ПРИКАЗ Рослесхоза от 20.01.1997 n 4 ОБ ИТОГАХ ПОЖАРООПАСНОГО СЕЗОНА, ВЫПОЛНЕНИИ ЛЕСОЗАЩИТНЫХ РАБОТ В 1996 ГОДУ И МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ В 1997 ГОДУ


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПРИКАЗ
от 20 января 1997 г. N 4
ОБ ИТОГАХ ПОЖАРООПАСНОГО СЕЗОНА,
ВЫПОЛНЕНИИ ЛЕСОЗАЩИТНЫХ РАБОТ В 1996 ГОДУ
И МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ В 1997 ГОДУ
Прошедший пожароопасный сезон на большей части территории России оказался очень напряженным. Подготовка к сезону проходила при жестком дефиците финансовых средств, что в дальнейшем отрицательно сказалось на ходе борьбы с лесными пожарами.
В течение 1996 года на территории лесного фонда, находящегося в ведении Рослесхоза, возникло более 28,3 тысячи лесных пожаров, которыми было пройдено 1,8 млн. га лесной площади. За последние 50 лет большее количество пожаров наблюдалось только в 1972 году (33,7 тысячи).
В отдельных регионах лесные пожары в результате ураганного ветра принимали характер стихийного бедствия, угрожая населенным пунктам и жизни людей. Почти 1200 пожаров (около 6%) распространились на больших площадях, в том числе в Иркутской области их было допущено 287, в Читинской - 141 , в Республике Саха - 105 , в Хабаровском крае - 107. Это в 2 раза больше, чем в предыдущие годы. Основными причинами их распространения явились несвоевременное обнаружение, задержка с началом тушения, запоздания с наращиванием сил и средств пожаротушения и в отдельных случаях - неумелые или нерешительные действия руководителей органов управления лесным хозяйством.
Анализ поступивших материалов показал, что многие органы управления лесным хозяйством крайне неудовлетворительно осуществляют контроль за соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.
По этой причине возникло подавляющее большинство пожаров (до 80%). Объем составленных протоколов по нарушениям Правил остается низким, не по всем из них решается вопрос о взыскании штрафов. Так, государственными органами управления лесным хозяйством Тульской и Курской областей не было составлено ни одного протокола, Белгородской - лишь 4, Республики Алтай - 5 и Краснодарского края - 12.
В течение года работниками государственной лесной охраны выявлено 537 виновников возникновения пожаров, с которых взыскано только 1,2 млрд. рублей. Вместе с тем, прямой ущерб, причиненный лесными пожарами, превышает 1,4 трлн. рублей.
В лесхозах слабо организована работа по созданию следственно - оперативных групп с привлечением работников милиции, недостаточно ведется контроль за ходом расследования дел, направленных в следственные органы. Из принятых к рассмотрению 3 тыс. дел только 364 переданы для взыскания ущерба. Медленными темпами ведется обустройство мест отдыха, установка аншлагов. Недостаточны объемы и качество агиттехпропаганды.
В 1996 году лесопатологическая ситуация в лесах России продолжала ухудшаться, в основном, за счет массового размножения хвоегрызущих насекомых и прежде всего сибирского шелкопряда. План работ по защите леса в 1996 году выполнен практически в полном объеме. Проведенные на площади 346 тыс. га истребительные мероприятия позволили локализовать основную часть очагов сибирского шелкопряда в Красноярском крае. Ведение лесопатологического мониторинга на площади 6,0 млн. га и лесопатологические обследования, в целом, обеспечивают контроль за развитием очагов вредителей леса, за исключением очагов сибирского шелкопряда, вспышка размножения которого приняла пандемический характер (Красноярский и Приморский края, Томская и Иркутская области, Республика Тыва). Особую тревогу вызывают очаги вредителя в Приморском крае, где на площади 130 тыс. га в 1997 году потребуется проведение истребительных мероприятий.
В целом по России в 1997 году необходимо обследовать 14589,93 тыс. лесных насаждений и на площади около 610 тыс. га провести истребительные меры борьбы.
В целях обеспечения охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней в 1997 году приказываю:
1. Государственным органам управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации:
1.1. Рассмотреть на коллегиях итоги пожароопасного сезона 1996 года с приглашением представителей администраций, местных подразделений систем МЧС России, МВД России, Госкомэкологии России, Минсельхозпрода России, предприятий гражданской авиации и определить конкретные мероприятия, обеспечивающие надлежащую охрану и защиту лесов в 1997 году.
1.2. Организовать в I квартале 1997 года переподготовку работников государственной лесной охраны по вопросу составления документации по нарушениям правил пожарной безопасности в лесах, прохождения дел по привлечению виновных к административной, материальной, уголовной ответственности и взыскания причиненного ущерба.
1.3. До начала пожароопасного сезона провести в соответствии с утвержденной Рослесхозом программой обучение работников государственной лесной охраны по технологии и тактике тушения лесных пожаров, технике безопасности при производстве этих работ, а также действиям в экстремальных ситуациях. Совместно с территориальными подразделениями МЧС России, МВД России, предприятиями, непосредственно работающими в лесу, провести учения по отработке технологии и тактики тушения лесных пожаров.
1.4. Обеспечить своевременное приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты людей, направляемых на тушение лесных пожаров.
1.5. Провести в марте 1997 года месячник комплексной проверки по подготовке к пожароопасному сезону лесхозов, авиабаз, предприятий, работающих в лесу. В каждом конкретном случае рассмотреть степень готовности этих предприятий и при необходимости решать вопрос о приостановке их деятельности до устранения недостатков.
1.6. В ходе подготовки к пожароопасному сезону активизировать агитационно - разъяснительную и профилактическую работу, обратив особое внимание на ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации. Обеспечить обустройство мест отдыха, установить агитплакаты и аншлаги вдоль дорог, обратив особое внимание на леса рекреационного значения.
1.7. Обеспечить первоочередное авансирование работ по проведению подготовительных мероприятий к пожароопасному сезону.
1.8. Обеспечить максимальное использование собственных средств на проведение профилактических мероприятий и подготовку к пожароопасному сезону. Проработать с органами исполнительной власти вопросы по оказанию финансовой помощи для обеспечения своевременной подготовки к пожароопасному сезону, приобретения горюче - смазочных материалов и продуктов питания.
1.9. Организовать изучение членами Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации. Согласование сроков открытия весенней и осенней охоты проводить с учетом складывающейся пожарной обстановки в лесах.
1.10. Рассмотреть с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопрос об освобождении лесхозов на пожароопасный сезон от местных налогов с целью направления высвобождаемых средств на борьбу с лесными пожарами, приобретения противопожарной техники и средств связи.
1.11. До начала пожароопасного сезона по согласованию с органами местного самоуправления провести вдоль дорог и по границе с землями сельскохозяйственного назначения контролируемые выжигания напочвенных горючих материалов с целью сокращения количества лесных пожаров и уменьшения ущерба от них. Провести организационную работу по созданию дополнительных наблюдательных пунктов на господствующих высотах или других высотных объектах.
1.12. Совместно с органами местного самоуправления обеспечить выполнение комплекса мероприятий по противопожарному обустройству лесных массивов, прилегающих к населенным пунктам.
1.13. Обеспечить взаимодействие с правоохранительными и следственными органами по вопросам выявления лиц, виновных в возникновении и распространении лесных пожаров, привлечения их к ответственности и взыскания с них причиненного ущерба.
1.14. В периоды чрезвычайной пожарной опасности в местах въезда в лес организовать контрольно - пропускные пункты, создать мобильные группы из наиболее подготовленных работников государственной лесной охраны и инспекторов службы милиции для проведения патрулирования в наиболее опасных в пожарном отношении лесных участках, обеспечив их средствами защиты и радиосвязи. Сосредоточить внимание государственной лесной охраны на проведении профилактических мероприятий в местах массового отдыха населения.
1.15. Совместно с территориальными управлениями Госкомэкологии России, станциями юннатов провести 1 тур ежегодного Всероссийского конкурса "Подрост".
1.16. Совместно с территориальными органами МЧС России, МВД России, Госкомрезерва России разработать на случай возникновения значительного количества крупных лесных пожаров, выходящих из-под контроля, и объявления чрезвычайной ситуации, порядок привлечения на их ликвидацию подразделений гражданской обороны и пожарной охраны, а также возможность выделения при необходимости продуктов питания, снаряжения, оборудования, горюче - смазочных материалов из государственного резерва.
1.17. Разработать и согласовать с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планы по проведению в средствах массовой информации агитационно - разъяснительной кампании, направленной на соблюдение правил пожарной безопасности в лесу и ознакомление со способами тушения обнаруженных загораний.
1.18. Осуществлять своевременное информирование правоохранительных, следственных органов по всем фактам возникновения лесных пожаров. В необходимых случаях обеспечивать своевременную доставку следственно - оперативных групп к местам лесных пожаров для проведения качественного дознания и расследования.
1.19. О ходе выполнения мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону представить информацию в Управление охраны и защиты леса к 20 апреля 1997 года.
2. Предупредить руководителей государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, начальников баз авиационной охраны лесов об их персональной ответственности за своевременное проведение подготовительных мероприятий к пожароопасному сезону.
3. Центральной базе авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" (Андреев Н.А.):
3.1. До начала пожароопасного сезона составить план использования собственной авиации. Согласовать с органами исполнительной власти места базирования воздушных судов и обеспечения их авиаГСМ.
3.2. Организовать в составе Владимирского государственного авиапредприятия "Авиалесоохрана" авиазвено из самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-8МТВ для борьбы с вредителями и болезнями леса.
3.3. Проработать вопрос создания филиала Владимирского государственного авиапредприятия "Авиалесоохрана" в Красноярском крае.
3.4. Произвести закупку 100 тонн химикатов, 300 тонн взрывчатых веществ и 50 тонн пенообразователя, используемых при борьбе с лесными пожарами.
3.5. При осуществлении авиапатрулирования лесов перейти на использование малоэнергоемкой авиации.
4. Всероссийскому институту повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (Петров А.П.) и Институту повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства Сибири и Дальнего Востока (Пашко В.И.) включить в учебно - тематические планы всех групп обучающихся изучение вопросов по охране лесов от пожаров и способам лесоохранной пропаганды.
5. Контрольно - правовому управлению (Шуваев Ю.П.) осуществить контроль за ходом рассмотрения вопросов по внесению изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях по предложениям Рослесхоза.
6. Заместителю руководителя Рослесхоза Е.П. Кузьмичеву, Управлению науки и техники (Тепляков В.К.):
6.1. Активизировать деятельность отраслевых институтов по разработке перспективных средств пожаротушения.
6.2. Поручить:
ВНИИЦлесресурсу (Страхов В.В.) разработать и издать на основе хоздоговора в 1997 году Методические рекомендации по созданию противопожарных полос выжиганием проводников горения;
ВНИИЛМу (Кожухов Н.И.) разработать в 1997 году на хоздоговорной основе Инструкцию по определению экономического ущерба от лесных пожаров и издать ее к началу пожароопасного сезона 1998 года;
СПбНИИЛХу (Чмыр А.Ф.) разработать в 1997 году техническое задание на доработку телевизионного лазерного дальномерного комплекса для обнаружения лесных пожаров, отвечающего требованиям наземной охраны лесов.
6.3. Предусмотреть в плане НИР СПбНИИЛХа (Чмыр А.Ф.) на 1997 год разработку рекомендаций по установлению уровней (интенсивности) охраны лесов в зависимости от хозяйственно - экологических, биологических и региональных особенностей лесного фонда.
6.4. Предусмотреть в плане НИОКР отраслевых институтов разработку концепции и рекомендаций по применению управляемого огня в лесохозяйственном производстве.
7. Управлению охраны и защиты леса (Сергеенко В.Н.), Управлению экономики (Вержевикина Г.А.), Управлению науки и техники (Тепляков В.К.) в течение 1997 года разработать с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств проект Государственной программы охраны лесов от пожаров на 1998 - 2005 годы, согласовать его в установленном порядке и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации в I полугодии 1997 года.
8. Управлению лесовосстановления и защитного лесоразведения (Васильев Б.И.) обеспечить контроль за выполнением органами управления лесным хозяйством мероприятий по противопожарному обустройству участков вновь создаваемых хвойных лесных культур, а также способствовать широкому распространению смешанных лесных культур.
9. Управлению международного сотрудничества и связей с общественностью (Корниенко А.П.), Управлению охраны и защиты леса (Сергеенко В.Н.):
9.1. До 01.03.97 разработать план реализации мероприятий по обеспечению охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней, одобренных на заседании Правительственной комиссии по окружающей среде и природопользованию (протокол заседания N 1 от 28.02.96).
9.2. В течение 1997 года совместно с Минобразованием России организовать разработку учебного пособия "Лес и человек" для внеклассного изучения в 8 - 9 классах средней школы.
10. Управлению кадров (Мякишев В.А.) активизировать работу с государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и Центральной базой авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" (Андреев Н.А.) по поощрению и представлению к правительственным наградам работников, наиболее отличившихся в охране лесов от пожаров и их тушению.
11. Заместителю руководителя Рослесхоза М.Ю. Клинову, Управлению экономики (Вержевикина Г.А.), Управлению финансов (Сарычева Н.И.), Управлению охраны и защиты леса (Сергеенко В.Н.):
11.1. В первом квартале решить вопрос

РАСПОРЯЖЕНИЕ ГТК РФ от 20.01.1997 n 01-16/4 ОБ ИТОГАХ ИСПОЛНЕНИЯ В 1996 ГОДУ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также