ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 20.09.2005 n А55-12417/04-1 Сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - гражданским законодательством.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 сентября 2005 года Дело N А55-12417/04-1

(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Корсар" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Самарской области "Самарская областная регистрационная палата" от 31.05.2004 N 2/2004-15369 в государственной регистрации договора аренды на земельный участок площадью 0,2 га, расположенный по адресу: г. Самара, Красноглинский район, квартал N 53 Самарского лесничества, и обязании его зарегистрировать договор аренды спорного земельного участка N 87 от 10.10.2001.
Решением от 01.12.2004 суд заявленные требования удовлетворил.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2005 указанное решение оставлено без изменений.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо просит принятые судебные акты отменить как не соответствующие нормам материального права, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании 13.09.2005 в порядке, предусмотренном ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 14 час. 00 мин. 20.09.2005.
Проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Согласно материалам дела, Общество с ограниченной ответственностью "Корсар" обратилось в Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Самарской области "Самарская областная регистрационная палата" с заявлением о государственной регистрации договора аренды на объект недвижимого имущества (земельный участок), расположенный по адресу: г. Самара, Красноглинский район, квартал N 53 Самарского лесничества, площадью 0,2 га.
Госорган 31.05.2004 принял и направил в адрес заявителя сообщение N 2/2004-15369 об отказе в государственной регистрации.
Заявителю отказано в государственной регистрации на объект недвижимого имущества (земельный участок), расположенный по адресу: г. Самара, Красноглинский район, квартал N 53 Самарского лесничества, площадью 0,2 га в связи с тем, что представленные на государственную регистрацию документы содержат противоречивые сведения о категории земельного участка.
Материалами дела также установлено, что между государственным учреждением "Самарский лесхоз" Комитета природных ресурсов по Самарской области (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Корсар" (арендатор) 10.01.2001 был заключен договор N 87 аренды участка лесного фонда, согласно п. 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить арендатору участок лесного фонда в 53 квартале Самарского лесничества за плату на срок 49 лет для его использования в целях осуществления следующих видов лесопользования: для культурно-оздоровительных целей (л. д. 10 - 13).
Договор аренды N 87 заключен сторонами по результатам лесного конкурса по приобретению права аренды участков лесного фонда Самарской области и 10.10.2001 передан заявителю по акту.
Лесной конкурс проводился во исполнение распоряжения Губернатора Самарской области от 17.08.2001 N 352-р "О проведении лесного конкурса".
Судом установлено, что спорный земельный участок расположен в черте г. Самары.
Удовлетворяя заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Корсар" требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ст. 19 Лесного кодекса, действовавшего на момент принятия регистрирующим органом обжалуемого решения об отказе в государственной регистрации договора аренды, лесной фонд находится в федеральной собственности. Форма собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливается Федеральным законом.
Поскольку такой закон не принят, леса, расположенные на землях городских поселений, в соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации являются государственной собственностью. Это обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией.
В соответствии с Положением о Самарском лесхозе последний является территориальным органом Федерального органа управления лесным хозяйством (Министерства природных ресурсов Российской Федерации), специально уполномоченным в области государственного управления, использования, защиты лесного фонда Российской Федерации.
Согласно ст. 131 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляется в соответствии с требованиями лесоустройства, а в случае если лесоустройство не проводилось, использование таких лесов осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
В статье 18 Закона Самарской области "О лесах Самарской области" закреплены полномочия по утверждению такого порядка за Самарской губернской Думой. Решением Самарской губернской Думы от 17.03.98 N 30 утвержден Порядок ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, который начинает действовать с момента разделения прав собственности на леса, расположенные на землях городских поселений. Однако законодательством такое разделение не установлено, поэтому указанный Порядок не действует.
В этой связи судом сделан правильный вывод о том, что до принятия соответствующего федерального закона городские леса в соответствии с действующим законодательством находятся в собственности Российской Федерации, подлежат учету и использованию вместе с лесами, образующими лесной фонд, и право распоряжения лесами, не входящими в лесной фонд, законодательно закреплено за органами государственной власти.
Согласно абз. 3 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - гражданским законодательством. При этом в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, а также другие обособленные природные объекты подлежат передаче в аренду (ст. 607), а ст. 447 Кодекса устанавливает порядок заключения договоров на торгах.
В связи с изложенным суд первой и апелляционной инстанций правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Корсар" требований.
Руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.12.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 14.02.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-12417/04-1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 20.09.2005 n А55-1190/2005-31 Налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки вправе истребовать от налогоплательщика те документы, которые имеют непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам или противоречиям в представленных налоговых декларациях.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также