ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 30.09.2004 n А49-3109/04-450А/17 При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен реализации, по ценам, установленным для определенных групп потребителей, без сумм компенсации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 сентября 2004 года Дело N А49-3109/04-450А/17

(извлечение)
Открытое акционерное общество "Пензаэнерго" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Пензы о признании недействительными подпунктов "а", "б" п. 2 решения N ВЧ-09-07/134 от 30.03.2004 о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 4092341 руб. и пеней 47303 руб.
Решением суда от 26.05.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Ответчик, не согласившись с принятым решением суда, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как усматривается из материалов дела, Открытое акционерное общество "Пензаэнерго" обратилось в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Пензы с заявлением от 30.12.2003 о зачете излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в общей сумме 4092341 руб. за 2000 - 2002 гг. и первое полугодие 2003 г. С заявлением представлены уточненные налоговые декларации. Заявитель ссылается на то, что в указанные налоговые периоды он начислял налог на добавленную стоимость на суммы компенсации, перечисленные ему в связи с предоставлением льгот на основании Закона Российской Федерации "О ветеранах" и Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации " и других законов.
Налоговая инспекция 30.03.2004 вынесла решение N ВЧ-09-07/134, п. 2 которого предложила налогоплательщику доначислить суммы налога на добавленную стоимость в сумме 4092341 руб. и пени 47303 руб.
Согласно материалам дела спорные суммы налога на добавленную стоимость начислялись на выплаты, произведенные органами местного самоуправления заявителю, носившие характер компенсации расходов, понесенных Открытым акционерным обществом "Пензаэнерго" в связи с исполнением законов Российской Федерации "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и других федеральных законов. Эти расходы понесены организацией вследствие предоставления услуг по теплоэнергоснабжению льготным группам потребителей.
Налоговый орган считает, что компенсации представляют собой прибыль организации за счет теплоэнергоснабжения, поэтому должны включаться в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Данный довод налогового органа не принят судом.
Законодательство Российской Федерации, предусматривающее предоставление льгот определенным группам населения, определяет рассматриваемые выплаты как компенсацию расходов организаций, а не оплату соответствующих услуг. Оплату теплоэлектроэнергии осуществляют ее потребители. Органы местного самоуправления производят выплату компенсации расходов продавца теплоэлектроэнергии, а не ее оплату. Они не должны оплачивать услуги, потребителями которых не являются.
В силу изложенного выплаченные суммы компенсации расходов не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, определенным статьей Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации. Более того, п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации прямо установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен реализации, по ценам, установленным для определенных групп потребителей, без сумм компенсации.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелась в виду статья 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
------------------------------------------------------------------
Открытое акционерное общество "Пензаэнерго" документально подтвердило, что суммы, по которым излишне начислен налог на добавленную стоимость, перечислены органами местного самоуправления в качестве компенсации во исполнение соответствующих Федеральных законов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 274, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.05.2004 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-3109/04-450А/17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 30.09.2004 n А49-1263/04-284А/17 Льгота по уплате земельного налога действует в отношении всех земель, на которых размещены объекты мобилизационного назначения.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также