Заключение Комитета по собственности от 19.05.2005 n 3.9-37/3 "По проекту Федерального закона n 164626-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО СОБСТВЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 19 мая 2005 г. N 3.9-37/3
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 164626-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПЕРЕВОДЕ ЗЕМЕЛЬ
ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОДНОЙ
КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ"

Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект Федерального закона N 164626-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О переводе участков из одной категории в другую" и отмечает следующее.
Законопроект направлен на уточнение порядка перевода земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, а также земель особо охраняемых территорий в земли иных категорий, в частности в земли поселений.
Имеющиеся в законодательстве Российской Федерации неоправданные ограничения по переводу указанных категорий земель в иные категории существенно затрудняют реализацию инвестиционных программ промышленного развития и расширения жилищного строительства. В этой связи Комитет по собственности поддерживает необходимость законодательного совершенствования порядка перевода земель из одной категории в другую. Кроме того, проводимое в настоящее время изменение черты поселений в рамках реформы местного самоуправления также делает актуальным вопрос о необходимости оперативного принятия решений о переводе земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда в земли поселений, что требует определенной децентрализации полномочий по принятию решений о переводе конкретных земельных участков из одной категории в другую.
Законопроектом предлагается установить возможность перевода сельскохозяйственных угодий и земель лесного фонда в случае добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства линейных объектов (дорог, железных дорог, взлетно-посадочных полос, трубопроводов и т.п.) при отсутствии иных вариантов добычи полезных ископаемых или строительства соответствующих сооружений.
Поддерживая в принципе направленность законопроекта, Комитет по собственности отмечает следующие существенные недостатки законопроекта.
Исключение слова "природных" из подпункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "О переводе участков из одной категории в другую" не изменяет некорректную, по мнению Комитета по собственности, правовую норму указанной статьи, согласно которой перевод сельскохозяйственных угодий допускается "в исключительных случаях, связанных с консервацией земель...". Указанная формулировка приводит на практике к произволу чиновников, определяющих, какой случай является исключительным, а какой таковым не является. В этой связи представляется целесообразным в законопроекте указать исчерпывающий перечень таких случаев.
Законопроект сохраняет юридически неопределенную формулировку Федерального закона о возможности перевода земель в случаях, связанных со строительством промышленных объектов на землях, непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства. При этом Федеральным законом не установлены критерии определения пригодности земель для сельскохозяйственного производства. Комитет по собственности считает, что в качестве такого критерия может служить меньшая кадастровая стоимость соответствующего земельного участка по сравнению со среднерайонной стоимостью. По мнению Комитета по собственности, возможным также представляется уполномочить органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимать решение об отнесении конкретного земельного участка к землям, непригодным для осуществления сельскохозяйственного производства.
Законопроект не решает одну из наиболее острых проблем перевода земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда в земли поселений при утверждении или изменении черты поселений, в том числе на период до разграничения государственной собственности на землю, так как в нем не определяется конкретный орган государственной власти, который должен принимать соответствующее решение. Представляется целесообразным, чтобы такое решение принимал орган местного самоуправления либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению органа местного самоуправления.
Комитет также считает необходимым исключить из законопроекта декларативные формулировки, например такие как "необходимость применения в строительстве технических средств, обеспечивающих охрану окружающей среды" как условие перевода земельных участков под строительство дорог, "невозможность в установленном порядке рекультивации земель для нужд лесного хозяйства" как условие перевода земель в связи с необходимостью добычи полезных ископаемых и т.д.
Проектом Федерального закона не в полной мере снимаются неоправданные ограничения по добыче общераспространенных полезных ископаемых.
Следует также обратить внимание на то, что в нарушение правил юридической техники законопроектом вносятся изменения в статьи Федерального закона "О переводе участков из одной категории в другую", содержащие поправки в Земельный кодекс Российской Федерации. С учетом того что Земельный кодекс Российской Федерации является основополагающим законодательным актом в сфере земельных отношений, наименование законопроекта следует изменить на "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О переводе участков из одной категории в другую" и иные законодательные акты".
В связи с тем что законопроект относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" рассмотрение законопроекта на заседании Государственной Думы должно осуществляться не ранее 45 дней со дня его направления для получения отзывов и предложений в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В этой связи установленный срок "рассылки" указанного законопроекта в 30 дней не соответствует положениям упомянутого Федерального закона.
С учетом вышеизложенного Комитет по собственности поддерживает концепцию проекта Федерального закона N 164626-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О переводе участков из одной категории в другую" и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении с учетом необходимости в процессе подготовки ко второму чтению доработки законопроекта в аспекте настоящего заключения.
Председатель Комитета
В.С.ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ

Решение Комитета по аграрным вопросам от 19.05.2005 'О проекте Федерального закона n 164626-4 'О внесении изменений в Федеральный закон 'О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую'  »
Читайте также