УКАЗАНИЕ МГА СССР от 07.08.1990 n 369/у О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РЕКОМЕНДОВАННЫХ НОРМАТИВОВ РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ


МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР
УКАЗАНИЕ
от 7 августа 1990 г. N 369/у
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РЕКОМЕНДОВАННЫХ НОРМАТИВОВ
РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Режим труда и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации регулируется Положением о рабочем времени и времени отдыха работников гражданской авиации, которое в настоящее время не соответствует требованиям.
В соответствии со статьями 6 и 14, пунктами 4 и 2, Закона "О государственном предприятии (объединении) в СССР" предприятие само устанавливает режим рабочего времени и времени отдыха, вводит гибкие графики и утверждает правила внутреннего трудового распорядка.
По заданию МГА ГосНИИ ГА разработало научно обоснованные Рекомендуемые нормативы режима труда и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые обсуждались в управлениях, производственных объединениях и на расширенном заседании коллегии МГА.
Предлагаю:
1. При установлении режима рабочего временя и времени отдыха работников предприятия (объединения) учитывать Рекомендуемые нормативы режима труда и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (Приложение).
2. Положение МГА от 04.02.80 N 2/И считать утратившим силу.
Министр
Б.Е.ПАНЮКОВ



Приложение
к указанию Министра ГА
от 7 августа 1990 г. N 369/у
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМАТИВЫ
ПО РЕЖИМАМ ТРУДА И ОТДЫХА ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
1. Определения
1.1. Рабочее время экипажа ВС - это часть времени, определенные дни и часы, согласно распорядку, графику или специальному распоряжению, когда экипаж выполняет порученную ему профессиональную деятельность и иные трудовые обязанности.
1.2. Норма общего рабочего времени экипажа ВС за сутки или любой непрерывный 24-часовой период - это допустимое время при планировании работы экипажа, в течение которого сохраняется необходимый уровень психофизиологических функций для выполнения надежной профессиональной деятельности.
1.3. Норма полетного времени (времени полета(ов), согласно НПП ГА) за сутки или любой непрерывный 24-часовой период - это часть общего рабочего времени экипажа, занятого выполнением полетов, при соблюдении которого сохраняется необходимый уровень психофизиологических функций человека для выполнения надежной профессиональной деятельности.
1.4. Норма полетного времени экипажа ВС за неделю (любые 7 последовательных дней), месяц (любые 28 - 31 последовательных дней), год (любые 365 последовательных дней) - это установленная сумма полетного времени экипажа за конкретный период, которая сохраняет надежный уровень профессиональной деятельности.
1.5. Время отдыха - это непрерывный отрезок времени: часы, дни, когда экипаж освобожден от исполнения любых производственных обязанностей.
1.6. Время предполетного отдыха - это непрерывный отрезок времени (часы, дни отдыха), который предоставляется администрацией, а экипажем должен соблюдаться с обязательным 8-часовым сном перед планируемым полетом с целью обеспечения необходимого уровня психофизиологических функций и надежной профессиональной деятельности в интересах безопасности предстоящего полета.
1.7. Время послеполетного отдыха - это непрерывный отрезок времени: часы, дни по установленному графику, распорядку или специальному распоряжению, который должен предоставляться экипажу сразу после завершения полетного задания для восстановления психофизиологических функций организма с целью профилактики развития переутомления и заболеваний в интересах охраны здоровья и обеспечения безопасности в последующих полетах.
1.8. Отдых во время полета - это период длительностью от 15 минут до 2-х часов, который предоставляется члену экипажа в "сверхнормативных полетах" для проведения реабилитационных мероприятий по поддержанию необходимого уровня психофизиологических функций и надежности профессиональной деятельности в интересах обеспечения безопасности длительного полета и охраны здоровья.
1.9. Время эстафеты - это непрерывный отрезок времени необходимой продолжительности, когда согласно графику, распорядку, специальному распоряжению экипаж находится в требуемом условиями производства месте, в отрыве от базового аэропорта, для смены другого экипажа с целью продолжения полетов (рейсов).
1.10. Время дежурств в качестве резервного экипажа - это непрерывный отрезок времени, в течение которого экипаж согласно графику, распорядку или специальному распоряжению находится в требуемом условиями производства месте (гостинице, профилактории или других приспособленных для отдыха местах с обеспечением необходимыми условиями для сна), при постоянной готовности к выполнению профессиональной деятельности с целью своевременной замены, при необходимости, другого экипажа.
1.11. Усиленный экипаж - экипаж, в котором каждый его член, в том числе КВС, может быть временно подменен дополнительным членом экипажа без ущерба безопасности полета для проведения реабилитационных мероприятий по поддержанию уровня психофизиологических функций и надежной профессиональной деятельности.
1.12. Сверхнормативный полет (или рейс) - это полет (или серия полетов) с длительностью общего рабочего времени более установленных норм, который из условий производственной необходимости планируется руководителями авиаподразделений при дополнительных мероприятиях <*> по поддержанию должного уровня работоспособности и здоровья экипажа.
------------------------------------
<*> К дополнительным мероприятиям обеспечения безопасности сверхнормативного полета относятся:
- повышенный уровень организации наземного обеспечения полета;
- создание оптимального расписания полетов согласно рекомендациям таблицы 2 и пункта 3.6.4 "а";
- усиление экипажа с целью предоставления регламентированных пауз для отдыха в полете (от 15 мин. до 2-х часов);
- другие меры с учетом конкретных условий трассы;
- ограничение числа таких полетов для одного экипажа в неделю, месяц.
2. Общие положения
В соответствии со ст. 106 "Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде" настоящие нормативы и рекомендации призваны регулировать режим труда и отдыха экипажей в дни полетов или в периоды, имеющие отношение к предстоящим полетам: время дежурств в качестве резервного экипажа, время эстафеты, пред- и послеполетного отдыха и другие периоды времени, характерные только для членов экипажей воздушных судов.
В данном разделе (2) приведены те положения, которые являются едиными для экипажей всех типов ВС независимо от вида деятельности.
Общее рабочее время экипажей воздушных судов слагается из полетного времени и времени работы на земле.
2.1. В рабочее время экипажей на земле включается:
а) время предполетной подготовки;
б) время послеполетной работы, включая время смены экипажа;
в) время стоянок в промежуточных аэропортах по расписанию;
г) время ожидания вылета в базовом и промежуточном (запасном) аэропортах в случаях задержки рейсов по различным причинам;
д) время нахождения экипажей на различного вида дежурствах (в качестве резерва или других дежурств), которое должно учитываться полностью;
е) время эстафеты экипажей в промежуточных аэропортах, исчисляемое со времени окончания послеполетной работы до начала предполетной подготовки из расчета 8 часов за каждые 24 часа (одна треть времени эстафеты);
ж) время работы в подразделении: предварительная подготовка к полетам, разборы полетов, работа на тренажерах, профессиональная учеба, прохождение медицинских осмотров, ВЛЭК и другое время, затраченное на выполнение профессиональных или других видов работ по распоряжению администрации;
з) время регламентированных перерывов для отдыха, предоставляемое между полетами на земле для восстановления работоспособности, продолжительность которого устанавливается в зависимости от вида выполняемых работ в народном хозяйстве, как правило, не более 1 часа.
В общее рабочее время экипажей должны быть учтены все виды работ, в том числе и те, которые специфичны только для данного авиаподразделения (например: прохождение таможенного контроля, время перелетов экипажей в качестве пассажиров для замены основного экипажа, время специальной подготовки ВС к выполнению работ по ПАНХ: загрузка препаратами, подготовка груза к транспортированию на внешней подвеске, заправка ГСМ и др.).
2.2. К полетному времени относится: время работы экипажа в кабине ВС, исчисляемое с момента запуска двигателей перед взлетом до момента выключения двигателей после посадки.
Время отдыха в сверхнормативном полете, предоставляемое члену экипажа для поддержания надежного уровня профессиональной деятельности, учитывается полетным временем.
2.3. В соответствии с трудовым законодательством учет рабочего времени может быть поденным и суммированным. При поденном учете подсчитывается рабочее время в течение каждого дня. Эта система применяется при наличии точно установленного нормального рабочего времени, имеющего одинаковую ежедневную продолжительность. Продолжительность рабочего времени экипажей в дни полетов, как правило, неодинаковая.
Предлагается:
а) ввести суммированный учет рабочего времени экипажей транспортных воздушных судов за месяц; при применении авиации в сельском и лесном хозяйстве - за год;
б) в дни полетов установить предельные нормы общего рабочего времени за 24-часовой период, исчисляемый с момента явки экипажа на работу по плану. Предельной нормой общего рабочего времени за 24-часовой период установить 10 часов днем и 8 часов ночью по базовому времени (биологический день и биологическая ночь) экипажа;
в) общее рабочее время, полетное время сверх установленных предельных норм (см. табл. 1, 4, 5) за сутки, месяц, год считать сверхнормативным (в правовом отношении - сверхурочным) <*>;
г) выходной день при суммированном учете рабочего времени должен предоставляться не реже одного раза за 7 непрерывных дней;
д) минимальное время отдыха за сутки должно быть на менее величин, указанных в табл. 3, если не оговорено иначе.
------------------------------------
<*> Данное положение основывается на том, что физиологическая цена работы члена экипажа с каждым часом сверх установленных норм существенно возрастает.
2.4. Полеты должны выполняться при обязательном соблюдении предполетного и послеполетного отдыха, организованного согласно требованиям, изложенным в п. 2.12.
2.5. Время дежурств в качестве резервного экипажа (или при других видах дежурств) не должно превышать 12 часов, при этом экипаж может выполнять любое полетное задание соответственно регламентам, изложенным в разделах 3 и 4, если ему были предоставлены условия для отдыха согласно пункту 2.12; учет рабочего времени проводить по фактически отработанному времени, при этом время дежурства в резерве к сверхнормативному (сверхурочному) не относится (работа с правом сна).
2.6. Время в пути на работу (с работы) в базовом аэропорту рабочим временем и временем отдыха не считается.
2.7. При выполнении полетов на различных типах воздушных судов, а также при различных видах работ годовые нормы полетного времени необходимо определять пропорционально полетному времени на соответствующем типе воздушного судна или видах работ.
2.8. Планирование времени работы и времени отдыха экипажей воздушных судов следует производить по времени аэропорта постоянного базирования. Распределение летной нагрузки экипажа производить равномерно на протяжении недели, месяца, года, если не оговорено иначе. При командировании экипажа в другой аэропорт или район работ со сдвигом часовых поясов для выполнения полетов с новой базы сроком до 1 месяца и более происходит постепенная перестройка суточных биологических ритмов организма применительно к новым условиям; при сдвиге 5 и более часовых поясов начало полетов с новой базы производить не ранее 3 суток. Биологическую ночь и день экипажа в таких случаях необходимо определять по времени нового места базирования.
2.9. Не рекомендуется:
- отвлекать членов экипажа от сна во время предполетного и послеполетного отдыха, во время дежурств в качестве резерва для выполнения общественных и других видов работ, не связанных с прямыми обязанностями по выполнению конкретного профессионального задания;
- проводить разборы, экзамены в предполетные часы;
- совмещать время послеполетного отдыха с выходным днем;
- планировать работу экипажей две ночи подряд.
2.10. Отпуска летному составу предоставлять не менее двух раз в год.
2.11. Профессиональная работоспособность и утомление экипажей ВС.
Профессиональная работоспособность экипажей (уровень и устойчивость) в значительной мере зависит от следующих основных факторов:
- качества обучения, уровня приобретенных профессиональных навыков, стажа работы;
- физической выносливости и возраста члена экипажа;
- времени выполнения полетов - днем или ночью;
- длительности непрерывной работы или непрерывного бодрствования;
- качества и достаточности предполетного отдыха;
- эмоционального состояния и здоровья перед вылетом;
- психологической совместимости членов экипажа;
- уровня организации наземных работ по обеспечению полетов;
- среды обитания экипажа в кабине ВС;
- географии выполняемых полетов;
- образа жизни, бытовых условий и др.
Утомление экипажа является одним из существенных факторов риска развития ошибочных действий в полете.
Представленные в разделах 3 и 4 нормы общего рабочего и полетного времени экипажей являются предельными, нормативы отдыха - минимально допустимыми. Оптимальные нормы общего рабочего и полетного времени каждого индивидуума могут быть ниже: у молодых специалистов по мере усвоения профессиональных навыков, на период внедрения в эксплуатацию новых типов ВС, после перенесенных острых и обострений хронических заболеваний, с возрастом и др.
Оптимальное потребное время предполетного и послеполетного отдыха может совпадать или быть больше представленных в п. 3.15 минимальных обязательных норм. В соответствии с трудовым законодательством длительность времени работы в часах ко времени отдыха находится в соотношении 1:2. Однако конкретные условия выполнения полетов требуют в ряде случаев уточнения длительности предполетного и послеполетного периода исходя из конкретных задач и условий на земле. Например, при выполнении регулярных длительных трансмеридианных или трансширотных полетов необходимо увеличение времени предполетного и послеполетного отдыха на базе выше установленных законодательных норм; при этом сокращение общего рабочего времени за 7 последовательных дней недоработкой не является.
2.11.1. В целях профилактики утомления экипажей и предупреждения ошибочных действий рекомендуется:
а) при планировании работы экипажей учитывать период бодрствования членов экипажей, на фоне которого выполняется полет. Период бодрствования исчисляется с момента пробуждения в день полета до отхода ко сну (засыпания) после полета; в норме не должен превышать 16 - 18 часов;
б) при ранних вылетах и поздних прилетах, а также отдаленных местах жительства члена экипажа - предоставлять место отдыха в профилактории (гостинице) аэропорта;
в) доставку членов экипажа в дни полетов в аэропорт и с работы домой производить автотранспортом предприятия; при этом время ожидания автотранспорта сводить до минимума.
2.12. Условия отдыха экипажей в промежуточных аэропортах (гостиницах, профилакториях) организовывать в соответствии со следующими требованиями:
- предоставление экипажу 1 - 2-местных номеров <*>;
- обеспечение номеров современной мебелью;
- обеспечение номеров плотными светозащитными шторами на окнах, качественными постельными принадлежностями: обязательно пододеяльниками, банными полотенцами, а также полотенцами для рук, ног, и частая их замена;
- исключение производственного и бытового шума;
- проведение ежедневной дезинфекции туалетов и других мест общего пользования: душевых и др.;
- усилить контроль за ассортиментом и качеством питания; работа пищевых объектов - по режиму и времени работы экипажей;
- создание температурного комфорта: +20 - +26 град. C.
------------------------------------
<*> При проектировании и строительстве профилакториев и гостиниц для отдыха экипажей предусматривать только одноместные комфортабельные номера.
Аналогичные условия отдыха необходимо организовать во время работы экипажей воздушных судов при вахтовом методе организации труда <*>, для чего изложенные требования к условиям отдыха рекомендуется предъявить заказчикам при заключении договоров на выполнение авиационных работ.
------------------------------------
<*> Вахтовый метод - это особая форма организации работ вне места постоянного жительства при условии, когда не может быть обеспечено ежедневное возвращение работников к месту постоянного проживания.
Для экипажей трансмеридианных авиалиний, отдыхающих в условиях сдвига часовых поясов, рекомендуется отвести специальное место (этаж) с ограничением доступа работающего персонала гостиницы (профилактория) и других лиц.
2.13. Доставку экипажа из АДП в профилакторий, на самолет и обратно производить автотранспортом авиапредприятия.
2.14. Доставка экипажа к месту базирования при вахтовом методе организации труда обеспечивается авиапредприятием.
2.15. Рабочее время и время отдыха членов экипажа в свободные от полетов, дежурств, предполетного и послеполетного отдыха дни регламентируется на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде.
3. Нормативы и рекомендации по режимам труда
и отдыха экипажей воздушных судов транспортной авиации
3.1. В дни полетов предельные нормы общего рабочего времени за 24-часовой непрерывный период (сутки), исчисляемый с момента явки экипажа на работу по плану, установить дифференцированно:
а) для дневного времени по базе - 10 часов;
б) для ночного времени по базе - 8 часов.
3.2. Общее рабочее время экипажа за месяц не должно быть более величин, установленных КЗоТом.
3.3. На основании комплексных научных физиолого-гигиенических и социологических исследований установлены следующие предельные нормы полетного времени для экипажей транспортных самолетов гражданской авиации: см. таблицу 1.
Таблица 1
ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОЛЕТНОГО ВРЕМЕНИ
ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ ВС ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ
---------------------------------------T-------------------------¬
¦ Тип самолетов ¦ Полетное время, час. ¦
¦ +--------------T-----T----+
¦ ¦ сутки ¦месяц¦год ¦
¦ +--------------+ ¦ ¦
¦ ¦ время ¦ ¦ ¦
¦ +-------T------+ ¦ ¦
¦ ¦дневное¦ночное¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-------+------+-----+----+
¦Ил-86 ¦ 8 ¦ 6 ¦ 60 ¦ 600¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ил-62, Ту-154, Ту-134, Ил-76, Ил-18, ¦ 8 ¦ 6 ¦ 70 ¦ 700¦
¦Як-40, Як-42, Ан-12, Ан-24, Ан-26 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Л-410УВП <*>, Л-410УВПЭ <*>, Ан-28 <*>¦ 6 ¦ 5 ¦ 60 ¦ 600¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ил-14, Ан-2 ¦ 8 ¦ 6 ¦ 80 ¦ 800¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Як-18, Як-18Т ¦ 6 ¦ 5 ¦ 80 ¦ 800¦
L--------------------------------------+-------+------+-----+-----
------------------------------------
<*> При выполнении беспосадочных полетов длительностью более 2-х часов полетное время за сутки необходимо сокращать на 1 час.
3.4. Планирование рабочего времени экипажа при выполнении полетов с частичным охватом дневного и ночного биологического времени экипажа, когда работа начинается или заканчивается в период с 0 до 5 часов, необходимо производить согласно п. 3.1 "б" по нормам для биологически ночного времени; учет необходимо производить по фактически затраченному времени.
3.5. Общее рабочее, в том числе и полетное время экипажа, сверх установленных в п. 3.1 - 3.4 предельных норм в дальнейшем следует считать сверхнормативным.
3.6. Регламентация режимов труда и отдыха экипажей при выполнении длительных трансмеридианных полетов.
3.6.1. Частое выполнение длительных трансмеридианных беспосадочных полетов (или рейсов с посадками), состояния, которые возникают в работе экипажей при длительном их командировании (до 1 месяца и более) в условиях новой базы со сдвигом 5 и более часовых поясов, существенное расширение географии полетов выдвигает необходимость введения следующих правовых понятий:
- биологический день экипажа;
- биологическая ночь экипажа;
- астрономическое дневное (светлое) время по трассе полета;
- астрономическое ночное (темное) время по трассе полета;
- полеты в сумерках.
3.6.2. С медико-биологической точки зрения наиболее сложным является пилотирование в следующих условиях (по убывающей тяжести):
- пилотирование биологической ночью в астрономически темное время по трассе полета;
- пилотирование биологической ночью в астрономически светлое время по трассе полета;
- пилотирование в сумерках;
- пилотирование в биологически дневное время в астрономически темное время по трассе полета;
- пилотирование в биологически дневное время в астрономически светлое время по трассе полета.
3.6.3. Биологический день и ночь экипажа применительно к КЗоТу соответствуют часовому поясу постоянного места жительства: ночью считать период с 22.00 час. до 6.00 час.; днем - период с 6.00 до 22.00 часов; определение астрономически дневного (светлого) и ночного (темного) времени по трассе полета, а также времени сумерек регулируется НПП ГА, НШС ГА.
3.6.4. Частая смена часовых поясов без адаптации режимов труда и отдыха экипажа (расписания полетов и условий отдыха и питания на эстафете в промежуточном аэропорту) к базовому времени, а также частая работа в биологически ночное время может привести к развитию десинхронозов.
В целях профилактики развития десинхронозов и заболеваний у членов экипажей рекомендуется:
а) расписание полетов составлять при активном участии совета трудового коллектива или полномочных представителей летного состава отряда с учетом условий трассы, при этом учитывать работоспособность экипажа в разное время суток (см. табл. 2);
б) при выполнении регулярных частых трансмеридианных полетов и пребывании в условиях сдвига часовых поясов на эстафете экипажу соблюдать распорядок дня по базовому времени;
в) выполнение трансмеридианных перелетов (с базы и обратно) с пересечением 5 и более часовых поясов без адаптации расписания к базовому времени (см. табл. 2) одному экипажу планировать не чаще двух раз в месяц (1 раз в две недели);
г) время нахождения экипажа в промежуточных аэропортах в условиях сдвига часовых поясов и изменения климатических зон сократить до минимума с обязательным полноценным сном перед вылетом не менее 8 часов;
д) ограничить количество полетов в биологически ночное время экипажа - не чаще 3 раз в месяц;
е) при выполнении трансмеридианных полетов по внутрисоюзным авиалиниям произвести перестановку экипажей восточных и западных аэропортов с таким расчетом, чтобы время сна экипажей на базе и в промежуточных аэропортах максимально совпадало с биологическим ночным, а время полета - с дневным базовым временем.
В свете изложенного не рекомендуется специализация авиаподразделений на выполнении только трансмеридианных полетов.
Таблица 2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАСПИСАНИЯ ПОЛЕТОВ
С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ СУТОЧНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ
И РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЭКИПАЖА
-----------------------------------T-----------------------------¬
¦Начало работы в интервале времени ¦ Предельно допустимое общее ¦
¦ (по базе), час. ¦ рабочее время экипажа, час. ¦
+----------------------------------+-----------------------------+
¦ с 5 до 7 ¦ 10 ¦
¦ 7 - 12 ¦ 14 ¦
¦ 12 - 13 ¦ 13 ¦
¦ 13 - 14 ¦ 12 ¦
¦ 14 - 15 ¦ 11 ¦
¦ 15 - 16 ¦ 10 ¦
¦ 16 - 17 ¦ 9 ¦
¦ 17 - 5 ¦ 8 ¦
L----------------------------------+------------------------------
3.7. При включении в расписание рейсов с 2-мя и более посадками допустимое их количество должно определяться СТК летного отряда или полномочных его представителей с учетом конкретных задач и условий трассы и необходимых мер по обеспечению безопасности полетов. Рекомендуется ограничить количество посадок, особенно в период с 1 до 6 часов.
3.8. В подразделениях, эксплуатирующих самолеты транспортной авиации в наиболее интенсивные периоды производственных нагрузок, с согласия работника и по заключению врача летного отряда полетное время за месяц может быть увеличено на 25% сверх установленных в табл. 1 норм на срок не более трех месяцев в году. Полетное время выше установленных норм считать сверхнормативным.
3.9. В случаях задержки рейса в промежуточном (запасном) аэропорту дальнейшее продолжение рейса допускается, если общее непрерывное рабочее время экипажа будет составлять не более 14 часов. Если для завершения рейса потребуется более 14 часов общего непрерывного рабочего времени, то продолжение рейса возможно после отдыха (при этом сон должен быть не менее 8 часов).
3.10. В случаях задержек рейсов в базовом аэропорту, если экипажу были предоставлены нормальные условия для отдыха (см. п. 2.12), предоставить право командиру воздушного судна с согласия членов экипажа принимать решение о выполнении задержанного планового полета (рейса) с общим рабочим временем до 14 часов.
3.11. Для обеспечения безопасности длительных (сверх установленных норм) полетов рекомендуется изменить технологию работы экипажей, предусмотрев:
- максимальное сокращение времени работы на земле (подготовку необходимых документов к вылету возложить на других компетентных специалистов);
- обеспечение полной взаимозаменяемости членов экипажа (усовершенствование профессиональной подготовки и пересмотр системы обучения);
- предоставить перерывы для отдыха на борту ВС каждому члену экипажа в специально отведенном изолированном от пассажиров месте со спальными принадлежностями для поддержания должного уровня работоспособности, которые должны учитываться как полетное время.
При сохранении существующей технологии работы экипажей полеты длительностью более установленных в настоящем разделе норм рекомендуется осуществлять усиленным экипажем или двумя экипажами, при этом обоим экипажам полетное время необходимо учитывать полностью.
3.12. Изложенные в разделе 3 нормы общего рабочего и полетного времени, продолжительность и требования к условиям отдыха и планированию работы распространяются и на экипажи воздушных судов при проведении испытательных полетов.
3.13. Для бортпроводников норма полетного и общего рабочего времени за сутки устанавливается аналогично с летным составом, на них распространяются все изложенные в данном разделе требования к условиям отдыха. Нормы полетного времени за месяц и год устанавливаются дифференцированно: для женщин-бортпроводниц 70 часов в месяц и 700 часов в год, для мужчин-бортпроводников 80 часов в месяц и 800 часов в год для всех типов ВС.
3.14. Женщины - члены экипажей и бортпроводники с момента установления беременности к полетам не допускаются.
3.15. Минимальная длительность предполетного и послеполетного отдыха экипажей.
Длительность времени отдыха после работы в соответствии с трудовым законодательством должна равняться двойной продолжительности предшествующей отдыху работы. Однако в наиболее интенсивные периоды работы авиаподразделений, как правило, имеет место резкое сокращение времени отдыха экипажей за сутки, неделю, месяц.
В интересах обеспечения безопасности полетов следует установить обязательное соблюдение минимальных периодов времени предполетного и послеполетного отдыха: см. табл. 3.
Таблица 3
МИНИМАЛЬНАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ ПРЕДПОЛЕТНОГО
И ПОСЛЕПОЛЕТНОГО ОТДЫХА ЭКИПАЖЕЙ <*>
------------------------------------
<*> Без времени в пути.
--------T----------------------T---------T-----------------------¬
¦Время ¦ Длительность общего ¦Работа в ¦ Длительность ¦
¦предпо-¦ рабочего времени (в ¦интервале¦ послеполетного отдыха ¦
¦летного¦ том числе полетное ¦ времени +-------T---------------+
¦отдыха ¦ время) ¦(по базе)¦на базе¦в промежуточном¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аэропорту ¦
+-------+----------------------+---------+-------+---------------+
¦ 12 ¦до 10 ¦с 6 до 24¦12 ¦12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 24 ¦до 8 ¦с 20 до 7¦24 ¦24 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 24 ¦от 10 до 14 с возвра- ¦с 6 до 24¦24 ¦ ¦
¦ ¦том в базовый аэропорт¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 24 ¦от 10 до 14 после воз-¦с 6 до 24¦24 ¦12 или более 30¦
¦ ¦вращения на базу ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 24 ¦от 8 до 14 ¦с 16 до 8¦24 ¦24 ¦
L-------+----------------------+---------+-------+----------------
При выполнении длительных трансмеридианных полетов с пересечением 6 и более часовых поясов длительность предполетного и послеполетного отдыха в базовом аэропорту - не менее 48 часов.
При выполнении международных длительных полетов через океан время послеполетного отдыха в промежуточном аэропорту - до 48 часов, после возвращения на базу - не менее 72 часов.
Время послеполетного отдыха членов экипажа при перелетах в качестве пассажира для выполнения полетов с другой базы регламентируется согласно нормативам, установленным для основного экипажа, выполняющего рейс.
4. Нормативы и рекомендации по режимам труда
и отдыха экипажей воздушных судов при выполнении
работ в народном хозяйстве
4.1. Для экипажей вертолетов и самолетов.
4.1.1. Предельные нормы полетного времени представлены в таблице 4.
Таблица 4
ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОЛЕТНОГО ВРЕМЕНИ ЭКИПАЖЕЙ ВС
--------------------------------------------T--------------------¬
¦ Тип ВС ¦Полетное время, час.¦
¦ +------T------T------+
¦ ¦сутки ¦месяц ¦ год ¦
+-------------------------------------------+------+------+------+
¦Ми-26Т: для летного состава ¦ 6 ¦ 60 ¦ 600 ¦
¦ для бортоператоров <*> ¦ 3 ¦ 50 ¦ 500 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ми-2, Ка-26 ¦ 6 ¦ 70 ¦ 700 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ми-6, Ми-8, Ми-10К ¦ 7 ¦ 70 ¦ 700 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ка-32 (в составе: пилот, штурман, ¦ ¦ ¦ ¦
¦бортмеханик) ¦ 6 ¦ 70 ¦ 700 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ка-32 (в составе: два пилота, бортмеханик) ¦ 7 ¦ 70 ¦ 700 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ту-134СХ, Ан-30 ¦ 8 ¦ 70 ¦ 700 ¦
L-------------------------------------------+------+------+-------
------------------------------------
<*> Полетное время может быть увеличено до 6 часов с согласия бортоператора при условии обеспечения шумозащитными средствами типа ШЗО.
4.1.2. В случаях использования в народном хозяйстве других типов самолетов, не указанных в табл. 4, необходимо руководствоваться нормативами и рекомендациями, изложенными в табл. 1 раздела 3.
4.1.3. Нормативы полетного времени экипажей вертолетов за месяц и год увеличивать не рекомендуется.
4.1.4. Длительность работы экипажей вертолетов при вахтовом методе организации труда не должна превышать 15 дней в месяц; при этом режим работы устанавливается командиром воздушного судна с учетом мнения и состояния здоровья всех членов экипажа при соблюдении норм общего рабочего, полетного времени и времени отдыха (см. табл. 3).
4.1.5. Для уменьшения влияния шума на организм экипажей вертолетов всех типов рекомендуется в полетах использовать надежные средства защиты от шума.
4.1.6. При выполнении полетов на внешней подвеске с открытой дверью салона из-за высокого риска отравления экипажа выхлопными газами рекомендуется использовать высокоэффективные респираторы.
4.1.7. При вывозке древесины на внешней подвеске норма полетного времени за сутки не должна превышать 5 часов. Длительность одного полета не должна превышать 60 минут независимо от числа рейсов. Между полетами должны устанавливаться перерывы для отдыха до 10 минут. После выполнения двух полетов необходим перерыв продолжительностью не менее одного часа.
4.1.8. Длительность полета при раскатке токоведущих проводов вертолетом на траверсы опор линий электропередачи не должна превышать 60 мин. Между полетами должны устанавливаться перерывы продолжительностью не менее 10 минут.
4.1.9. Длительность полета на вертолете Ми-8 при аэрогравиметрической съемке морских акваторий не должна превышать 90 минут.
Количество зависаний над гравиметрической точкой должно быть не более 11, при этом после выполнения 6 зависаний экипаж должен прекратить съемку и в течение 10 мин. выполнять горизонтальный полет на высоте не менее 100 м, после чего продолжить съемку.
4.1.10. При выполнении полетов по обслуживанию высокоширотных экспедиций, проводке морских судов, разведке льдов и аэрофотосъемке по площадям полетное время за сутки может быть увеличено сверх установленных в табл. 1 норм:
- для экипажей самолетов 4-го класса и вертолетов всех классов - до 10 часов с увеличением общей продолжительности рабочего времени до 12 часов;
- для экипажей самолетов 1 - 3 классов - до 11 часов с общей продолжительностью рабочего времени до 13,5 часов;
- для экипажей самолетов Ан-24, оборудованных радиолокационной аппаратурой типа "Торос" и "Нить", - до 10 часов с общей продолжительностью рабочего времени до 13 часов.
Увеличение полетного времени за сутки сверх установленных норм допускается на срок не более трех месяцев в году. Увеличение норм полетного времени за месяц и год при указанных видах работ запрещается.
4.2. Продолжительность предполетного и послеполетного отдыха в часах при полетах, указанных в п. 4.1.10, должна быть не менее величин, указанных в табл. 3.
4.3. Нормативы и рекомендации по режимам труда и отдыха летного состава экипажей воздушных судов, выполняющих авиационные работы в сельском и лесном хозяйстве.
4.3.1. Для летного и технического состава, занятого выполнением авиационных работ в сельском и лесном хозяйстве вне мест постоянного базирования воздушных судов, устанавливается продолжительность ежедневной работы (смены) до 10 часов. В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 31.05.79 N 1230р и от 23.05.87 N 1158р руководителям управлений, производственных объединений и предприятий ГА по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами и трудовыми коллективами предоставляется право устанавливать суммированный учет рабочего времени за календарный год, при этом рабочее время за неделю не должно превышать 60 часов без увеличения нормы рабочего времени за месяц.
Увеличение продолжительности ежедневной работы до 10 часов в наиболее интенсивные периоды работы компенсируется соответствующим сокращением рабочего времени в другое время года или предоставлением дополнительных дней отдыха из расчета один день отдыха за каждые 7 часов переработки.
Администрация предприятия ГА по согласованию с профсоюзными комитетами и трудовыми коллективами устанавливает летному и техническому составу при суммированном учете рабочего времени за год графики работы с предоставлением не менее одного выходного дня в неделю, а также графики дней отдыха (отгулов). Еженедельный непрерывный отдых должен быть продолжительностью не менее 36 часов при средней продолжительности 42 часа за учетный период.
4.3.2. По решению администрации предприятий ГА и согласованию с профсоюзными комитетами и трудовыми коллективами для летного и технического состава при выполнении авиационных работ в народном хозяйстве продолжительность рабочего времени (смены) может устанавливаться до 12 часов, при этом должна соблюдаться установленная законодательством продолжительность отдыха между рабочими днями (сменами), равная вместе со временем обеденного перерыва не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
4.3.3. Рабочее время летного состава слагается из полетного времени (п. 2.2) и времени работы на земле (п. 2.1).
4.3.4. Для летного состава устанавливаются нормы полетного времени в зависимости от типа ВС и от класса опасности применяемых веществ (табл. 5).
4.3.5. В целях профилактики утомления и ошибочных действий экипажа рекомендуется:
а) на простых участках работ через каждые 1,5 часа полетного времени или после 10 - 12 посадок устанавливать перерывы для отдыха экипажа продолжительностью до 15 минут, которые учитываются как рабочее время; после четырех часов полетного времени или 25 - 30 посадок - перерыв для отдыха длительностью не менее 1 часа, который может быть совмещен с перерывом для приема пищи и не считается рабочим временем;
б) на сложных участках, пересеченных линиями электропередач, в предгорьях и горных условиях в интенсивный период работ сокращать летную нагрузку до 30 минут в первый и пятый дни рабочей недели, увеличив ее в третий и четвертый дни на то же время;
в) устанавливать перерывы для отдыха длительностью 7 - 10 минут независимо от класса опасности применяемых веществ в первой половине дня: для экипажей самолета Ан-2 с двумя пилотами через 60 мин. летной нагрузки, для экипажей самолета Ан-2 с одним пилотом и вертолетов Ми-2 и Ка-26 - через 50 мин.; во второй половине дня рекомендуется установить перерывы той же продолжительности для экипажей самолета Ан-2 через 50 мин., для экипажей вертолетов через 40 мин.;
г) экипажам самолета Ан-2 рекомендуется делать перерыв на отдых длительностью не менее 60 мин. через 2,5 - 3 часа, а экипажам вертолетов через 2 - 2,5 часа летной нагрузки.
4.3.6. При неполной занятости в течение суток и работе с препаратами одного класса опасности летному составу разрешается работа с препаратами разных классов опасности (таблицы 6, 7).
Общее полетное время за сутки не должно превышать установленной суммы полетного времени при работе с препаратами разного класса опасности или биопрепаратами и аэросеве семян.
При выполнении работ со смесевыми препаратами норма полетного времени за сутки определяется по препарату более высокого класса опасности.
4.3.7. Продолжительность полета при выполнении ультрамалообъемного опрыскивания и других работ с нормой расхода препарата до 10 кг (л) на гектар не должна превышать 90 минут.
На самолете Ан-2 количество разворотов в первом полете не должно превышать 20, а в последующих полетах - 30.
Время отдыха после каждого полета должно быть не менее 15 мин.
При выполнении этих работ на вертолетах количество разворотов в одном полете не должно превышать 20. Время отдыха между полетами должно быть не менее 20 мин.
4.3.8. Рекомендуемые режимы труда и отдыха для летного состава при выполнении работ в сельском и лесном хозяйстве не исключают права КВС устанавливать в зависимости от самочувствия и степени утомления членов экипажа перерывы продолжительностью 10 - 20 мин. для восстановления работоспособности, которые должны учитываться в общее рабочее время.
4.3.9. В исключительных случаях при угрозе потери урожая для завершения работ в течение рабочего дня командиру ВС с согласия членов экипажа предоставляется право увеличить продолжительность полетного времени при работе с чрезвычайными и высокоопасными пестицидами на 30 мин., с остальными препаратами на 60 мин. При этом соответствующее летной нагрузке увеличение рабочего времени компенсируется отдыхом в соответствии с п. 4.3.2.
4.3.10. Для летного и технического состава, занятого на авиационных работах в народном хозяйстве, может устанавливаться раздробленный рабочий день - работа утром и работа вечером, с предоставлением удлиненного перерыва более двух часов, включая перерыв на обед.
Перерыв между утренней и вечерней работой в рабочее время не включается.
При раздробленном рабочем дне суммарная продолжительность общего рабочего времени не должна превышать 10 часов. Режим работы устанавливается командиром ВС с учетом мнения и состояния здоровья членов экипажа. Выходные дни определяются графиками, согласованными с заказчиком.
4.3.11. В рабочее время технического состава включается:
- время технического обслуживания;
- время ожидания ВС на аэродроме из первого полета;
- время ожидания длительностью менее одного часа на аэродроме ВС из первого полета, которое засчитывается полностью;
- время ожидания ВС в последующих полетах, которое при наличии условий для отдыха засчитывается в 50-процентном размере;
- время регламентированных перерывов для обогревания в холодный период года;
- время перелетов на другое место базирования;
- время технической учебы, разборов, инструктажей, прохождения медосмотров, занятий по гражданской обороне и др.
4.3.12. Смена летного и технического состава на оперативной точке производится не более чем через полтора месяца, при этом экипажу предоставляется дополнительно оплачиваемый отдых из расчета одни сутки за каждые две отработанные недели.
4.4. Превышение норм полетного времени за сутки, месяц, год при всех видах работ в народном хозяйстве запрещается, кроме случаев, оговоренных в п. 4.2 и 4.3.9.
Таблица 5
ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОЛЕТНОГО ВРЕМЕНИ
ПРИ АВИАЦИОННЫХ РАБОТАХ В СЕЛЬСКОМ И ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
-------------------------------T---------------------------------¬
¦ Класс опасности веществ ¦Норма летного времени в часах за:¦
¦ и тип воздушного судна +-------T--------T-------T--------+
¦ ¦ сутки ¦ неделю ¦ месяц ¦ год ¦
+------------------------------+-------+--------+-------+--------+
¦С чрезвычайно и высокоопасными¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пестицидами (1 - 2 класс) <*>:¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ан-2 ¦ 5 ¦ 30 ¦ 80 ¦ 800 ¦
¦Ан-2 с одним пилотом, Ми-2, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ка-26 ¦ 4 ¦ 24 ¦ 70 ¦ 700 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦С умеренно опасными пестицида-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ми в сочетании их с минераль- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ными удобрениями (3 класс): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ан-2 ¦ 7 ¦ 35 ¦ 80 ¦ 800 ¦
¦Ан-2 с одним пилотом, Ми-2, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ка-26 ¦ 5 ¦ 30 ¦ 70 ¦ 700 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦С минеральными удобрениями и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦малоопасными пестицидами, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦биопрепаратами, аэросеве семян¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(4 класс): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ан-2 ¦ 7 ¦ 35 ¦ 100 ¦ 800 ¦
¦Ан-2 с одним пилотом, Ми-2, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ка-26 ¦ 6 ¦ 35 ¦ 70 ¦ 700 ¦
¦Ан-2 - лесопатрульные полеты ¦ 8 ¦ 30 ¦ 80 ¦ 800 ¦
L------------------------------+-------+--------+-------+---------
------------------------------------
<*> Выполнение полетов на ВС, не оборудованных системой кондиционирования и фильтрации воздуха, запрещается.
Таблица 6
СУТОЧНЫЕ НОРМЫ ПОЛЕТНОГО ВРЕМЕНИ
НА АВИАЦИОННЫХ РАБОТАХ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ РАБОТ С ЧРЕЗВЫЧАЙНО И ВЫСОКООПАСНЫМИ
ПЕСТИЦИДАМИ К РАБОТАМ С УМЕРЕННО, МАЛООПАСНЫМИ,
БИОПРЕПАРАТАМИ, АЭРОСЕВУ И ТРАНСПОРТНЫМ ПОЛЕТАМ
(ПЕРЕЛЕТЫ)
----------T------------------------------------------------------¬
¦Суточный ¦ Тип ВС ¦
¦налет с +---------------------------T-----------T--------------+
¦чрезвы- ¦ Ан-2 (с двумя пилотами) ¦Ан-2 (с од-¦ Ми-2, Ка-26 ¦
¦чайно и ¦ ¦ним пило- ¦ ¦
¦высоко- ¦ ¦том) ¦ ¦
¦опасными +--------------T------------+-----------+--------------+
¦пестици- ¦суточный налет¦суточный на-¦суточный ¦суточный налет¦
¦дами ¦с умеренно, ¦лет на тран-¦налет с ¦с малоопасными¦
¦ ¦малоопасными ¦спортных ра-¦умеренно ¦пестицидами, ¦
¦ ¦пестицидами, ¦ботах (пере-¦опасными ¦мин. удобрени-¦
¦ ¦минеральными ¦леты) ¦пестицидами¦ями, биопрепа-¦
¦ ¦удобрениями, ¦ ¦ ¦ратами, аэро- ¦
¦ ¦биопрепарата- ¦ ¦ ¦севе и на ¦
¦ ¦ми, аэросеве ¦ ¦ ¦транспортных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦работах ¦
+----T----+------T-------+-----T------+-----T-----+-------T------+
¦час.¦мин.¦ час. ¦ мин. ¦ час.¦ мин. ¦ час.¦ мин.¦ час. ¦ мин. ¦
+----+----+------+-------+-----+------+-----+-----+-------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+----T----+------T-------+-----T------+-----T-----+-------T------+
¦ 0 ¦ 20 ¦ 6 ¦ 32 ¦ 7 ¦ 28 ¦ 4 ¦ 35 ¦ 5 ¦ 30 ¦
¦ 0 ¦ 30 ¦ 6 ¦ 18 ¦ 7 ¦ 12 ¦ 4 ¦ 22 ¦ 5 ¦ 15 ¦
¦ 0 ¦ 40 ¦ 6 ¦ 04 ¦ 6 ¦ 56 ¦ 4 ¦ 10 ¦ 5 ¦ 00 ¦
¦ 0 ¦ 50 ¦ 5 ¦ 48 ¦ 6 ¦ 39 ¦ 3 ¦ 57 ¦ 4 ¦ 45 ¦
¦ 1 ¦ 00 ¦ 5 ¦ 36 ¦ 6 ¦ 24 ¦ 3 ¦ 45 ¦ 4 ¦ 30 ¦
¦ 1 ¦ 10 ¦ 5 ¦ 18 ¦ 6 ¦ 08 ¦ 3 ¦ 37 ¦ 4 ¦ 15 ¦
¦ 1 ¦ 20 ¦ 5 ¦ 06 ¦ 5 ¦ 50 ¦ 3 ¦ 20 ¦ 4 ¦ 00 ¦
¦ 1 ¦ 30 ¦ 4 ¦ 54 ¦ 5 ¦ 36 ¦ 3 ¦ 08 ¦ 3 ¦ 45 ¦
¦ 1 ¦ 40 ¦ 4 ¦ 40 ¦ 5 ¦ 20 ¦ 2 ¦ 55 ¦ 3 ¦ 30 ¦
¦ 1 ¦ 50 ¦ 4 ¦ 26 ¦ 5 ¦ 00 ¦ 2 ¦ 43 ¦ 3 ¦ 15 ¦
¦ 2 ¦ 00 ¦ 4 ¦ 12 ¦ 4 ¦ 48 ¦ 2 ¦ 30 ¦ 3 ¦ 00 ¦
¦ 2 ¦ 10 ¦ 3 ¦ 59 ¦ 4 ¦ 30 ¦ 2 ¦ 18 ¦ 2 ¦ 45 ¦
¦ 2 ¦ 20 ¦ 3 ¦ 44 ¦ 4 ¦ 15 ¦ 2 ¦ 05 ¦ 2 ¦ 30 ¦
¦ 2 ¦ 30 ¦ 3 ¦ 30 ¦ 4 ¦ 03 ¦ 1 ¦ 53 ¦ 2 ¦ 15 ¦
¦ 2 ¦ 40 ¦ 3 ¦ 16 ¦ 3 ¦ 44 ¦ 1 ¦ 40 ¦ 2 ¦ 00 ¦
¦ 2 ¦ 50 ¦ 3 ¦ 00 ¦ 3 ¦ 28 ¦ 1 ¦ 28 ¦ 1 ¦ 45 ¦
¦ 3 ¦ 00 ¦ 2 ¦ 48 ¦ 3 ¦ 12 ¦ 1 ¦ 16 ¦ 1 ¦ 30 ¦
¦ 3 ¦ 10 ¦ 2 ¦ 34 ¦ 2 ¦ 55 ¦ 1 ¦ 03 ¦ 1 ¦ 15 ¦
¦ 3 ¦ 20 ¦ 2 ¦ 20 ¦ 2 ¦ 39 ¦ 0 ¦ 50 ¦ 1 ¦ 00 ¦
¦ 3 ¦ 30 ¦ 2 ¦ 06 ¦ 2 ¦ 24 ¦ 0 ¦ 38 ¦ 0 ¦ 45 ¦
¦ 3 ¦ 40 ¦ 1 ¦ 52 ¦ 2 ¦ 08 ¦ 0 ¦ 26 ¦ 0 ¦ 30 ¦
¦ 3 ¦ 50 ¦ 1 ¦ 38 ¦ 1 ¦ 50 ¦ 0 ¦ 13 ¦ 0 ¦ 15 ¦
¦ 4 ¦ 00 ¦ 1 ¦ 24 ¦ 1 ¦ 36 ¦ 0 ¦ 00 ¦ 0 ¦ 00 ¦
¦ 4 ¦ 10 ¦ 1 ¦ 10 ¦ 1 ¦ 20 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4 ¦ 20 ¦ 0 ¦ 56 ¦ 0 ¦ 53 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4 ¦ 30 ¦ 0 ¦ 42 ¦ 0 ¦ 48 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4 ¦ 40 ¦ 0 ¦ 28 ¦ 0 ¦ 32 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4 ¦ 50 ¦ 0 ¦ 14 ¦ 0 ¦ 16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5 ¦ 00 ¦ 0 ¦ 00 ¦ 0 ¦ 00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----+----+------+-------+-----+------+-----+-----+-------+-------
Таблица 7
СУТОЧНЫЕ НОРМЫ ЛЕТНОГО ВРЕМЕНИ
НА АВИАЦИОННЫХ РАБОТАХ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ РАБОТ С УМЕРЕННО ОПАСНЫМИ ПЕСТИЦИДАМИ
К РАБОТАМ С МАЛООПАСНЫМИ ПЕСТИЦИДАМИ, МИНЕРАЛЬНЫМИ
УДОБРЕНИЯМИ, БИОПРЕПАРАТАМИ, АЭРОСЕВУ
И ТРАНСПОРТНЫМ ПОЛЕТАМ (ПЕРЕЛЕТЫ)
----------T------------------------------------------------------¬
¦Суточный ¦ Тип ВС ¦
¦налет с +------------------------------T-----------------------+
¦умеренно-¦ Ан-2 (с двумя пилотами) ¦Ан-2 (с одним пилотом),¦
¦опасными ¦ ¦ Ми-2, Ка-26 ¦
¦пестици- +---------------T--------------+-----------------------+
¦дами ¦суточный налет ¦суточный налет¦суточный налет с мало- ¦
¦ ¦с малоопасными ¦на транспорт- ¦опасными пестицидами, ¦
¦ ¦ пестицидами, ¦ных работах ¦мин. удобрениями, био- ¦
¦ ¦ минеральными ¦(перелеты) ¦препаратами, аэросеве и¦
¦ ¦ удобрениями, ¦ ¦на транспортных работах¦
¦ ¦биопрепаратами,¦ ¦(перелеты) ¦
¦ ¦ аэросеве ¦ ¦ ¦
+----T----+-------T-------+------T-------+-----------T-----------+
¦час.¦мин.¦ час. ¦ мин. ¦ час. ¦ мин. ¦ час. ¦ мин. ¦
+----+----+-------+-------+------+-------+-----------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+----T----+-------T-------+------T-------+-----------T-----------+
¦ 0 ¦ 20 ¦ 6 ¦ 40 ¦ 7 ¦ 37 ¦ 5 ¦ 36 ¦
¦ 0 ¦ 30 ¦ 6 ¦ 30 ¦ 7 ¦ 25 ¦ 5 ¦ 24 ¦
¦ 0 ¦ 40 ¦ 6 ¦ 20 ¦ 7 ¦ 14 ¦ 5 ¦ 12 ¦
¦ 0 ¦ 50 ¦ 6 ¦ 10 ¦ 7 ¦ 00 ¦ 5 ¦ 00 ¦
¦ 1 ¦ 00 ¦ 6 ¦ 00 ¦ 6 ¦ 50 ¦ 4 ¦ 48 ¦
¦ 1 ¦ 10 ¦ 5 ¦ 50 ¦ 6 ¦ 40 ¦ 4 ¦ 36 ¦
¦ 1 ¦ 20 ¦ 5 ¦ 40 ¦ 6 ¦ 30 ¦ 4 ¦ 24 ¦
¦ 1 ¦ 30 ¦ 5 ¦ 30 ¦ 6 ¦ 17 ¦ 4 ¦ 12 ¦
¦ 1 ¦ 40 ¦ 5 ¦ 20 ¦ 6 ¦ 06 ¦ 4 ¦ 00 ¦
¦ 1 ¦ 50 ¦ 5 ¦ 10 ¦ 5 ¦ 54 ¦ 3 ¦ 48 ¦
¦ 2 ¦ 00 ¦ 5 ¦ 00 ¦ 5 ¦ 43 ¦ 3 ¦ 36 ¦
¦ 2 ¦ 10 ¦ 4 ¦ 50 ¦ 5 ¦ 30 ¦ 3 ¦ 24 ¦
¦ 2 ¦ 20 ¦ 4 ¦ 40 ¦ 5 ¦ 20 ¦ 3 ¦ 12 ¦
¦ 2 ¦ 30 ¦ 4 ¦ 30 ¦ 5 ¦ 10 ¦ 3 ¦ 00 ¦
¦ 2 ¦ 40 ¦ 4 ¦ 20 ¦ 4 ¦ 58 ¦ 2 ¦ 48 ¦
¦ 2 ¦ 50 ¦ 4 ¦ 10 ¦ 4 ¦ 46 ¦ 2 ¦ 36 ¦
¦ 3 ¦ 00 ¦ 4 ¦ 00 ¦ 4 ¦ 35 ¦ 2 ¦ 24 ¦
¦ 3 ¦ 10 ¦ 3 ¦ 50 ¦ 4 ¦ 23 ¦ 2 ¦ 12 ¦
¦ 3 ¦ 20 ¦ 3 ¦ 40 ¦ 4 ¦ 12 ¦ 2 ¦ 00 ¦
¦ 3 ¦ 30 ¦ 3 ¦ 30 ¦ 4 ¦ 06 ¦ 1 ¦ 48 ¦
¦ 3 ¦ 40 ¦ 3 ¦ 20 ¦ 3 ¦ 50 ¦ 1 ¦ 36 ¦
¦ 3 ¦ 50 ¦ 3 ¦ 10 ¦ 3 ¦ 38 ¦ 1 ¦ 24 ¦
¦ 4 ¦ 00 ¦ 3 ¦ 00 ¦ 3 ¦ 26 ¦ 1 ¦ 12 ¦
¦ 4 ¦ 10 ¦ 2 ¦ 50 ¦ 3 ¦ 15 ¦ 1 ¦ 00 ¦
¦ 4 ¦ 20 ¦ 2 ¦ 40 ¦ 3 ¦ 00 ¦ 0 ¦ 48 ¦
¦ 4 ¦ 30 ¦ 2 ¦ 30 ¦ 2 ¦ 52 ¦ 0 ¦ 36 ¦
¦ 4 ¦ 40 ¦ 2 ¦ 20 ¦ 2 ¦ 40 ¦ 0 ¦ 24 ¦
¦ 4 ¦ 50 ¦ 2 ¦ 10 ¦ 2 ¦ 30 ¦ 0 ¦ 12 ¦
¦ 5 ¦ 00 ¦ 2 ¦ 00 ¦ 2 ¦ 18 ¦ 0 ¦ 00 ¦
¦ 5 ¦ 10 ¦ 1 ¦ 50 ¦ 2 ¦ 06 ¦ ¦ ¦
¦ 5 ¦ 20 ¦ 1 ¦ 40 ¦ 1 ¦ 55 ¦ ¦ ¦
¦ 5 ¦ 30 ¦ 1 ¦ 30 ¦ 1 ¦ 43 ¦ ¦ ¦
¦ 5 ¦ 40 ¦ 1 ¦ 20 ¦ 1 ¦ 32 ¦ ¦ ¦
¦ 5 ¦ 50 ¦ 1 ¦ 10 ¦ 1 ¦ 20 ¦ ¦ ¦
¦ 6 ¦ 00 ¦ 1 ¦ 00 ¦ 1 ¦ 10 ¦ ¦ ¦
¦ 6 ¦ 10 ¦ 0 ¦ 50 ¦ 0 ¦ 58 ¦ ¦ ¦
¦ 6 ¦ 20 ¦ 0 ¦ 40 ¦ 0 ¦ 46 ¦ ¦ ¦
¦ 6 ¦ 30 ¦ 0 ¦ 30 ¦ 0 ¦ 35 ¦ ¦ ¦
¦ 6 ¦ 40 ¦ 0 ¦ 20 ¦ 0 ¦ 24 ¦ ¦ ¦
¦ 6 ¦ 50 ¦ 0 ¦ 10 ¦ 0 ¦ 12 ¦ ¦ ¦
¦ 7 ¦ 00 ¦ 0 ¦ 00 ¦ 0 ¦ 00 ¦ ¦ ¦
L----+----+-------+-------+------+-------+-----------+------------

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 06.08.1990 n 780 О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ РЕШЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР В СВЯЗИ С ЗАКОНОМ СССР О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ГРАЖДАН СССР, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА  »
Документы СССР »
Читайте также