ДЕКРЕТ ВЦИК, СНК РСФСР от 10.04.1923 О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА НАЧАЛАХ КОММЕРЧЕСКОГО РАСЧЕТА (ТРЕСТАХ)


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ДЕКРЕТ
от 10 апреля 1923 года
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ,
ДЕЙСТВУЮЩИХ НА НАЧАЛАХ КОММЕРЧЕСКОГО РАСЧЕТА (ТРЕСТАХ)
В дополнение и изменение основных положений о мерах к восстановлению крупной промышленности и поднятию и развитию производства (Собр. Узак., 1921, N 63, ст. 462), Постановления Совета Народных Комиссаров от 27 октября 1921 года о порядке реализации продукции (Собр. Узак., 1921, N 72, ст. 577), Постановления Совета Народных Комиссаров о порядке привлечения потребительской кооперации органами государства к выполнению товарообменных и заготовительных операций от 26 октября 1921 года (Собр. Узак., 1921, N 72, ст. 576), а равно ст. 19 и примечания к ст. 58 Гражданского Кодекса Р.С.Ф.С.Р., Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановили:
I. Общее положение
1. Государственными трестами признаются государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденного для каждого из них устава, и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли.
Государственные тресты несут ответственность по своим обязательствам лишь в пределах состоящего в их распоряжении имущества (ст. 17).
Государственная казна за долги трестов не отвечает.
2. Государственный трест со дня регистрации приобретает права юридического лица (Гражданский Кодекс Р.С.Ф.С.Р., ст. 13 и 1-я часть ст. 19).
3. Каждый трест является единым предприятием, в состав которого входят несколько производственных единиц (заведений, как-то: фабрик, заводов, промыслов отделений, магазинов и т.п.), перечисленных в его уставе.
Примечание. Настоящий декрет может быть применяем и к предприятиям, в состав которых входит лишь одна производственная единица.
4. Тресты могут организовываться Высшим Советом Народного Хозяйства и другими народными комиссариатами и состоять в ведении Высшего Совета Народного Хозяйства или соответствующего народного комиссариата.
Примечание. Все постановления настоящего декрета, касающиеся Высшего Совета Народного Хозяйства, распространяются в надлежащих случаях на соответствующие народные комиссариаты.
5. Право распоряжения имуществом треста осуществляется Советом Труда и Обороны и Высшим Советом Народного Хозяйства, с соблюдением правил ст. ст. 28, п. "ж", 48, 49, 51, 52 и 53 настоящего декрета.
За означенным исключением ни одно государственное учреждение или предприятие не может получить от треста его имущество или продукцию иначе, как по соглашению с ним.
6. Трест владеет, пользуется и распоряжается предоставленным ему государством имуществом, а равно производит свои операции на общем основании гражданских законов с теми изъятиями, которые установлены или будут установлены в особых законах. Равным образом, на основании гражданских законов (ст. 21 Гражданского Кодекса Р.С.Ф.С.Р.), земля, недры, воды и леса предоставляются тресту на праве пользования.
7. Отношение трестов к профессиональным союзам регулируется действующими и специально на этот предмет издаваемыми постановлениями.
II. Учреждение и регистрация
8. При учреждении каждого треста Высшим Советом Народного Хозяйства составляется особый устав, с точным обозначением:
а) наименования (фирмы) треста, местонахождения его правления, а равно перечень заведений треста и их местонахождения;
б) предмета предприятия;
в) срока действия, если таковой установлен;
г) размера предоставляемого тресту при его основании уставного капитала (ст. 15), выраженного в золотых рублях;
д) численного состава и полномочий правления и ревизионной комиссии.
В названный устав могут быть включаемы и другие не противоречащие законам постановления.
9. Высший Совет Народного Хозяйства определяет состав имущества (уставного капитала), предназначенного для передачи тресту, и составляет этому имуществу инвентарную опись и оценку по существующим рыночным ценам, с переводом на золотые рубли.
Примечание. Общий порядок составления инвентарных описей и оценки определяется особой инструкцией, утвержденной Советом Труда и Обороны.
10. Высший Совет Народного Хозяйства представляет устав треста на утверждение Совета Труда и Обороны.
Вместе с уставом представляется и указанная (ст. 9) опись с оценкой имущества.
Утвержденный Советом Труда и Обороны устав публикуется после регистрации треста (ст. 12) во втором отделе Собрания Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства.
11. По утверждению Советом Труда и Обороны устава Высший Совет Народного Хозяйства назначает правление и ревизионную комиссию треста (ст. ст. 30 и 42) и передает правлению по особому акту все имущество треста, согласно вышеуказанной описи и оценки.
Правление проверяет опись и оценку и составляет вступительный баланс, который проверяется ревизионной комиссией, о чем составляется протокол.
12. После приемки имущества, в двухнедельный срок, по заявлению правления производится регистрация треста тем же учреждением и порядком, какие установлены для регистрации смешанных акционерных обществ, причем правление представляет, в заверенных копиях:
а) утвержденный Советом Труда и Обороны устав треста;
б) постановление Высшего Совета Народного Хозяйства о назначении членов правления и ревизионной комиссии;
в) опись и оценку принятого имущества;
г) вступительный баланс;
д) протокол ревизионной комиссии о проверке вступительного баланса.
13. Учреждение, производящее регистрацию, после совершения таковой, производит за счет треста публикацию в газете "Экономическая Жизнь" о состоявшейся регистрации треста; в публикации обозначаются:
а) фирма треста и местонахождение его правления;
б) указанный в уставе треста предмет предприятия;
в) вступительный баланс.
14. Последующие изменения в уставе треста или его уставном капитале, или в личном составе его правления утверждаются и регистрируются, и публикуются тем же порядком.
III. Имущество и порядок ответственности треста
15. Капитал, передаваемый государством тресту и фиксированный в уставе последнего, является уставным капиталом треста. Уставный капитал выражается в золотых рублях.
Примечание. Земля, ее недра, воды и леса в состав капитала треста не включаются и по балансу не проводятся. Однако, в уставе треста, его отчете и публикуемых балансах обязательно показывается особой внебалансовой статьей количество десятин земли и леса, коими трест пользуется, со справкой об их средних довоенных ценах в золотых рублях, а равно и связанная с пользованием землей, ее недрами, водами и лесами, рента.
16. Уставный капитал треста распадается: на а) основной и б) оборотный.
Под основным капиталом понимается все имущество, которое не уничтожается целиком в одном акте производства, как-то: фабричные и другие строения, машины, оборудование, инструменты, живой и мертвый инвентарь и т.п.
Под оборотным капиталом понимаются деньги, ценные бумаги, продукция, а равно все предметы, которые могут быть только однажды использованы в процессе производства, как-то: топливо, сырье, разные металлы и т.п.
17. При обращении взыскания на имущество треста соблюдаются следующие правила:
а) На имущество, относящееся по роду своему, согласно ст. 16, к оборотному капиталу, взыскания обращаются таким же порядком, как на имущество частных лиц.
Примечание. Споры о принадлежности имущества к оборотному или основному капиталу, возникающие при производстве взысканий, разрешаются подлежащим судом по месту нахождения спорного имущества.
б) На имущество, относящееся к основному капиталу, как переданному тресту при его учреждении, так и приобретенному им впоследствии, взыскание может быть обращено лишь при соблюдении ст. 22 и примечания к ней Гражданского Кодекса Р.С.Ф.С.Р. и ст. 28 п. "а" настоящего декрета.
IV. Финансирование трестов
18. Финансирование трестов государством совершается, как правило, в порядке предоставления трестам соответствующих денежных средств. Замена денежных средств иными ценностями может совершаться лишь по соглашению с трестом, с обязательным проведением этих ценностей в качестве денежных средств.
19. Средства, предоставляемые тресту из доходов государства при учреждении на образование уставного капитала (ст. 15), а также в дальнейшем на увеличение последнего, ассигнуются в бюджетном порядке по заявкам Высшего Совета Народного Хозяйства, в порядке бюджетного ассигнования и проводятся по балансу треста по статье "уставный капитал".
Примечание. Все денежные и материальные средства, предоставленные государством тресту до момента утверждения устава на основании данного декрета (ст. 53), подлежат оценке и внесению в уставный капитал треста, с одновременным особым учетом в Народном Комиссариате Финансов, если средства эти не выданы в порядке ссуды.
20. Если годовой баланс треста будет заключен с убытком и выясняется необходимость восстановления уставного капитала, то Высший Совет Народного Хозяйства может, имея ввиду особое государственное значение работ треста, сделать представление в Совет Труда и Обороны о целесообразности покрытия дефицита треста за счет государственной казны.
21. В тех случаях, когда на государственную казну возлагается погашение убытков треста, возникших по неоплатам государственных органов тресту, вопреки ст. 49, суммы, отпускаемые государственной казной, выдаются государством и проводятся трестом, как оплата его продукции.
22. Долгосрочные ссуды трестам предоставляются правительством по представлению Высшего Совета Народного Хозяйства, передаются трестам на условиях, оговоренных в специально на сей предмет заключаемых договорах и возвращаются непосредственно в государственную казну.
Долгосрочные ссуды от других кредитных учреждений могут быть допускаемы с разрешения Высшего Совета Народного Хозяйства.
Примечание. Означенные в этой статье ссуды проводятся в балансе треста в особой статье, под названием "долгосрочные промышленные ссуды".
23. Тресты могут получать краткосрочные ссуды как от государственных, так и от негосударственных кредитных учреждений на общем для частных предприятий основании, с обязательным проведением по своему балансу соответствующих статей по каждому виду кредита отдельно.
24. С разрешения Высшего Совета Народного Хозяйства, согласованного с Народным Комиссариатом Финансов и утвержденного Советом Труда и Обороны, тресты могут совершать долгосрочные займы, в форме выпуска облигаций, причем государство не отвечает по означенным облигациям.
Примечание. При разрешении выпуска облигаций государство может особым постановлением Совета Народных Комиссаров принять на себя гарантию, как платежа процентов, по облигациям, так и погашение самих облигаций.
25. Привлечение других государственных предприятий и кооперации к участию в уставном капитале треста допускается только в порядке изменения устава треста.
26. Частные капиталисты не могут быть привлечены к участию в тресте иначе, как путем реорганизации его в смешанное акционерное общество в установленном порядке.
V. Органы управления и ревизии
27. Органами управления и ревизии треста являются:
а) Высший Совет Народного Хозяйства;
б) правление;
в) ревизионная комиссия.
А. Высший Совет Народного Хозяйства
28. Непременному ведению Высшего Совета Народного Хозяйства подлежат:
а) Разрешение на приобретение и отдачу в аренду (с соблюдением правил, указанных ст. ст. 152 - 179 Гражданского Кодекса Р.С.Ф.С.Р.) строений и других частей основного капитала, а равно и расширение предприятий с определением порядка погашения затрат, связанных с приобретением строений и расширением предприятий, взятие в аренду предприятий, взятие в аренду подсобных предприятий на срок свыше шести лет, а также отчуждение и залог тех частей основного капитала, кои не запрещены к отчуждению и закладу, ст. 22 Гражданского Кодекса.
Примечание. Высший Совет Народного Хозяйства может в отдельных случаях, в порядке издания соответствующей инструкции, передавать те или другие принадлежащие ему по данному пункту права правлению треста.
б) Назначение и смещение членов правления, ревизионной и ликвидационной комиссии, с соблюдением ст. ст. 30 и 42.
в) Утверждение избранного правлением директора - распорядителя, если такая должность будет установлена, а равно утверждение представления правления о назначении и смещении главного бухгалтера.
г) Утверждение и изменение инструкции правлению, директору - распорядителю и главному бухгалтеру в пределах действующих законоположений и устава данного треста.
д) Рассмотрение и утверждение смет, а также плана действий на наступающий год на основе утвержденного Советом Труда и Обороны производственного плана по данной отрасли промышленности, а также утверждение отчета и баланса за истекший год.
е) Распределение прибыли за истекший год, с соблюдением правил раздела VI.
ж) Разрешение вопросов об изменении устава и размера уставного капитала и ликвидации треста с представлением постановлений по этим вопросам на утверждение Совета Труда и Обороны.
з) Разрешение расходования резервного капитала.
и) Разрешение правлению вносить существенные изменения в утвержденный производственный план, а также вступать в синдикаты и иные торгово - промышленные объединения.
Примечание. В уставе треста могут быть указаны и другие конкретно - определенные предметы ведения Высшего Совета Народного Хозяйства, исключаемые тем самым из компетенции правления данного треста.
29. Высший Совет Народного Хозяйства не вмешивается в текущую административную и оперативную работу правления треста.
30. Правление треста назначается на один год Высшим Советом Народного Хозяйства в количестве от трех до пяти членов, в том числе председатель.
В отдельных случаях допускается вместо правления назначение единоличного управляющего трестом.
По заключении отчетного года и представления баланса, Высший Совет Народного Хозяйства пересматривает состав правления и определяет его состав на следующий оперативный год. Тем же порядком пересматривается вопрос о продлении полномочий и единоличному управляющему. В течении операционного года председатель правления или единоличный управляющий может быть смещен Высшим Советом Народного Хозяйства лишь по обнаружении ревизионной комиссией или судебными властями несоответствия возложенных на него обязанностей, бесхозяйственности, или других преступных деяний.
Члены правления могут быть смещены при тех же условиях, а также по соглашению Высшего Совета Народного Хозяйства с председателем правления и по другим соображениям.
Размер и форма вознаграждения председателю и членам правления и в подлежащих случаях единоличному управляющему назначается Высшим Советом Народного Хозяйства.
Из числа членов правления или же посторонних лиц может быть назначаем правлением с утверждения Высшего Совета Народного Хозяйства директор - распорядитель, вознаграждение которому определяется правлением и утверждается Высшим Советом Народного Хозяйства.
Б. Правление
31. Председатель и члены правления при исполнении своих обязанностей должны проявлять предусмотрительность заботливого хозяина и несут дисциплинарную, уголовную и гражданскую ответственность как за целость вверенного им имущества, так и за хозяйственное ведение дела.
32. Для действительности решения заседания правления должно присутствовать большинство членов.
Решения правления постанавливаются по простому большинству голосов присутствующих членов; в случае разделения голосов поровну, голос председателя дает перевес. Принятые постановления вступают в силу немедленно.
Примечание. В случае разногласия между председателем и большинством правления председатель имеет право проводить свое решение в жизнь с немедленным доведением о существе разногласия и принятых им мерах до сведения Высшего Совета Народного Хозяйства, который имеет право отменить решение председателя.
33. Заседаниям правления ведутся журналы, которые подписываются председателем правления, утверждаются правлением в его ближайшем заседании.
34. Обязанности правления и пределы его прав должны быть точно установлены в уставе треста. В своей практической деятельности правление руководствуется инструкцией, утверждаемой и изменяемой Высшим Советом Народного Хозяйства (ст. 28, п. "г").
35. Правление руководит всеми операциями треста, управляет делами и находящимся в распоряжении треста имуществом и является представителем треста на суде и вне суда.
Правление заключает все сделки, входящие в круг операций треста, в том числе сдает подряды и поставки и принимает их на себя, испрашивая предварительное разрешение Высшего Совета Народного Хозяйства, лишь в тех случаях, которые точно указаны в настоящем декрете, в уставе треста и инструкции, утвержденной Высшим Советом Народного Хозяйства.
Для третьих лиц имеют силу лишь те ограничения полномочий правления по заключению сделок, которые установлены в законе и уставе треста. Ограничения же, установленные в инструкциях Высшего Совета Народного Хозяйства, обязательны для третьих лиц только в случаях, если они были или должны были быть им известны.
В частности к ведению правления относится:
а) организация производства и руководство деятельностью всех входящих в состав треста производственных единиц (заведений);
б) устройство кассы и делопроизводства, ведение отчетности по системе двойной бухгалтерии, а равно составление отчета, баланса, сметы производственного плана и плана действий;
в) прием и увольнение служащих и рабочих;
г) покупка и продажа имущества как за наличные деньги, так и в кредит с соблюдением ст. 28 сего декрета;
д) наем складов и помещений;
е) страхование имущества треста;
ж) выдача и принятие к платежу векселей и других срочных обязательств;
з) дисконт векселей, поступающих на имя треста;
и) выдача доверенностей;
к) совершение законных (ст. 22 Гражданского Кодекса) актов на приобретение, отчуждение, отдачу в аренду и залог строений;
л) изъятие в аренду подсобных предприятий на срок не свыше шести лет;
м) участие в съездах и бюро съездов синдикатов и разного рода торговых и промышленных объединений, с соблюдением ст. 28 сего декрета:
н) прием заказов;
о) другие дела, поскольку они не входят по уставу треста в компетенцию Высшего Совета Народного Хозяйства.
36. В уставе треста указывается, кем совершаются сделки и юридические действия от имени правления треста.
Распределение работ между членами правления производится постановлением правления.
37. Правление производит расходы по сметам, утвержденным Высшим Советом Народного Хозяйства (ст. 28, п. "д").
Правление может расходовать сверх сметного назначения в случаях, не терпящих отлагательств, с ответственностью правления перед Высшим Советом Народного Хозяйства за необходимость и последствия сего расхода. О каждом таком расходе должно быть в трехдневный срок сообщено в Высший Совет Народного Хозяйства.
38. Операционный год устанавливается с 1 октября по 30 сентября. Если трест образован до 1 июля, то первый отчет составляется за период до 1 октября того же года; если трест образован после 30 июля, то первый отчет составляется за операционный период с момента возникновения треста до 1 октября следующего года.
Отчет составляется правлением не позднее трех месяцев по окончании операционного года и представляется с заключением ревизионной комиссии на утверждение Высшего Совета Народного Хозяйства.
По утверждении отчета, которое должно последовать не позднее, чем через шесть месяцев по окончании операционного года, баланс и счет прибылей и убытков одновременно публикуются в газете "Экономическая Жизнь", и сообщаются в учреждение, в котором зарегистрирован трест.
39. При составлении годового отчета обязательно производится инвентарная опись с оценкой всего имущества, выраженная в золотых рублях, и составляется баланс также в золотых рублях.
Примечание 1. Единообразное для всех трестов правило пересчета на золотые рубли, устанавливается особой инструкцией Совета Труда и Обороны.
Примечание 2. Правило производства инвентарной описи определяется Высшим советом Народного Хозяйства в инструкции главному бухгалтеру.
40. При составлении баланса должны быть соблюдаемы в особенности следующие правила:
а) ценные бумаги и товары, имеющие биржевую или рыночную ценность, показываются в балансе не выше биржевой или рыночной цены того момента, на который составляется баланс; если, однако, эта цена превышает покупную или заготовительную цену, то не выше этой последней;
б) имущество, не имеющее биржевой или рыночной цены, показывается не свыше покупной или заготовительной цены;
в) имущество, входящее в состав основного капитала, несмотря на постепенное уменьшение его стоимости, показывается по покупной или заготовительной цене, а в подлежащих случаях по цене, по которой оно было принято трестом при его образовании, с тем, однако, условием, что уменьшение его стоимости, вследствие изнашивания показывается путем ежегодного отчисления определенного процента его стоимости в капитал погашения имущества;
г) сомнительные требования показываются по вероятной их стоимости, а безнадежные списываются в убыток и не включаются в актив;
д) расходы по организации и управлению не могут быть показаны в активе баланса и списываются в убыток;
е) уставный капитал, резервный капитал, капитал погашения имущества, а также все специальные капиталы, предусмотренные уставом треста, а равно все доли трестов должны быть показаны в пассиве;
ж) оказавшиеся из сравнения всего актива и пассива прибыли или убыток показываются отдельно в конце баланса.
41. Управление отдельными производственными единицами (заведениями), входящими в состав треста, поручается директором и заведующим, назначаемым и увольняемым правлением треста и действующим на началах единоличия, в пределах полномочий, предоставленных им правлением.
В. Ревизионная Комиссия
42. В составе треста организуется ревизионная комиссия из трех членов: председатель и один член комиссии назначаются Высшим Советом Народного Хозяйства, а другой член комиссии делегируется соответствующим профессиональным союзом.
Ревизионная комиссия назначается на тот же срок, на который назначено правление, и одновременно с ним.
Вознаграждение всем членам ревизионной комиссии и смета ее расходов определяется Высшим Советом Народного Хозяйства и оплачивается правлением треста.
43. В обязанности ревизионной комиссии входят: проверка периодических отчетов и балансов, предусмотренных уставом треста, дача заключений по проектам сметы и плану работ, а равно по годовому отчету в целом.
Для осуществления этих задач члены ревизионной комиссии вправе требовать предъявления книг, оправдательных документов, договоров, переписки, проверять наличность кассы и опрашивать членов правления и служащих предприятия по возникающим при рассмотрении отчетов и документов вопросам.
По поручению Высшего Совета Народного Хозяйства и по своей инициативе ревизионная комиссия производит внезапные ревизии и обследования.
Ревизионная комиссия не вправе ни производить предварительный контроль, ни давать правлению по его запросам или без запроса предварительного заключения по отдельным мероприятиям и предположениям правления.
Ревизионная комиссия может приглашать для осуществления своих задач сведущих лиц.
Члены ревизионной комиссии несут дисциплинарную и уголовную ответственность за неправильные действия и упущения при исполнении своих обязанностей, в частности, при даче заключений по отчетам и балансам.
VI. Амортизация, резервный капитал,
распределение прибыли
44. В каждом тресте ежегодно производится амортизация имущества, входящего в его основной капитал, путем определенного в уставе треста процентного отчисления с первоначальной стоимости этого имущества в капитал погашения имущества, согласно особой инструкции Высшего Совета Народного Хозяйства.
45. Вся прибыль треста вносится в доход казны, за исключением отчисления не менее двадцати процентов в резервный капитал треста, пока последний не достигнет половины уставного капитала, и отчислений на выдачу тантьем членам правления и наградных рабочим и служащим.
Размер отчислений в резервный капитал, а также размер тантьем и наградных определяется ежегодно постановлением Высшего Совета Народного Хозяйства; размер же доли прибыли, которая подлежит обязательному внесению в доход казны, определяется Высшим Советом Народного Хозяйства по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов.
46. Резервный капитал служит как для покрытия убытков, так и для расширения предприятий.
По достижении резервным капиталом половины уставного капитала. Высший Совет Народного Хозяйства может в порядке изменения устава возбудить вопрос о соответствующем увеличении уставного капитала путем перечисления в него части резервного капитала.
VII. Налоги, цены, занаряживание
47. Тресты облагаются всеми видами налогов, в том числе и подоходным, наравне с частными предприятиями, поскольку иное не установлено в законе.
48. Все тресты обязаны состоять членами биржи и регистрировать на бирже свои оптовые сделки. Продукция трестов реализуется по ценам, назначаемым по соглашению с покупщиком. Обязательные для трестов отпускные цены на товары, предназначенные для свободной продажи, могут быть устанавливаемы в необходимых случаях лишь постановлениями Высшего Совета Народного Хозяйства или Совета Труда и Обороны.
49. Допускается занаряживание постановлениями Совета Труда и Обороны через Высший Совет Народного Хозяйства продукции треста по ценам ниже рыночных, но не ниже себестоимости, с начислением средней прибыли.
Занаряживание производится путем обязания трестов заключить соответствующий договор с государственным органом, в интересах которого дан наряд, причем в случае невыполнения государственным органом денежных обязательств по такому договору ответственной является государственная казна в целом.
В случае, если тресту, отпускающему свою продукцию в порядке занаряживания, не будет произведен какой-либо платеж в один из установленных по данному договору сроков, то тресту предоставляется право отказаться от дальнейшей поставки и взыскать свои убытки на общем основании.
Примечание 1. Поскольку сделки совершаются между трестами и государственными учреждениями, занаряживание может происходить лишь в пределах бюджетных назначений.
Примечание 2. Одновременно с занаряживанием платеж может быть особым постановлением Совета Труда и Обороны отсрочен, но не далее конца операционного года, когда и производится окончательный расчет треста с казной.
50. При покупках и продажах тресты обязаны при прочих равных условиях оказывать преимущество государственным органам и кооперативным объединениям, выступившим в качестве контрагентов.
VIII. Ликвидация
51. Трест обращается к ликвидации по постановлению Высшего Совета Народного Хозяйства, утверждаемому Советом Труда и Обороны, в случаях:
а) уменьшения уставного капитала на две трети, если не будет признано необходимым пополнение капитала из других источников или соответствующее уменьшение уставного капитала с соблюдением ст. 14;
б) недостаточности оборотных средств треста для покрытия долгов, предъявленных ко взысканию;
в) признания нецелесообразности дальнейшего существования данного треста.
52. Ликвидация производится назначаемой Высшим Советом Народного Хозяйства ликвидационной комиссией, с участием представителя соответствующего профессионального союза и Народного Комиссариата Финансов в срок, определяемый Высшим Советом Народного Хозяйства, но не долее одного года.
Постановления о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии публикуются в установленном порядке.
Оставшееся по ликвидации имущество поступает в распоряжение Высшего Совета Народного Хозяйства и на учет Народного Комиссариата Финансов.
Примечание. Если при ликвидации треста по п. "б" ст. 51 Высший Совет Народного Хозяйства не берет на себя удовлетворение кредиторов ликвидируемого предприятия, то по просьбе кредиторов губернский суд по месту нахождения правления, может назначить в состав ликвидационной комиссии представителя их интересов.
IX. О введении в действие настоящего декрета
53. Настоящий декрет вводится в действие со дня его опубликования и распространяется на все существующие промышленные объединения и отдельные предприятия, управляемые на основе Постановления Совета Труда и Обороны от 12 августа 1921 года об основных положениях о мерах к восстановлению крупной промышленности и поднятию и развитию производства (Собр. Узак., 1921, N 63, ст. 462) и состоящие в непосредственном ведении Высшего Совета Народного Хозяйства и народных комиссариатов, с момента утверждения их устава указанным в данном законе порядком.
Примечание 1. Все существующие объединения - тресты должны быть не позднее четырехмесячного срока со дня опубликования сего постановления зарегистрированы, а действующие положения о них должны быть заменены уставами, согласованными с постановлениями настоящего декрета, и утверждены вышеуказанным порядком (ст. ст. 8 - 14). Высший Совет Народного Хозяйства может в отдельных случаях особым постановлением удлинять указанный срок еще на два месяца.
В случае необходимости отсрочки, таковая может быть предоставлена на дополнительный срок, не более полугода, особым постановлением Совета Труда и Обороны. Для отдельных трестов по специальному ходатайству Высшего Совета Народного Хозяйства может быть особым постановлением Совета Труда и Обороны заранее установлен более длительный, чем четыре месяца, срок их регистрации. Срок этот, однако, не может превышать одного года со дня опубликования этого декрета.
Примечание 2. До утверждения уставов существующие объединения действуют на основании существующих о них положений.
54. Высшему Совету Народного Хозяйства поручается внести в Совет Народных Комиссаров в месячный срок законопроект о распространении настоящего декрета со внесением в него необходимых изменений на предприятия, находящиеся в управлении местных органов.
55. Декрет распространяется на всю территорию Р.С.Ф.С.Р. и всех союзных с ней республик.
Председатель
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
М.КАЛИНИН
Заместитель Председателя
Совета Народных Комиссаров
Л.КАМЕНЕВ
Секретарь
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
Т.САПРОНОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Наркомфина РСФСР от 06.04.1923 ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДЕКРЕТА О МЕРАХ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОСТУПЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ В КАЗНУ  »
Документы СССР »
Читайте также