ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 30.09.2004 n А12-5043/04-С29 Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 сентября 2004 года Дело N А12-5043/04-С29

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение от 18 мая 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 29 июня 2004 г. по делу N А12-5043/04-С29 Арбитражного суда Волгоградской области
по заявлению Открытого акционерного общества "Поволжье", г. Волжский Волгоградской области, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области, г. Волгоград, Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Московской области, г. Москва, о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Поволжье" (далее - ОАО "Поволжье") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области от 26.11.2003 N 445/8490 об уплате пени по единому социальному налогу в размере 1119,64 руб.; о признании незаконным действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области, выразившегося в проведении зачета пени по единому социальному налогу в размере 1119,64 руб. переплатой по налогу на добавленную стоимость; о понуждении Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области восстановить на лицевом счете ОАО "Поволжье" сумму в размере 1119,64 руб.; о признании недействительным уведомления от 13.01.2004 N 484.
Определением арбитражного суда от 22.04.2004 произведена замена истца в порядке процессуального правопреемства - ОАО "Поволжье" на ОАО "САН Интербрю", Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области привлечена в качестве второго ответчика по ходатайству истца.
Впоследствии истец уточнил требования и просил признать недействительными требования от 26.11.2003 N 445/8490 об уплате пени по единому социальному налогу в размере 1119,64 руб., признать незаконными действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области, выразившиеся в проведении зачета пени по единому социальному налогу в размере 1119,64 руб. переплатой по налогу на добавленную стоимость, признать недействительным уведомление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области от 13.01.2004 N 484, обязать Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Московской области перечислить на расчетный счет ОАО "САН Интербрю" сумму незаконно взысканных пени в размере 1119,64 руб., обязать Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Московской области возместить ОАО "САН Интербрю" за счет общих поступлений в бюджет в порядке п. 4 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации проценты, рассчитанные на сумму излишне взысканной пени, в размере действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и начисленные со дня, следующего за днем взыскания, - с 06.01.2004 по день фактического возврата.
В судебном заседании истец уточнил последний пункт своих требований и просил обязать Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Московской области возместить ОАО "САН Интербрю" за счет общих поступлений в бюджет в порядке п. 4 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации проценты, рассчитанные на сумму излишне взысканной пени, в размере действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и начисленные со дня, следующего за днем взыскания, - с 07.01.2004 по 18.05.2004 в размере 57,61 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.05.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2004, иск ОАО "САН Интербрю" удовлетворен частично.
Признаны недействительными требование Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области от 26.11.2003 N 484/8490 в части уплаты пени по единому социальному налогу в сумме 1119,64 руб., уведомление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области от 13.01.2004 N 484 как не соответствующие требованиям глав 11, 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
Признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области, выразившиеся в проведении зачета переплаты по налогу на добавленную стоимость в счет погашения недоимки по пени по единому социальному налогу. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судом нормы налогового законодательства применены неправильно, исчисление авансовых платежей по единому социальному налогу производится на основе реальной налоговой базы, в связи с чем за их несвоевременную уплату начисление пени является правомерным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Из материалов дела усматривается, что Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области направила в адрес ОАО "Поволжье" требование об уплате пени от 26.11.2003 N 445/3490 в общей сумме 3037,34 руб., в том числе по единому социальному налогу в сумме 1119,64 руб.
Поскольку в установленный в требовании срок налогоплательщик не произвел перечисление пени, Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области произвела зачет переплаты по налогу на добавленную стоимость в счет неуплаченной пени по единому социальному налогу, направив в адрес налогоплательщика соответствующее уведомление от 13.01.2004 N 484.
Посчитав перечисленные выше действия налогового органа незаконными и нарушающими права, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя требования налогоплательщика и признавая незаконными действия налогового органа, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно ст. 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15 числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Анализ приведенных норм показывает, что за отчетный период по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев единый социальный налог исчисляется исходя из налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов деятельности. Поскольку ежемесячные авансовые платежи подлежат корректировке при исчислении платежей по отчетному периоду, вывод арбитражного суда о том, что начисление пеней возможно в случае просрочки уплаты страховых взносов по итогам отчетных периодов, а не ежемесячных авансовых платежей, является правильным.
Правомерность начисления пени за неуплату или несвоевременную уплату налога, определенного по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, подтверждается п. 20 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
В связи с тем, что начисление суммы пени по единому социальному налогу произведено с нарушением налогового законодательства, действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области по зачету переплаты по налогу на добавленную стоимость в счет погашения пени по единому социальному налогу также обоснованно признаны незаконными.
Правовых оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.05.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 29.06.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-5043/04-С29 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 30.09.2004 n А12-5036/04-С10 Шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд в отношении исков к юридическим лицам является пресекательным и исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного Налоговым кодексом, для бесспорного взыскания соответствующих сумм.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также