[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 4-Г04-18 от 14.07.2004] Дела об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления рассматриваются в первой инстанции верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, судом автономной области и судами автономных округов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2004 года
Дело N 4-Г04-18
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Манохиной Г.В.,
Еременко Т.И.,
рассмотрев в судебном заседании от 14 июля 2004 года материал по частной жалобе Л., К. и других на определение судьи Московского областного суда от 23 апреля 2004 года, которым заявителям возвращено заявление о назначении даты выборов главы Шатурского района за неподсудностью данному суду и разъяснено право на обращение с этим требованием в Шатурский районный суд Московской области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Л., К. и другие (всего 87 заявителей) обратились в Московский областной суд с заявлением о назначении даты выборов главы Шатурского района Московской области, указав, что выборы главы Шатурского района до настоящего времени не назначены, чем нарушаются его права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Судом постановлено вышеприведенное определение, об отмене которого просит в частной жалобе Л., К. и другие, считая его неправильным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, находит определение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если дело неподсудно данному суду.
Возвращая заявление о назначении даты выборов главы Шатурского района Московской области, судья исходил из того, что требование о назначении даты выборов главы Шатурского района подлежит рассмотрению в районном суде, поскольку не подпадает под перечень дел, подлежащих рассмотрению в областном суде по первой инстанции.
Однако с этим выводом судьи согласиться нельзя.
В части 1 статьи 26 ГПК РФ дан перечень гражданских дел, которые отнесены к подсудности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов города федерального значения, судов автономной области и судов автономного округа по первой инстанции. Дела о назначении даты выборов органов местного самоуправления не включены в этот перечень.
Частью 2 статьи 26 ГПК РФ предусмотрено, что федеральными законами к подсудности названных судов могут быть отнесены и другие дела.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26.11.1996 N 138-ФЗ в редакции Федерального закона от 22.06.1998 N 85-ФЗ.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 июня 1996 года N 65-ФЗ) верховные суды республик, краевые, областные суды, городов Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области и суды автономных округов рассматривают в первой инстанции дела об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
При таком положении оснований для возвращения заявления о назначении даты выборов главы Шатурского района не было и определение судьи подлежит отмене.
С выводом судьи о том, что в силу п. 5 ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" требование о назначении даты выборов представительного органа местного самоуправления подсудно районному суду, нельзя согласиться, поскольку в данном случае подлежит применению норма специального закона - п. 7 ст. 3 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
Указание в определении на отсутствие оснований для применения положений Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" не могло служить основанием к возврату заявления, так как, только рассмотрев заявленное требование по существу, можно сделать вывод о возможности или невозможности применения положений этого Федерального закона в ситуации, сложившейся в муниципальном образовании Шатурский район.
Руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
определение судьи Московского областного суда от 23 апреля 2004 года отменить, материал возвратить в суд.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 20-Г04-9 от 14.07.2004] После опубликования результатов выборов, референдума заявление, касающееся нарушения избирательных прав или права на участие в референдуме, имевшего место в период избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, может быть подано в суд в течение года со дня опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.  »
Общая судебная практика »
Читайте также