[РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ от 29.04.2003] О признании недействующим абзаца первого пункта 3 решения Инсарского городского Совета депутатов от 27.12.02 О сроках уплаты и размерах платежей за земли г. Инсара в 2003 году.

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2003 года
Дело N А39-529/03-38/15
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Мордовия, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения "Управление капитального строительства и дорожного хозяйства Республики Мордовия", г. Саранск, к Инсарскому городскому Совету депутатов, г. Инсар, Республика Мордовия, о признании недействующим абзаца первого пункта 3 решения Инсарского городского Совета депутатов от 27.12.02 "О сроках уплаты и размерах платежей за земли г. Инсара в 2003 году",
установил:
государственное учреждение "Управление капитального строительства и дорожного хозяйства Республики Мордовия" (далее - заявитель, ГОСУКС РМ, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным решения Инсарского городского Совета депутатов от 27.12.02 "О сроках уплаты и размерах платежей за земли г. Инсара в 2003 году".
В ходе разбирательства представитель ГОСУКС РМ заявил ходатайство об уточнении требований и просил суд признать недействующим абзац первый пункта 3 решения Инсарского городского Совета депутатов от 27.12.02 "О сроках уплаты и размерах платежей за земли г. Инсара в 2003 году".
В силу части 1 статьи 49 АПК РФ судом ходатайство удовлетворено.
Из материалов дела следует, что двадцать третьей сессией Инсарского городского Совета депутатов 27.12.02 принято решение "О сроках уплаты и размерах платежей за земли г. Инсара в 2003 году", где в абзаце первом пункта 3 установлено, что юридические лица - плательщики земельного налога и арендной платы вносят платежи за землю ежемесячно равными долями, с внесением последнего платежа за год не позднее 15 декабря текущего года.
За несвоевременное внесение платежей за землю плательщику начисляется пеня в размере, установленном федеральным законодательством (абз. третий п. 3 вышеназванного решения).
Указанное решение Инсарского горсовета было опубликовано в районной газете "Инсарский вестник" 05.01.03. Копия решения от 27.12.02 письмом от 11.01.03 N 4 администрацией города Инсара была направлена ГОСУКС РМ как плательщику налога за земли города Инсара.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что сроки уплаты земельного налога, установленные в оспариваемом решении, нарушают права и законные интересы ГОСУКС РМ в предпринимательской и иной экономической деятельности как плательщика земельного налога за земли, занятые территориальными автомобильными дорогами общего пользования в городе Инсаре (14,3 гектара), приводят к нарушению оперативного распоряжения средствами Территориального дорожного фонда Республики Мордовия; несвоевременная уплата налога повлечет бесспорное списание сумм неуплаченного налога, начисление пени и взыскание налоговых санкций, что негативно отразится на деятельности учреждения. Решение Инсарского горсовета от 27.12.02 создает препятствия для реализации права заявителя на реструктуризацию задолженности по налогам, погашение которой производится из средств Территориального дорожного фонда Республики Мордовия, а также установление авансовых платежей по налогу на землю противоречит Закону Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю).
Представитель ответчика требования заявителя не признал по тем основаниям, что в соответствии со статьей 17 Закона о плате за землю органам местного самоуправления дано право с учетом местных условий устанавливать другие, чем определены в названном Законе, сроки уплаты земельного налога. При принятии решения о сроках уплаты земельного налога Инсарский городской Совет депутатов учел то, что в структуре налоговых доходов бюджета города Инсара на 2003 год земельный налог составляет 43,3 процента, то есть является бюджетообразующим источником доходов. Неравномерность его поступления в течение года нарушает стабильность финансирования расходных статей городского бюджета.
Исследовав материалы дела, доказательства, представленные сторонами, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что требования заявителя законны и обоснованны.
В статье 7 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.03.02 N 31-ФЗ) и пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В статье 13 Устава города Инсара предусмотрено, что представительным органом городского самоуправления города Инсара является городской Совет депутатов.
Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог отнесен к местным налогам.
В силу части 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации местные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, из чего следует, что решение Инсарского городского Совета депутатов от 27.12.02 обязательно для исполнения всеми плательщиками налога за земли города Инсара, в том числе и ГОСУКС РМ.
Одним из элементов налогового обязательства по платежам за землю является срок уплаты налога на землю, который определен Законом о плате за землю.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 25.07.02, с изменениями от 24.12.02) суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Указанной статьей определено, что органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Следовательно, сроки уплаты налога на землю (15 сентября и 15 ноября) законодательными органами местного самоуправления могут быть изменены на другие даты.
В то же время основной принцип уплаты налога, а именно то, что уплата должна производиться два раза в год равными долями, должен остаться неизменным, поскольку он относится не к элементу "срок уплаты", а к порядку уплаты налога.
Инсарский городской Совет депутатов в абзаце первом пункта 3 решения от 27.12.02 "О сроках уплаты и размерах платежей за земли г. Инсара в 2003 году" установил обязанность юридических лиц уплачивать авансовые платежи по налогу на землю ежемесячно равными долями с внесением последнего платежа за год не позднее 15 декабря текущего года. Законодательным органом города Инсара фактически изменен порядок уплаты налога на землю, что не соответствует Закону о плате за землю, которым не предусмотрено установление авансовых платежей по налогу на землю и изменение порядка его уплаты органом местного самоуправления.
Согласно пункту 1.4 Положения о ГОСУКС РМ (утверждено постановлением Правительства Республики Мордовия от 15.11.99 N 581) заявитель ежегодно представляет в установленном порядке предложения по проекту закона Республики Мордовия о бюджете Территориального дорожного фонда Республики Мордовия на соответствующий год.
Закон Республики Мордовия "О бюджете Территориального дорожного фонда Республики Мордовия на 2003 год" был принят 27.12.02, где на вид расходов 527 "Уплата налога на земли, занятые автомобильными дорогами общего пользования" предусмотрено выделение 43,3 млн. рублей.
Как пояснил представитель заявителя и как видно из пояснительной записки к проекту закона Республики Мордовия "О бюджете Территориального дорожного фонда Республики Мордовия на 2003 год", при определении финансирования данного вида расходов учитывалась уплата земельного налога в сроки, установленные Законом о плате за землю. Возможность уплаты налога в иные сроки на этапе подготовки бюджета с заявителем не согласовывалась.
На основании части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, арбитражный суд находит, что оспариваемый абзац первый пункта 3 решения Инсарского городского Совета депутатов от 27.12.02 "О сроках уплаты и размерах платежей за земли г. Инсара в 2003 году" противоречит Закону о плате за землю и нарушает права и законные интересы ГОСУКС РМ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагая на заявителя обязанность по уплате авансовых платежей по налогу на землю, создавая препятствия для оперативного распоряжения средствами Территориального дорожного фонда Республики Мордовия.
Кроме того, несвоевременная уплата земельного налога в сроки, указанные в решении от 27.12.02, может привести к нарушению прав заявителя и тем, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговым органом могут быть взысканы пени, а также налоговые санкции.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования государственного учреждения "Управление капитального строительства и дорожного хозяйства Республики Мордовия" подлежат удовлетворению.
Арбитражный суд
решил:
заявление государственного учреждения "Управление капитального строительства и дорожного хозяйства Республики Мордовия", г. Саранск, удовлетворить.
Признать недействующим абзац первый пункта 3 решения Инсарского городского Совета депутатов от 27.12.02 "О сроках уплаты и размерах платежей за земли г. Инсара в 2003 году" как не соответствующий Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 25.07.02, с изменениями от 24.12.02).
Взыскать с Инсарского городского Совета депутатов, г. Инсар, Республика Мордовия, в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей.

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ n 49-Г03-40 от 29.04.2003] Суд может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в решении суда описки или явные арифметические ошибки.  »
Общая судебная практика »
Читайте также