ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.03.2005 n А12-33165/04-С60 Исковое требование о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления единого социального налога удовлетворено правомерно, т.к. суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации, и суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам, призванным на военные сборы, за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, и следовательно, не являются объектом налогообложения по ЕСН.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 марта 2005 года Дело N А12-33165/04-С60

(извлечение)
Волгоградское открытое акционерное общество "Химпром" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области от 01.10.2004 N 294 в части доначисления единого социального налога в сумме 52960 руб., пени в сумме 6004 руб. 39 коп. и штрафа в сумме 1071 руб.
Решением от 12.01.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-33165/04-С60 иск ВОАО "Химпром" полностью удовлетворен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела МИ МНС Российской Федерации N 2 по Волгоградской области была проведена камеральная проверка ВОАО "Химпром" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности удержания и перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.05.2003 по 01.05.2004, единого социального налога за период с 01.01.2003 по 01.01.2004.
В ходе проверки налоговым органом, в частности, был сделан вывод о том, что ВОАО "Химпром" за период с 01.01.2003 по 01.01.2004 занизило налоговую базу по единому социальному налогу на сумму 148763 руб. 98 коп., в результате чего МИ МНС Российской Федерации N 2 по Волгоградской области было принято решение от 04.10.2004 N 294 о доначислении единого социального налога в сумме 52960 руб., пени в сумме 6004 руб. 39 коп. и штрафа в сумме 1071 руб.
По мнению налогового органа, налогоплательщиком неправомерно не включена в налоговую базу по единому социальному налогу оплата в сумме 92392 руб. 02 коп. дополнительных оплачиваемых отпусков продолжительностью 7 и 14 календарных дней, гарантированных ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244 "О социальной защите граждан, подвергнувшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также оплата среднего заработка в сумме 56373 руб. 96 коп. работникам предприятия, призванным на военные сборы.
Налоговый орган считает, что оплата дополнительных отпусков гражданам-чернобыльцам не относятся к компенсационным выплатам, которые в соответствии со ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению ЕСН, а выплаты работникам, призванным на военные сборы, являются в силу п. 6 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации расходами на оплату труда.
Арбитражный суд, удовлетворив заявление, указал, что суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателями по трудовым договорам и, следовательно, не являются объектами налогообложения по единому социальному налогу.
Также не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу выплаты среднего заработка гражданам, призванным на военные сборы.
Данный вывод суда коллегия находит обоснованным.
Согласно ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
В соответствии с п/п. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью.
В частности п. 9 ст. 14 и п. 4 ст. 19 названного Закона вышеуказанным гражданам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью, соответственно, 14 и 7 календарных дней.
Оплата дополнительных отпусков по сути является компенсацией. Данный вывод согласуется с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.12.97 N 18-П, где прямо указано, что дополнительный отпуск чернобыльцам предоставляется в порядке компенсации за причиненный здоровью вред и этот отпуск является оплачиваемым за счет средств, установленных к выплате законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации N 1244-1 финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым, следовательно, и оплата дополнительных отпусков является компенсацией за счет государственных средств с целью возмещения вреда, причиненного последствием катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Федеральным законом от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрен призыв граждан на военные сборы и прохождение ими военных сборов в период пребывания в запасе.
Пунктом 2 статьи 6 названного Закона установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
В соответствии с п. 3 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 N 157, граждане Российской Федерации на время прохождения военных сборов освобождаются от работы (учебы) с сохранением за ними места постоянной работы (учебы) и выплатой среднего заработка (стипендии) по месту постоянной работы (учебы), но не более 10 минимальных размеров оплаты труда, установленных для определения размера стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.
Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных по разделу "Национальная оборона" (подраздел "Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки", целевая статья "Мобилизационная подготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации").
Министерство обороны Российской Федерации в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам средства, предусмотренные настоящим пунктом.
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам, призванным на военные сборы, организациями за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, так как не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей и, следовательно, не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.
Довод налогового органа о том, что заявитель не во всех случаях обращался в военные комиссариаты за компенсацией сумм среднего заработка, также правомерно не принят арбитражным судом во внимание.
Судом обоснованно указано, что данное обстоятельство не может являться основанием для признания названных выплат выплатами, связанными с выполнением работником трудовых обязанностей.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.01.2005 по делу N А12-33165/04-С60 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.03.2005 n А12-32401/04-С51 Отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение налоговых санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого факта состава правонарушения, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также