ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.02.2005 n А65-3792/2003-СГ1-5/30 Арбитражный суд удовлетворил иск о взыскании долга по кредитному договору и пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки, не приняв во внимание доводы о необходимости применения срока исковой давности как не предусмотренного ни Налоговым, ни Бюджетным кодексами.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 февраля 2005 года Дело N А65-3792/2003-СГ1-5/30

(извлечение)
Министерство финансов Республики Татарстан обратилось с иском к Открытому акционерному обществу "Холдинговая компания "Татсахарпром" о взыскании 9302532 руб. 40 коп., из которых 1781900 руб. - основной долг по соглашению о предоставлении государственного кредита от 07.09.95, 7520632 руб. 40 коп. - пени за несвоевременный возврат кредита.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.04.2003, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2003, в иске было отказано в связи с истечением срока исковой давности.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.10.2003 указанные судебные акты были отменены, дело передано в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Татарстан для рассмотрения по существу исковых требований. При этом было указано, что к отношениям сторон следует применять нормы не гражданского, а бюджетного законодательства, которые не содержат положений от исковой давности.
В ходе нового рассмотрение истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил сумму иска до 9683924 руб. 20 коп. за счет увеличения суммы пени до 7902024 руб. 20 коп. в связи с начислением и по день вынесения решения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2004 иск удовлетворен частично в сумме 1781900 руб. основного долга и 1781900 руб. пени за несвоевременный возврат кредита. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.10.2004 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что факт выдачи кредита в сумме 2000000 руб. подтвержден надлежащими документами, доказательств его погашения в сумме 1781900 руб. ответчик не представил.
Начисление истцом пени за несвоевременный возврат бюджетных средств соответствует нормам ст. 290 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе в части применения ставок рефинансирования ЦБ РФ, действовавших в период просрочки возврата кредита.
Размер пени снижен судом до размера основного долга в связи с несоразмерностью заявленных санкций последствиям нарушенного обязательства.
В кассационной жалобе заявитель - Открытое акционерное общество "Холдинговая компания "Татсахарпром", г. Казань, - просит решение и Постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Проверив законность решения и Постановления в соответствии со ст. ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Ответчиком было заявлено ходатайство о приостановлении или отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления в суд кассационной инстанции результатов рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации жалобы ОАО Холдинговая компания "Татсахарпром" о нарушении его конституционных прав п. 11 ст. 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Принимая во внимание, что определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.01.2005 рассмотрение дела откладывалось в связи с удовлетворением ходатайства ответчика о необходимости представления определения Конституционного Суда Российской Федерации о принятии указанной жалобы к производству, однако таковое суду кассационной инстанции так и не представлено, судебная коллегия отклоняет ходатайство.
Как видно из материалов дела, между сторонами 07.09.95 было заключено соглашение, по которому Министерство финансов Республики Татарстан на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.09.95 N 628 представило АО "Холдинговая компания "Татсахарпром" государственный беспроцентный кредит в сумме 2 млрд. руб. для авансирования транспортных предприятий со сроком погашения до 15.12.95.
Факт перечисления кредитных ресурсов ответчику подтвержден платежными поручениями N 4002 от 18.09.95 и N 4386 от 06.10.95.
Ответчик погасил в 1996 г. часть кредита в сумме 218100 руб.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 09.07.99 N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" к отношениям по предоставлению бюджетных ссуд, кредитов и бюджетных инвестиций, которые возникли и не прекратились до 1 января 2000 г., применяются нормы Кодекса.
В соответствии со ст. 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации "бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Кодекса и иных нормативных актов".
Пункт 11 статьи 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также платы за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, вместо пункта 11 статьи 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации имелся в виду пункт 11 статьи 76 указанного Кодекса.
------------------------------------------------------------------
Учитывая, что нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующего порядок уплаты налогов и обязательных платежей в бюджет, не содержат норм об исковой давности, судом обоснованно не приняты доводы ответчика о необходимости применения срока исковой давности.
Поскольку доказательств погашения задолженности по кредиту в оставшейся сумме 1781900 руб. ответчик не представил, то данная задолженность правомерно взыскана судом.
Статья 290 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
Судом обоснованно взысканы начисленные истцом на основании данной нормы пени исходя из действующей на дни просрочки платежа размера учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Истцом решение суда в части отказа во взыскании суммы пени, превышающей размер основного долга, не обжаловано.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.01.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 18.10.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-3792/2003-СГ1-5/30 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Холдинговая компания "Татсахарпром", г. Казань, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Республики Татарстан на основании ч. 2 ст. 319 Гражданского кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.02.2005 n А65-3557/04-СГ3-15 Арбитражный суд отказал в удовлетворении требований о признании недействительным зарегистрированного права собственности на имущественный комплекс, т.к. материалами дела подтверждается возникновение права собственности ответчика на спорный объект, сделка же, по которой право собственности должно было перейти к истцу, фактически является незаключенной.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также