[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 3111/00 от 09.07.2002] Предметом разграничения государственной собственности в электроэнергетическом комплексе является государственный пакет акций приватизированных предприятий электроэнергетики; в пользование, владение и распоряжение субъекта РФ может передаваться часть пакета акций приватизированных федеральных предприятий по соглашению между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъекта РФ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2002 г. N 3111/00
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест Генерального прокурора Российской Федерации на решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.01 по делу N 3111/00.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Российская Федерация в лице Министерства имущественных отношений Российской Федерации обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с иском к Иркутской области в лице ее администрации о признании за Российской Федерацией права собственности на 1906723080 акций Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (далее - ОАО "Иркутскэнерго"), составляющих 40 процентов уставного капитала акционерного общества.
Иркутская область в лице ее администрации предъявила встречный иск к Российской Федерации о признании права общей долевой собственности Российской Федерации и Иркутской области на те же акции.
К участию в деле в качестве третьих лиц без права заявления самостоятельных требований на предмет спора были привлечены: Комитет по управлению государственным имуществом Иркутской области, ОАО "Иркутскэнерго", ООО "Иркутское фондовое агентство", администрация Усть - Ордынского Бурятского автономного округа и ОАО "Центральная компания Восточно - Сибирской финансово - промышленной группы".
Решением от 05.02.01 основной иск удовлетворен - за Российской Федерацией признано право собственности на 1906723080 акций ОАО "Иркутскэнерго".
Во встречном иске о признании права общей долевой собственности Российской Федерации и Иркутской области на указанные акции отказано.
Вместе с тем решением суда за Иркутской областью признано право на пользование, владение и распоряжение, включая осуществление прав акционера, 738855193 акциями (15,5 процента уставного капитала) ОАО "Иркутскэнерго", находящимися в федеральной собственности, без права отчуждения, залога, а также передачи функций по управлению ими.
В протесте Генерального прокурора Российской Федерации предлагается решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.01 в части признания за Иркутской областью права на пользование, владение и распоряжение, включая осуществление прав акционера, 738855193 акциями ОАО "Иркутскэнерго", находящимися в федеральной собственности, отменить.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по настоящему делу на основе исследования представленных сторонами материалов и обстоятельств спора право собственности на 1906723080 акций ОАО "Иркутскэнерго" признано за Российской Федерацией. Данное решение вступило в законную силу и не оспорено сторонами.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 142), Федеральным законом "Об акционерных обществах" (статьи 2, 31), Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" (статья 29) права, закрепляемые акциями (права акционера), принадлежат собственнику акций и не могут быть переданы иному лицу без его воли.
Ссылка в решении суда на Договор от 27.05.96 "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть - Ордынского Бурятского национального округа", предусматривающий, как сказано в решении, возможность передачи во владение Иркутской области части спорного пакета акций для осуществления прав акционера (без права отчуждения указанных акций путем продажи, передачи в залог и управление без согласия Российской Федерации как собственника), не может служить основанием для признания решения в этой части законным.
Согласно статье 8 названного Договора разграничение государственной собственности на территории области и автономного округа, включая объекты электроэнергетики, на федеральную, областную и окружную производится на основании отдельных соглашений между исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, области, автономного округа. В этой же статье говорится, что предметом разграничения государственной собственности в электроэнергетическом комплексе является государственный пакет акций приватизированных предприятий электроэнергетики и что в пользование, владение и распоряжение Иркутской области может передаваться часть пакета акций приватизированных федеральных предприятий, но и здесь отмечено, что такая возможность допускается по соглашению между органами исполнительной власти Российской Федерации и Иркутской области.
В отношении акций ОАО "Иркутскэнерго" соответствующего соглашения до настоящего времени не достигнуто.
Следовательно, право на какую-либо часть акций указанного общества (даже с ограничениями, отмеченными в решении от 05.02.01) у Иркутской области не возникло, а поэтому суд не имеет оснований для его признания в отношении 15,5 процента акций данного общества.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.09.93 N 15-П, отметившем необходимость использования согласительных процедур при решении вопросов, отнесенных к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российский Федерации, указано, что данное постановление не предопределяет решение вопроса о том, в чьей собственности должны находиться гидроэлектростанции и другие объекты энергетического комплекса, а также не предопределяет возможные впоследствии решения арбитражных судов по конкретным экономическим спорам.
Доводы, приведенные администрацией Иркутской области в возражениях на протест Генерального прокурора Российской Федерации, не дают оснований для отклонения протеста и оставления решения по данному делу без изменения. Содержащееся в возражениях утверждение о том, что суд не наделил Иркутскую область каким-либо правом, а лишь признал за ней имеющееся право, возникшее вследствие предшествующих судебному спору действий сторон, направленных на возникновение гражданских прав и обязанностей, ошибочно, поскольку законных прав на спорные акции у Иркутской области не возникло ни до, ни после передачи спора на рассмотрение суда. Фактическое пользование акциями ОАО "Иркутскэнерго", передача части их в управление другой организации и иные действия, совершенные Иркутской областью до принятия судебного решения, не являются юридическими фактами, порождающими правовые последствия, что и послужило основаниями для отказа Иркутской области в иске о признании за ней права собственности на часть акций ОАО "Иркутскэнерго".
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.01 по делу N 3111/00 изменить. Исключить из решения положения, касающиеся признания за Иркутской областью права на пользование, владение и распоряжение, включая осуществление прав акционера, 738855193 акциями ОАО "Иркутскэнерго", находящимися в федеральной собственности. В остальной части решение оставить без изменения.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ n 58/02 от 09.07.2002] Дело по иску к налоговой инспекции о возмещении из федерального бюджета суммы налога на добавленную стоимость направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.  »
Общая судебная практика »
Читайте также