ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК СССР n 112, СНК СССР n 1843 от 17.10.1937 О СОХРАНЕНИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДАХ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
N 112
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
N 1843
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 1937 года
О СОХРАНЕНИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И УЛУЧШЕНИИ
ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДАХ
Успехи социалистической индустриализации, вызвавшие бурный рост населения в старых городах и возникновение новых крупных промышленных центров, обусловили резкое увеличение потребности в жилищах.
Осуществляя жилищную политику в целях неуклонного подъема материально - бытового уровня трудящихся, Советское государство из года в год увеличивает вложения государственных средств в новое жилищное строительство. На 1 января 1937 года построено 54 миллиона квадратных метров жилой площади стоимостью в двенадцать с половиной миллиардов рублей. Весь этот новый жилищный фонд вместе с домами, конфискованными Октябрьской революцией у капиталистических домовладельцев, является, согласно ст. 6 Конституции Союза ССР, государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием.
Возросший материальный и культурный уровень трудящихся требует образцового содержания государственного жилищного фонда.
Между тем существующий порядок управления и пользования этим огромным жилищным фондом не только не соответствует требованиям сохранения жилищного фонда, как государственного имущества, и образцового его содержания, но, наоборот, тормозит дальнейшее улучшение жилищного хозяйства. В управлении домами и в законодательстве, регулирующем жилищное строительство, распределение и использование жилищ, сохранились вредные пережитки того периода народного хозяйства, когда местные советы, ввиду своей организационной и хозяйственной слабости, были вынуждены передавать права на управление домами, распределение и использование жилой площади отдельным коллективам жильцов - жилищно - арендным кооперативным товариществам. В результате этого, вместо государственного распределения и использования домов, осуществляемого через местные советы, государственный жилищный фонд в значительной части оказался на деле в руках по существу бесконтрольных, независимых от местных советов, мелких коллективов жильцов, лишь формально объединенных в союзы жилищно - арендной кооперации. Сами местные советы, а также наркоматы коммунального хозяйства не только не способствовали ликвидации такой совершенно недопустимой практики, но, наоборот, охотно уступали жилищно - арендным кооперативам свои права на управление жилищным хозяйством.
В итоге управляемый жилищно - арендной кооперацией жилищный фонд, составляющий 53 миллиона квадратных метров жилой площади, находится в совершенно неудовлетворительном состоянии. Жилищно - арендные кооперативные товарищества (ЖАКТы) в подавляющем большинстве на деле домами не управляют, не заботятся об их ремонте, не поддерживают их в культурном состоянии. Имеющая место бесхозяйственность в управлении домами зачастую приводит их в полуразрушенное состояние.
В домах ЖАКТов безответственно производятся массовые перестройки, особенно переоборудование общих кухонь под жилые помещения, а в других случаях - устройство плит для приготовления пищи в жилых помещениях, что ухудшает жилищно - бытовые условия и усиливает опасность пожаров. Нет заботы о том, чтобы места общего пользования (кухни, ванны, коридоры, уборные, лифты) содержались в чистоте и порядке. Элементарные санитарно - гигиенические требования не соблюдаются. Закон о квартирной плате как в отношении исчисления платы, так и своевременного ее поступления нарушается, что приводит к недополучению домовым хозяйством значительных средств.
Помимо этого, немало таких ЖАКТов, которые способствуют спекуляции жилой площадью.
Системы жилищной кооперации, состоящей из многочисленных звеньев - подрайжилсоюзы, райжилсоюзы, городские, областные (краевые) и республиканские жилсоюзы - расходует около сорока миллионов рублей в год на содержание аппарата союзов, но не обеспечивает должного управления и сохранности жилищного фонда.
В неудовлетворительном состоянии находятся жилые дома, которыми непосредственно управляют местные советы и ведомства, а также дома, принадлежащие жилищно - строительной кооперации.
Жилищный фонд, построенный строительной кооперацией и обошедшийся государству в 1,5 миллиарда рублей, фактически превращен в личную собственность отдельных членов жилищно - строительных кооперативов.
На основании Положения о жилищной кооперации от 19 августа 1924 года и Положения о мерах содействия строительству рабочих жилищ от 15 июня 1927 года жилищно - строительные кооперативы получали через Банк финансирования коммунального и жилищного строительства долгосрочные (до 60 лет) строительные ссуды в размере 80 - 90 процентов, а иногда и выше 90 процентов стоимости домов. Благодаря этому пайщики кооперации получили за счет государства квартиры в бессрочное и безвозвратное пользование и фактически превратились в привилегированных собственников жилой площади при незначительном вложении собственных средств.
На тот же путь разбазаривания государственного жилищного фонда стали многие государственные учреждения и промышленные предприятия, передавшие большие государственные средства жилищно - строительной кооперации на основании постановлений советов народных комиссаров союзных республик (Постановление СНК РСФСР от 15 ноября 1927 года и аналогичные постановления других республик), предоставивших госорганам право такого финансирования жилищно - строительной кооперации. Жилая площадь в построенных на эти средства домах опять-таки поступала в полное распоряжение квартировладельцев.
Таким образом, вместо мобилизации средств населения для усиления жилищного строительства, жилкооперация строила почти целиком за государственные средства, а в то же время надлежащих прав за органами коммунального хозяйства по использованию и управлению построенными домами не было обеспечено.
Жилищно - строительная кооперация из года в год увеличивала число пайщиков, не удовлетворяя их жилплощадью. Значительная часть собранных у этих пайщиков средств направлялась на покрытие убытков, вызванных бесхозяйственностью в кооперативном строительстве.
Жилищное законодательство, разрешавшее расходование государственных средств на кооперативное жилищное строительство и передававшее построенные за счет средств дома фактически в собственность отдельных групп граждан (жилищно - строительных кооперативов), а также разрешавшее передачу в непосредственное управление и использование отдельных групп граждан (жилищно - арендных кооперативных товариществ) домов, принадлежащих государству или построенных госпредприятиями и учреждениями, было разработано в период 1924 - 1930 гг., когда местные советы и госпредприятия не могли обеспечить надлежащего управления жилищным фондом. Это законодательство теперь, в условиях значительного улучшения работы местных советов, а также государственных предприятий и учреждений, себя совершенно не оправдывает и во многом препятствует оздоровлению жилищного хозяйства. Особенно это относится к следующим законам:
а) "Положение о жилищной кооперации", утвержденное ЦИК и СНК Союза ССР от 19 августа 1924 года;
б) "Положение о фондах улучшения быта рабочих и служащих", утвержденное ЦИК и СНК Союза ССР 27 июня 1928 года; Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 6 июля 1927 года "О передаче рабочим жилищно - арендным кооперативным товариществам жилых строений, возведенных госпредприятиями за счет фонда улучшения быта рабочих и служащих" и Постановление СНК РСФСР от 15 ноября 1927 года "О мероприятиях по жилищному хозяйству в городских поселениях";
в) законы, ограничивающие права местных советов распоряжаться освобождающейся жилплощадью и предоставляющие право заселять и использовать жилплощадь в узко - ведомственных интересах различным учреждениям и общественным организациям (Главное управление исправительно - трудовых учреждений союзных республик, милиция, секции научных работников и др.).
Действующие законы о праве застройки - ст. ст. 156 и 166 Гражданского кодекса РСФСР от 31 декабря 1922 года и Постановление СНК Союза ССР от 17 апреля 1928 года "О мерах поощрения строительства жилищ за счет частного капитала" - используются владельцами домов на праве застройки, особенно в дачных местностях, в целях взимания неограниченной законом квартирной платы и для спекуляции жилой площадью.
Считая необходимым пресечь все и всяческие пути прямого и косвенного разбазаривания государственного жилищного фонда и прекратить спекуляцию жилой площадью, а также признавая необходимым организовать надлежащее управление жилищным хозяйством для удовлетворения все растущих потребностей граждан Союза ССР в культурном жилье, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР постановляют:
I. Об упразднении жилищно - арендной кооперации
и союзов жилищно - строительной кооперации
1. Упразднить жилищно - арендную кооперацию - ЖАКТы и их союзы, подрайонные, районные, городские, областные (краевые), республиканские, Московский и Ленинградский городские союзы жилищно - строительной кооперации, а также союзы жилищной кооперации на железнодорожном и водном транспорте, Всесоюзный Совет жилищной кооперации и жилищно - строительные кооперативы, не отвечающие условиям, предусмотренным ст. 4 настоящего Постановления.
2. Передать дома, находящиеся в пользовании жилищно - арендной кооперации, в непосредственное управление местных советов и государственных предприятий. Государственным предприятиям передаются дома, сданные кооперации в порядке Постановления ЦИК и СНК Союза ССР от 6 июля 1927 года "О передаче рабочим жилищно - арендным кооперативным товариществам жилых строений, возведенных государственными предприятиями за счет фонда улучшения быта рабочих и служащих".
3. Дома, построенные и строящиеся жилищно - строительной кооперацией в основном за счет государственных средств, передать:
а) в ведение местных советов, если строительство их финансировалось по прямым кредитам Цекомбанка и местных коммунальных банков за счет спецкапиталов;
б) в ведение соответствующих организаций, учреждений и предприятий, если строительство финансировалось за счет их средств.
4. В изъятие из ст. 3 настоящего Постановления, оставить в распоряжении жилищно - строительных кооперативов построенные ими дома, если в течение 6 месяцев с момента издания настоящего Постановления эти жилищно - строительные кооперативы полностью погасят полученную от государства ссуду.
Установить, что строительство домов и дач жилищно - строительными кооперативами впредь может осуществляться лишь за счет их собственных средств.
Воспретить государственным учреждениям и предприятиям в какой бы то ни было форме вкладывать финансовые и материальные средства, принадлежащие им, в строительство домов и дач, осуществляемое жилищно - строительными кооперативами.
5. В целях сохранения и улучшения дачного фонда предложить городским советам, при наличии в их распоряжении значительных дачных площадей, организовать (в составе жилищного управления) дачные тресты на началах хозяйственного расчета. Возложить на дачные тресты управление и развитие коммунального хозяйства дачных поселков (водопровод, канализация, дороги и т.п.).
Ликвидировать дачно - строительные союзы и те из дачно - строительных кооперативов, которые выстроили или строят дачи с участием государственных средств в размере больше 50 процентов стоимости строительства.
Сохранить дачно - строительные кооперативы, финансирование которых за счет государственных средств составляет менее 50 процентов, при обязательном условии выдачи кооперативом обязательства о погашении ссуды в течение 6 месяцев со дня опубликования настоящего Постановления.
Дачи, построенные и строящиеся дачно - строительными кооперативами, с участием банковских кредитов или средств государственных учреждений и предприятий в размере, превышающем 50 процентов стоимости строительства, передаются с соответствующими кредитами городским советам, государственным учреждениям и предприятиям по принадлежности.
Предоставить право городским советам и хозяйственным организациям оставлять дачи за членами ликвидированных дачных кооперативов на правах личной собственности, при условии погашения полученной ими ссуды в течение 6 месяцев, для чего члены кооперативов должны выдать городским советам, государственным учреждениям и предприятиям соответствующие обязательства.
При невыполнении этих условий дачи переходят в распоряжение государства.
6. Поручить Совету Народных Комиссаров Союза ССР в месячный срок установить:
а) порядок ликвидации жилищно - арендной кооперации и союзов жилищно - строительной и дачно - строительной кооперации, а также жилищно - строительных и дачно - строительных кооперативов, не удовлетворяющих условиям, предусмотренным ст. ст. 4 и 5;
б) порядок передачи находящихся в их распоряжении домов и дач местным советам и соответствующим учреждениям и организациям;
в) порядок и сроки расчета с пайщиками жилищно - строительной и дачной кооперации, а также определить порядок и сроки возврата пайщикам жилищно - строительной и дачной кооперации их паевых взносов.
7. Разрешить хозорганам и местным советам в отдельных местностях оказывать содействие (строительными материалами и банковским кредитом на срок не свыше 5 лет) трудящимся при постройке ими своих жилых домов.
II. О порядке управления государственным жилищным фондом
8. Возложить непосредственное управление государственным жилищным фондом и полную ответственность за его сохранность на местные советы и на государственные учреждения и промышленные предприятия в отношении домов, находящихся в их ведении.
Отменить порядок закрепления за государственными учреждениями, предприятиями и общественными организациями домов, принадлежащих местным советам. Дома местных советов могут быть переданы ими в пользование государственных учреждений, предприятий и общественных организаций лишь на основе долгосрочных арендных договоров, обеспечивающих полную сохранность этих домов.
9. Установить, что местные советы (городские, районные в крупных городах, поселковые) осуществляют:
а) непосредственное управление принадлежащим им жилищным фондом;
б) технический и санитарный надзор, а также наблюдение и контроль за содержанием и производством ремонта всего остального жилищного фонда, независимо от того, в чьем ведении он находится.
10. Обязать местные советы для выполнения указанных задач организовать жилищные управления (в составе отделов коммунального хозяйства).
Примечания. 1. Районные советы в крупных городах и поселковые советы, в составе которых нет отделов коммунального хозяйства, организуют жилищные управления на правах своих отделов.
2. Допустить в отдельных наиболее крупных районах г. г. Москвы и Ленинграда, по согласованию с Наркомхозом РСФСР, организацию

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК СССР n 108, СНК СССР n 1576 от 11.09.1937 О САМООБЛОЖЕНИИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ  »
Документы СССР »
Читайте также