ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ (утв. МПС РФ 25.11.1996 n ЦМ-407, МЧС РФ 31.10.1996 n 9/733/3-2)


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
Ю.М.ГЕРАСИМОВ
25 ноября 1996 г. N ЦМ-407
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
А.Н.ЧЕЛЫШЕВ
31 октября 1996 г. N 9/733/3-2
Согласовано
Заместитель Председателя
Федерального горного и
промышленного надзора
Н.Н.КАРНАУХ
28 октября 1996 г. N 03-35/287
ПРАВИЛА
БЕЗОПАСНОСТИ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила безопасности разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.92 N 833 "О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации".
1.2. Настоящие Правила определяют меры безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, а также для предприятий и организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей и ликвидацию последствий аварийных ситуаций.
1.3. Аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.
1.4. Действия работников железнодорожного транспорта и привлеченных формирований при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств грузов (пожаровзрывоопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.), с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами перевозок опасных грузов.
1.5. Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках (Приложение 2 к настоящим Правилам). Групповые аварийные карточки включают опасные грузы с аналогичными показателями транспортной опасности, характер необходимых действий при ликвидации последствий аварийных ситуаций с которыми совпадает или различается незначительно.
Аварийная карточка содержит:
указания по применению средств индивидуальной защиты;
необходимые указания по действиям при аварийной ситуации:
- общего характера;
- при утечке, разливе и россыпи;
- при пожаре;
указания по нейтрализации;
указания по мерам первой помощи.
Порядок осуществления обязательных общих мер при авариях с различными опасными грузами приведен в разделе 2 настоящих Правил.
Необходимые для ликвидации аварийной ситуации средства приведены в Приложении 3 настоящих Правил.
Указания по доврачебной помощи представлены в аварийных карточках и в п. 5.9 настоящих Правил.
Указания по врачебной помощи предусмотрены в медицинских аварийных карточках.
1.6. Алфавитный указатель (Приложение 4.1 к настоящим Правилам) содержит наименования опасных грузов с указанием для каждого груза соответствующего номера аварийной карточки.
Если по какой-либо причине точное наименование груза установить не удалось, но известен номер ООН груза, то номер аварийной карточки следует искать по Прил. 4.2 к настоящим Правилам. При отсутствии наименования и номера ООН груза следует руководствоваться предписаниями Приложения 5 к настоящим Правилам.
1.7. При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождаемыми проводниками или специалистами грузоотправителя (грузополучателя), последние обязаны:
а) принять все необходимые меры к предотвращению угрозы людям, повреждения подвижного состава, сооружений, грузов, других последствий;
б) установить возможность и условия дальнейшего следования грузов и при необходимости совместно с локомотивной бригадой принять меры к прекращению движения поездов, маневровой работы и к недопущению доступа посторонних лиц в опасную зону;
в) после осмотра места происшествия доложить о создавшейся обстановке и мероприятиях по обеспечению безопасности: на перегоне - машинисту локомотива, на станции - дежурному по станции;
г) по прибытии на место аварийной ситуации аварийно-восстановительных и пожарных подразделений сообщить их руководителям о состоянии груза, подвижного состава и мерах безопасности при ведении аварийно-восстановительных и спасательных работ.
Осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в части мер безопасности при выполнении работ с указанными грузами или вагонами, содержащими сопровождаемый груз, производится по согласованию с сопровождающими их проводниками или специалистами и при их участии.
1.8. Восстановительные и пожарные поезда железных дорог к месту происшествия направляются в порядке, действующем на железнодорожном транспорте. Личный состав указанных поездов и другие работники железных дорог, привлеченные к ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, должны быть обучены правилам пользования средствами индивидуальной защиты и обеспечены ими в соответствии и в порядке, установленном МПС России. Восстановительные и пожарные поезда осуществляют ликвидацию аварийных ситуаций с опасными грузами в пределах своих тактико-технических возможностей. Исходя из конкретной обстановки в состав восстановительного поезда может быть включен вагон с медицинским оборудованием. Медицинский персонал направляется в составе восстановительных и пожарных поездов в установленном МПС России порядке.
1.9. Для ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами привлекаются силы и средства грузоотправителя (грузополучателя), которые после получения требования от железной дороги должны быть направлены немедленно таким видом транспорта, который обеспечил бы прибытие их к месту происшествия в возможно короткий срок.
1.10. При возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами управления (отделения) железных дорог привлекают в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов газоспасательных, горноспасательных и других аварийных служб региона, близлежащих предприятий, пожарные подразделения населенных пунктов и объектов. Указанные службы и специалисты выезжают на место происшествия с необходимыми для ликвидации аварийной ситуации средствами и техникой. Привлекаемые организации вправе пользоваться не только рекомендациями аварийных карточек, но и специфическими нейтрализаторами, методами и способами ликвидации аварийных ситуаций, средствами индивидуальной защиты, и обязаны обеспечить средства индивидуальной защиты для всего персонала организации, участвующей в ликвидации аварийной ситуации.
Управления железных дорог в пределах своего региона заблаговременно определяют с территориальными органами МЧС России перечень предприятий, имеющих аварийные службы или соответствующих специалистов, а также номенклатуру опасных грузов, в ликвидации аварийных ситуаций с которыми эти предприятия могут принять участие. Перечень этих предприятий утверждается местной администрацией по представлению управлений железных дорог.
Кроме того, к ликвидации последствий аварийных ситуаций привлекаются невоенизированные формирования и воинские подразделения, входящие в территориальную подсистему Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), порядком, предусмотренным двусторонним соглашением между МЧС России и МПС России.
Порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения о наличии пожароопасных, ядовитых, коррозионных свойств опасных грузов приведены в Приложении 7 к настоящим Правилам.
1.11. Министерства, ведомства, перечисленные в Приложении 8 к настоящим Правилам, а также другие министерства, ведомства, подведомственные предприятия которых отгружают опасные грузы, представленные в перечне, согласованном МПС России и МЧС России, должны иметь центральные службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с указанными грузами и соответствующие территориальные организации. Места их дислокации, номера телефонов и другие средства связи указаны в Приложении 8 к настоящим Правилам. В случае изменения указанных сведений, а также при организации нового центрального или территориального органа адреса, номера телефонов и т.д. должны быть немедленно сообщены в МПС России соответствующим министерством, ведомством или организацией.
По решению соответствующего министерства, ведомства функции центральной службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами могут быть возложены на центральный диспетчерский аппарат данного министерства, ведомства или организации.
1.12. Порядок проведения основных мероприятий по нейтрализации и дегазации приведен в соответствующем разделе аварийной карточки и разд. 6 настоящих Правил.
Обеспечение нейтрализующими веществами подразделений, участвующих в ликвидации последствий аварии, производится предприятиями-грузоотправителями (грузополучателями) или близлежащими предприятиями исходя из минимальных норм расхода, приведенных в п. 6.3 настоящих Правил, по заявке руководителя работ по ликвидации аварийной ситуации.
2. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ С ОПАСНЫМИ
ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ
2.1. К перевозке опасных грузов допускаются локомотивные бригады, прошедшие обязательный инструктаж, изучившие требования и обеспеченные комплектом настоящих Правил, имеющие соответствующий допуск к работе с опасными грузами (на основании инструкции), снабженные средствами индивидуальной защиты (СПИ-20 или аналогичными), аптечкой и комплектом переносных радиостанций.
При возникновении аварийных ситуаций на перегоне машинист локомотива незамедлительно сообщает об этом установленным порядком по поездной радиосвязи или любым другим возможным в создавшейся ситуации видом связи поездному диспетчеру и дежурным по ближайшим станциям, ограничивающим перегон. Машинист локомотива и его помощник имеют право вскрыть пакет с перевозочными документами.
Схема оповещения причастных работников при возникновении аварийной ситуации представлена на рисунке 1.
Перегон,
станция ----------¬ -------------¬ -----------------------¬
¦Начальник¦<-------¬ ¦Локомотивная¦ ¦ ------------¬ ¦ ------------------¬
¦ станции ¦ ¦ ¦бригада, ¦ ¦ ¦Аварийно- ¦ ¦ ¦Грузоотправитель,¦
L---------- ¦ ¦другие ра- ¦ ¦ ¦восстанови-¦ ----+->¦грузополучатель, ¦
¦ ¦ботники ¦ ¦-->¦тельные ¦ ¦ ¦ ¦владелец подвиж- ¦
¦ L-----T------- ¦¦ ¦подразделе-¦ ¦ ¦ ¦ного состава ¦
¦ ¦ ¦¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ L------------------
¦ / ¦¦ L------------ ¦ ¦
----------------------------¬ ¦ -------------¬ ¦¦ ----------------- L------¬
/ ¦ L-+Дежурный по ¦ ¦¦ ¦ ¦
---------¬ ------------¬ L---+ станции, +--¦ ¦--------------------------+---------¬
¦Штаб ГО ¦ ¦Пожарный и ¦ ¦ маневровый ¦ ¦ ¦¦ / ¦
¦ района ¦ ¦восстанови-¦<-------¬ ¦ диспетчер ¦ ¦ ¦¦ -----------¬ ¦
¦(города)¦ ¦тельный по-¦<------¬¦ L-----T------- ¦ ¦+------------------->¦ЛУВД-ЛОВД,¦ ¦
L-T------- ¦езда ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ОВД ¦ ¦
¦ L------------ ¦¦ / ¦ ¦¦ L---T------- ¦
¦ ¦¦ -------------¬ ¦ ¦¦ ----------------¬ ¦ /
¦ Отделение------------¬ ¦L-+ Поездной +--- ¦¦ ¦Начальник отде-¦ ¦ ------------------¬
¦ железной ¦Служба вое-¦ ¦ ¦ диспетчер ¦ ¦¦ ¦ления железной ¦ ¦ ¦Дежурный помощник¦
¦ дороги ¦низирован- ¦<- - -¬¦ L-----T------- ¦¦-->¦дороги (началь-¦ ¦ ¦военного комен- ¦
¦ ¦ной охраны ¦ ¦¦ ¦ ¦¦¦ ¦ник железной ¦ ¦ ¦данта железнодо- ¦
¦ L------------ ¦ ¦ ¦¦¦ ¦дороги) +¬ ¦ ¦рожного участка и¦
¦ ¦¦ ¦ ¦¦¦ LT---------------¦ ¦ ¦станции ¦
¦ ------------¬ ¦ ¦ ¦¦¦ ¦ Председатель ¦ ¦ L-----------T------
¦ ¦Начальник ¦ ¦¦ ¦ ¦¦¦ ¦ комиссии по ¦ ¦ ¦
¦ ¦отдела гру-¦<- -¬ ¦ ¦ ¦¦¦ ¦ ликвидации ¦ ¦ ¦
¦ ¦зовой и ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦¦¦ ¦ чрезвычайных ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммерче- ¦ ¦ / ¦¦¦ ¦ ситуаций ¦ ¦ ¦
¦ ¦ской работы¦ ¦ ¦¦ -------------¬ ¦¦¦ L---------------- ¦ ¦
¦ L------------ L--+Дежурный по +-----¦¦ ¦ ¦
/ ¦ L- -+отделению +------¦ -----------------¬ ¦ /
---------¬ ------------¬ ¦(управлению)+------- ¦Главный врач ¦ ¦ ---------¬
¦Штаб ГО ¦ ¦Ревизор по ¦ L- - -+железной до-+-------->¦центра санэпид- ¦ ¦ ¦Дежурный¦
¦области,¦<--+безопаснос-¦<---------+роги ¦ ¦надзора отделе- ¦ ¦ ¦офицер ¦
¦края, ¦ ¦ти движения¦ L-----T------- ¦ния железной ¦ L----¬ ¦Управле-¦
¦респуб- ¦ ¦поездов ¦ ¦ ¦дороги ¦ ¦ ¦ния во- ¦
¦лики ¦ L---T-------- / L----T------------ ¦

ПРИКАЗ Минфина РФ от 25.11.1996 n 881 О ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНОГО ЗАЧЕТА  »
Постановления и Указы »
Читайте также