ПОСТАНОВЛЕНИЕ Наркомюста РСФСР, НКВД РСФСР от 19.06.1923 ИНСТРУКЦИЯ ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОВЕДЕНИЕМ ДЕКРЕТА ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА


НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ РСФСР
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 1923 года
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОВЕДЕНИЕМ
ДЕКРЕТА ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
Из поступающих в высшие государственные установления жалоб и запросов усматривается, что в связи с новой экономической политикой и с появлением новых церквей, как-то: живой, древне - апостольской, трудовой и т.д., на практике местными властями делаются отступления от прежде изданных декретов, с одной стороны, и испытываются затруднения в применении новых декретов - с другой.
Вследствие этого Народным Комиссариатом Юстиции по соглашению с Народным Комиссариатом Внутренних Дел разъясняется следующее:
1) Декрет об отделении церкви от государства с изданной в развитие к нему инструкцией Народного Комиссариата Юстиции (Собр. Узак., 1918, N 62, ст. 685) является основным законом, на котором должны основываться все распоряжения и действия власти на местах.
2) Религиозные общества, хотя и приравниваются к частным обществам, но в отличие от последних, не имеют права собственности и права юридического лица. Вследствие этого учреждение и регистрация их на основании Закона от 3 августа 1922 года (Собр. Узак., 1922, N 49, ст. 622) совершается в порядке инструкции Народного Комиссариата Юстиции и Народного Комиссариата Внутренних Дел от 15 апреля 1923 года о регистрации религиозных обществ (Собр. Узак., 1923, N 37, ст. 384). Приложенный к указанной выше инструкции Народного Комиссариата Юстиции и Народного Комиссариата Внутренних Дел устав является типовым и может быть пополняем различными дополнительными статьями, например, более подробным изложением своего учения и программ, определяющих догматическое положение данного религиозного общества и его отношения к другим религиозным обществам и культам и т.д.
3) Вследствие сохранения в силе установленного инструкцией Народного Комиссариата Юстиции об отделении церкви от государства (Собр. Узак., 1918, N 62, ст. 685) порядка пользования государственными имуществами, предназначенными для совершения культа, группы граждан, получившие с согласия указанной инструкции в бесплатное пользование здание культа, с изданием Закона от 3 августа 1922 года (Собр. Узак., 1922, N 49, ст. 622) и инструкции Народного Комиссариата Юстиции и Народного Комиссариата Внутренних Дел от 15 апреля 1923 года не обязаны тем самым преобразоваться в религиозные общества.
4) На основании Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 29 марта 1923 года дела по нарушению договоров с группами верующих о пользовании церковными зданиями и дела по закрытию временных и постоянных храмов и молитвенных домов всех культов без различия, разрешаются постановлениями президиумов губернских исполнительных комитетов с занесением постановления о сем в протокол заседания и с указанием мотивов и оснований расторжения договора или закрытия храма. Требуемые указанным Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета мотивировки и основания, указывают на необходимость крайней осмотрительности, с которой должны губернскими или областными исполнительными комитетами разрешаться дела о судьбе богослужебных зданий, находящихся в бесплатном пользовании верующих. Постановление от 29 марта 1923 года в этом отношении различает: 1) расторжение договора с данною группою верующих и 2) закрытие временных или постоянных храмов и молитвенных домов. Если обнаружится участие церковной группы в контр - революционных выступлениях или если будут обнаружены злоупотребления церковным имуществом или растрата последнего, то постановлением губернского исполнительного комитета договор с данною группою расторгается, храм передается другой, более благонадежной или исправной группе верующих, а лица, совершившие преступные деяния, предаются суду. Вне этих условий закрытие храма, как общее правило, может иметь место при наличии условий, указанных в циркуляре Народного Комиссариата Юстиции от 3 января 1919 года (ст. 1) и в циркуляре Народного Комиссариата Внутренних Дел от 28 февраля 1919 года, т.е.: 1) если в данной местности ощущается острый недостаток в зданиях и в помещениях для жилищных, санитарно - медицинских, культурно - просветительных и т.д. целей, причем окажется, что закрываемый храм действительно может быть использован для реально соответствующего учреждения и притом имеется физическая возможность (средства) для этого приспособления; 2) если это мероприятие отвечает запросу трудящихся масс в форме многочисленных коллективных заявлений, революций, постановлений съездов и т.д. При закрытии храмов президиумом губернского исполнительного комитета тщательно должны быть приняты во внимание религиозные интересы верующих, их привычки и обычаи, статистические данные о количестве населения, пользующегося закрываемым храмом, о вместимости ближайших храмов, их отдаленности от данного района, расходы, произведенные по ремонту закрываемого храма, и т.д.
5) Отправление культа, а также произнесение проповедей, поскольку таковые являются неотъемлемой составной частью богослужения данного культа, допускаются свободно без какой-либо предварительной цензуры при условии, чтобы по содержанию своему они фактически имели исключительно религиозный характер (Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 13 июня 1921 года - журнал "Революция и Церковь" N 1 - 3 1922 года); также свободно без предварительного на каждый раз разрешения функционируют и молитвенные собрания, устраиваемые группами верующих в находящихся в их пользовании помещениях, независимо от числа участников, а также собрания, посвященные вопросам о содержании храма и управления культовым имуществом (циркуляр Народного Комиссариата Юстиции от 3 января 1919 года).
6) Распространение и пропаганда буржуазно - анархических и антигосударственных учений под религиозным флагом, направленные против Советской власти, подлежат уголовному суду на общем основании соответствующих статей Уголовного Кодекса.
7) Согласно ст. 10 декрета об отделении церкви от государства, все церковные и религиозные общества не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных или самоуправляющихся установлений. Вследствие этого запрещается всем государственным установлениям, путем административного вмешательства, поддерживать какой-либо культ или какое-либо церковное управление в ущерб другим культам или религиозным группировкам, причем высылка контр - революционных служителей культа, как и других граждан, может иметь место лишь в порядке декрета Совета Народных Комиссаров об административной высылке (Собр. Узак., 1922, N 51, ст. 646) и изданной в развитие его инструкции Народного Комиссариата Внутренних Дел (Собр. Узак., 1923, N 8, ст. 108) на общем основании.
8) Вследствие предоставления Конституцией (ст. 13) и декретом об отделении церкви от государства гражданам права придерживаться любых религиозных верований, ни одна религиозная организация не имеет право вмешиваться, как власть имущая, в деятельность какой-либо другой религиозной организации против ее воли (назначать ей неугодных служителей культа, отбирать от нее представленные в ее пользование местным исполнительным комитетом здания и т.д.), ибо отдача в ее пользование храма или молельни местным исполнительным комитетом происходит не в пользу какой-либо церковной иерархии, а лично тем гражданам, которые подпишут договор с исполнительным комитетом. Вообще местная власть должна оградить спокойное и свободное отправление религиозных потребностей граждан в той лойяльной форме, какая им угодна, и привлекать к ответственности лиц, нарушающих законы Р.С.Ф.С.Р. (разъяснение Народного Комиссариата Юстиции 1920 года, N 157).
9) Религиозные организации, согласно декрета Совета Народных Комиссаров об отделении церкви от государства, не имеют права владеть собственностью и прав юридического лица не имеют. Поэтому религиозные организации, в частности бывшие консистории, ныне переименованные в епархиальные советы, управления, правления, генеральные консистории и т.п., как бы они ни назывались и к какому бы культу они ни принадлежали, не имеют права присваивать себе судебных, карательных и налоговых функций. Не имея прав юридического лица, религиозные организации не могут выдавать удостоверения или мандаты на представительство от религиозных организаций и объединений для хозяйственных, промышленных, торговых и т.п. целей. Не имеют силы и всякого рода экспертизы, удостоверения, свидетельства и т.д., выдаваемые так называемыми "объединенными советами религиозных обществ и групп" по делам об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям и пр. Мандаты, удостоверения и т.д. могут выдаваться религиозными организациями исключительно по делам религиозного характера и имеют только религиозное значение. Исключительно только по религиозным же делам религиозные группы и организации могут пользоваться штемпелями, печатями и бланками (циркуляр Народного Комиссариата Юстиции от 18 мая 1920 года и циркуляр Народного Комиссариата Юстиции, Народного Комиссариата Просвещения, Народного Комиссариата Внутренних Дел и Народного Комиссариата Рабоче - Крестьянской Инспекции от 15 августа 1921 года).
10) Граждане Р.С.Ф.С.Р. свободны за себя и за своих единомышленников принимать участие в религиозных съездах, но никоим образом не могут претендовать на право представительства на них от лица трудящихся в общегосударственных, профессиональных или промышленных областях жизни (тот-же циркуляр от 15 августа 1921 года).
11) По договору о бесплатном пользовании зданиями культа, группа верующих отвечает за сохранность и целость вверенного ей народного достояния и несет ответственность за порядок и произносимые в храме проповеди.
Вследствие этого от добровольного согласия самих верующих или религиозных обществ зависит подчинение распоряжениям центральных или епархиальных органов, делаемым ими в порядке внутренней церковной дисциплины, поскольку таковые распоряжения касаются хозяйственного управления культовым имуществом или отправления обязанностей церковно - должностных лиц (служителей культа, сторожей и т.д.), коим группою или религиозным обществом вверены предметы культа и отправления богослужения (проповеди) на основании особого договора о найме.
12) Так как согласно декрета об отделении церкви от государства национализированные здания культа передаются в бесплатное пользование исключительно группам верующих или религиозным обществам, то всякого рода центральные организации (всероссийские, епархиальные и т.д.), а также съезды религиозных обществ и избираемые ими исполнительные органы не могут: 1) обладать культовым имуществом или получать его по договору, 2) заключать какие бы то ни было имущественные договоры и сделки, 3) устанавливать принудительные сборы (инструкция Народного Комиссариата Внутренних Дел и Народного Комиссариата Юстиции от 15 апреля 1923 года о регистрации религиозных обществ, ст. 10).
13) Различая среди монастырского населения эксплоататоров религиозного чувства, с одной стороны, и эксплоатируемые трудовые элементы (рабочий элемент в монастырях) - с другой, и находя экономически целесообразным содействовать процветанию хозяйств, организованных на основе коллективного труда, Народный Комиссариат Юстиции и Полномочная Комиссия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета в своих постановлениях и разъяснениях всячески поддерживали образование из трудовых монастырских элементов сельско - хозяйственных, трудовых артелей, коммун и т.д. для дальнейшего ведения сельско - хозяйственного дела бывших монастырских хозяйств. Из поступающих во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Народный Комиссариат Юстиции жалоб, однако, усматривается, что монастырские хозяйства во многих местах переданы различным установлениям, организациям и т.д., которые перешли к чисто капиталистическим способам обработки земли путем наемного труда, либо эксплоатации тех же сельско - хозяйственных монастырских трудовых артелей, коим они за так называемые "отработки" отдают в аренду излишнюю землю, квартирное помещение в бывших монастырских корпусах и т.д. Признавая эту практику совершенно несоответствующей принципам Р.С.Ф.С.Р., Народный Комиссариат Юстиции предлагает всем подлежащим органам при ликвидации монастырей в будущем придерживаться в свое время изданных и ныне подтвержденных правил об оставлении монастырских хозяйств в руках порвавших связь с религиозно - монастырским укладом жизни сельско - хозяйственных трудовых артелей, коммун и т.д.
14) Вследствие отделения церкви от государства и приравнения церковных религиозных обществ к частным обществам, служители культа подлежат общим со всеми гражданами налогам (в том числе и подоходно - поимущественному), которые уплачивают по тем же ставкам и основаниям. От уплаты промышленного налога (патента) они освобождены (разъяснение Народного Комиссариата Финансов от 17 марта 1923 г. N 525546). В случае собственноручной обработки земли, служители культов и члены их семьи наделяются или пользуются находящейся в их фактическом обладании землей на общих основаниях, предусмотренных разделом 1 части I Земельного Кодекса (ст. 9 и следующие, ст. 18), в порядке циркуляра Народного Комиссариата Земледелия от 23 февраля 1923 г. N 20. Вследствие муниципализации церковных домов, служители культа получают соответственное помещение от местных жилищных отделов на общих для всех граждан основаниях, причем выселение их из занимаемых ими помещений, как и прочих граждан, может иметь место только на основании декрета Совета Народных Комиссаров от 27 апреля, 6 и 14 сентября 1922 года (Собр. Узак., 1922, N 30, ст. 365; N 57, ст. 724; N 59, ст. 752).
Декрет Совета Народных Комиссаров от 13 января 1921 года (Собр. Узак., 1921, N 8, ст. 56) сохраняет свою силу, и служители культов могут занимать указанные в нем должности во всех комиссариатах, исключая Народного Комиссариата Просвещения, Народного Комиссариата Юстиции, Народного Комиссариата Земледелия, Народного Комиссариата Рабоче - Крестьянской Инспекции, Народного Комиссариата Продовольствия и органов Народного Комиссариата Внутренних Дел, причем отправление ими культа не является совместительством или совершается ими в неурочное по государственной должности время (циркуляр Народного Комиссариата Труда от января 1923 года, распубликованный в N 13 газеты "Труд" от 19 января 1923 года), и если за отправление культа не назначено от верующих определенного (постоянного) оклада в виде денежного довольствия или натурой.
Народный Комиссар Юстиции
Д.КУРСКИЙ
Член Коллегии
Народного Комиссариата Юстиции
П.КРАСИКОВ
Заместитель Народного
Комиссара Внутренних Дел
А.БЕЛОБОРОДОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НКТ РСФСР, ВЦСПС от 19.06.1923 О ТРУДЕ МАЛОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14-ТИ ДО 16-ТИ ЛЕТ  »
Документы СССР »
Читайте также