ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (утв. Приказом Госпрофобра СССР от 08.07.1977 n 87)


Утверждена
Приказом Государственного
комитета Совета Министров СССР
по профессионально-техническому
образованию
от 8 июля 1977 г. N 87
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Выпускные квалификационные экзамены являются завершающим этапом учебной работы и проводятся с целью определения уровня квалификации (разряда, класса, категории) и подготовленности учащихся к самостоятельной работе по избранной профессии.
1.2. Выпускные квалификационные экзамены в профессионально-технических учебных заведениях всех типов заключаются в выполнении учащимися квалификационной (пробной) производственной работы, письменной экзаменационной работы и в проверке знаний, умений и навыков учащихся в пределах требований квалификационных характеристик.
1.3. Для проведения выпускных квалификационных экзаменов в училище создается экзаменационная комиссия.
1.4. К сдаче выпускных квалификационных экзаменов допускаются учащиеся, закончившие полный курс обучения по утвержденным учебным планам и программам и имеющие положительные итоговые оценки по всем учебным предметам, производственному обучению, производственной практике и поведению.
2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ (ПРОБНЫЕ) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАБОТЫ
2.1. Перечень и содержание квалификационных (пробных) производственных работ определяются мастерами производственного обучения под руководством старшего мастера училища по согласованию с руководителями соответствующих цехов предприятий (участков, пароходств, отделений связи и т.п.), рассматриваются методическими комиссиями и утверждаются директором или заместителем директора училища по учебно-производственной работе.
Квалификационные (пробные) производственные работы выполняются учащимися на рабочих местах в цехах предприятий, на стройках, на судах, в колхозах, совхозах, сельскохозяйственных и других организациях, где они проходят производственную практику. Квалификационные (пробные) производственные работы с разрешения местного органа профтехобразования могут выполняться также в учебных мастерских, хозяйствах или на полигонах училищ.
Квалификационная (пробная) производственная работа выполняется в последнем месяце производственной практики.
2.2. В качестве квалификационных (пробных) производственных работ выбираются характерные для данной профессии и для базового предприятия работы и изделия, соответствующие уровню квалификации, предусмотренному квалификационной характеристикой, техническим требованиям, действующим на данном предприятии (организации).
2.3. По профессиям механизаторов сельского хозяйства, строительства, угольной, горнорудной и других отраслей народного хозяйства, связанным с обслуживанием машин и механизмов (трактористы-машинисты, машинисты кранов, экскаваторов, горных машин и др.), квалификационная (пробная) производственная работа включает самостоятельное выполнение практических работ на соответствующих машинах; наладку, регулировку и подготовку машин, агрегатов на заданный режим работы; технический уход и ремонт машин в объеме требований, предусмотренных квалификационной характеристикой.
2.4. Учащиеся, обучающиеся совмещенным профессиям (арматурщик-электросварщик, моторист-рулевой, машинист завалочной машины - электрослесарь и т.п.), квалификационную (пробную) производственную работу выполняют отдельно по каждой профессии.
Учащиеся, получающие дополнительные умения по другой профессии (вышкомонтажник с умением выполнять сварочные работы, водитель трамвая с умением выполнять слесарные работы и т.п.), квалификационную (пробную) производственную работу выполняют по основной профессии на уровень квалификации, предусмотренный квалификационной характеристикой, а по второй профессии, как правило, - на начальный уровень квалификации.
2.5. Учащимся, имеющим отличную успеваемость по специальным и общетехническим предметам, производственному обучению и систематически выполняющим в период практики установленные производственные задания, может быть выдана работа сложностью на более высокий уровень квалификации, чем предусматривается квалификационной характеристикой.
2.6. Мастера производственного обучения под руководством старшего мастера совместно с соответствующими работниками предприятий своевременно подготавливают машины, оборудование, рабочие места, материалы, заготовки, инструменты, приспособления, документацию, необходимые для выполнения учащимися квалификационных (пробных) производственных работ, обеспечивают соблюдение норм и правил охраны труда.
Учащимся сообщается порядок и условия выполнения пробной работы, выдается необходимая техническая документация (чертежи, технологические карты, монтажные схемы, технические требования к предстоящей работе и т.п.), а также наряд с указанием содержания и разряда работы, нормы времени, рабочего места.
Члены экзаменационной комиссии наблюдают за выполнением квалификационных (пробных) работ учащимися. В необходимых случаях для наблюдения и оценки этих работ экзаменационной комиссией привлекаются инженерно-технические работники, выделяемые предприятием (организацией).
Выполненную квалификационную работу учащиеся сдают мастерам цехов (участков), которые отмечают в нарядах фактически затраченное время и подписывают их. Соответствие выполненных работ техническим требованиям определяет отдел технического контроля (ОТК) цеха (участка).
При определении времени, фактически затраченного на выполнение квалификационной (пробной) работы, время простоев, происшедших не по вине учащегося, исключается.
2.7. При оценке квалификационной (пробной) производственной работы учитывается конечный результат выполнения задания (качество, выполнение норм времени и другие показатели), а также умения и навыки учащихся правильно выполнять приемы работы, применять передовые методы труда, налаживать и регулировать оборудование, пользоваться инструментами, соблюдать правила техники безопасности, планировать свою работу и организовывать рабочее место, экономить материалы и электроэнергию.
Квалификационная (пробная) производственная работа считается принятой при условии, если задание выполнено в полном соответствии с техническими требованиями, условиями и в установленное время.
2.8. По профессиям, связанным с обслуживанием системы машин, агрегатов, установок или производственных участков, и по другим технологическим профессиям, по которым не может быть установлено конкретное содержание пробной работы, квалификация учащихся определяется экзаменационной комиссией на основе производственных показателей, достигнутых ими в процессе производственной практики, а также путем непосредственной проверки подготовленности учащихся к самостоятельной работе на рабочем месте предприятия, стройки, организации.
3. ПИСЬМЕННЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
3.1. Письменные экзаменационные работы выполняются с целью проверки умения учащихся применять полученные знания на производстве.
3.2. Темы письменных экзаменационных работ определяются преподавателями специальных предметов совместно с мастерами производственного обучения, рассматриваются методическими комиссиями, утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе. Задания выдаются учащимся до начала производственной практики.
Темы письменных экзаменационных работ должны соответствовать содержанию производственной практики учащихся, объему знаний, умений и навыков, предусмотренному учебными программами и квалификационной характеристикой.
Письменные работы учащихся, обучающихся совмещенным профессиям, должны отражать квалификационные требования по каждой из них. Учащимся, осваивающим профессии с дополнительными умениями, выдаются задания на письменные работы исходя из требований квалификационной характеристики по основной профессии.
3.3. Учащимся, проходящим производственную практику на предприятиях, значительно удаленных от места нахождения учебного заведения, в порядке исключения, разрешается представлять письменный отчет о производственной практике вместо выполнения письменного экзаменационного задания.
3.4. Учащиеся сельских профессионально-технических училищ, обучающиеся по профессиям механизаторов сельского хозяйства, вместо выполнения письменной экзаменационной работы представляют дневники учета выполненных работ и отчеты о производственной практике.
Учащиеся, обучающиеся в сельских училищах по другим профессиям, выполняют письменные экзаменационные работы.
3.5. Письменные экзаменационные работы учащихся содержат:
- разработку и описание технологического процесса выполнения работы, выбор и краткое описание оборудования, инструментов, приборов, приспособлений, параметров и режимов ведения процесса, обоснование технических требований, предъявляемых к работе, с использованием знаний, полученных в процессе теоретического обучения;
- описание физических, химических и других свойств применяемых на производстве материалов и сырья;
- описание передового производственного опыта, обеспечивающего повышение производительности труда и высокое качество продукции применительно к данному производству (виду работ);
- разработку предложений по совершенствованию выполнения отдельных производственных операций (приспособлений, инструментов, оснастки, способов контроля работ);
- описание передового опыта организации рабочего места и правил техники безопасности;
- определение экономической эффективности от внедрения нового технологического процесса, рационализаторского предложения, передовых приемов труда;
- графическую часть (в зависимости от специфики профессий): рабочий чертеж изделия, эскиз, схему, чертеж приспособления, инструмента.
При выполнении письменных экзаменационных работ необходимо соблюдать единые грамматические, графические и другие нормативные требования, стандарты, международную систему единиц измерения.
3.6. Объем письменной экзаменационной работы не должен превышать 15 - 20 страниц текста (формата 11) и двух листов графических работ (формата 24).
3.7. Выполнением письменных экзаменационных работ руководит преподаватель специального предмета. В качестве консультантов целесообразно привлекать преподавателей других учебных предметов.
В тех случаях, когда письменные экзаменационные работы учащиеся выполняют на производственной практике с выездом из училища (строительство ЛЭП, плавательная практика на судах, поездная практика и т.п.), в качестве консультантов разрешается привлекать квалифицированных специалистов предприятий с оплатой труда по часовым ставкам преподавателей специальных предметов в пределах времени, предусмотренного учебными планами на консультации.
Преподаватели за месяц до начала экзаменов проверяют письменные экзаменационные работы и выставляют оценку с краткой мотивировкой.
3.8. Выполненные учащимися письменные экзаменационные работы хранятся в училище, а за 2 - 3 дня до заседания экзаменационной комиссии выдаются учащимся для подготовки к экзаменам.
3.9. Срок хранения в училище выполненных письменных экзаменационных работ и отчетов о производственной практике - один год.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК РАБОТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ
4.1. Экзаменационная комиссия создается по приказу государственного комитета профтехобразования союзной республики (в республике, не имеющей областного деления), республиканского (АССР), краевого, областного, главного, городского управления профессионально-технического образования за месяц до начала экзаменов в составе: представителя госкомитета (управления) профессионально-технического образования (председатель комиссии); представителей администрации и общественных организаций базового предприятия, директора училища, его заместителей и старшего мастера. В работе экзаменационной комиссии участвуют мастер производственного обучения и преподаватель специального предмета экзаменуемой группы (если он не находится в отпуске).
Председатель экзаменационной комиссии должен быть специалистом соответствующей отрасли производства. На одного из членов экзаменационной комиссии возлагаются обязанности секретаря комиссии.
В состав экзаменационных комиссий в сельских профессионально-технических училищах, в зависимости от профессий выпускников, включаются представители районных производственных управлений сельского хозяйства, отделений (объединений) "Сельхозтехника", предприятий системы мелиорации и водного хозяйства, предприятий лесного хозяйства.
При проведении квалификационного экзамена для учащихся по профессиям, связанным с работами на объектах, поднадзорных специальным организациям и ведомствам (машинисты грузоподъемных кранов, слесари-монтажники по электрическим подъемникам (лифтам), электрогазосварщики, дежурный персонал электростанций и др.), в состав экзаменационной комиссии включаются в установленном порядке представители Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Госсельтехнадзора и др.
4.2. По профессиям, для которых предусмотрена квалификация водителя транспортных средств, перед выпускными квалификационными экзаменами проводятся экзамены в местной Госавтоинспекции на получение удостоверения на право управления соответствующими транспортными средствами.
4.3. В тех случаях, когда учащиеся проходят производственную практику не в полном составе учебной группы, а рассредоточены по отдельным объектам (в колхозе, совхозе, на строительстве, на судах и т.п.), разрешается в порядке исключения создавать дополнительные экзаменационные комиссии под руководством директора училища или его заместителей, старшего мастера с участием в них представителя предприятия (колхоза, совхоза, строительства, пароходства) и мастера производственного обучения экзаменуемой группы.
4.4. Мастер производственного обучения обеспечивает получение от предприятия (организации), где учащиеся проходили производственную практику, производственных характеристик на каждого учащегося группы, подготавливает сводную ведомость итоговых оценок успеваемости учащихся по всем предметам учебного плана, дневники учета выполненных учебно-производственных работ, чертежи, наряды на выполненные квалификационные (пробные) работы с заключением ОТК предприятия и другие материалы, характеризующие подготовленность учащихся. Не менее чем за три дня до начала работы экзаменационной комиссии указанные документы и материалы передаются в учебную часть училища.
4.5. До начала выпускных квалификационных экзаменов проводится собрание учащихся, оканчивающих училище, на котором им разъясняется значение и порядок проведения предстоящих экзаменов, требования к квалификационным (пробным) производственным работам, порядок определения квалификации и т.д.
4.6. Заседания экзаменационной комиссии проводятся в специально подготовленных помещениях, оснащенных необходимыми наглядными пособиями, приборами, инструментами и т.п.
4.7. На заседании экзаменационная комиссия:
- рассматривает итоговые оценки успеваемости каждого из экзаменуемых учащихся по всем предметам учебного плана, результаты выполнения квалификационных (пробных) производственных работ, оценки письменных экзаменационных работ, производственные характеристики, отчеты о производственной практике;
- заслушивает объяснения учащихся по выполненным квалификационным (пробным) производственным и письменным экзаменационным работам;
- проводит устный опрос учащихся в пределах требований квалификационной характеристики или должностной инструкции с учетом умения применять теоретические знания при выполнении производственных заданий.
4.8. По итогам рассмотрения результатов выполнения квалификационных (пробных) производственных работ, письменных экзаменационных работ, других документов, характеризующих учащихся, а также устного опроса учащихся экзаменационная комиссия выставляет каждому учащемуся оценку за сдачу выпускных квалификационных экзаменов и принимает решение о выдаче учащимся средних профтехучилищ дипломов о завершении среднего образования и присвоении разрядов (классов) по профессии, а учащимся технических и профессионально-технических училищ - аттестатов об окончании училища и присвоении разрядов (классов) по профессии.
4.9. Уровень квалификации более высокий, чем предусматривается квалификационной характеристикой, устанавливается учащимся, которые:
- выполнили квалификационные (пробные) производственные работы повышенной сложности в установленное нормами время, обеспечили высокое качество продукции и достигли повышения производственных показателей в соответствии с нормативами и должностными инструкциями, действующими на предприятии;
- получили производственные характеристики с отличным отзывом о работе за период производственной практики и рекомендацией о присвоении повышенного разряда и имеют оценки "5" по письменной экзаменационной работе или отчету о производственной практике и устному ответу.
4.10. Учащимся, обучавшимся по профессиям, связанным с работами на объектах, поднадзорных специальным организациям и ведомствам (Госгортехнадзору, Госэнергонадзору, Госсельтехнадзору и др.), вместе с дипломом или аттестатом выдается специальное удостоверение установленного образца на право обслуживания котельных установок, сосудов, работающих под давлением, подъемных сооружений и т.п.
4.11. Учащимся, имеющим по производственному обучению и не менее чем по 75 процентам других предметов учебного плана итоговые оценки "5", а по остальным предметам оценки "4", при "примерном" поведении, сдавшим выпускные квалификационные экзамены с оценкой "5", а также проявившим себя в общественной работе, выдается: в средних профессионально-технических училищах - диплом с отличием, а в технических и профессионально-технических училищах - аттестат с отличием.
4.12. Решение экзаменационной комиссии о присвоении учащимся уровня квалификации с указанием оценки, полученной на выпускном квалификационном экзамене, записывается в протоколе (Приложение N 1), подписываемом председателем и всеми членами комиссии, и заносится в диплом (аттестат).
Итоги выпускных квалификационных экзаменов объявляются приказом по училищу.
В диплом (аттестат) наименование профессии записывается в строгом соответствии с Перечнем профессий, по которым осуществляется подготовка квалифицированных рабочих в училищах профессионально-технического образования, утвержденным Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, и присвоенный уровень квалификации (разряд, класс, категория).
4.13. Выпускные квалификационные экзамены считаются несданными в следующих случаях:
- в случае брака в квалификационной (пробной) производственной работе (не выполнены технические требования);
- при невыполнении учащимся норм времени (выработки), установленных на выполнение квалификационной (пробной) производственной работы;
- при невыполнении учащимся установленных производственных показателей в последний месяц производственной практики по профессиям, связанным с обслуживанием машин, агрегатов, установок или производственных участков;
- при невыполнении письменной экзаменационной работы;
- если в результате квалификационных экзаменов установлено отсутствие у учащихся знаний, предусмотренных квалификационной характеристикой.
4.14. При наличии разногласий между членами экзаменационной комиссии в определении уровня квалификации учащегося решение о присвоении учащемуся разряда (класса, категории) принимается местным органом профессионально-технического образования.
4.15. Учащимся, не допущенным к выпускным квалификационным экзаменам или не сдавшим их, вместо диплома (аттестата) выдается справка по форме, указанной в Приложении N 2.
Учащимся, не сдавшим выпускных квалификационных экзаменов, предоставляется право через 6 месяцев на повторную сдачу экзаменов.
Допуск к экзамену разрешается директором училища на основании письменного заявления и положительной характеристики с производства.
Учащиеся, не сдавшие квалификационных экзаменов и направленные на работу в другие области, края, республики, подают заявление на имя руководителя соответствующего местного органа профессионально-технического образования, который назначает училище, где они могут повторно сдавать квалификационные экзамены.
4.16. Протоколы экзаменов и сводные ведомости итоговых оценок подлежат постоянному хранению.


Приложение N 1
к Инструкции о порядке
проведения выпускных
квалификационных экзаменов
в профессионально-технических
учебных заведениях
ПРОТОКОЛ
заседания экзаменационной комиссии по выпуску учащихся ___________
__________________________________________________________________
(наименование училища)
_________________________ училища N ______________________________
__________________________________________________________________
(города, области, края, республики)
Профессия ________________________________________________________
Председатель комиссии ____________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность,
место работы)
Члены комиссии ___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность, место работы)
Рассмотрев итоговые оценки успеваемости за курс обучения,
производственные характеристики, результаты квалификационных
(пробных) и письменных экзаменационных работ и проведя проверку
знаний учащихся, комиссия постановила:
1. Указанным в списке учащимся выдать дипломы (аттестаты) об
окончании ________________________________________________________
(наименование училища)
училища N __________________________ и присвоить квалификацию:
----T--------T------T--------------T--------------T--------------¬
¦ N ¦Фамилия,¦Год и ¦Оценка, полу- ¦Присваиваемая ¦Заключение эк-¦
¦п/п¦ имя, ¦месяц ¦ченная на вы- ¦ профессия и ¦заменационной ¦
¦ ¦отчество¦рожде-¦пускном квали-¦ квалификация ¦комиссии о вы-¦
¦ ¦ ¦ния ¦фикационном ¦ (тарифный ¦даче диплома ¦
¦ ¦ ¦ ¦экзамене ¦разряд, класс)¦(аттестата) ¦
+---+--------+------+--------------+--------------+--------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+--------+------+--------------+--------------+---------------
2. Ниженазванным учащимся (не допущенным к выпускным квалификационным экзаменам или не сдавшим их) выдать справки об обучении в училище и направить их для работы на производстве:
----T-------------T----------------T-----------------------------¬
¦ N ¦Фамилия, имя,¦ Год и месяц ¦ Рекомендация об ¦
¦п/п¦ отчество ¦ рождения ¦использовании на производстве¦
+---+-------------+----------------+-----------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+----------------+------------------------------
М.П. УЧИЛИЩА
"__" ____________ 197_ г. Председатель экзаменационной комиссии
Члены комиссии


Приложение N 2
к Инструкции о порядке
проведения выпускных
квалификационных экзаменов
в профессионально-технических
учебных заведениях
СПРАВКА
Выдана _______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
________________ года рождения, в том, что он(а) в _______________
месяце __________ 197_ г. принят(а) в ____________________________
(наименование и N училища)
__________________________________________________________________
(города, области, края, республики)
и обучался(ась) в нем до ________________________ месяца 197_ года
по профессии _____________________________________________________
Изучал(а) следующие предметы и получил(а) оценки:
-----------------T---------------T---------------T---------------¬
¦ Наименование ¦Оценка прописью¦ Наименование ¦Оценка прописью¦
¦ предмета ¦ ¦ предмета ¦ ¦
+----------------+---------------+---------------+---------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+---------------+---------------+----------------
Поведение ________________________
По решению экзаменационной комиссии __________________________
(фамилия, имя, отчество)
рекомендуется использовать на производстве _______________________
(профессия, вид работы)
___________ разряда (класса).
______________________________ направляется ______________________
(фамилия, имя, отчество)
__________________________________________________________________
(наименование предприятия)
М.П. УЧИЛИЩА Директор
Секретарь
"__" ____________ 197_ г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 13.10.1956 n 1414 О ДАЛЬНЕЙШИХ МЕРАХ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ - МАТЕРЯМ, РАБОТАЮЩИМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В УЧРЕЖДЕНИЯХ  »
Документы СССР »
Читайте также