств, сохраняется за ним на весь период нахождения его в данном театре.
Инвентарные номера выбывших (переданных безвозмездно, реализованных, ликвидированных по ветхости и другим причинам) объектов не могут присваиваться другим вновь поступающим сценическо - постановочным средствам.
20. Аналитический пообъектный учет сценическо - постановочных средств ведется бухгалтерией театра в книге по учету и инвентаризации сценическо - постановочных средств по форме, утвержденной Министерством культуры СССР (форма N ОС-20 тз).
21. В книгах по учету и инвентаризации сценическо - постановочных средств дается полная характеристика объекта.
Характеристика объектов и отдельных его элементов должна быть краткой и отражать индивидуальные особенности объекта.
22. Книги по учету и инвентаризации сценическо - постановочных средств, как правило, ведутся по видам сценическо - постановочных средств в двух экземплярах и хранятся - одна в бухгалтерии театра, другая у материально - ответственного лица.
23. В книгах, в которых ведется учет сценическо - постановочных средств текущего репертуара, объекты располагаются по спектаклям. После каждого спектакля в книге должно быть оставлено достаточное количество строк для учета объектов, поступающих в течение жизни спектакля.
В книгах по учету и инвентаризации, предназначенных для учета запаса, сценическо - постановочные средства располагаются в порядке поступления.
24. При перемещении объекта из спектакля в спектакль или из запаса в текущий репертуар на основании накладной на внутреннее перемещение сценическо - постановочных средств (форма N ОС-18 тз) бухгалтерией делается отметка о выбытии в книге, где он числился, и объект записывается по новому месту нахождения.
25. Итоги по книгам учета и инвентаризации сценическо - постановочных средств периодически сверяются с данными синтетического учета сценическо - постановочных средств.
В конце года по итоговым суммам книг по учету и инвентаризации сценическо - постановочных средств заполняется отчетность о составе сценическо - постановочных средств.
II. Учет поступления сценическо - постановочных средств
26. Изготовленные и приобретенные объекты сценическо - постановочных средств, законченные работы по доделке, увеличивающие первоначальную стоимость объектов, на основании закрытых наряд - заказов или актов приемки - передачи принимаются на учет по счету сценическо - постановочных средств.
27. Безвозмездно поступившие в установленном порядке объекты сценическо - постановочных средств принимаются на учет по счету сценическо - постановочных средств по стоимости, указанной в документах о передаче. На стоимость этих объектов увеличивается фонд сценическо - постановочных средств.
28. Затраты по доставке принятых безвозмездно сценическо - постановочных средств относятся на эксплуатационные расходы и не увеличивают стоимости полученных сценическо - постановочных средств.
29. Сценическо - постановочные средства, бывшие в эксплуатации, приобретенные театром за плату, приходуются по счету сценическо - постановочных средств по стоимости приобретения. Расходы по доставке отражаются по счету эксплуатационных расходов.
III. Учет ремонта и пополнения
сценическо - постановочных средств
30. Учет ремонта и пополнения сценическо - постановочных средств должен обеспечить:
- правильное документальное оформление всех ремонтных работ и работ по пополнению;
- определение стоимости выполненных работ;
- контроль за использованием средств, выделенных на производство ремонта и на пополнение.
Учет затрат на ремонт и пополнение сценическо - постановочных средств ведется раздельно.
31. Затраты на ремонт сценическо - постановочных средств не увеличивают их первоначальную стоимость.
32. Затраты на ремонт сценическо - постановочных средств при капитальном возобновлении спектакля относятся на субсчет "Затраты на новые и капитально возобновляемые постановки".
33. На каждый объект сценическо - постановочных средств, идущий на пополнение материального оформления текущего репертуара или на крупный ремонт материального оформления, постановочной частью выписывается наряд - заказ.
Отпуск материалов для крупного ремонта и для изготовления сценическо - постановочных средств производится складом по требованию, составленному на основании наряд - заказов.
Списание израсходованных материалов с материально ответственных лиц производится бухгалтерией театра на основании закрытого наряд - заказа.
34. Материалы на текущий и мелкий ремонт сценическо - постановочных средств выписываются со склада по требованию без составления наряд - заказа.
Списание материалов производится на основании акта на списание материалов (форма N М-39 тз).
35. Фактические затраты по законченному ремонту и пополнению сценическо - постановочных средств списываются на субсчет "Пополнение, содержание и текущий ремонт материального оформления постановок текущего репертуара".
Одновременно объекты сценическо - постановочных средств, направляемые на пополнение материального оформления постановок текущего репертуара, приходуются на счет N 01-2 "Сценическо - постановочные средства" и записываются в книги учета сценическо - постановочных средств.
IV. Учет перемещения сценическо - постановочных средств
(фондов) и их выбытия
36. Перемещение сценическо - постановочных средств внутри театра из спектакля в спектакль, из текущего репертуара в запасник оформляется путем выписки накладной (форма N ОС-18 тз) на внутреннее перемещение сценическо - постановочных средств. Экземпляр накладной передается в бухгалтерию театра.
37. Бухгалтерия театра на основании накладной делает соответствующую запись в книгах учета сценическо - постановочных средств о перемещении объекта.
Операции по перемещению сценическо - постановочных средств из одного спектакля в другой, как правило, отражаются не в синтетическом бухгалтерском учете, а только в аналитическом - путем соответствующих записей в книгах учета сценическо - постановочных средств.
38. Списание с балансов театров сценическо - постановочных средств производится при передаче (реализации) другим предприятиям или организациям, ликвидации по ветхости и износу, уничтожении в результате стихийных бедствий.
39. Для определения непригодности сценическо - постановочных средств к дальнейшему использованию, а также для оформления необходимой документации на списание указанных сценическо - постановочных средств с балансов театров приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия в составе:
1. Главного художника (председатель комиссии).
2. Заведующего постановочной частью.
3. Представителя одной из общественных организаций театра.
4. Главного (старшего) бухгалтера.
5. Материально ответственных лиц, на хранении у которых находятся сценическо - постановочные средства.
К участию в работе комиссии в необходимых случаях привлекаются и другие специалисты театра.
40. Постоянно действующие комиссии:
а) производят непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, и устанавливают непригодность его к восстановлению и дальнейшему использованию;
б) устанавливают причины, обусловившие необходимость списания объекта (износ, преждевременное выбытие вследствие нарушения нормальных условий эксплуатации, аварии и др.), а в необходимых случаях - виновных в этом лиц;
в) определяют возможность использования отдельных деталей, частей, материалов списываемого объекта и производят оценку исходя из цен возможного использования;
г) составляют акт на списание объекта по форме N ОС-19 тз.
41. Списание неиспользуемых или пришедших в негодность сценическо - постановочных средств производится только на основании актов, утвержденных руководителем театра.
В актах на списание указываются данные, характеризующие объекты: наименование спектакля, дата приобретения, балансовая стоимость, физический износ и другие.
42. Разборка и демонтаж сценическо - постановочных средств, а также их ликвидация до утверждения актов на списание не допускаются.
43. Детали, материалы, утиль, полученные от ликвидации сценическо - постановочных средств, приходуются на склад театра по цене возможной реализации или использования.
44. Ликвидация отдельных принадлежностей, входящих в состав сложного объекта, т.е. частичная его ликвидация оформляется в таком же порядке, как и полная ликвидация объекта сценическо - постановочных средств.
45. Сценическо - постановочные средства, неиспользуемые театром, могут:
а) реализовываться за плату;
б) передаваться безвозмездно другим театрально - зрелищным предприятиям или культурно - просветительным учреждениям.
46. Опись на передачу или реализацию излишних и неиспользуемых сценическо - постановочных средств подписывается членами постоянно действующей комиссии и утверждается директором театра.
В описи указывается:
а) наименование и краткая характеристика объекта;
б) балансовая стоимость объекта;
в) физический износ в процентах;
г) инвентарный номер.
47. На основании Постановления Совета Министров СССР от 12 декабря 1961 г. N 1097 "О порядке передачи театрально - зрелищными предприятиями, киностудиями и культурно - просветительными учреждениями неиспользуемых сценическо - постановочных средств" безвозмездная передача излишних и неиспользуемых сценическо - постановочных средств производится:
а) из театров союзного подчинения - с разрешения Министерства культуры СССР;
б) из театров республиканского подчинения - с разрешения Министерства культуры соответствующей союзной или автономной республики;
в) из театров местного подчинения - с разрешения областного, краевого, городского управления (отдела) культуры исполкома Совета народных депутатов (по подчиненности театра).
Передача производится представителю предприятия (учреждения), которому передаются сценическо - постановочные средства по предъявлению доверенности.
48. Для оформления безвозмездной передачи сценическо - постановочных средств применяется форма N ОС-19 тз "Акт на списание (ликвидацию) неиспользуемых и пришедших в негодность сценическо - постановочных средств".
Акт составляется в трех экземплярах комиссией. Первый экземпляр передается материально ответственным лицом в бухгалтерию, второй получателю, третий остается у материально - ответственного лица.
49. Списание с баланса стоимости безвозмездно переданных другим организациям сценическо - постановочных средств производится на основании акта и письменного сообщения (авизо) принимающей организации об оприходовании принятых объектов.
50. Выбытие сценическо - постановочных средств отражается в бухгалтерском учете с одновременным уменьшением фонда сценическо - постановочных средств.
51. При реализации другому предприятию или организации сценическо - постановочных средств их балансовая стоимость списывается на уменьшение фонда сценическо - постановочных средств, а сумма выручки от их продажи отражается по дебету счета уставного фонда и кредиту счета специальных фондов, образуя "фонд от реализации сценическо - постановочных средств", который расходуется затем на приобретение сценическо - постановочных средств как для новых постановок, так и для спектаклей текущего репертуара.
52. Исключение спектакля из текущего репертуара производится на основании приказа директора театра.
С целью правильной организации учета, контроля за сохранностью и эффективным использованием сценическо - постановочных средств второй частью такого приказа назначается комиссия (как правило, в составе постоянно действующей комиссии) по размонтировке материального оформления спектакля, исключаемого из репертуара. Там же указывается срок, в течение которого комиссия должна представить директору на утверждение оформленные документы на размонтировку материального оформления.
53. По приказу руководителя об исключении спектакля из репертуара комиссия производит непосредственный осмотр всего материального оформления спектакля и исходя из состояния отдельных объектов оформляет соответствующие документы:
а) акт на списание (ликвидацию) неиспользуемых и пришедших в негодность сценическо - постановочных средств (форма N ОС-19 тз) для объектов изношенных или негодных для дальнейшего использования;
б) накладную на внутреннее перемещение сценическо - постановочных средств (форма N ОС-18 тз) для объектов, используемых в других спектаклях текущего репертуара;
в) отдельно накладную на внутреннее перемещение сценическо - постановочных средств для объектов, передаваемых в запас. В накладной дополнительно проставляется процент физического износа каждого объекта для определения фактической стоимости объекта, по которой он будет отражаться в бухгалтерском учете.
V. Инвентаризация сценическо - постановочных средств
54. Театры в соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах обязаны производить инвентаризацию сценическо - постановочных средств.
За правильное и своевременное проведение инвентаризации несут ответственность руководитель и главный (старший) бухгалтер.
55. Инвентаризация сценическо - постановочных средств производится не менее одного раза в год.
Учитывая сложность проведения инвентаризаций сценическо - постановочных средств во время активного сезона, театрально - зрелищным предприятиям разрешено проведение инвентаризаций сценическо - постановочных средств в период с июля по октябрь.
56. Кроме того инвентаризация сценическо - постановочных средств обязательна при смене материально ответственных лиц - на день приемки - передачи дел.
57. Главный бухгалтер театра обязан обеспечить своевременное и правильное выявление результатов инвентаризации и отражение их на счетах бухгалтерского учета.
58. Для проведения инвентаризации создается комиссия из числа работников (соответствующей компетенции) театра при обязательном участии представителя бухгалтерии.
Состав комиссии объявляется приказом руководителя.
Приказом устанавливаются также порядок и сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации.
В театрах, в которых вследствие большого объема работ проведение инвентаризации не может быть обеспечено одной комиссией, непосредственная инвентаризация сценическо - постановочных средств в подразделениях возлагается на местные комиссии, работа которых организуется и контролируется центральной комиссией.
Инвентаризация, как правило, должна производиться по состоянию на первое число месяца.
59. У материально ответственных лиц до начала инвентаризации отбираются расписки в том, что все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и что никаких неоприходованных или несписанных в расход ценностей у них нет.
К началу инвентаризации необходимо закончить обработку всех документов по приходу и расходу ценностей и произвести соответствующие записи в книгах по учету и инвентаризации сценическо - постановочных средств.
60. Инвентаризация сценическо - постановочных средств производится по каждому местонахождению их и ответственному лицу, на хранении у которого они находятся.
Проверка производится при непременном участии материально - ответственных лиц.
При проверке фактического наличия сценическо - постановочных средств в случаях смены материально - ответственных лиц в книгах по учету и инвентаризации сценическо - постановочных средств лицо, принявшее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче.
61. При инвентаризации сценическо - постановочных средств комиссия в обязательном порядке производит осмотр объектов в натуре.
При выявлении объектов, не числящихся в учете, а также объектов, по которым в учете отсутствуют данные, характеризующие их, комиссия должна в книги по учету сценическо - постановочных средств включить недостающие сведения по этим объектам.
Оценка вновь выявленных и неучтенных с момента проведения последней инвентаризации объектов должна быть произведена по современной стоимости их воспроизводства за минусом их фактического износа.
Инвентаризационная комиссия обязана выявить, когда и по чьему распоряжению изготовлены выявленные инвентаризацией неучтенные объекты, куда списаны затраты на их изготовление, и доложить об этом директору театра.
62. Сценическо - постановочные средства заносятся в книги учета под наименованием в соответствии с основным назначением объекта. В тех случаях, когда объект подвергался переделке или восстановлению и вследствие этого изменено основное его назначение, он вносится в книги под наименованием, соответствующим новому назначению.
В тех случаях, когда произведенная переделка или частичная ликвидация объектов сценическо - постановочных средств не отражены в бухгалтерском учете, комиссия должна по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения стоимости объекта и привести в книге данные о произведенных изменениях.
Одновременно с этим комиссия должна установить виновных лиц и причины, по которым конструктивные изменения тех или иных объектов не получили отражения в учете.
63. Для выявления результатов инвентаризации сценическо - постановочных средств бухгалтерией театра заполняется ведомость результатов инвентаризации, приведенная в книге по учету и инвентаризации сценическо - постановочных средств.
Сличительные ведомости составляются только по ценностям, по которым выявлены отклонения от учетных данных.
64. При выявлении недостач или излишков сценическо - постановочных средств комиссия должна получить письменные объяснения соответствующих работников.
На основании таких объяснений устанавливается характер недостач и излишков, после чего определяется порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и данными бухгалтерского учета.
65. Излишки сценическо - постановочных средств независимо от их характера и причин образования приходуются.
Стоимость выявленных неучтенных объектов отражают по дебету счета сценическо - постановочных средств и кредиту счета фонда сценическо - постановочных средств.
Недостачи предметов сценическо - постановочных средств списываются на счета виновных лиц.
Недостачи, по которым конкретные виновники не установлены, списываются в соответствии со статьей 64 (пункт "В") Положения о бухгалтерских отчетах и балансах.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ЗАГОРОДНЫХ ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (утв. Минздравом СССР 14.05.1979 n 1979-79)  »
Документы СССР »
Читайте также