ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 16.09.2004 n А12-5463/04-С12 Банк России обслуживает счета бюджетов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 16 сентября 2004 года Дело N А12-5463/04-С12

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение от 30.06.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-5463/04-С12
по иску Прокуратуры Волгоградской области в защиту государственных и общественных интересов к Комитету по образованию Администрации г. Волгограда, г. Волгоград, и Открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий банк "КОР", г. Волгоград, 3-и лица: Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области, г. Волгоград, Департамент финансов Администрации г. Волгограда, о признании недействительным договора на ведение банковского счета,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30 июня 2004 г. по делу N А12-5463/04-С12 Прокурору Волгоградской области отказано в иске к Комитету по образованию Администрации г. Волгограда, г. Волгоград, Открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий банк "КОР" о признании недействительным договора на ведение банковского счета. В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Центральный банк Российской Федерации в лице ГУ ЦБ РФ по Волгоградской области, Департамент финансов Администрации г. Волгограда.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялась.
В кассационной жалобе Прокурор просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении иска. Считает, что суд неправомерно разделил понятия "счет бюджета" и "бюджетный счет"; открытый ответчиками на основании оспариваемого договора счет является счетом бюджета, обслуживание счетов бюджета возложено на Банк России в силу п. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации, конституционность данной нормы подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия кассационной инстанции пришла к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Предметом иска является вопрос о действительности договора N 2297 на ведение банковского счета, заключенного ответчиками 6 мая 2003 г., в соответствии с которым первому ответчику открыт в коммерческом банке бюджетный счет N 40206810000000140249, второй ответчик обязался принимать и зачислять на данный счет денежные средства, а также выполнять распоряжения первого ответчика о перечислении и выдаче денежных средств со счета.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что открытый в соответствии с оспариваемым договором бюджетный счет не является счетом бюджета в понятии ст. ст. 40, 216, 218, 219, 227, 238, 242 и 287 Бюджетного кодекса РФ, так как первый ответчик является бюджетным учреждением - получателем бюджетных средств, а не органом, управляющим счетом бюджета и бюджетными средствами. На счета получателей бюджетных средств (бюджетные счета) требования п. 2 ст. 155 и п. 25 ст. 156 не могут быть распространены.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, вместо "пункта 25 статьи 156" имелись в виду пункты 2, 3 статьи 156 Бюджетного кодекса РФ.
------------------------------------------------------------------
Вывод суда первой инстанции о том, что открытый на основании оспариваемого договора N 2297 от 6 мая 2003 г. бюджетный счет не является счетом местного бюджета применительно к понятию счета бюджета, как счета, на который зачисляются все поступающие доходы соответствующего (в данном случае - местного) бюджета, и осуществляются все расходы бюджета (ст. 216 Бюджетного кодекса РФ), является правильным. В соответствии с Положением ЦБР от 18.06.97 N 61 "Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", действовавшим до 05.12.2002, для учета средств местных бюджетов на счетах органов, исполняющих местный бюджет, в банках открываются пассивные счета за N 40204.
Однако суд первой инстанции не дал правовой оценки характеру и назначению открытого ответчиками на основании оспариваемого договора счета.
Из договора N 2297 от 6 мая 2003 г., заключенного ответчиками, следует, что его предметом является открытие бюджетного банковского счета N 40206810000000140249, распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, производится банком по распоряжению первого ответчика.
На банковских счетах за N 40206 (к которым, в соответствии с приложением N 1 к действовавшим на момент открытия счета Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных учреждениях, расположенных на территории РВ, утв. Приказом ЦБР от 18.06.97, относится и открытый на основании оспариваемого договора банковский счет N 40206810000000140249) подлежат учету средства местных бюджетов, выделенные негосударственным предприятиям, организациям и учреждениям - распорядителям бюджетных средств.
Собственные средства бюджетных учреждений, в том числе средства, полученные от предпринимательской деятельности, отражаются в учете банков на пассивных банковских счетах N 40603, данные счета не являются бюджетными счетами и не относятся к оспариваемому договору.
Следовательно, оспариваемый договор банковского счета предназначен для учета средств местного бюджета, выделенных владельцу счета, как распорядителю бюджетных средств, которым первый ответчик - Комитет по образованию Администрации г. Волгограда - не является.
В соответствии со ст. 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядителем бюджетных средств может быть только орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств местного бюджета, как участник бюджетного процесса, в соответствии со ст. 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств, утверждает сметы доходов и расходов по подведомственным бюджетным учреждениям, осуществляет контроль за использованием бюджетных средств.
При этом как распорядитель, так и получатель бюджетных средств, в силу ст. 215 Бюджетного кодекса, не являются органом, исполняющим бюджет, кассовое исполнение бюджета осуществляется от имени и по поручению всех распорядителей и получателей бюджетных средств уполномоченными органами исполнительной власти, применительно к г. Волгограду таким органом является Департамент финансов Администрации г. Волгограда в силу Положения о бюджетном процессе, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета от 30.10.2002 N 45/845. В соответствии со ст. 216 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей принцип единства кассы, осуществление всех расходов бюджета производится с единого счета бюджета. Данный счет, в соответствии с ч. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ, подлежит открытию в Банке России, конституционность данного положения подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. N 12-П.
В соответствии со ст. 11 ФЗ РФ от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" бюджетный процесс в муниципальном образовании, которым является г. Волгоград, осуществляется в соответствии с положением о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании, разрабатываемом представительными органами местного самоуправления в соответствии с общим принципами бюджетного процесса, установленными Федеральными законами и Законами субъекта РФ.
Установленные Федеральным законом (Бюджетным кодексом РФ) принципы казначейского исполнения бюджета и принцип единства кассы являются обязательными для разработки бюджетного процесса в муниципальном образовании. Данные принципы предусматривают возложение обязанностей кассиров всех распорядителей и получателей бюджетных средств на органы исполнительной власти соответствующего образования, которые осуществляют платежи бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений, а также зачисление всех доходов бюджета и всех бюджетных расходов с единого счета бюджета. Те же принципы закреплены и в ст. 113 Положения о бюджетном процессе в г. Волгограде, которой на Департамент финансов Администрации г. Волгограда возложены функции кассиров всех получателей и распорядителей бюджетных средств и осуществление платежей от имени и по поручению бюджетных организаций. Той же нормой предусмотрено осуществление всех расходов со счета бюджета города и установлен запрет на осуществление операций в процессе исполнения бюджета города, минуя счет бюджета города. Статья 114 Положения о бюджетном процессе в г. Волгограде устанавливает принцип исполнения бюджета города с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в Департаменте финансов г. Волгограда для каждого распорядителя и получателя бюджетных средств.
Более того, Постановлением Администрации г. Волгограда от 17.04.2002 N 292, утвердившим Временный порядок финансирования расходов бюджета города при автоматизированной системе казначейского исполнения бюджета (п. 1.2), предписано закрытие бюджетных счетов распорядителей бюджетных средств бюджета города, открытых в ОАО "АКБ "КОР".
Следовательно, открытие первым ответчиком бюджетного счета распорядителя бюджетных средств в кредитной организации, с закреплением договором банковского счета права первого ответчика, не являющегося органом, на который возложено кассовое исполнение бюджета, самостоятельно распоряжаться находящимися на счете бюджетными средствами, минуя при этом счет бюджета, противоречит ст. ст. 215, 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Договор банковского счета N 2297 от 6 мая 2003 г., заключенный ответчиками, является недействительной (ничтожной) сделкой в силу ст. 168 ГК РФ.
Недействительная сделка, в силу п. 1 ст. 167 ГК РФ, не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. Последствием данной сделки явилось открытие банковского счета первым ответчиком в ОАО АКБ "КОР", в связи с чем требование Прокурора о применений последствий недействительности сделки подлежит удовлетворению путем закрытия счета.
Решение суда первой инстанции принято при ошибочной оценке обстоятельств дела и с неправильным применением норм материального права, что является основанием для его отмены в силу ст. 288 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 июня 2004 г. по делу N А12-5463/04-С12 отменить.
Иск удовлетворить.
Признать недействительным договор N 2297 на ведение банковского счета от 6 мая 2003 г., заключенный Открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий банк "КОР", г. Волгоград, и Комитетом по образованию Администрации г. Волгограда, г. Волгоград.
Применить последствия недействительности сделки в виде обязания Акционерного коммерческого банка "КОР" закрыть банковский счет N 40206810000000140249, открытый Комитету по образованию Администрации г. Волгограда.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 16.09.2004 n А12-13161/03-С40 Арбитражный суд отказал в признании сделки недействительной, т.к. истец не представил доказательств прекращения действия доверенности, в том числе ее отмены вновь избранным руководителем, а также доказательств безвозмездности и притворности сделки.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также