ПИСЬМО Минфина СССР от 05.09.1977 n 72 МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СМЕТ РАСХОДОВ (ЗАТРАТ) НА СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, КОНСТРУКТОРСКИХ, ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (УЧРЕЖДЕНИЙ)

N 72
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
СМЕТ РАСХОДОВ (ЗАТРАТ) НА СОДЕРЖАНИЕ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, КОНСТРУКТОРСКИХ,
ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ (УЧРЕЖДЕНИЙ)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Методическое пособие подготовлено в целях установления единого порядка составления смет расходов (затрат) на содержание научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организаций (учреждений) <*>, деятельность которых планируется Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике. По решению министерств (ведомств) оно может быть использовано другими научно-исследовательскими организациями с учетом особенностей их работы.
--------------------------------
<*> Научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации (учреждения) в дальнейшем будут именоваться "научно-исследовательские организации".
2. При составлении смет расходов (затрат) следует руководствоваться Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 сентября 1968 г. N 760, Постановлениями Совета Министров СССР от 22 марта 1967 г. N 237 и от 17 февраля 1970 г. N 120, а также Общим положением о научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организациях, утвержденным Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 13 ноября 1970 г. N 427 по согласованию с Госпланом СССР, Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Академией наук СССР, Министерством финансов СССР и ВЦСПС.
3. Государственным планом развития народного хозяйства СССР предусматриваются объемы затрат на финансирование научно-исследовательских работ <*> с выделением фонда заработной платы, а также задания по подготовке научно-исследовательских кадров по министерствам и ведомствам СССР и по союзным республикам.
--------------------------------
<*> Под "научно-исследовательскими работами" здесь и в дальнейшем подразумеваются "научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические и опытные работы, оказание помощи в использовании передового опыта".
4. При составлении Государственного бюджета СССР вышеуказанные объемы затрат на научно-исследовательские работы в разрезе источников их финансирования предусматриваются в соответствующих расчетных балансах доходов и расходов (финансовых планах) министерств и ведомств СССР и союзных республик.
После принятия Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик государственных планов развития народного хозяйства и государственных бюджетов министерства и ведомства СССР и союзных республик в пределах утвержденных для них объемов затрат на научно-исследовательские работы, фонда заработной платы и источников финансирования определяют подведомственным научно-исследовательским организациям, деятельность которых планируется Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике, общую сумму затрат на научно-исследовательские работы с выделением фонда заработной платы и источников финансирования этих затрат и распределением показателей по кварталам.
На основании этих показателей и в соответствии с указаниями министерств и ведомств, издаваемыми во исполнение постановлений Совета Министров СССР и Советов Министров союзных и автономных республик о народнохозяйственном плане и бюджете на соответствующий год, научно-исследовательские организации, отнесенные к категории по оплате труда работников, утверждают: смету расходов с приложением расчетов по формам согласно Приложению N 1 к настоящему пособию - по бюджетным организациям; смету затрат и расчет нормативов собственных оборотных средств и устойчивых пассивов по формам согласно Приложению N 2 - по хозрасчетным организациям; структуру и штатное расписание применительно к типовым структурам и штатам, утверждаемым министерством (ведомством).
5. Министрам СССР предоставлено право увеличивать в пределах до 5% утвержденные министерству объемы научно-исследовательских, проектных и опытно-конструкторских работ, выполняемых по договорам с заказчиками, с соответствующим увеличением фонда заработной платы на проведение этих работ в пределах фонда заработной платы по министерству в целом, без изменения взаимоотношений с бюджетом.
6. Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике предоставлено право по согласованию с министерствами и ведомствами СССР перераспределять между ними объемы затрат на научно-исследовательские работы, в том числе фонд заработной платы, в пределах общих объемов затрат и фонда заработной платы, предусматриваемых государственными планами развития народного хозяйства на научно-исследовательские работы.
7. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик разрешено оставлять в своем распоряжении для усиления отдельных направлений научных исследований по решению основных научно-технических проблем нераспределенный резерв бюджетных ассигнований на научно-исследовательские работы в размере до 2% объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик, в пределах общего объема затрат на научно-исследовательские работы.
8. Научно-исследовательским учреждениям Академии наук СССР, академий наук союзных республик, отраслевых академий наук, Министерства здравоохранения СССР, министерств здравоохранения союзных республик, Министерства высшего и среднего специального образования СССР, министерств (комитетов) высшего и среднего специального образования союзных республик, Министерства просвещения СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных республик, Министерства сельского хозяйства СССР, министерств сельского хозяйства союзных республик, Государственного комитета лесного хозяйства Совета Министров СССР и Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР разрешено выполнять научно-исследовательские работы по договорам с заказчиками сверх установленного народнохозяйственным планом объема затрат на научно-исследовательские работы.
Министерствам СССР и союзных республик - заказчикам разрешено передавать указанным министерствам и ведомствам фонд заработной платы, необходимый для выполнения научно-исследовательских работ по договорам, в пределах фонда заработной платы на научно-исследовательские работы в целом по министерству-заказчику.
9. Основными источниками финансирования научно-исследовательских работ являются:
затраты, учтенные в себестоимости промышленной продукции, строительно-монтажных работ, в планах эксплуатационных расходов и в планах по издержкам обращения министерств и ведомств СССР и союзных республик;
прибыль, оставляемая в распоряжении министерства (ведомства) и направляемая на научные исследования в соответствии с решением Правительства СССР;
средства единого фонда развития науки и техники (фонда научных исследований), образуемого в установленном порядке;
прочие источники в случаях, установленных действующим законодательством;
средства, поступающие на счета организаций за научно-исследовательские работы, выполняемые по хозяйственным договорам (внутриминистерским заказам), заключаемым на основании Типового положения о порядке заключения хозяйственных договоров и выдачи внутриминистерских заказов на проведение научно-исследовательских работ;
ассигнования союзного, республиканского и местных бюджетов. При этом за счет бюджетных ассигнований финансируются только работы теоретического характера и работы, имеющие общегосударственное значение.
Отнесение научно-исследовательских работ к работам теоретического характера и работам, имеющим общегосударственное значение, осуществляется министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся научно-исследовательские организации, выполняющие эти работы, по согласованию с Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике, а по работам в области строительства - по согласованию с Госстроем СССР или соответствующими госстроями союзных республик.
10. Планирование бюджетных ассигнований на научно-исследовательские работы и подготовку научных кадров производится по следующим параграфам классификации расходов союзного бюджета, республиканских бюджетов союзных республик, а также республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов:
Параграф 32 <*>. "Бюджетные научно-исследовательские учреждения, деятельность которых планируется Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике".
--------------------------------
<*> Вместо § 32 введен § 52 "Бюджетные научно-исследовательские учреждения, деятельность которых планируется Государственным комитетом СССР по науке и технике".
В параграф включаются расходы на содержание бюджетных научно-исследовательских учреждений Академии наук СССР, академий наук союзных республик, отраслевых академий наук (включая расходы по содержанию президиумов этих академий), бюджетных научно-исследовательских институтов, опытных станций, центральных лабораторий, проблемных и других лабораторий высших учебных заведений, а также тех научных библиотек, музеев и других бюджетных научных учреждений, деятельность которых планируется Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике.
К указанному параграфу относятся расходы по подготовке аспирантов в этих учреждениях.
Параграф 32а <*>. "Хозрасчетные научно-исследовательские организации, деятельность которых планируется Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике".
--------------------------------
<*> Вместо § 32а введен § 53 "Хозрасчетные научно-исследовательские организации, деятельность которых планируется Государственным комитетом СССР по науке и технике".
В параграф включаются расходы на научно-исследовательские работы институтов, лабораторий и других научных учреждений, переведенных на хозяйственный расчет, деятельность которых планируется Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике, а также расходы по подготовке аспирантов в этих учреждениях.
Параграф 32б <*>. "Ассигнования на заключение договоров по работам, выполняемым научно-исследовательскими учреждениями, деятельность которых планируется Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике".
--------------------------------
<*> Вместо § 32б введен § 51 "Ассигнования на заключение договоров по работам, выполняемым научно-исследовательскими учреждениями, деятельность которых планируется Государственным комитетом СССР по науке и технике".
В параграф включаются бюджетные ассигнования, выделяемые министерствам и ведомствам СССР и союзных республик на оплату договорных работ в области строительства, промышленности строительных материалов, строительного и дорожного машиностроения и сельского хозяйства, выполняемых научно-исследовательскими учреждениями, деятельность которых планируется Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике.
Параграф 34 <*>. "Научно-исследовательские организации, прочие учреждения и мероприятия по науке, не планируемые Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике".
--------------------------------
<*> Вместо § 34 введен § 55 "Научно-исследовательские организации, прочие учреждения и мероприятия по науке, не планируемые Государственным комитетом СССР по науке и технике".
В параграф включаются расходы на научно-исследовательские организации, научные архивы и другие научные учреждения, деятельность которых не планируется Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике.
11. В соответствии с Типовым положением о порядке заключения хозяйственных договоров и выдачи внутриминистерских заказов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, утвержденным Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 5 августа 1969 г. N 360, стоимость указанных работ определяется сметными расчетами (калькуляциями), в которых предусматриваются прямые и накладные расходы.
В стоимость этих работ также могут включаться накопления (прибыль) в размере 1,5% расчетного годового экономического эффекта в народном хозяйстве (у заказчика), получение которого гарантируют разработчики при использовании у заказчиков предлагаемых научных и технических решений, но не более 6% сметной стоимости работ. Расчетный размер годового экономического эффекта уточняется при приемке заказчиком работы.
Накопления могут предусматриваться только по таким работам, сметная стоимость которых не превышает 50% гарантируемого экономического эффекта от использования результатов этих работ в народном хозяйстве.
Накопления в размерах, приведенных выше, предусматриваются в сметной стоимости договорных научно-исследовательских работ отдельной строкой и полностью направляются в фонд развития организации.
12. Индивидуальные сметы расходов (затрат) с необходимыми расчетами и обоснованиями подписываются заместителем директора по общим вопросам (по административно-хозяйственной части), начальником (заведующим) планово-финансового отдела (или экономистом) и главным бухгалтером и утверждаются руководителем научно-исследовательской организации (по проблемным лабораториям - ректором вуза). Первый экземпляр утвержденной сметы представляется в вышестоящую организацию, а второй - остается в научно-исследовательской организации. В таком же порядке утверждается штатное расписание.
Вносить изменения в смету расходов (затрат) научно-исследовательской организации, отнесенной в установленном порядке к категории по оплате труда работников, в том числе увеличивать расходы на приобретение оборудования и материалов для научных исследований за счет экономии средств по другим статьям сметы, включая экономию по фонду заработной платы, может руководитель научно-исследовательской организации, утвердивший смету, с последующим уведомлением вышестоящей организации.
13. В научно-исследовательских организациях создаются:
а) фонд материального поощрения - для премирования работников, вознаграждения их за годовые итоги работы организации, а также для оказания единовременной помощи работникам.
В научно-исследовательских организациях, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования и материального поощрения, указанный фонд создается за счет 50 - 60% средств, поступающих в организацию согласно подпунктам "а" и "б" пункта 24 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 сентября 1968 г. N 760, а также премий по конкурсным проектам и разработкам. В научно-исследовательских организациях, не переведенных на новую систему экономического стимулирования и материального поощрения, этот фонд создается за счет премиальных средств по действующим положениям и премий по конкурсным проектам и разработкам;
б) фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства - для строительства и капитального ремонта жилых домов и культурно-бытовых учреждений, а также улучшения культурно-бытового обслуживания рабочих, научных сотрудников, инженерно-технических работников и служащих организации.
Фонд создается только в научно-исследовательских организациях, переведенных на новую систему экономического стимулирования и материального поощрения, за счет 40 - 50% средств, поступающих в организацию согласно подпунктам "а" и "б" пункта 24 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 сентября 1968 г. N 760, или в соответствии с другими системами экономического стимулирования и материального поощрения;
в) фонд развития организации (включая инвалютную часть фонда) как дополнительный источник финансирования капитальных вложений, приобретения научного оборудования, приборов, материалов и финансирования других мероприятий для непрерывного технического оснащения и улучшения качества работы.
Фонд создается во всех научно-исследовательских организациях за счет накоплений, включаемых в сметную стоимость работ, 75% суммы превышения доходов над расходами (прибыли) по научно-исследовательским работам, выполняемым по хозяйственным договорам (внутриминистерским заказам), поступлений, в том числе в иностранной валюте, от продажи лицензий на изобретения, сделанные в данной организации, а также средств от реализации излишнего и выбывшего оборудования.
Неиспользованные остатки указанных фондов переходят на следующий год и изъятию у организации не подлежат.
14. Научно-исследовательские организации расчет 75% фактического превышения доходов над расходами (фактической прибыли) по законченным и сданным работам, выполненным по хозяйственным договорам (внутриминистерским заказам), направляемых в фонд развития организации, и 25% - перечисляемых в доход соответствующего бюджета, производят после исключения из общей суммы фактического превышения доходов над расходами (фактической прибыли):
плановых (сметных) накоплений, уточненных на размер годового экономического эффекта при приемке заказчиком работ;
средств, включаемых в сметную стоимость на образование фондов экономического стимулирования;
убытков от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и расходов по хозяйственному содержанию зданий культурно-просветительных учреждений, пионерских лагерей.
В тех случаях, когда фактическая сумма превышения доходов над расходами (прибыли) по сданным работам с учетом исключения из нее вышеуказанных средств и затрат превышает фактическую прибыль по балансу этих организаций после покрытия всех убытков, включая от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и расходов по хозяйственному содержанию зданий культурно-просветительных учреждений, пионерских лагерей, расчеты 75% и 25% от прибыли производятся от фактической балансовой прибыли за вычетом этих убытков и расходов.
15. Основной формой подготовки научных и научно-педагогических кадров является аспирантура.
В тех случаях, когда научно-исследовательские организации получили разрешение в установленном порядке на организацию аспирантуры, в общей смете расходов могут предусматриваться соответствующие ассигнования на ее содержание.
Руководителям научно-исследовательских организаций разрешено создавать группы для проведения занятий со специалистами, готовящимися к сдаче кандидатских экзаменов, а также вступительных экзаменов в аспирантуру.
Руководители научно-исследовательских организаций имеют право прикреплять соискателей ученых степеней к соответствующим отделам и лабораториям, выделять для них квалифицированных научных руководителей, а также организовывать необходимые консультации. Научное руководство соискателями оплачивается в установленном порядке.
16. Ассигнования на подготовку научных кадров предусматриваются по соответствующим статьям сметы расходов бюджетной научно-исследовательской организации и по смете затрат хозрасчетной научно-исследовательской организации в составе накладных расходов.
СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫМИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
17. В сметах расходов отражаются все затраты, связанные с деятельностью научно-исследовательской организации, в частности затраты по выполнению тематического плана научно-исследовательских работ; по содержанию и ремонту помещений, занятых непосредственно научно-исследовательской организацией; по подготовке научных кадров.
18. Все затраты распределяются по статьям расходов, утвержденных по бюджетной классификации, а именно:
Статья 1. Заработная плата.
Статья 2. Начисления на заработную плату.
Статья 3. Канцелярские и хозяйственных расходы.
Статья 4. Командировки и служебные разъезды.
Статья 5. Расходы учебные, на производственную практику учащихся, научно-исследовательские работы и приобретение книг для библиотек.
Статья 8. Стипендии.
Статья 9. Питание.
Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря.
Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования.
Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений.
Статья 18. Прочие расходы.
В смете суммы расходов по указанным выше статьям на планируемый год показываются в сопоставлении с фактическими расходами за предыдущий отчетный период и уточненным планом года, предшествующего планируемому. В утвержденной смете суммы расходов на планируемый год распределяются по кварталам.
Уточненный план отражается в суммах, первоначально утвержденных руководителем научно-исследовательской организации с учетом поправок, вытекающих из решений Правительства СССР, и сумм, выделенных из резерва Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике.

Статья 1.

Статья 2.

Статья 3.

Статья 4.

Статья 5.

Статья 8.

Статья 9.

Статья 12.

Статья 14.

Статья 16.

Статья 18.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР от 02.09.1977 n 288 О ПЕРЕЧНЕ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ ВЫСШИХ РАЗРЯДОВ, КОТОРЫМ ПО УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕБУЕТСЯ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  »
Документы СССР »
Читайте также