ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК СССР от 14.07.1924 НАКАЗ ВЕРХОВНОМУ СУДУ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 1924 года
НАКАЗ ВЕРХОВНОМУ СУДУ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Раздел I. СОСТАВ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР
Глава I. Организация Верховного Суда Союза ССР,
общие права и обязанности членов Верховного Суда Союза ССР
1. Верховный Суд Союза ССР действует согласно Конституции Союза ССР (ст. 44) и положения о нем (Вестник ЦИК, СНК и СТО, 1923, N 10, ст. 311, п. 5) в составе:
а) пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР;
б) гражданско - судебной коллегии;
в) уголовно - судебной коллегии;
г) военной коллегии;
д) военно - транспортной коллегии и
е) специальных судебных присутствий по уголовным и гражданским делам, образуемым в порядке, указанном ниже, для рассмотрения отдельных дел.
2. Председатель, его заместитель и все члены Верховного Суда Союза ССР, кроме председателей верховных судов союзных республик, входящих в состав Верховного Суда Союза ССР по должности, а также члены коллегий и запасные члены Верховного Суда Союза ССР и военно - транспортной коллегии (ст. ст. 12 и 18 Положения о Верховном Суде Союза ССР) назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и только им же могут быть отозваны или отстранены от должности.
3. Верховный Суд Союза ССР разрешает все вопросы и дела, относящиеся к его компетенции, руководствуясь интересами Союза Советских Социалистических Республик в целом и отдельных союзных республик и защитой их суверенных прав на точном основании Конституции Союза ССР, положения о Верховном Суде Союза ССР, общесоюзных законов и законодательства союзных республик.
Глава II. Права и обязанности председателя
Верховного Суда Союза ССР
4. На председателе Верховного Суда Союза ССР лежит председательствование в пленарных заседаниях Верховного Суда Союза ССР, а также наблюдение, в согласии с директивами пленарных заседаний Верховного Суда Союза ССР, за деятельностью всех коллегий Верховного Суда Союза ССР и непосредственное руководство административно - хозяйственным аппаратом Верховного Суда Союза ССР.
5. Председателю принадлежит представительство от имени Верховного Суда Союза ССР.
6. Председателю принадлежит созыв очередных и чрезвычайных пленарных заседаний Верховного Суда Союза ССР на основании положения и наказа.
7. Все вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях Верховного Суда Союза ССР, вносятся через председателя Верховного Суда Союза ССР.
8. По всем вопросам, подлежащим компетенции Верховного Суда Союза ССР, кои восходят на рассмотрение и утверждение в Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР, таковые докладываются и поддерживаются в Центральном Исполнительном Комитете Союза ССР председателем Верховного Суда Союза ССР или лицом, им уполномоченным.
9. Просмотр и утверждение отчетностей отдельных коллегий и составление общей отчетности по Верховному Суду Союза ССР для представления в пленарное заседание Верховного Суда Союза ССР лежит на обязанности председателя Верховного Суда Союза ССР.
10. Председателю Верховного Суда Союза ССР предоставляется право участвовать с совещательным голосом во всех заседаниях всех коллегий и присутствий Верховного Суда Союза ССР; председатель Верховного Суда Союза ССР может быть назначен председательствующим в судебном заседании Верховного Суда Союза ССР.
11. Управление делами с общей канцелярией, финансовой, хозяйственной и статистической частями находятся в подчинении председателя Верховного Суда Союза ССР.
12. Обязанности заместителя председателя Верховного Суда Союза ССР определяются председателем Верховного Суда Союза ССР; в отсутствие председателя Верховного Суда Союза ССР его права и обязанности осуществляются его заместителем.
Раздел II. ПЛЕНАРНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР
Глава III. Общее положение о пленарных заседаниях
13. Пленарные заседания разрешают вопросы, указанные в ст. 8 Положения о Верховном Суде Союза ССР.
14. Пленарное заседание состоит: из председателя, его заместителя, четырех председателей верховных судов союзных республик, председателя Объединенного Государственного Политического Управления и четырех членов Верховного Суда Союза ССР, назначенных Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР председателями коллегий Верховного Суда Союза ССР - гражданской, уголовной, военной и военно - транспортной.
15. Председательствует в пленарном заседании председатель или в его отсутствии заместитель председателя Верховного Суда Союза ССР. Все вопросы разрешаются простым большинством голосов.
16. На пленарных заседаниях обязательно участвует и дает заключения по всем вопросам компетенции пленума Верховного Суда Союза ССР прокурор Верховного Суда Союза ССР или его заместитель.
Ни одно пленарное заседание Верховного Суда Союза ССР не может иметь места в отсутствии прокурора или его заместителя.
Прокуроры союзных республик или их заместители имеют право совещательного голоса на всех пленарных заседаниях Верховного Суда Союза ССР, при чем по вопросам, ими вносимым, прокуроры союзных республик имеют право доклада, что не исключает права Верховного Суда Союза ССР назначать и своего докладчика.
17. По вопросам их ведения могут участвовать на пленарных заседаниях с правом совещательного голоса члены коллегий Верховного Суда Союза ССР и два помощника прокурора Верховного Суда Союза ССР - военный и по Объединенному Государственному Политическому Управлению.
Допущение на пленарные заседания иных лиц разрешается исключительно пленумом Верховного Суда Союза ССР.
На закрытых пленарных заседаниях могут присутствовать лишь члены пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР, прокурор Верховного Суда Союза ССР или его заместитель, а равно и оба помощника прокурора Верховного Суда Союза ССР по вопросам их ведения и прокуроры союзных республик.
18. Очередные пленарные заседания Верховного Суда Союза ССР собираются не реже одного раза в два месяца; чрезвычайные - созываются по мере надобности. Созыв экстренных заседаний Верховного Суда Союза ССР обязателен по требованию прокурора Верховного Суда Союза ССР, прокурора каждой из союзных республик, или по требованию не менее 3 членов пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР.
19. Техническая подготовка дел, рассылка повесток пленарных заседаний и материалов к ним, секретарство в пленарных заседаниях, техническое наблюдение за выполнением постановлений последних и т.д. лежит на обязанности секретаря пленума.
20. Повестки и соответствующие материалы очередных пленарных заседаний посылаются членам последних, прокурору Верховного Суда Союза ССР и его заместителю за две недели до заседания.
21. Пленарное заседание не может иметь места, если присутствует менее шести членов.
22. Пленарные заседания обязательно рассматривают и разрешают вопросы, направленные на рассмотрение Верховного Суда Союза ССР Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР или его Президиумом, центральными исполнительными комитетами союзных республик или их президиумами, прокурором Верховного Суда Союза ССР, прокурорами союзных республик, Объединенным Государственным Политическим Управлением, председателем Верховного Суда Союза ССР, а также по отдельным постановлениям пленарных заседаний Верховного Суда Союза ССР вопросы, вносимые заместителем председателя и членами Верховного Суда Союза ССР. Вопросы, исходящие не от вышеуказанных учреждений, принимаются Верховным Судом Союза ССР к рассмотрению по особому каждый раз постановлению и могут быть вносимы этими учреждениями не иначе, как через прокурора Верховного Суда Союза ССР или прокуроров союзных республик.
Примечание. Если постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР о направлении того или другого дела на рассмотрение Верховного Суда Союза ССР не содержит в себе конкретного указания на его рассмотрение той или иной коллегией или присутствием Верховного Суда Союза ССР, то таковой порядок определяется отдельным постановлением пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР, а в случае невозможности созвать последнее - председателем Верховного Суда Союза ССР.
23. Пленарные заседания утверждают годовой отчет о деятельности Верховного Суда Союза ССР и всех его коллегий для представления в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
24. Все постановления Верховного Суда Союза ССР вступают немедленно в силу, за исключением тех, кои требуют утверждения Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. Все остальные могут быть отменены только Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР по протесту прокурора Верховного Суда Союза ССР, Совета Народных Комиссаров Союза ССР и центральных исполнительных комитетов союзных республик, каковые протесты приостанавливают их проведение в жизнь.
Глава IV. Общий надзор Верховного Суда Союза ССР
за законностью
25. Верховный Суд Союза ССР дает руководящие разъяснения и толкования общесоюзного законодательства верховным судам союзных республик по предложению Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или его Президиума, центральных исполнительных комитетов союзных республик, по представлению прокурора Верховного Суда Союза ССР или прокуроров союзных республик.
26. Заключения о законности с точки зрения Конституции Союза ССР и тех или иных постановлений центральных исполнительных комитетов и советов народных комиссаров союзных республик, а также Совета Народных Комиссаров Союза ССР даются Президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по его требованию.
27. Представления пленарных заседаний Верховного Суда Союза ССР о приостановлении и отмене постановлений, действий и распоряжений центральных органов и отдельных народных комиссариатов Союза ССР (кроме постановлений Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и его Президиума) по мотивам несогласованности таковых с Конституцией Союза ССР представляются в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. Представления эти делаются как по собственной инициативе Верховного Суда Союза ССР, так и по предложениям центральных органов союзных республик, а также по предложению прокурора Верховного Суда Союза ССР и прокуроров союзных республик.
Глава V. Судебный надзор Верховного Суда Союза ССР
28. В случае противоречия постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, вошедших в законную силу, с общесоюзным законодательством, или поскольку ими затрагиваются интересы других союзных республик, пленарные заседания Верховного Суда Союза ССР, по представлению прокурора Верховного Суда Союза ССР рассматривают вопрос об опротестовании таковых перед Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
Если приговор, постановление или решение верховного суда одной союзной республики затрагивает интересы другой союзной республики, то прокурор этой последней может опротестовать означенное постановление, приговор или решение путем представления в Верховный Суд Союза ССР с одновременным немедленным докладом центральному исполнительному комитету республики, интересы которой он представляет.
Постановление Верховного Суда Союза ССР, не согласное с этим протестом, прокурор союзной республики может опротестовать в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
29. Если приговор, решение, определение или постановление верховного суда какой-либо союзной республики противоречит общесоюзному законодательству или затрагивает интересы других союзных республик, пленарное заседание Верховного Суда Союза ССР входит с представлением в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР об отмене указанных актов.
30. В случае отмены приговора, решения или постановления верховного суда союзной республики Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, дело направляется в центральный исполнительный комитет союзной республики для исполнения; в случае же оставления протеста Верховного Суда Союза ССР без уважения, дело возвращается в верховный суд союзной республики.
31. Приговоры, решения и определения всех коллегий и специальных судебных присутствий Верховного Суда Союза ССР, а также всех иных учреждений Союза ССР, имеющих судебные функции (арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны Союза ССР), рассматриваются пленарным заседанием Верховного Суда Союза ССР как по предложению Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и его Президиума, Совета Народных Комиссаров Союза ССР и центральных исполнительных комитетов союзных республик, так и по предложению председателя Верховного Суда Союза ССР, по протестам прокурора Верховного Суда Союза ССР и по представлениям прокуроров союзных республик, которые одновременно делают доклад центральному исполнительному комитету союзной республики.
32. Если указанные в ст. 31 приговоры, решения и определения противоречат общесоюзному законодательству или соответствующим статьям уголовных и гражданских процессуальных и материальных кодексов, подлежащих применению при рассмотрении данного дела, пленарное заседание Верховного Суда Союза ССР отменяет их и передает дело на новое рассмотрение в другом составе судей в те же коллегии или другое судебное учреждение по подсудности.
33. Распоряжения и постановления Объединенного Государственного Политического Управления Союза ССР, вносимые по соображениям закономерности, рассматриваются пленарными заседаниями Верховного Суда Союза ССР. В случае согласия пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР с представлением прокурора Верховного Суда Союза ССР, Верховный Суд Союза ССР постановляет о представлении Президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР об отмене этих незакономерных постановлений и распоряжений Объединенного Государственного Политического Управления.
Примечание. Надзор за закономерностью действий и распоряжений государственного политического управления союзных республик принадлежит прокурорам этих республик.
Раздел III. СУДЕБНО - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР
Глава VI. Общие положения о коллегиях
Верховного Суда Союза ССР
34. Военная и военно - транспортная коллегии Верховного Суда Союза ССР назначаются персонально Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в порядке и составе, указанном в положении о Верховном Суде Союза ССР (ст. ст. 15 и 18).
35. Гражданско - судебная и уголовно - судебная коллегии Верховного Суда Союза ССР состоят каждая из председателя, персонально назначаемого Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, двух членов, назначаемых пленарным заседанием Верховного Суда Союза ССР из состава членов Верховного Суда Союза ССР, и по одному запасному члену каждой из этих коллегий, назначаемому пленарным заседанием Верховного Суда Союза ССР из состава членов Верховного Суда Союза ССР.
36. Распорядительные и судебные заседания всех коллегий происходят в трехчленном составе.
37. Сношения коллегий Верховного Суда Союза ССР с центральными органами Союза ССР и союзных республик производятся через председателя Верховного Суда Союза ССР. Сношения с прочими органами и лицами осуществляются непосредственно.
Примечание. Сношения военной и военно - транспортной коллегий Верховного Суда Союза ССР соответственно с Революционным Военным Советом Союза ССР и Народным Комиссариатом Путей Сообщения Союза ССР производятся в случаях, предусмотренных главами V и VI положения о Верховном Суде Союза ССР, непосредственно.
38. На председателей коллегий возлагается:
а) председательствование в распорядительных и судебных заседаниях коллегий;
б) участие в пленарных заседаниях Верховного Суда Союза ССР;
в) внесение через председателя Верховного Суда Союза ССР в пленарное заседание вопросов, подлежащих разрешению в нем;
г) составление и представление председателю Верховного Суда Союза ССР отчетов о деятельности коллегий, подлежащих включению в общую отчетность по Верховному Суду Союза ССР;
д) назначение по соглашению с председателем Верховного Суда Союза ССР выездных сессий, в пределах подсудности, предусмотренных положением о Верховном Суде Союза ССР и наказом, с доведением до сведения председателя Верховного Суда Союза ССР о персональном составе каждой сессии;
е) распределение поступающих в коллегию дел между членами коллегии на предмет подготовки их к слушанию в распорядительном и судебном заседании;
ж) распорядительные функции административного характера.
Примечание. Назначение выездных сессий уголовной и гражданской коллегий может быть произведено только по специальному постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. В отдельных случаях председательствование в выездных сессиях и по отдельным делам коллегий может быть возлагаемо на членов коллегий - для уголовной и гражданской коллегий - по постановлению пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР, а для военной и военно - транспортной - председателей этих коллегий.
39. К обязанностям членов коллегий относится:
а) участие в распорядительных и судебных заседаниях коллегий;
б) представление докладов в заседаниях коллегий по отдельным вопросам и делам, поручаемым им;
в) выполнение специальных поручений, возлагаемых на них председателем коллегии.
40. Как следствие по уголовным делам, так и рассмотрение уголовных и гражданских дел на судебных заседаниях коллегий Верховного Суда Союза ССР производятся, руководствуясь соответствующими статьями уголовных и гражданских процессуальных и материальных кодексов, а в подлежащих случаях другими законодательными актами союзных республик и Союза ССР; при рассмотрении дел применяются кодексы и другие законодательные акты той союзной республики, на территории которой возникло преступление или оспариваемое взаимоотношение.
41. В распорядительных заседаниях коллегий и специальных присутствий Верховного Суда Союза ССР обязательно присутствие представителя прокуратуры Верховного Суда Союза ССР.
Примечание. О всех распорядительных заседаниях коллегий и присутствий Верховного Суда Союза ССР обязательно извещается прокуратура Верховного Суда Союза ССР.
42. Приговоры и решения Верховного Суда Союза ССР выносятся именем Союза Советских Социалистических Республик.
43. Исполнение приговоров, решений и определений Верховного Суда Союза ССР, его специальных судебных присутствий и всех судебных коллегий производится соответствующими учреждениями и органами союзных республик по месту исполнения.
Глава VII. Гражданско - судебная коллегия
Верховного Суда Союза ССР
44. Гражданско - судебная коллегия Верховного Суда Союза ССР состоит из председателя, двух членов, назначаемых согласно ст. 35 наказа, и одного запасного из состава членов Верховного Суда.
45. Ведению гражданско - судебной коллегии Верховного Суда Союза ССР подлежат исключительно по особому каждый раз постановлению Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или его Президиума, поскольку рассмотрение этих дел не возложено на специальные судебные присутствия Верховного Суда Союза ССР:
а) разрешение гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию интересы двух или нескольких республик;
б) разрешение судебных споров между союзными республиками.
46. Все требования и распоряжения гражданско - судебной коллегии о допросе и вызове свидетелей, производстве экспертизы и т.п. судебных действиях обязательны для всех органов власти.
Глава VIII. Уголовно - судебная коллегия
Верховного Суда Союза ССР
47. Уголовно - судебная коллегия Верховного Суда Союза ССР состоит из председателя, двух членов, назначаемых согласно ст. 35 наказа, и одного запасного из состава членов Верховного Суда Союза ССР.
48. Уголовно - судебная коллегия Верховного Суда Союза ССР рассматривает дела исключительно по особому каждый раз постановлению Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или его Президиума, если рассмотрение этих дел не возложено на специальные судебные присутствия Верховного Суда Союза ССР:
а) дела персональной подсудности членов Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР и
б) по совершению высшими должностными лицами Союза ССР преступлений по должности.
49. По всем делам, поступающим на рассмотрение уголовно - судебной коллегии Верховного Суда Союза ССР, производство предварительного следствия является обязательным. Следствие производится следователями по важнейшим делам при прокурорах союзных республик по предложению прокурора Верховного Суда Союза ССР, направляемому прокурору соответствующей союзной республики, либо особыми следственными комиссиями, назначаемыми прокурорами Верховного Суда Союза ССР, если таковые не назначены непосредственно Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
Глава IX. Военная коллегия Верховного Суда Союза ССР
и военные трибуналы
50. Военная коллегия Верховного Суда Союза ССР состоит из председателя, его заместителя и четырех членов, назначаемых согласно ст. 15 положения о Верховном Суде Союза ССР.
51. При военной коллегии Верховного Суда Союза ССР состоят организационный отдел, следственная часть и секретариат.
52. Общее руководство деятельностью военных судебных учреждений Союза ССР принадлежит Верховному Суду Союза ССР. Все циркулярные распоряжения военной коллегии принципиального характера подлежат обязательному обсуждению и утверждению в пленарном заседании Верховного Суда Союза ССР; остальные циркуляры, общие инструкции и руководящие распоряжения военной коллегии издаются с утверждения председателя Верховного Суда Союза ССР, которому, как равно и прокурору Верховного Суда Союза ССР, предоставляется переносить на обсуждение в пленарное заседание Верховного Суда Союза ССР.
53. Непосредственное руководство деятельностью всех военных трибуналов, действующих как в военное, так и в мирное время, возлагается на военную коллегию Верховного Суда Союза ССР, которой предоставляется производить ревизии трибуналов и издавать соответствующие циркуляры, давать трибуналам руководящие указания и инструктировать их по всем вопросам судебной практики с указанными в ст. 52 ограничениями.
Примечание. Руководство судебной практикой военных трибуналов при помощи кассационного определения и истолкования соответствующего законодательства союзных республик принадлежит верховным судам союзных республик и их уголовно - кассационным коллегиям.
54. Права военной коллегии Верховного Суда Союза ССР в отношении организации и деятельности военных трибуналов определяются ст. 16 положения о Верховном Суде Союза ССР и соответственным отдельным законоположением, внесенным в основные нормы Союза ССР по вопросам судоустройства, материального и процессуального права.
55. Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР предоставляется возбуждать через председателя Верховного Суда Союза ССР перед пленарным заседанием последнего вопросы об опротестовании перед Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановлений пленарных заседаний верховных судов союзных республик и определений их уголовно - кассационных коллегий по приговорам военных трибуналов, если, по мнению военной коллегии Верховного Суда Союза ССР, эти постановления и определения не соответствуют направлению карательной политики, необходимой для поддержания дисциплины в красной армии.
56. Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР подсудны уголовные дела исключительной важности, возбуждаемые и направляемые особым постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и передаваемые на рассмотрение военной коллегии Верховного Суда Союза ССР постановлениями Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР.
Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР, согласно Постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 28 декабря 1923 года, подсудны также дела по обвинению в преступлениях по должности и других преступных деяниях, отнесенных к производству военных трибуналов, следующих должностных лиц военного ведомства: начальника и комиссара штаба рабоче - крестьянской красной армии, помощников начальника и помощников комиссара того же штаба, начальников управлений и отделов (действующих на правах управлений) штаба и комиссаров при них; начальников и комиссаров управлений, непосредственно подчиненных Революционному Военному Совету Союза ССР, их заместителей и помощников; начальников и комиссаров управлений, непосредственно подчиненных революционным военным советам фронтов, округов и армий, или командующим фронтами, армиями и военными округами там, где нет Революционных Военных Советов; членов революционных военных советов фронтов, армий и военных округов, а также командующих, заместителей и помощников их; начальников и комиссаров штаба округа, фронта, армии; начальников, заместителей и помощников начальников политических управлений округа, фронта, армии; командиров корпусов и комиссаров при них; председателей, заместителей и членов военных трибуналов фронтов, округов, армий, корпусов и флотов, начальников особых отделов фронтов, округов, армий и корпусов и их помощников; военных прокуроров фронтов, округов, армий и флотов и их помощников.
Данная персональная подсудность распространяется по морскому ведомству на помощников по морским делам главнокомандующего всеми вооруженными силами Союза ССР и комиссара морских сил Союза ССР; на начальника и комиссара морского штаба Союза ССР; на помощников начальника и комиссара того же штаба; на начальников и комиссаров главных управлений морского ведомства; членов революционных военных советов морских сил; начальников и комиссаров морских сил; начальников и комиссаров штабов морских сил; командиров и комиссаров главных военных портов, начальников эскадр и комиссаров при них.
По воздушному флоту данная персональная подсудность распространяется на начальника Главного Управления Воздушного Флота, его помощников, начальников отделов (действующих на правах управлений) Главного Управления Воздушного Флота, начальника штаба красного воздушного флота, его помощников; начальников воздушного флота округов, армий и морей и комиссаров при названных лицах.
Примечание. Военная коллегия Верховного Суда Союза ССР имеет право возбуждать перед пленарным заседанием Верховного Суда Союза ССР вопрос о представлении в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР об изъятии из подсудности военных трибуналов тех или иных дел исключительной важности и передаче их на рассмотрение военной коллегии Верховного Суда Союза ССР.
57. Дела о должностных лицах, указанных во 2 части ст. 56, могут по представлению военной коллегии постановлениями пленарных заседаний Верховного Суда Союза ССР передаваться в те или иные военные трибуналы.
58. Рассмотрение судебных дел военная коллегия Верховного Суда Союза ССР производит как в месте своего постоянного пребывания, так и выездными сессиями.
59. Военная коллегия Верховного Суда Союза ССР, ее технический аппарат, а также выездные сессии проходят по смете Верховного Суда Союза ССР. Сметы по военным трибуналам включаются в смету военного ведомства, которое и финансирует военные трибуналы.
Глава X. Военно - транспортная коллегия
60. Военно - транспортная коллегия Верховного Суда Союза ССР состоит из председателя и двух членов, назначаемых согласно ст. 18 положения о Верховном Суде Союза ССР.
61. Рассмотрение судебных дел военно - транспортная коллегия производит как в месте своего постоянного пребывания, так и выездными сессиями.
62. В состав выездных сессий военно - транспортной коллегии могут быть дополнительно утверждены Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, по представлению Народного Комиссариата Путей Сообщения, запасные члены военно - транспортной коллегии.
63. Военно - транспортная коллегия, ее технический аппарат, а также выездные сессии проходят по смете Верховного Суда Союза ССР и финансируются Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
64. Запасные члены военно - транспортной коллегии удовлетворяются всеми установленными видами довольствия по смете Верховного Суда Союза ССР соответственно ст. 24 положения о Верховном Суде Союза ССР.
65. Военно - транспортной коллегии подсудны дела по особому списку, утвержденному Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 29 февраля 1924 года, по обвинению в преступлениях по должности следующих высших должностных лиц Народного Комиссариата Путей Сообщения:
а) начальников центральных управлений и самостоятельных отделов Народного Комиссариата Путей Сообщения и их помощников;
б) начальников округов железнодорожного и водного транспорта и их помощников;
в) уполномоченных Народного Комиссариата Путей Сообщения, их заместителей и помощников;
г) председателей правлений железнодорожного и водного транспорта, их заместителей и членов правлений, а также начальников железных дорог и начальников управлений водного транспорта;
д) председателей районных комитетов по регулировке перевозок;
е) начальников и помощников начальников транспортных отделов Объединенного Государственного Политического Управления.
66. Военно - транспортной коллегии Верховного Суда Союза ССР подсудны также дела исключительной важности, являющиеся особо опасными для состояния транспорта Союза ССР, возбуждаемые и направляемые особыми постановлениями Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или его Президиума по инициативе Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или его Президиума и по представлениям Народного Комиссариата Путей Сообщения и Верховного Суда Союза ССР.
Примечание. Военно - транспортной коллегии Верховного Суда Союза ССР предоставляется право возбуждать ходатайства перед пленарным заседанием Верховного Суда Союза ССР о представлении в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по вопросу о направлении того или другого дела, особо важного, подлежащего рассмотрению военно - транспортной коллегии.
67. Дела о должностных лицах, указанных в предыдущей статье, могут по представлению военно - транспортной коллегии постановлениями пленарных заседаний Верховного Суда Союза ССР передаваться на распоряжение в верховные суды союзных республик.
Глава XI. Специальные судебные присутствия
Верховного Суда Союза ССР
68. Уголовные и гражданские дела исключительной важности, затрагивающие по своему содержанию интересы двух или нескольких союзных республик, а также и дела по обвинению в должностных или иных преступлениях членов Центрального Исполнительного Комитета или Совета Народных Комиссаров Союза ССР, а равно председателя Верховного Суда Союза ССР, его заместителя, членов пленарных заседаний, членов коллегий и запасных членов Верховного Суда Союза ССР, прокурора Верховного Суда Союза ССР, заместителя и обоих старших помощников его - рассматриваются специальными судебными присутствиями Верховного Суда Союза ССР.
69. Для рассмотрения указанных в предыдущей статье дел специальные судебные присутствия Верховного Суда Союза ССР образуются пленарным заседанием Верховного Суда Союза ССР в составе председательствующего и двух членов каждый раз по особому постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и только для рассмотрения отдельного дела из числа членов Верховного Суда Союза ССР или его запасных членов, в случае назначения таковых Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
70. Приговоры и решения специальных судебных присутствий могут быть опротестованы, по их несогласованности с общесоюзным законодательством или законодательством союзных республик, центральными исполнительными комитетами союзных республик, председателем и прокурором Верховного Суда Союза ССР и прокурорами союзных республик, которые немедленно докладывают о сем центральным исполнительным комитетам соответствующих союзных республик. Протесты вносятся в пленарные заседания Верховного Суда Союза ССР и приостанавливают приведение приговоров и решений в исполнение.
71. В случае отмены пленарным заседанием Верховного Суда Союза ССР решения или приговора специальных судебных присутствий, дело передается на новое рассмотрение специального судебного присутствия в другом составе, образуемом в порядке, указанном ст. 12 положения о Верховном Суде Союза ССР.
Председатель ЦИК Союза ССР
Г.ПЕТРОВСКИЙ
Секретарь ЦИК Союза ССР
А.ЕНУКИДЗЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР от 10.07.1924 ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПРИ НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ОСОБОЙ КОМИССИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ПРЕТЕНЗИЙ ГРАЖДАН СОЮЗА ССР, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ  »
Документы СССР »
Читайте также