ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 04.10.2005 n 761-ПП ОБ ОБРАЩЕНИИ С ЗАПРОСОМ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2005 г. N 761-ПП
ОБ ОБРАЩЕНИИ С ЗАПРОСОМ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с принятием Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", дополнившего Бюджетный кодекс Российской Федерации статьей 215.1, в соответствии с которой кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возложено на Федеральное казначейство, Правительство Москвы постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации положений статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (приложение).
2. Правовому управлению Правительства Москвы внести предложение о представителе Правительства Москвы при рассмотрении запроса в Конституционном Суде Российской Федерации, подготовить необходимые материалы и направить запрос в Конституционный Суд Российской Федерации.
3. Департаменту финансов города Москвы определить источник оплаты расходов на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков


Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 4 октября 2005 г. N 761-ПП
Конституционный Суд Российской Федерации
г. Москва, ул. Ильинка, 21
Заявитель: Правительство Москвы,
г. Москва, ул. Тверская, 13
ЗАПРОС
О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЕЙ ЧЕТВЕРТОЙ, ПЯТОЙ И ШЕСТОЙ СТАТЬИ 215.1
БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 3 и статьями 84-87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Правительство Москвы обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с настоящим запросом о соответствии Конституции Российской Федерации частей четвертой, пятой и шестой статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В настоящем запросе оспаривается конституционность указанных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части регулирования участия Федерального казначейства в исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации путем изъятия у субъекта Российской Федерации полномочия по самостоятельному кассовому обслуживанию исполнения бюджетов.
Бюджетный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 215.1 Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (пункт 39 статьи 1 указанного Федерального закона) (источник опубликования: "Собрание законодательства Российской Федерации", 2004, N 34, ст. 3535).
В соответствии со статьей 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли части четвертая, пятая и шестая статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 5 (часть 3), 8, 11 (часть 2), 18, 73, 74, 76 (части 4 и 6), 77 (часть 1), 78 (часть 3).
1. Согласно частям четвертой, пятой и шестой (абзацы четвертый, пятый и шестой) статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ):
"Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества.
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 156 и 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам".
Неконституционность приведенных положений усматривается в том, что ими несоразмерно ограничивается право субъекта Российской Федерации самостоятельно исполнять свой бюджет, поскольку:
- неотъемлемая часть бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации передается федеральному органу исполнительной власти;
- необоснованно ограничивается право субъекта Российской Федерации самостоятельно распоряжаться своей собственностью - средствами бюджета;
- устанавливаются препятствия свободного перемещения финансовых средств, ограничения свободы экономической деятельности;
- исполнение бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации ставится в зависимость от деятельности федерального финансового органа, который не может контролироваться субъектом Российской Федерации, и эффективность работы которого не зависит от субъекта Российской Федерации;
- в результате возникают препятствия для полноценной реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" части четвертая и пятая статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вступают в силу с 1 января 2006 года.
Вместе с тем субъекты бюджетных правоотношений уже в настоящее время обязаны совершать определенные действия, принимать управленческие решения, направленные на создание условий, при которых с 1 января 2006 года кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации будет осуществляться Федеральным казначейством.
В этой связи нормы статьи 215.1 Бюджетного кодекса, которые юридически вступают в силу только с 1 января 2006 года, являются уже фактически действующими.
2. Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (часть 1 статьи 1); федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (часть 3 статьи 5). Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предопределяет необходимость разграничения бюджетных полномочий Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею (пункт "д"), федеральный бюджет (пункт "з").
Кроме того, необходимо отметить, что отнесение финансового, валютного, кредитного регулирования к ведению Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10 декабря 1997 года N 19-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, не препятствует органам государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществлять меры по мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов, к каковым относятся средства бюджета субъекта Российской Федерации, внебюджетных и валютных фондов субъекта Российской Федерации, кредитные ресурсы, ассигнования из федерального бюджета. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом в определении от 14 января 1999 года N 37-О по запросу Администрации Калининградской области о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Калининградской области.
Названное регулирование, осуществляемое субъектом Российской Федерации в пределах своей компетенции, согласуется с федеративной природой государства и конституционным статусом субъекта Российской Федерации и не может трактоваться как вторжение в сферу ведения и полномочий Российской Федерации.
Таким образом, анализ статей 71 и 72 Конституции позволяет сделать вывод о том, что бюджет субъектов Российской Федерации относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и как элемент финансовой системы, и как объект права собственности.
Статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации не относят бюджет и собственность субъектов Российской Федерации к ведению Российской Федерации и даже к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 12-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия к предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации относятся "в частности, право управлять своей собственностью, иметь собственный бюджет и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс".
3. Субъекты Российской Федерации в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В Конституции Российской Федерации закреплен принцип осуществления государственной власти в субъектах Российской Федерации образуемыми ими органами государственной власти (часть 2 статьи 11). Этот принцип полноты государственной власти и самостоятельности определения системы органов государственной власти предполагает осуществление бюджетных полномочий субъекта Российской Федерации органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Невозможность самостоятельного осуществления бюджетных прав субъекта Российской Федерации подрывает стабильность осуществления государственной власти в субъекте Российской Федерации и несовместимо с принципами федеративного правового государства.
Это подтверждается частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации, согласно которой система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Оспариваемая норма части 4 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации передает полномочие по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации Федеральному казначейству, являющемуся федеральным органом исполнительной власти, подчиненным Министерству финансов Российской Федерации. Этим ограничивается право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять свои бюджетные полномочия, что не согласуется с приведенными конституционными нормами в их интерпретации, данной в сохраняющих свою силу актах Конституционного Суда Российской Федерации.
4. Кроме того, кассовое обслуживание бюджетов субъектов Российской Федерации фактически является ограничением прав субъектов Российской Федерации как собственников распоряжаться свободно своим имуществом.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьей 26.10 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" средства бюджета субъекта Российской Федерации входят с состав казны субъекта и являются его собственностью. Согласно статье 26.12 данного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 254-О по запросу Свердловского районного суда города Перми о проверке конституционности статей 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый собственник имеет право распоряжаться своим имуществом свободно.
Постановление Конституционного Суда от 17 июня 2004 года N 12-П закрепляет правовую позицию, согласно которой статус субъектов Российской Федерации как самостоятельных участников (субъектов) бюджетных правоотношений обусловлен тем, что они осуществляют правомочия собственника в отношении денежных средств и иного имущества и выступают в соответствующих правоотношениях в лице своих органов. Все операции со средствами бюджетов отражаются на счетах, право распоряжения которыми принадлежит уполномоченным органам, исполняющим бюджет. Распоряжение денежными средствами, находящимися на бюджетном счете, является необходимым элементом реализации права собственности на средства соответствующих бюджетов, относящихся к казне субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Данное положение также закреплено в статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации.
5. Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются в том числе и свободное перемещение финансовых средств, свобода экономической деятельности. В соответствии со статьей 74 Конституции на территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Названные

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 04.10.2005 n 769-ПП О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В МГСН 1.01-99 О НОРМИРОВАНИИ РАСЧЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРЕБУЕМОГО КОЛИЧЕСТВА МАШИНОМЕСТ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ЖИЛОГО, ОБЩЕСТВЕННОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ  »
Законодательство Москвы »
Читайте также