ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР от 18.12.1972 n 336 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СБОРНИКА ЕДИНЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ И СДЕЛЬНЫХ РАСЦЕНОК ДЛЯ ОПЛАТЫ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ВОПРОСАМ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 1972 г. N 336
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СБОРНИКА ЕДИНЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ
НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
И СДЕЛЬНЫХ РАСЦЕНОК ДЛЯ ОПЛАТЫ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ
Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы постановляет:
1. Утвердить согласованные с ВЦСПС Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей (согласно Приложению).
2. Указанные нормы и сдельные расценки вводятся одновременно с увеличением минимального размера заработной платы до 70 рублей в месяц и повышением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников.
3. С введением Единых норм времени и сдельных расценок, утвержденных настоящим Постановлением, отменяются Единые нормы пробега грузовых автомобилей, нормы времени простоев грузовых автомобилей под погрузкой и разгрузкой и сдельные расценки для оплаты труда водителей, утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 23 сентября 1960 г. N 1142/25.
Заместитель Председателя
Государственного комитета Совета
Министров СССР по вопросам труда
и заработной платы
Ю.ПАК



ЕДИНЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ
НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
И СДЕЛЬНЫЕ РАСЦЕНКИ ДЛЯ ОПЛАТЫ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ
Единые нормы времени рассмотрены и одобрены на совместном заседании секции по организации и нормированию труда рабочих автотранспортных предприятий ЦНОТ Минавтотранса РСФСР и секции Экспертно-методического совета ЦБПНТ по погрузочно-разгрузочным и транспортным работам, согласованы с ВЦСПС и утверждены Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 18 декабря 1972 г. N 336 для обязательного применения на предприятиях, в организациях и учреждениях народного хозяйства СССР.
Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей подготовлены Центром по научной организации труда и управления производством Министерства автомобильного транспорта РСФСР с участием нормативно-исследовательских организаций Министерств: автомобильного транспорта РСФСР, Украинской ССР, Армянской ССР, Казахской ССР, Белорусской ССР, Молдавской ССР, автомобильного транспорта и шоссейных дорог Литовской ССР, Эстонской ССР, Латвийской ССР, Киргизской ССР.
Координация и методическое руководство при подготовке норм осуществлялись Центральным бюро промышленных нормативов по труду при Научно-исследовательском институте труда Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы.
С введением в действие настоящих норм утратили силу "Единые нормы пробега грузовых автомобилей, нормы времени простоев грузовых автомобилей под погрузкой и разгрузкой и сдельные расценки для оплаты труда водителей", утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 23 сентября 1960 г. N 1142/25.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей установлены в расчете на 7-часовой рабочий день и являются обязательными для применения на предприятиях, в организациях и учреждениях народного хозяйства независимо от ведомственной подчиненности.
2. В основу разработки Единых норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом положены следующие данные:
а) технические расчеты;
б) фотохронометражные наблюдения;
в) технические характеристики подвижного состава, погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, автомобильных дорог и т.п.;
г) результаты анализа организации труда и мероприятий по ее совершенствованию.
3. Нормы разработаны с учетом:
а) рациональной организации перевозок и производства погрузочно-разгрузочных работ;
б) применения средств механизации - экскаваторов, кранов, погрузчиков, транспортеров, скребков и других погрузочно-разгрузочных машин и механизмов;
в) особенностей различных грузов - вида упаковки, удобства застропки, удельного веса, физического состояния груза, правил перевозки и других факторов, влияющих на величины норм;
г) максимального использования грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава и контейнеров;
д) соблюдения правил охраны труда и техники безопасности.
4. Единые нормы времени в минутах и сдельные расценки в копейках установлены для грузов 1 класса на единицы измерения, указанные в параграфах норм данного сборника.
Для грузов 2, 3 и 4 классов нормы времени и сдельные расценки применяются со следующими поправочными коэффициентами:
для грузов 2 класса - 1,25;
для грузов 3 класса - 1,66;
для грузов 4 класса - 2,0.
Эти поправочные коэффициенты рассчитаны исходя из среднего коэффициента использования грузоподъемности:
для грузов 2 класса - 0,8;
для грузов 3 класса - 0,6;
для грузов 4 класса - 0,5.
Классы грузов применяются при перевозке их на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами и определяются по прилагаемому классификатору (Приложение 1).
При перевозке на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами грузов, не предусмотренных прилагаемой номенклатурой и классификацией, а также любых грузов на специализированных автомобилях (со специальными платформами, фургонах, скотовозах, автоцистернах и т.п.) поправочные коэффициенты определяются исходя из среднего фактического коэффициента использования грузоподъемности бортового или специализированного автомобиля при условии полной загрузки его кузова по габариту (объему). При этом поправочный коэффициент определяется путем деления единицы на коэффициент использования грузоподъемности.
В таком же порядке определяются поправочные коэффициенты по грузам 4 и 5 классов, обеспечивающим коэффициент использования грузоподъемности автомобиля ниже 0,5 при полной загрузке автомобиля с наращенными бортами по габариту (объему).
5. При расчете норм учтено - и не должно отдельно оплачиваться - необходимое время на отдых, личные надобности водителей, обслуживание рабочего места и подготовительно-заключительные работы.
При установлении норм времени на 1 т груза и 1 ткм подготовительно-заключительное время принято в размере 2,5 мин. на 1 час работы.
В подготовительно-заключительное время входит выполнение водителями следующих работ перед выездом автомобилей из гаража и по возвращении их в автотранспортное предприятие: заправка автомобиля топливом, смазочными материалами и водой; оформление путевых документов; запуск двигателя; осмотр; проверка технического состояния и прием автомобилей; постановка автомобиля на отведенное место.
6. Нормы времени для автомобилей, грузоподъемность которых не предусмотрена настоящими нормами, определяются: на 1 тонну как средняя арифметическая величина между двумя граничащими нормами; на 1 ткм - по соответствующей формуле (см. раздел III настоящих Единых норм).
7. Для автомобилей-рефрижераторов нормы времени на 1 т и 1 ткм принимаются по грузоподъемности автомобиля (полуприцепа) без учета веса холодильной установки.
8. При работе на грузовых автомобилях, имеющих двойную грузоподъемность в зависимости от дорожного покрытия, оплата труда водителей производится по нормам и расценкам, установленным на 1 т и 1 ткм для наивысшей грузоподъемности данного автомобиля.
В тех случаях, когда по дорожным условиям невозможно использование максимальной грузоподъемности автомобиля, оплата труда водителей производится по нормам, установленным для минимальной грузоподъемности данного автомобиля, и по сдельным расценкам исходя из тарифной ставки по максимальной грузоподъемности автомобиля. При этом грузы, перевезенные сверх допускаемой грузоподъемности, оплате не подлежат.
9. Оплата труда водителей за перевозку груза сверх номинальной грузоподъемности автомобиля производится только по взвешиваемым или точно замеряемым грузам.
10. Оплата труда водителей-сдельщиков, работающих на автомобилях с прицепами, производится за все выработанные тонно-километры и перевезенные тонны грузов по расценкам, установленным для водителей, работающих на таких же автомобилях без прицепа. Такой же порядок оплаты устанавливается для водителей автомобилей-тягачей, работающих с дополнительными полуприцепами и прицепами.
11. Для оплаты труда водителей автомобилей-самосвалов, занятых на транспортировке породы и полезных ископаемых на открытых горных работах для предприятий горнодобывающей промышленности, применяются Единые нормы выработки, утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 24 июня 1970 г. N 197.
12. Оплата труда водителей автомобилей, занятых вывозом древесины на лесозаготовках, производится по Единым нормам выработки и расценкам на лесозаготовительные работы, утвержденным Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 26 декабря 1972 г. N 365.
13. К введению настоящих Единых норм времени необходимо привести организационно-технические условия выполнения работ на предприятиях и в организациях в соответствие с запроектированными в нормах и провести производственный инструктаж рабочих.
14. При введении нового подвижного состава и средств механизации, более совершенной технологии и организации производства и труда, обеспечивающих рост производительности труда и сокращение простоев, нормы должны быть заменены местными, более прогрессивными, по установленным методам технического нормирования.
15. На работы, не предусмотренные нормами, следует разрабатывать методом технического нормирования местные нормы по аналогии с едиными.
16. В случаях, когда действующие на предприятиях нормы времени ниже настоящих норм, действующие нормы должны быть сохранены.
Раздел I. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ
Трудовая деятельность водителя грузового автомобиля осуществляется по следующей схеме:
- подготовительные работы (на автотранспортном предприятии);
- транспортный процесс (движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные операции);
- заключительные работы (на автотранспортном предприятии).
Подготовительно-заключительные работы, занимая незначительный удельный вес в структуре рабочего времени водителя, являются вместе с тем важным элементом трудового процесса. Уровень их организации оказывает серьезное влияние на нервно-эмоциональное состояние водителя и существенно отражается на ходе выполнения транспортных операций и безопасности движения.
Подготовительно-заключительные работы выполняются водителями на различных участках рабочей зоны автотранспортного предприятия: стоянки с системой подогрева; заправки автомобилей топливно-смазочными материалами; оформления путевых документов (диспетчерская с примыкающим к ней операционным залом); контрольно-технической проверки.
Едиными нормами предусмотрена рациональная организация производства и труда на каждом из указанных участков, обеспечивающая необходимые условия для соблюдения установленного норматива времени на выполнение подготовительно-заключительных работ: запуск двигателя и вывод автомобиля с участка стоянки, получение перед выездом на линию и сдача по возвращении путевого листа, товарно-транспортных и других документов, заправка автомобиля топливно-смазочными материалами (включая получение соответствующих талонов), прохождение автомобиля через контрольно-технический пункт, постановка по окончании рабочей смены автомобиля (прицепа, полуприцепа) на отведенное место стоянки.
Перед выездом на линию водитель на участке стоянки и подогрева осматривает и принимает автомобиль (прицеп, полуприцеп), проверяет наличие комплекта инструментов и приспособлений, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации подвижного состава на линии, а также доливку воды в радиатор, подкачку шин и т.п.
В диспетчерской водитель получает сведения о месторасположении ближайших топливно-заправочных станций по пути следования, уточняет адреса и наименование пунктов погрузки и разгрузки, выясняет прогноз погоды и дорожную обстановку на обслуживаемых маршрутах (дождь, гололед, листопад, ремонтные работы на дорогах и др.).
В целях сокращения затрат времени на получение этих сведений в операционном зале вывешивается схема города (района) с указанием главных улиц, площадей, проездов, дорог, населенных пунктов, обозначением основных пунктов погрузки и разгрузки, топливно-заправочных станций, а также рациональных маршрутов движения до основных объектов, обслуживаемых автотранспортным предприятием. Там же или на контрольно-техническом пункте при помощи световых или обычных табло сообщаются основные сведения, характеризующие погодные и дорожные условия.
Водители обеспечиваются списками (памятками) номеров телефонов для оперативного вызова в случае необходимости автомобиля технической помощи, а также дежурного диспетчера автотранспортного предприятия (погрузочно-разгрузочного пункта) и клиентуры.
При выполнении транспортного процесса единые нормы предусматривают рациональную организацию, которая обеспечивает:
- оптимальные режимы движения автомобиля (автопоезда) на соответствующих участках пути с учетом состояния дорожного покрытия, обзорности, интенсивности движения и других факторов при строгом соблюдении "Правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР", а также знания водителями основных технических характеристик и правил эксплуатации различных моделей подвижного состава при перевозке соответствующих грузов;
- правильное размещение грузов в кузове, способствующее максимальному использованию силы инерции (наката) и облегчению движения автомобиля.
В этих целях проводится систематический инструктаж водителей, способствующий выполнению этих правил и соответствующих инструкций.
Перечень подвижного состава автомобильного транспорта приводится в Приложении 2 настоящих Единых норм.
Раздел II. НОРМЫ ВРЕМЕНИ И СДЕЛЬНЫЕ РАСЦЕНКИ
ЗА ВРЕМЯ ПРОСТОЯ АВТОМОБИЛЕЙ ПОД ПОГРУЗКОЙ
И РАЗГРУЗКОЙ НА ОДНУ ТОННУ ГРУЗА
Нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой установлены в зависимости от способа производства погрузочно-разгрузочных работ, типа и грузоподъемности подвижного состава, рода грузов и видов погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.
В установленные нормы времени простоя входит время, необходимое на погрузку и разгрузку груза в пределах установленного габарита автомобиля с подноской или отноской

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 18.12.1972 n 735 О ДАЛЬНЕЙШЕМ УСИЛЕНИИ РАБОТ ПО МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И УЛУЧШЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРОШАЕМЫХ И ОСУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ В РСФСР  »
Документы СССР »
Читайте также