ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета конституционного надзора СССР от 14.09.1990 n 2-3 О НЕСООТВЕТСТВИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА, ПОЛОЖЕНИЯМ КОНСТИТУЦИИ СССР И ЗАКОНОВ СССР


КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 14 сентября 1990 г. N 2-3
О НЕСООТВЕТСТВИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ОСНОВ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР
И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,
ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ
НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА, ПОЛОЖЕНИЯМ
КОНСТИТУЦИИ СССР И ЗАКОНОВ СССР
Комитет конституционного надзора СССР, рассмотрев вопрос о соответствии Конституции СССР и законам СССР нормативных положений о последствиях продажи покупателям товаров ненадлежащего качества, установил, что ряд этих положений находится в противоречии с принципом полноты социально - экономических прав граждан, закрепленным в статье 39 Конституции СССР, и принципом равенства сторон в имущественных отношениях, вытекающим из статьи 2 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.
Согласно части второй статьи 41 Основ гражданского законодательства покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, если ее недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать либо замены вещи, определенной в договоре родовыми признаками, вещью надлежащего качества, либо соразмерного уменьшения покупной цены, либо безвозмездного устранения недостатков вещи продавцом или возмещения расходов покупателя на их исправление, либо расторжения договора с возмещением покупателю убытков. Таким образом, в силу прямого предписания Основ покупатель вправе по своему усмотрению избрать любой из указанных способов защиты нарушенных прав и не может быть в своем выборе ограничен какими-либо другими правовыми предписаниями.
В противоречии с этими общими положениями о последствиях продажи вещей ненадлежащего качества часть третья статьи 41 Основ гражданского законодательства предусматривает, что порядок осуществления покупателем своих прав в случае продажи ему в розничном торговом предприятии вещей ненадлежащего качества определяется законодательством Союза ССР и союзных республик и по существу допускает ограничение в подзаконных актах прав покупателей при продаже им вещей ненадлежащего качества в государственной и кооперативной розничной торговой сети.
На снижение уровня правовой защищенности покупателей, закрепленного в части второй статьи 41 Основ гражданского законодательства, направлено также и положение части второй статьи 42 Основ, предусматривающей, что в случае продажи через розничную торговую сеть вещи с недостатками, на которую установлены гарантийные сроки, продавец обязан лишь обеспечить безвозмездное устранение недостатков вещи, либо заменить ее вещью надлежащего качества, либо принять ее обратно с возвратом покупателю уплаченной за нее суммы. Тем самым существенно ограничен круг требований, которые согласно статье 41 Основ покупатель вправе предъявить продавцу, право выбора одного из этих требований закреплено не за покупателем, а за продавцом, и покупатель поставлен в неравное положение по отношению к розничной торговой организации.
Положения, содержащиеся в части третьей статьи 41 и части второй статьи 42 Основ гражданского законодательства, были использованы рядом министерств, государственных комитетов и ведомств как основание для издания правил обмена товаров, купленных в розничной торговой сети государственной и кооперативной торговли, которые либо прямо ограничивают возможность выбора покупателем одного из указанных в законе требований к розничной торговой организации, продавшей вещь ненадлежащего качества, либо устанавливают дополнительные, не предусмотренные законом условия предъявления таких требований. К числу положений, не основанных на законе, относятся, в частности, содержащиеся в этих нормативных актах правила:
ставящие право покупателя на обмен приобретенных в розничной торговой сети промышленных товаров, имеющих гарантийные сроки, в зависимость от предварительного обращения его к предприятию - изготовителю или в мастерскую гарантийного ремонта;
предоставляющие покупателю право на обмен вещей ненадлежащего качества только при условии невозможности повторного ремонта вещи;
запрещающие обмен отдельных товаров ненадлежащего качества либо ставящие возможность обмена в зависимость от характера обнаруженных дефектов;
связывающие удовлетворение продавцом требований покупателя о проведении ремонта вещи ненадлежащего качества с техническими условиями и сроками такого ремонта, местонахождением изготовителя и другими условиями.
Министерства, государственные комитеты и ведомства СССР вводили указанные ограничения прав покупателей, не имея на это никаких полномочий. Правила обмена товаров были изданы государственными органами управления Союза ССР по поручениям Совета Министров СССР 31 октября 1981 года, то есть в период действия статьи 41 Основ гражданского законодательства в редакции, допускавшей определение порядка осуществления этих прав только законодательством союзных республик.
Исходя из необходимости устранения из действующего законодательства правовых норм, направленных на снижение уровня правовой защищенности граждан в сфере экономического оборота по сравнению с тем уровнем, который закреплен Конституцией СССР и Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик,
и руководствуясь статьями 12 и 18 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР",
Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению:
1. Часть третья статьи 41 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и положения части второй статьи 42 этих Основ, предусматривающие, что в случаях продажи через розничную торговую сеть вещи с недостатками, на которую установлены гарантийные сроки, продавец обязан лишь обеспечить безвозмездное устранение недостатков вещи, либо заменить ее вещью надлежащего качества, либо принять ее обратно с возвратом покупателю уплаченной за нее суммы, не соответствуют Конституции СССР.
2. Исходить из того, что Генеральный прокурор СССР в соответствии с Законом СССР "О прокуратуре СССР" принесет протест на следующие противоречащие Конституции СССР и законам СССР ведомственные акты и отдельные положения актов:
Типовые правила обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети государственной и кооперативной торговли. - Утверждены Приказом Министерства торговли СССР и Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 1 февраля 1974 г. N 19/19;
Типовые правила обмена импортной мебели, купленной в магазинах государственной и кооперативной торговли. - Утверждены Приказом Министерства торговли СССР от 5 июля 1976 г. N 113;
пункт 26 Правил продажи населению легковых автомобилей и мотоциклов с колясками. - Утверждены Приказом Министерства торговли СССР от 22 декабря 1977 г. N 256;
Типовые правила обмена обуви отечественного производства и импортной, купленной в магазинах государственной и кооперативной торговли. - Утверждены Приказом Министерства торговли СССР от 31 августа 1979 г. N 213;
другие ведомственные нормативные акты либо их отдельные положения, ограничивающие права покупателей по сравнению с правами, предоставленными покупателям частью второй статьи 41 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.
3. Считать необходимым приведение правовых норм, определяющих последствия продажи товаров ненадлежащего качества, в соответствие с Конституцией СССР и общими началами правового регулирования имущественных отношений в процессе обновления гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.
Председатель Комитета
конституционного надзора СССР
С.АЛЕКСЕЕВ

ПИСЬМО Госстроя СССР от 06.09.1990 n 14-Д ОБ ИНДЕКСАХ ИЗМЕНЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ И ПРОЧИХ РАБОТ И ЗАТРАТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (вместе с приложением к ПИСЬМУ Минавтодора РСФСР от 13.09.1990 n НА-4/230, приложением к ПИСЬМУ Минавтодора РСФСР от 10.09.1990 n НА-4/226)  »
Документы СССР »
Читайте также