ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ЭКСПОРТНЫХ И ИМПОРТНЫХ ГРУЗОВ, СЛЕДУЮЩИХ ЧЕРЕЗ МОРСКИЕ ПОРТЫ И ПОГРАНИЧНЫЕ СТАНЦИИ НЕ В ПРЯМОМ МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ (утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, МВЭС СССР 22.01.1991)


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения СССР
Г.М.ФАДЕЕВ
22 января 1991 года
Заместитель Министра
морского флота СССР
Н.П.ЦАХ
22 января 1991 года
Заместитель Министра
внешних экономических
связей СССР
В.Н.БУРМИСТРОВ
22 января 1991 года
ПРАВИЛА
ПЕРЕВОЗОК ЭКСПОРТНЫХ И ИМПОРТНЫХ ГРУЗОВ,
СЛЕДУЮЩИХ ЧЕРЕЗ МОРСКИЕ ПОРТЫ И ПОГРАНИЧНЫЕ СТАНЦИИ
НЕ В ПРЯМОМ МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила распространяются на перевозки экспортных, импортных, транзитных, реэкспортных и снятых с экспорта грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении, в том числе грузов в контейнерах и пакетах, в дальнейшем именуемых "экспортные грузы" - для экспортных, транзитных и реэкспортных грузов и "импортные грузы" - для импортных, транзитных, реэкспортных и снятых с экспорта грузов, соответственно.
1.2. В части, не предусмотренной настоящими Правилами, следует руководствоваться положениями Устава железных дорог Союза ССР, Правил перевозок грузов и Технических условий погрузки и крепления грузов. В части, связанной с перевозкой этих грузов морем, - соответствующими положениями Кодекса торгового мореплавания СССР и Правил морской перевозки, а в части, связанной с перевозкой с участием иностранных железных дорог, - соответствующими международными соглашениями.
1.3. Экспортные и импортные грузы отгружаются по перевозочным документам внутреннего железнодорожного сообщения или соответствующего прямого международного грузового сообщения для транзитных и реэкспортных грузов, составляемых на каждую повагонную, маршрутную, малотоннажную, контейнерную и мелкую отправку.
2. Перевозка экспортных грузов
2.1. Получателем экспортных грузов в перевозочных документах указывается:
- для грузов, следующих через морские порты, - морской порт по поручению внешнеэкономической организации <*>;
--------------------------------
<*> Под внешнеэкономическими организациями понимаются внешнеэкономические объединения, независимо от ведомственной подчиненности, а также предприятия, объединения и организации, получившие право непосредственного осуществления экспортно - импортных операций.
- для грузов, следующих до выходных пограничных пунктов, - внешнеэкономическая организация.
2.2. В правом верхнем углу перевозочного документа делается отметка "Экспорт", а в графе 4 накладной "Особые заявления и отметки отправителя" указывается также страна назначения, номер контракта или договора с внешнеэкономической организацией и наименование и номер документа, разрешающего вывоз груза (лицензии).
2.3. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения, должны предъявляться грузоотправителем к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам и техническим условиям, а грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, - в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность при железнодорожной и морской перевозке и перегрузке в морских портах и на пограничных станциях и соответствующей условиям контрактов, договоров на поставку и требованиям действующих на транспорте Правил перевозок.
Маркировка грузов производится в соответствии с требованиями действующего государственного стандарта Союза ССР "Маркировка грузов".
2.4. Тарные и штучные грузы отгружаются грузоотправителем с указанием в накладной количества мест и общей массы, определенной по стандарту или по массе, указанной на грузовых местах.
Грузы, перевозимые насыпью и навалом, отгружаются отправителем с указанием массы, определенной на весах. Определение массы таких грузов по обмеру или условно не допускается. Тарные и штучные грузы сдаются железной дорогой и принимаются морским портом с проверкой количества мест без проверки массы. Проверка массы и состояния груза производится только в поврежденных местах.
Экспортные наливные, навалочные и насыпные грузы сдаются железной дорогой и принимаются портом согласно данным накладных с проверкой массы по требованию порта. Результаты проверки массы указанных грузов оформляются железной дорогой в установленном порядке.
За взвешивание груза на весах железной дороги, маневровые работы при взвешивании и подачу вагонов в порт, проверку количества мест и состояния грузов с порта взыскивается сбор в порядке и размерах, предусмотренных тарифами, с последующим возмещением этого сбора соответствующей внешнеэкономической организацией.
2.5. Экспортные скоропортящиеся грузы должны отгружаться отправителем с приложением документов о качестве груза в двух экземплярах.
Первый из них следует за границу, второй, в котором дополнительно должен указываться срок транспортабельности в сутках, остается на пограничной станции (в порту). В случаях задержки на пограничных станциях (в портах) экспортных скоропортящихся грузов инспектором территориального подразделения МВЭС СССР по контролю за качеством экспортных товаров последний немедленно сообщает об этом соответствующей внешнеэкономической организации, которая должна в суточный срок с даты уведомления распорядиться этим грузом. Внешнеэкономическая организация несет ответственность за снижение качества груза, простой вагонов и контейнеров, вызванный несвоевременным принятием мер по задержанным грузам.
2.6. Экспортные грузы, сформированные грузоотправителем в транспортные пакеты, принимаются к перевозке:
- на местах общего пользования - по наружному осмотру без проверки количества мест груза в пакетах;
- на подъездных путях грузоотправителя наружный осмотр пакетов железной дорогой не производится.
Маркировка, параметры и масса пакетов, способы укладки грузов в пакетах, а также применяемые средства пакетирования должны соответствовать требованиям государственных стандартов, Правил перевозок грузов на железнодорожном и морском транспорте.
Передача железной дорогой порту экспортных грузов, сформированных в транспортные пакеты, производится по счету пакетов без проверки количества мест в пакетах. При обнаружении поврежденных пакетов или отдельных поврежденных мест в пакете сдающая сторона совместно с принимающей стороной (портом) производит проверку количества грузовых мест, а также проверку содержимого поврежденных мест (количество, масса и состояние груза) по спецификациям или упаковочным листам. Результаты проверки оформляются актами в установленном порядке.
2.7. Если при передаче экспортных грузов железной дорогой порту окажутся грузы, которые на основании действующих Правил не могут быть приняты (ввиду необходимости исправления тары и т.д.), то такие отправки принимаются и приводятся портом в должный порядок.
Стоимость работы возмещается порту железной дорогой за счет грузоотправителя, если погрузка производилась его средствами. В случаях, когда исправление тары и груза силами порта невозможно, вопрос о дальнейшей транспортировке такого груза решается внешнеэкономической организацией или ее представителем в порту.
2.8. Обнаруженные при передаче железной дорогой порту повреждения или порча экспортного груза, несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза в натуре и данными, указанными в перевозочных документах, оформляются коммерческими актами.
Коммерческие акты составляются железной дорогой и подписываются станцией и портом в установленном порядке. Коммерческий акт выдается порту в трехсуточный срок с момента приема портом груза в порядке, установленном Правилами составления актов.
2.9. В случае прибытия в порт несогласованных к завозу экспортных грузов и невозможности их выгрузки в порту внешнеэкономическая организация, в адрес которой прибыл груз, обязана распорядиться этим грузом.
Расходы по простою вагонов и другие, связанные с прибытием таких грузов расходы, оплачиваются за счет внешнеэкономической организации.
3. Перевозка импортных грузов
3.1. Отправителем импортных грузов указывается в перевозочных документах:
- для грузов, следующих через морские порты, - морской порт по поручению внешнеэкономической организации;
- для грузов, следующих через пограничные станции, - внешнеэкономическая организация.
При отгрузке из морских портов импортных грузов, подлежащих перевозке в опломбированных вагонах, их количество и масса удостоверяются при погрузке в вагоны совместно работниками порта и железной дороги обоюдным проставлением подписей в железнодорожной накладной.
3.2. Пригодность подвижного состава в коммерческом отношении под погрузку импортных грузов, отгружаемых из морских портов, определяется портом. Пригодность вагонов под погрузку хлебных грузов определяется портом с участием Государственной хлебной инспекции.
3.3. Импортные тарные и штучные грузы отгружаются портами в таре (упаковке), в которой они прибыли в порт, если тара (упаковка) обеспечивает сохранность груза при перевозке по железным дорогам. В необходимых случаях внешнеэкономическая организация согласовывает с МПС СССР, Минморфлотом СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами особые условия перевозки грузов.
3.4. Погрузка импортных грузов в вагоны производится портом в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов и Технических условий погрузки и крепления грузов до технических норм (сетевых или местных) или до полной вместимости, но не выше грузоподъемности с учетом допускаемого перегруза.
При отсутствии сетевых норм загрузки вагонов железная дорога может устанавливать по согласованию с портом местные технические нормы загрузки вагонов в зависимости от свойств и качества импортных грузов.
За недогруз вагонов порт уплачивает железной дороге штраф в размерах, предусмотренных тарифами.
Невагонные партии импортных грузов и остатки от коносаментных партий отгружаются портом в контейнерах или мелкими отправками в сборных вагонах.
Отгрузка невагонных партий груза повагонными отправками допускается при невозможности их отправления в контейнерах или мелкими отправками. В этом случае штраф за недогруз вагонов до технических норм не взыскивается.
3.5. Тарные и штучные грузы отгружаются портом по стандартной массе, по массе, указанной на каждом грузовом месте, или по согласованию с внешнеэкономической организацией - по среднеконосаментной массе. В таком же порядке без проверки массы эти грузы выдаются железной дорогой получателю в пункте назначения.
Тарные и штучные грузы, отгружаемые на открытом подвижном составе, сдаются портом и принимаются железной дорогой по количеству мест без проверки массы груза.
В необходимых случаях, которые определяет внешнеэкономическая организация, отгрузка производится с участием экспертов ТПП СССР за счет внешнеэкономической организации в целях определения количества, качества и комплектности импортных грузов.
Отгрузка навалочных, насыпных и продовольственных наливных грузов производится с проверкой массы этих грузов.
При перевозке навалочных и насыпных грузов на открытом подвижном составе определение массы производится совместно представителями железной дороги и портов.
Погруженные портом вагоны пломбируются пломбами порта за счет внешнеэкономической организации, за исключением случаев, когда в соответствии с Правилами перевозок грузов пломбирование не требуется.
При этом применяются пломбы и запорные устройства, предусмотренные для использования на вагонах Правилами перевозок грузов.
В графе накладной "Наименование груза" под наименованием груза указывается количество пломб, их оттиски и контрольные знаки.
Выдача импортных грузов получателям на станциях назначения, в том числе прибывших в исправных вагонах с неповрежденными пломбами, производится приемосдатчиками железной дороги с проверкой количества мест, а в соответствующих случаях, - массы и состояния груза со взысканием за эту работу с грузополучателей сбора в установленных размерах.
Снятие пломб с вагонов на станциях назначения производится приемосдатчиком железной дороги в присутствии грузополучателя.
В необходимых случаях выдача этих грузов на станции назначения производится с участием эксперта Торгово - промышленной Палаты СССР.
В случае составления коммерческого акта первый его экземпляр с приложением снятых с вагона пломб высылается станцией назначения на дорогу отправления. Второй экземпляр коммерческого акта выдается грузополучателю.
3.6. Выдача получателям импортных грузов, сформированных в транспортные пакеты, производится по счету пакетов без проверки количества грузовых мест и состояния груза в пакетах. При обнаружении на станциях назначения поврежденных пакетов выдача груза производится с проверкой количества мест и состояния груза в пакетах, а поврежденных мест - также с проверкой их массы и количества.
3.7. Импортные негабаритные и тяжеловесные грузы завозятся в порты: Ленинград, Рига, Таллинн, Вентспилс, Клайпеда, Калининград, Мурманск, Одесса, Ильичевск, Николаев, Херсон, Мариуполь, Новороссийск, Владивосток, Находка, а также другие порты по согласованию между Минморфлотом СССР, МПС СССР и МВЭС СССР.
Внешнеэкономические организации на стадии проектирования оборудования и подготовки его транспортировки обязаны представить на экспертизу в МПС СССР предварительные эскизы негабаритных или тяжеловесных мест с целью определения возможности и условий их перевозки и разработки рекомендаций по уменьшению размеров и изменению транспортного положения груза.
В заявке на согласование перевозки должен быть указан номер контракта, количество мест, ориентировочный срок перевозки, станция назначения и грузополучатель. К заявке необходимо приложить эскиз груза в трех проекциях с указанием размеров, массы, положения центра тяжести и координат наиболее выступающих точек относительно его основания и вертикальной оси, проходящей через центр тяжести (на виде с торца или поперечном сечении), определяющих негабаритность.
Внешнеэкономические организации или их экспедиторы по прибытии негабаритного или тяжеловесного груза в порт представляют технологической группе отделения железной дороги или отделению железной дороги эскиз, выполненный на основании фактических обмеров груза, для разработки чертежа и информируют при этом о согласовании ранее с МПС СССР возможности этой перевозки.
Внешнеэкономические организации могут заблаговременно до прибытия груза в советский порт предоставлять через своих экспедиторов отделению железной дороги эскизы грузов, разработанные фирмой, на которых кроме данных, представленных при предварительном согласовании, должны быть предварительно показаны: точное (с размерами) расположение опор груза (опорных салазок для ящиков), узлов крепления груза и допускаемые на них усилия, указана возможность крепления груза за опоры или крепления грузов в ящичной упаковке обвязками и другие реквизиты и особые условия, необходимые для разработки чертежей погрузки и расчетов крепления.
По прибытии указанных грузов в порт внешнеэкономическая организация или ее экспедитор должна обеспечить проверку фактических размеров, транспортного положения и других транспортных параметров, перечисленных выше и указанных в эскизе фирмы. При расхождении фактических данных с указанными в предварительных эскизах производится корректировка или переработка (при необходимости) разработанных ранее чертежей погрузки работниками отделения железной дороги за счет внешнеэкономической организации.
Железные дороги обеспечивают разработку чертежей погрузки и расчетов крепления, их согласование и передачу утвержденных чертежей портам в следующие сроки с момента получения эскизов (при равномерном поступлении грузов):
- для грузов нижней 1 - 2-ой, боковой 1 - 3-ей, верхней 1 - 2-ой степени негабаритности - до 15 суток;
- для грузов нижней 3-ей, боковой 4-ой, верхней 3-ей степеней негабаритности - до 20 суток;
- для грузов нижней 4 - 6-ой, боковой 5 - 6-ой степеней негабаритности, сверхнегабаритных, а также всех грузов на транспортерах - до 30 суток.
Стоимость разработки чертежей погрузки и расчетов крепления, а также выполнения других работ, связанных с инженерной подготовкой перевозки импортных негабаритных и тяжеловесных грузов, оплачивается железной дороге внешнеэкономической организацией согласно заключенным договорам.
Подача транспортеров в порты и их использование осуществляется в установленном порядке. Порты за счет внешнеэкономических организаций выполняют работы по специальному креплению и изготовлению приспособлений, предусмотренных чертежами погрузки и расчетами крепления груза на подвижном составе.
Если для перевозки негабаритного и тяжеловесного груза по железной дороге требуется особо сложное приспособление для крепления, которое порт не может изготовить, внешнеэкономическая организация поручает их изготовление другим организациям и обеспечивает их доставку в порт.
В случае завоза в порт крупногабаритных и тяжеловесных грузов без предварительного согласования с МПС СССР возможности и условий их перевозки, или грузов, перевозка которых по железной дороге не может быть осуществлена, решение вопросов о доставке этих грузов получателю принимает внешнеэкономическая организация, которая несет ответственность за возможные последствия задержки в отправке таких грузов.
3.8. На обнаруженные на станциях назначения недостачи и излишки импортных грузов железная дорога составляет коммерческие акты на каждый вагон или группу вагонов, на которые составлена одна железнодорожная накладная.
Об обнаруженных недостачах и излишках станция назначения в суточный срок информирует по телеграфу станцию отправления. Припортовая станция сообщает эту информацию порту в течение суток.
Обнаруженные на станции назначения излишки импортного груза выдаются получателю под сохранную расписку, о чем делается отметка в коммерческом акте.
Копии коммерческих актов на выявленные в пунктах назначения недостачи импортных грузов, прибывших в исправных вагонах за исправными пломбами пункта погрузки или на открытом подвижном составе без следов утраты, а также на выявленные излишки грузов, станции назначения не позднее 3-суточного срока после выгрузки груза направляют соответствующим пограничным станциям или припортовым станциям для передачи портам.
Недостача или излишек импортного груза, отгруженного одним и тем же отправителем в адрес одного получателя и прибывшего в исправных вагонах без следов утраты, определяются по результатам проверки всей партии груза, выданного за данные сутки, и оформляются одним коммерческим актом, в котором указываются все номера вагонов и фактическое количество груза в каждом из них.
Пограничные станции и порты на основании полученных коммерческих актов в декадный срок уведомляют соответствующую внешнеэкономическую организацию о выявленных на станциях назначения излишках и недостачах однородных импортных грузов с приложением копий поступивших коммерческих актов.
Излишки импортных грузов, обнаруженных в порту, досылаются портом в покрытие недостач. Порядок зачетов излишков и недостач, компенсации дополнительных расходов, вызванных производством перерасчетов за отгруженные получателям товары, досылок и переадресовок груза, согласовывается непосредственно между портом и внешнеэкономической организацией в договоре, о чем информируется припортовая железная дорога. В этом случае основанием для корректировки расчетов за товар между внешнеэкономической организацией и получателем служат исправительные извещения, которые учитываются при рассмотрении претензий на недостачу импортных грузов.
4. Перевозка экспортных и импортных грузов в контейнерах
4.1. Перевозка экспортных и импортных грузов в универсальных и специальных контейнерах, принадлежащих МПС СССР, Минморфлоту СССР, предприятиям и объединениям, в том числе иностранным, с перевалкой в морских портах производится в соответствии с Правилами перевозок грузов.
Использование контейнеров МПС СССР и Минморфлота СССР осуществляется на условиях соглашений о порядке взаимного пользования контейнерами принадлежности железных дорог и морских пароходств.
Условия перевозки грузов в контейнерах и порядок пользования контейнерами, не отвечающие положениям упомянутых Правил и соглашений, согласовываются внешнеэкономическими организациями с Минморфлотом СССР и МПС СССР.
4.2. Груженые контейнеры принимаются от порта железнодорожными станциями и сдаются порту по наружному осмотру состояния контейнеров и пломб. Контейнеры с импортными грузами принимаются к перевозке за пломбами иностранных отправителей или порта.
4.3. Пломбирование контейнеров должно производиться пломбами, снятие которых невозможно без их повреждения. Пломбы должны иметь ясные оттиски знака (знаков). Каждый дверной проем контейнера должен быть опломбирован грузоотправителем одной пломбой, навешиваемой на правую фиксирующую створку двери.
4.4. В случае применения пломб - запоров проволочная закрутка не применяется. Сведения о пломбах (цифровые и буквенные знаки) вписываются в соответствующую графу железнодорожной накладной.
4.5. При обнаружении в момент передачи контейнеров с неисправностями, угрожающими сохранности грузов, а также контейнеров без пломб, с неясными оттисками на пломбе, расхождением знаков на пломбе с данными перевозочных документов принимающая сторона имеет право отказать в приеме таких контейнеров.
В случае необходимости проверка груза в контейнере или перегрузка его в исправный контейнер осуществляется в порту его средствами в присутствии представителя сдающей стороны за ее счет.
После проверки контейнер пломбируется пломбами сдающей стороны.
При обнаружении несохранности груза в контейнере сдающая сторона обязана составить коммерческий акт, а при отсутствии несохранности - акт общей формы, которые подписываются представителями сдающей и принимающей стороны.
В случае проведения досмотра или фумигации контейнера в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" порт делает отметку о приложении акта вскрытия и произведенной замене пломбы в связи с производственным досмотром.
Акт вскрытия о проведенном досмотре и замене пломб является лишь свидетельством того, что контейнер был вскрыт для выполнения пограничного, таможенного или иного вида контроля, но он не удостоверяет количество, массу и состояние груза в контейнере.
4.6. Импортные грузы, прибывшие на станцию назначения в исправных контейнерах и за исправными пломбами иностранных грузоотправителей или за пломбами порта, выдаются получателю без проверки содержимого контейнеров.
4.7. Приемка на складах получателей грузов, прибывших в исправных контейнерах за исправными пломбами, должна осуществляться грузополучателями с участием экспертов Торгово - промышленной Палаты ССР или Бюро товарных экспертиз.
4.8. Прием от порта грузов в контейнерах осуществляется назначением на станции, открытые для производства контейнерных операций. Грузы в контейнерах назначением на подъездные пути предприятия принимаются в порядке исключения при наличии разрешения МПС СССР по просьбе пароходств или внешнеэкономических организаций.
4.9. Перевозка грузов в крупнотоннажных контейнерах инофирм транзитом через территорию СССР осуществляется на условиях отдельных соглашений.
5. Перевозка экспортных и импортных разрядных
и опасных грузов
Экспортные и импортные опасные и разрядные грузы принимаются к перевозке порядком, предусмотренным Правилами, действующими на железнодорожном и морском транспорте.
6. Организация погрузки и выгрузки вагонов
6.1. Порядок подачи и уборки вагонов с импортными и экспортными грузами, размер одновременной подачи, фронты погрузки и выгрузки, сроки на погрузку / выгрузку или срок оборота вагонов устанавливаются узловым соглашением, заключаемым Управлением железной дороги (или ее отделением) с портом, как правило, на основе согласованного единого технологического процесса работы порта и станции.
6.2. Погрузка и выгрузка вагонов с экспортными и импортными грузами в портах производится средствами портов, а на пограничных станциях - средствами железной дороги со взысканием с внешнеэкономических организаций установленной платы за эти работы.
6.3. Работы по погрузке, выгрузке грузов и оформлению документов производятся круглосуточно, для чего станция, порт назначения и внешнеэкономические организации обязаны иметь необходимый штат работников, обеспечивающих сдачу и прием грузов и оформление документов в установленный срок.
6.4. Для достижения согласованности в работе станций, железных дорог и морских портов по выполнению плана перевозки импортных грузов порт обязан подать начальнику станции за три дня до наступления декады заявку по установленной форме о погрузке с календарным расписанием размеров погрузки по дням декады с разбивкой по родам грузов.
Порт и железная дорога освобождаются от уплаты штрафов за невыполнение плана перевозок при восполнении ими в течение планового месяца недогрузов и неподач за отдельные дни.
6.5. Охрана вагонов в порту производится силами и средствами порта. Порядок передачи вагонов под охрану устанавливается в узловом соглашении.
6.6. В портах расстановка вагонов к пунктам погрузки и выгрузки производится средствами железной дороги или порта в зависимости от условий, указанных в узловом соглашении.
6.7. Сроки на погрузку или выгрузку грузов устанавливаются узловым соглашением и исчисляются с момента подачи вагонов к пунктам погрузки или обусловленному в узловом соглашении месту.
Вагоны, поданные с нарушением сроков подачи (расписания или интервалов) или без уведомления, принимаются портом с момента подачи.
Исчисление сроков простоя вагонов в этих случаях производится:
1. При подаче вагонов ранее срока, установленного уведомлением или расписанием, - с момента наступления срока, установленного расписанием или указанного в уведомлении станции.
2. При подаче вагонов с опозданием против установленного расписанием или интервалами срока стороны руководствуются следующим:
- если оставшееся время до следующей подачи будет более или равно нормам времени на погрузку или выгрузку, такое нарушение подач считается опозданием, а вагоны принимаются портом и зачисляются на простой с момента фактической подачи;
- если оставшееся время до следующей подачи будет менее норм времени на погрузку или выгрузку, вагоны принимаются к погрузке или выгрузке со срока следующей очередной подачи.
6.8. Порты возмещают железным дорогам расходы по подаче и уборке вагонов на пути порта и за маневровые работы в порту в размерах, установленных Прейскурантом 10-01.
6.9. Погрузка или выгрузка грузов считается законченной с момента вручения портом станции извещения о готовности к уборке вагонов, выставленных портом к месту, обусловленному узловым соглашением. О времени готовности вагонов к уборке порт извещает станцию в порядке, установленном узловым соглашением.
Вагоны считаются поданными:
- при расстановке их локомотивом порта - с момента подачи их на выставочные пути;
- при расстановке локомотивом железной дороги - с момента постановки их на фронты выгрузки после вручения станцией грузовых документов представителю порта.
Загруженные портом вагоны не считаются готовыми к уборке до вручения на них грузовых документов представителю станции. Порядок передачи перевозочных документов станцией - порту и портом - станции устанавливается узловым соглашением.
6.10. После выгрузки вагоны должны быть очищены средствами порта от остатков прибывшего по данной накладной груза и относящегося к этому грузу реквизита.
Очистка вагонов от остатков ранее перевозимых грузов производится портом по заявке железной дороги с оплатой ею порту этих работ и последующим взысканием расходов с грузоотправителей.
6.11. Порожние вагоны, подаваемые под погрузку импортных грузов, должны быть исправными в техническом отношении и годными для перевозки данного груза, очищенными от остатков груза и мусора, в необходимых случаях также промытыми и продезинфицированными.
6.12. Подача под погрузку неочищенного подвижного состава допускается только с согласия порта. В этом случае железная дорога уплачивает порту штраф в размере 15 рублей за обыкновенный вагон и 30 рублей за специализированный вагон в пользу порта, который производит очистку и загрузку вагона.
На очистку вагонов порту предоставляется необходимое время, определяемое соглашением порта с начальником станции.
6.13. При прибытии под выгрузку вагонов с экспортными грузами, погруженными с нарушениями технических условий погрузки и крепления грузов (навал на дверь, смещения груза, дефекты укладки), затрудняющими выгрузку, портом совместно с железной дорогой составляется акт общей формы, в котором описывается характер нарушения и определяется дополнительное время на выгрузку, но не более 15 минут на вагон или 30 минут на всю одновременно поданную партию вагонов.
7. Ответственность сторон и претензии
7.1. Морские порты и железные дороги несут равную долевую ответственность перед получателями импортных грузов в случае утраты, недостачи, порчи или повреждения указанных грузов, прибывших в пункт назначения в исправном вагоне с неповрежденной пломбой порта, если не будет установлена вина порта, железной дороги, грузополучателя или иного лица, на которое по действующему законодательству может быть возложена ответственность за несохранность грузов.
7.2. Претензии грузополучателей о возмещении за утрату, недостачу, порчу и повреждения импортных грузов, перевозимых в опломбированных портом вагонах, предъявляются железной дороге назначения. Копия претензии направляется порту отгрузки. Каждая из сторон самостоятельно рассматривает претензию и дает заявителю мотивированный ответ в сроки, предусмотренные Уставом железных дорог Союза ССР.
7.3. Претензии иностранных грузоотправителей, грузополучателей за утрату, недостачу, порчу или повреждение транзитных или реэкспортных грузов рассматриваются соответствующими внешнеэкономическими организациями.
7.4. Претензии грузополучателей по недостачам и повреждениям импортных грузов, обнаруженным внутри исправных, сформированных инопоставщиками пакетах, рассматриваются внешнеэкономической организацией.
7.5. Претензии советских грузополучателей о возмещении за утрату, недостачу, порчу и повреждение импортных грузов, перевозимых в контейнерах, предъявляются:
7.5.1. Внешнеэкономической организации - покупателю, если груз прибыл в исправном контейнере за исправной пломбой иностранного грузоотправителя, а также за исправной пломбой порта, если снятие пломбы иностранного грузоотправителя и наложение пломбы порта производилось в присутствии контролирующих государственных органов в целях досмотра и/или фумигации и подтверждается актом вскрытия.
7.5.2. Порту, если груз прибыл в исправном контейнере за исправной пломбой порта.
7.5.3. Железной дороге назначения в случае неприбытия груза или при неисправной перевозке.
7.6. Претензии за утрату экспортных грузов, следующих в адреса морских портов для внешнеэкономических организаций, могут предъявляться к железным дорогам этими организациями без переуступочной надписи на накладной и грузовой квитанции.
8. Прочие условия
8.1. Все платежи, причитающиеся железной дороге за перевозки импортных грузов, взыскиваются с грузополучателя на станции назначения.
8.2. Перевозочные документы на возврат приписных и арендованных вагонов оформляются портом. Провозные платежи за возврат арендованных вагонов взыскиваются на станции назначения.
8.3. По окончании месяца начальник каждой припортовой станции или порта составляет расчет по штрафам, причитающимся железной дороге или порту, соответственно.
8.4. Расчеты по всем видам штрафов за истекший месяц производятся в акцептном порядке железной дорогой и портом. Причитающиеся железной дороге или порту суммы штрафов подлежат уплате в пятидневный срок.
С введением в действие настоящих Правил считаются утратившими силу "Основные условия приема и сдачи экспортных и импортных грузов на железнодорожных станциях и в морских портах", утвержденные МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минвнешторгом СССР и ГКЭС СССР 04.08.58.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума ВС СССР от 22.01.1991 n 1932-1 ОБ ИНФОРМАЦИИ ГРУППЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР, ВЫЕЗЖАВШИХ В ГРУЗИНСКУЮ ССР И ЮЖНУЮ ОСЕТИЮ  »
Документы СССР »
Читайте также