ИНФОРМАЦИЯ Минобразования РФ от 13.11.1996 n 01-32-1118/16-10 О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВОМ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФС РФ ОБРАЗОВАНИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 13 ноября 1996 г. N 01-32-1118/16-10
О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВОМ
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФС РФ
"ОБРАЗОВАНИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ"
Завершен первый этап реализации Федеральной программы развития образования, в результате чего осуществлен в целом переход к личностно ориентированной модели образования и технологиям развивающего обучения.
Комплекс организационно - управленческих и содержательно значимых мер позволил сохранить единое образовательное пространство России, а с другой стороны, способствовал развитию национальных систем образования и регионализации образовательного пространства.
На основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации создаются программы и учебники для различных видов учебных заведений: гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением ряда предметов. Они нацелены на социализацию личности, на адаптацию ее к новым социально - экономическим условиям.
На начало 1996 года в Российской Федерации работало более 70 тысяч общеобразовательных учреждений различных видов и типов с числом учащихся свыше 21 миллиона человек. Из них нетрадиционных (лицеи, гимназии, колледжи и т.п.) насчитывается 3237. Число учреждений повышенного уровня образования приблизилось к среднестатическим показателям зарубежных государств.
В штаты общеобразовательных учреждений введены школьные психологи, социальные педагоги, валеологи. Появились такие типы образовательных учреждений, которые обеспечивают личностную ориентацию субъектов обучения: центры образования населения, службы психолого - медико - педагогической реабилитации, центры психологической помощи и диагностики. Их на начало учебного года было более 800.
Принципиально важными являются следующие позиции:
- в законодательстве закреплены актуальные вопросы отношений собственности в образовании, созданы правовые гарантии защиты государственных образовательных учреждений от приватизации;
- разработаны и подписаны двусторонние соглашения о развитии образования между министерством и правительствами, администрациями 68 субъектов Российской Федерации.
Наиболее радикальные изменения происходят в области гуманитарного образования, это связано с необходимостью введения и укрепления гражданско - правовых курсов как в начальной, так и в основной школе. Сохраняется светский характер образования.
Негосударственные образовательные учреждения реализуют право граждан на свободу выбора образовательного учреждения, образовательной программы. Число этих учреждений выросло почти вдвое по сравнению с 1993 годом и составляет в настоящее время около 1% от общего числа школ России.
В принятом 13 января 1996 г. Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" устранены некоторые противоречия, касающиеся правовой базы и развития негосударственных общеобразовательных учреждений. Дальнейшему расширению их сети мешают такие проблемы, как отсутствие механизмов введения в действие государственного нормативного финансирования, аттестации и аккредитации, аренды помещений.
Характеризуя современную ситуацию с разработкой государственных образовательных стандартов, программ и учебников, следует отметить, что среди авторов - разработчиков нет иностранцев.
Исключение составляют авторы "Геометрии" (Погорелов - Украина). "Математика" для 5 - 6 классов (Нурк - Эстония) и некоторых учебников иностранных языков, в авторские коллективы которых, состоящие из россиян, входят иностранцы - носители языка.
Институтом "Открытое общество" (Фонд Д. Сороса) издан ряд вспомогательных пособий в рамках культурной Программы "Обновление гуманитарного образования в России", которые не имеют грифа министерства. Но два лучших из них после экспертизы были рекомендованы для общеобразовательных учреждений (А. Малышевский "Мир человека. 10 - 11 классы", И. Чернова и др. "Основы экологии. 9 кл.").
Министерство обратилось в иностранные издательства, аккредитованные в России, с предложением провести экспертизу иностранных учебников, предлагаемых инофирмами напрямую школам. Проведенная с согласия издательств экспертиза выявила ряд учебников, которые не могут быть использованы в России. Органы управления образованием субъектов РФ поставлены об этом в известность.
Все вузовские учебные пособия, которые подготовлены в рамках открытых конкурсов "Гуманитарное образование в высшей школе" и "Гуманитарные науки - гуманитарному образованию" прошли серьезную экспертизу.
В результате издано пробным тиражом несколько пособий, большинство которых подготовлено российскими учеными и педагогами, кроме нескольких переводных работ.
В целях реализации Федеральной программы развития образования в России подготовлен федеральный учебно - методический комплект учебников на 1997/98 учебный год с учетом обновления содержания образования и возможностью выбора альтернативных учебников.
Для обеспечения своевременного выпуска учебной литературы значительно расширена издательско - полиграфическая база. Если в 1995 году в издании федерального комплекта учебников приняли участие семь издательств, то в 1996 г. - двадцать одно.
Привлечены к учебному книгоизданию под правительственные гарантии финансовые средства крупных российских банков: Менатепа, Тверьуниверсалбанка, Сбербанка. Проведена работа с субъектами Федерации о необходимости регионального дофинансирования федерального комплекта учебной литературы. Сорок пять регионов заложили в местные бюджеты средства на издание и доставку федерального комплекта учебников, что составило 25% от потребности.
Вместе с тем реализация Федеральной программы развития образования сдерживается недостаточностью финансирования отрасли из средств федерального бюджета. Следствием являются сбои с обеспечением школьными учебниками, необходимость привлечения иностранных фондов к участию в конкурсах образовательных программ, проектов, учебников как для общеобразовательной, так и высшей школы.
Несмотря на приложенные усилия заказ на учебную литературу в 1995/96 учебном году был выполнен на 70,1%, издание комплекта учебной литературы на текущий год по состоянию на 28.10.96 составило 60% от минимально необходимого.
Объективными причинами отставания в обеспечении федеральным комплектом учебников являются, во-первых, некредитоспособность большинства регионов оплачивать производство и доставку учебников, во-вторых, даже дополнительное финансирование субъектами Федерации приобретения комплекта учебников, которое предусмотрено статьями 19 и 60 федерального бюджета 1996 г. в размере 500 миллиардов рублей, не покрывает общую стоимость заказа, составляющую 1,2 триллиона рублей.
В-третьих, издание федерального комплекта учебников массовым тиражом является длительным технологическим процессом и требует значительных оборотных средств. Использование коммерческих кредитов приводит к резкому повышению цен на учебники. Так, более одной трети общего количества учебников изготовлены в 1996 году на средства самих издательств и поступили в продажу по коммерческим ценам.
Наконец, следует учитывать специфику издания малотиражных учебников на родных языках национальных меньшинств, где стоимость букваря составляет 100 тыс. рублей за экземпляр. Цена учебника для специальных учебных заведений, например, выполненного шрифтом Брайля, колеблется от 200 тыс. до 600 тыс. рублей.
Остро стоит проблема нормативного финансирования образовательных учреждений. В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.96 N 769 ведется подготовка проекта Федерального закона "О государственных минимальных социальных стандартах" для внесения его на рассмотрение Госдумой. Министерством разработаны соответствующие предложения к определению минимального уровня обеспечения населения услугами учреждений общего среднего образования. Кроме того, министерство внесло в Правительство России проекты постановления и плана действий по развитию механизма нормативного и подушевого финансирования учреждений общего среднего образования.
Известные трудности с финансированием сказываются крайне негативно на положении в отрасли не только в настоящее время, но и приведут к негативным последствиям в перспективе. Так, устаревает учебное оборудование. Средств на его поддержание, ремонт, покупку нового не выделяется. Не используются в полной мере возможности учебно - производственных мастерских, экспериментально - опытных производств и заводов, производящих учебно - наглядные пособия, учебную технику и лабораторное оборудование. Подведомственно министерству 71 такое предприятие, где возможно изготовление продукции на сумму не менее чем 20 - 25 млрд. рублей в месяц. Фактически имеющиеся мощности простаивают или используются не по назначению, а на складах хранится невостребованной техники на сумму в 14 млрд. рублей. Это приводит к потере высококвалифицированных кадров, свертыванию и перепрофилированию производства.
Министерство видит решение этой проблемы в выделении из госбюджета ежегодно 250 - 300 млрд. рублей на реализацию программы производства и оснащения учебных заведений техникой, научным оборудованием, наглядными пособиями, специализированной мебелью или в предоставлении налоговых льгот предприятиям, производящим и реализующим продукцию для системы образования.
При подготовке проекта бюджета на 1997 год министерством представлены расчеты, обосновывающие необходимость финансирования образования в сумме 38430,0 млрд. рублей, однако Минфином России объем финансирования сокращен до 11148,7 млрд. рублей. Предложения рассматривать все статьи расходов учебных заведений в качестве защищенных не принимаются.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

ПРИКАЗ ГТК РФ от 13.11.1996 n 691-а ОБ ИТОГАХ КОМПЛЕКСНОЙ ИНСПЕКТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УРАЛЬСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также