<ПИСЬМО> Минфина СССР от 01.11.1973 n 248 О МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

N 248
О МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ
НА СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Министерство финансов СССР направляет для руководства Методическое пособие по планированию расходов на содержание высших учебных заведений, переработанное с учетом изменения законодательства по вопросам труда и заработной платы, материального обеспечения студентов и аспирантов, расширения прав руководителей вузов, применительно к типовой смете расходов вуза.
С изданием настоящего письма следует считать утратившим силу письмо Минфина СССР "О методическом пособии по планированию расходов на содержание высших учебных заведений" от 4 февраля 1965 г. N 38.
Заместитель Министра
финансов СССР
М.РЯБОВА
Начальник Управления
финансирования культуры
и здравоохранения
В.КИСЕЛЕВА



Приложение
к письму
Министерства финансов СССР
от 1 ноября 1973 г. N 248
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Смета расходов высшего учебного заведения является основным документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований, выделяемых на его содержание. Она составляется по установленной Министерством финансов СССР типовой форме.
В смете отражаются расходы высшего учебного заведения по дневным, вечерним и заочным факультетам, аспирантуре, содержанию филиалов, отделений, учебно-консультационных пунктов, факультетов усовершенствования врачей, курсов повышения квалификации преподавателей иностранных языков при высшем учебном заведении, факультетов повышения квалификации преподавателей вузов, руководящих кадров колхозов и совхозов и специалистов сельского хозяйства, подготовительных отделений по подготовке работающей молодежи к поступлению в вуз.
В эту смету не должны включаться расходы по содержанию находящихся на балансе вуза пионерских лагерей, детских садов и яслей, научно-исследовательских учреждений, проблемных лабораторий, информационных учреждений, клиник при медицинских институтах и других подчиненных ему учреждений, планирование расходов которых осуществляется по другим параграфам бюджетной классификации, а также затраты на содержание факультетов и курсов по повышению квалификации руководящих работников и специалистов промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли, факультетов повышения квалификации преподавателей средних специальных учебных заведений. Расходы на содержание указанных факультетов и курсов финансируются за счет средств, предусмотренных в финансовых планах министерств (ведомств) на подготовку и повышение квалификации, передаваемых высшему учебному заведению в установленном порядке. Высшее учебное заведение расходы на указанную цель планирует по смете специальных (внебюджетных) средств.
В соответствии с Положением о высших учебных заведениях СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1969 г. N 64 (письмо Минфина СССР от 24 марта 1969 г. N 84), высшим учебным заведениям предоставлены расширенные права в области финансов, труда и заработной платы. В связи с этим министерства и ведомства (вышестоящие организации) утверждают в установленном порядке подведомственным высшим учебным заведениям на их содержание сметы расходов по бюджетным средствам с распределением по кварталам и выделением ассигнований по фонду заработной платы (ст. 1), начислениям на заработную плату (ст. 2), стипендиальному фонду (ст. 8), на капитальный ремонт (ст. 16), приобретение оборудования и инвентаря (ст. 12), капитальные вложения.
Расходы по фонду заработной платы работников нештатного (несписочного) состава, на наем легкового автотранспорта, предельные ассигнования на содержание аппарата управления, лимиты расходов на командировки работников, не относящихся к аппарату управления, а также относящихся к аппарату управления, численность ведомственной охраны и численность работников вузов городов Москвы и Ленинграда утверждаются ректором вуза в пределах лимитов, установленных на указанную цель министерством (ведомством).
Расходы по остальным статьям сметы (статьи 3, 4, 5, 9, 14, 18) утверждаются вышестоящей организацией в целом по строке "Прочие расходы", а утверждение и перераспределение их по отдельным статьям производится ректором высшего учебного заведения в пределах общей суммы расходов, установленной вузу по строке "Прочие расходы". При этом высшее учебное заведение составляет дополнительные приложения к смете с распределением прочих расходов по статьям (статьи 3, 4, 5, 9, 14, 18) и кварталам года.
Сумма расходов по смете и распределение по статьям приводится в сопоставлении с уточненным планом и исполнением по отчету за предшествующий период. Если смета составляется до получения отчета за 9 месяцев, то приводятся данные об исполнении сметы за первое полугодие.
Расходы, предусмотренные по смете, должны быть обоснованы расчетами по отдельным видам затрат каждой статьи сметы.
Расчеты к смете составляются на основании полученных вузом от соответствующих министерств и ведомств планов приема студентов и выпуска специалистов, планов приема и выпуска слушателей на соответствующие факультеты повышения квалификации, подготовительные отделения, а также в соответствии с действующим законодательством о порядке расходования средств на выплату заработной платы профессорско-преподавательскому и прочему персоналу, стипендий студентам, предоставление бесплатного питания, обмундирования и другие цели по действующим нормам расходов на отдельные виды затрат.
Для планирования отдельных видов расходов в смете приводятся общие сведения об учебном заведении, характеризующие объем его деятельности (о наличии факультетов, кафедр, учреждений, состоящих при вузе, об учебно-материальной базе).
Смета утверждается вышестоящей организацией (министерством, ведомством) по учебным заведениям, состоящим на союзном и республиканском бюджетах, в сроки, установленные соответственно Советом Министров СССР или союзной республики, а по учебным заведениям, состоящим на местных бюджетах, - исполкомом Совета депутатов трудящихся, в двух экземплярах, один из которых направляется в вуз, второй остается в вышестоящей организации, утвердившей смету.
Смета утверждается министром или его заместителем по министерствам (ведомствам), не имеющим главных управлений (управлений) высшими учебными заведениями, а по министерствам (ведомствам), имеющим такие управления, - руководителем этого управления или его заместителем.
На лицевой стороне сметы указываются общая сумма расходов, фонд заработной платы работников штатного и нештатного состава и дата утверждения сметы. Подпись лица, утвердившего смету, скрепляется печатью.
Изменения в смету может вносить главный распорядитель кредитов, утвердивший первоначальную смету.
Высшие учебные заведения могут иметь сметы доходов и расходов по специальным (внебюджетным) средствам. Эти средства расходуются высшими учебными заведениями на специальные цели без проведения по доходной и расходной части государственного бюджета.
Сметы специальных средств составляются одновременно со сметами по бюджету на основе соответствующих инструкций и указаний Министерства финансов СССР и министерств финансов союзных республик.
Смета доходов и расходов по каждому виду специальных (внебюджетных) средств, кроме научно-исследовательских отделов и секторов, отнесенных в установленном порядке к категории по оплате труда работников, утверждается министерствами и ведомствами (вышестоящими организациями) в целом с выделением расходов на заработную плату (ст. 1), начисления на заработную плату (ст. 2), командировки (ст. 4) и взносов в доход бюджета. Расходы по остальным статьям сметы утверждаются одной суммой по строке "Прочие расходы".
Высшим учебным заведениям предоставлено право утверждать и перераспределять общую сумму "Прочих расходов" по отдельным статьям (статьи 3, 5, 9, 14, 16 и 18) в пределах лимита, установленного вышестоящей организацией по каждому виду специальных (внебюджетных) средств.
Планирование расходов научно-исследовательских отделов и секторов, отнесенных к категории по оплате труда работников, производится в порядке, установленном для научно-исследовательских институтов.
II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ
В расчет при определении расходов из бюджета на содержание высшего учебного заведения включается численность:
- студентов, обучающихся по дневной, вечерней и заочной формам обучения;
- аспирантов, обучающихся с отрывом и без отрыва от производства (а в медицинских вузах ординаторов);
- слушателей подготовительных отделений и факультетов усовершенствования врачей, курсов и факультетов повышения квалификации при вузе, для которых решениями Правительства СССР установлена штатно-окладная система оплаты труда преподавательского состава, а его численность включается в общее число работников кафедр.
Для определения отдельных видов расходов исчисляется среднегодовой контингент раздельно по каждому из перечисленных видов подготовки с учетом наличия на начало планируемого периода, а также изменения контингента в течение года в связи с приемом и выпуском, выбытием отдельных учащихся до окончания учебного заведения (отсевом).
Эти показатели определяются в физических лицах. В зависимости от сроков изменения контингента студентов в течение года он переводится в среднегодовую величину. Расчет контингента студентов приводится в специальной таблице типовой сметы.
Переходящий контингент студентов на начало планируемого года определяется следующим образом.
Если смета составляется после 1 января планируемого года, то этот контингент студентов принимается по его фактическому наличию на эту дату. Однако в расчет может быть принят прием студентов на первый курс не более предусмотренного планом и дополнительного приема, установленного Советом Министров союзной республики в соответствии с правами, предоставленными ему Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 730 <*>.
--------------------------------
<*> Постановление приведено в Приказе Минфина СССР от 22 октября 1965 г. N 401.
При определении переходящего контингента по медицинским вузам следует учитывать, что студенты, обучающиеся на вечернем факультете (отделении) по специальности "лечебное дело" и на заочном факультете (отделении) стоматологического института, после трех лет обучения переводятся с вечернего и заочного обучения на дневное.
При составлении сметы до 1 января планируемого года следует определить ожидаемый контингент на начало планируемого года исходя из фактического числа учащихся на последнюю отчетную дату с учетом приема, определенного в указанном выше порядке, ожидаемого выпуска и отсева студентов до конца года, предшествующего планируемому. В случае необходимости следует также учитывать восстановление студентов, возвратившихся из Советской Армии и Военно-Морского Флота, и перевод студентов из одного учебного заведения в другое, осуществляемый в установленном порядке.
Прием и выпуск студентов на планируемый год устанавливается учебному заведению вышестоящей организацией исходя из показателей народнохозяйственного плана, утвержденных для министерства (ведомства) в целом.
Не может предусматриваться на планируемый год дополнительный прием, устанавливаемый Советами Министров союзных республик в количестве до 5% от приема, утвержденного народнохозяйственным планом СССР.
Возможное выбытие (отсев) студентов из учебного заведения в планируемом году определяется на основании данных об отсеве, имевшем место за прошлые годы. Особенно тщательно следует определять контингент студентов-заочников, необходимо проверить - не числятся ли в списках лица, фактически прекратившие обучение.
После учета всех факторов, влияющих в течение года на движение контингента студентов, определяется контингент студентов на конец планируемого года. Исчисление его производится в следующем порядке.
К переходящему контингенту на начало года прибавляется плановый прием студентов и исключается выпуск и отсев.
Пример N 1 (по дневному отделению вуза)
Переходящий контингент на начало года 1015 чел.
План приема +300 -"-
План выпуска -200 -"-
Отсев -40 -"-
Контингент на конец планируемого года 1075 -"-.
Таким же образом определяется контингент студентов по другим видам подготовки.
Исчисление среднегодового контингента студентов осуществляется следующим образом.
Переходящий контингент студентов на начало планируемого года в физических лицах принимается равным среднегодовому, поскольку все дальнейшие изменения в течение года как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения сопоставляются именно с ним.
Таким образом, если контингент студентов в физических лицах в приведенном выше примере определен на начало года в количестве 1015 чел., то в среднегодовом выражении он также составит 1015 чел. Определение среднегодового контингента приема зависит от того, с какого месяца начинается учебный год. Сроки начала учебного года устанавливаются Министерством высшего и среднего специального образования СССР.
Если учебный год начинается с 1 сентября, студенты будут обучаться в данном году 4 месяца, а среднегодовой контингент при физическом контингенте приема в 300 чел. составит 100 чел.
300 чел. x 4 месяца
------------------- = 100 чел.
12 месяцев
При начале учебного года с 1 апреля и контингенте нового приема 300 чел. (студенты будут обучаться до конца года 9 мес.) среднегодовой контингент составит:
300 чел. x 9 месяцев
-------------------- = 225 чел.
12 месяцев
Определение среднегодового контингента выпуска студентов производится исходя из продолжительности времени в году, в течение которого они не учатся.
Если срок выпуска студентов установлен по учебному плану 1 апреля, то среднегодовой контингент выпуска исчисляется на то количество месяцев, которое остается в данном году после выпуска студентов, т.е. на 9 мес.
200 чел. x 9 мес.
----------------- = 150 чел.
12 мес.
При сроке выпуска 1 октября среднегодовое выражение его составит:
200 чел. x 3 мес.
----------------- = 50 чел.
12 мес.
Среднегодовой контингент отсева, как правило, принимается в расчете в размере 60% от физического отсева. Его можно также исчислять на основании отчетных данных за предшествующие 2 - 3 года.
Для определения среднегодового контингента обучающихся фактический контингент студентов на начало года увеличивается на среднегодовой прием и после этого исключается среднегодовой выпуск и отсев.
Таким образом в примере N 1 среднегодовой контингент студентов составит:
Число студентов на начало года 1015 чел.
Прием с 1 сентября +100 -"-
Выпуск с 1 апреля -150 -"-
Отсев (60% от физического) -24 -"-
Среднегодовой контингент студентов 941 -"-.
Пример N 2
-------------------------------------------------T-------T-------¬
¦ ¦В физи-¦Средне-¦
¦ ¦ческих ¦годовое¦
¦ ¦лицах ¦число ¦
+------------------------------------------------+-------+-------+
¦Число студентов на начало года ¦ 2500 ¦ 2500 ¦
¦Прием: 1 апреля на 1-й курс ¦ +300 ¦ +225 ¦
¦ 1 сентября на 1-й курс ¦ +300 ¦ +100 ¦
¦Прием на старший курс (с 1 сентября) ¦ +50 ¦ +17 ¦
¦Выпуск: 1 июля ¦ -200 ¦ -100 ¦
¦ 1 декабря ¦ -200 ¦ -17 ¦
¦Отсев (60%) ¦ -100 ¦ -60 ¦
¦Число студентов на конец года ¦ 2650 ¦ - ¦
¦Среднегодовой контингент студентов ¦ - ¦ 2665 ¦
L------------------------------------------------+-------+--------
Среднегодовое число студентов определяется отдельно по дневному, вечернему и заочному видам обучения.
Среднегодовое число слушателей факультетов усовершенствования врачей, повышения квалификации преподавателей, руководящих кадров колхозов и совхозов и специалистов сельского хозяйства, подготовительных отделений по поступлению работающей молодежи в вуз, где сроки обучения менее одного года, определяется исходя из человеко-месяцев обучения отдельных потоков и деления их на 12.
Пример N 1.
Срок обучения на подготовительном отделении с отрывом от работы 8 месяцев.
Если 15 декабря предшествующего планируемому года на это отделение принято 500 чел., а с 15 декабря планируемого года намечается принять 660 чел., то среднегодовое число студентов на планируемый год составит 340 чел. исходя из следующего расчета:
500 чел. x 7,5 месяца (с 1 января по 15 августа) = 3750 чел./месяцев
660 чел. x 0,5 месяца (с 15 декабря) = 330 -"-
----------------------------------------------------
Итого 4080 чел./месяцев
4080 чел./месяцев : 12 = 340 чел.
Пример N 2.
Срок обучения на факультете повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений - 4 месяца.
С 1 октября предшествующего планируемому года принято 200 чел., а в планируемом году намечается принять 300 чел. с 1 мая и 250 чел. с 1 ноября.
В этом случае среднегодовой контингент на планируемый год составит 160 чел., исходя из следующего расчета:
200 чел. x 1 месяц (январь) = 200 чел./месяцев
300 чел. x 4 месяца (май, июнь, июль, август) = 1200 -"-
260 чел. x 2 месяца (ноябрь, декабрь) = 520 -"-
--------------------------------------------------
Итого 1920 чел./месяцев
1920 чел./месяцев : 12 = 160 чел.
III. ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ПО СМЕТЕ

Статья 1.

Статья 2.

Статья 3.

Статья 4.

Статья 5.

Статья 8.

Статья 9.

Статья 12.

Статья 14.

Статья 16.

Статья 18.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 31.10.1973 n 797 О МЕРАХ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЗАКУПОК СЫЧУГОВ МОЛОЧНЫХ ТЕЛЯТ И ЯГНЯТ  »
Документы СССР »
Читайте также