ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22.02.2000 n 149 (с изм. от 21.10.2004) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ НА 2000 - 2006 ГОДЫ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2000 г. N 149
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ" НА 2000 - 2006 ГОДЫ
(с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 21.10.2004 N 1355-р)
В целях комплексного решения проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000 - 2006 годы (далее именуется Программа).
2. Утвердить: Распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р государственным заказчиком - координатором Программы определен Росатом. Министерство Российской Федерации по атомной энергии - государственным заказчиком - координатором Программы; Распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р государственными заказчиками Программы определены МЧС России, Росздрав, Роспром, Росприроднадзор, Ростехнадзор. Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Российское агентство по судостроению и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности - государственными заказчиками Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке проектов федерального бюджета включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в 2001 - 2006 годах за счет средств федерального бюджета.
Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей федерального бюджета.
Финансирование в 2000 году мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию федеральных целевых программ, являющихся составной частью Программы.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании мероприятий Программы в пределах средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.
5. Признать утратившими силу с 1 января 2001 г.:
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 1030 "О федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 - 2005 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 44, ст. 4184);
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1085 "О федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 45, ст. 4340).
6. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по атомной энергии рассмотреть вопрос о включении подраздела "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности России" в приложение 3 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 февраля 2000 г. N 149
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ"
НА 2000 - 2006 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ"
НА 2000 - 2006 ГОДЫ
(с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 21.10.2004 N 1355-р)
Наименование - Федеральная целевая программа "Ядерная
Программы и радиационная безопасность России"
на 2000 - 2006 годы
Основание для - поручение Президента Российской Федерации
разработки от 11 декабря 1996 г. N Пр-2214
Программы
------------------------------------------------------------------
Распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р
государственным заказчиком - координатором Программы определен
Росатом. Государственный - Министерство Российской Федерации по атомной
заказчик - энергии
координатор
Программы
------------------------------------------------------------------
Распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р
государственными заказчиками Программы определены МЧС России,
Росздрав, Роспром, Росприроднадзор, Ростехнадзор. Государственные - Министерство Российской Федерации по атомной
заказчики энергии, Министерство Российской Федерации
Программы по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, Министерство здравоохранения
Российской Федерации, Министерство науки и
технологий Российской Федерации, Министерство
экономики Российской Федерации,
Государственный комитет Российской Федерации
по охране окружающей среды, Российское
агентство по судостроению, Федеральный надзор
России по ядерной и радиационной безопасности
Основные - научно - исследовательские и опытно -
исполнители конструкторские организации и предприятия
Программы Министерства Российской Федерации по атомной
энергии, Министерства внутренних дел
Российской Федерации, Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, Министерства
здравоохранения Российской Федерации,
Министерства обороны Российской Федерации,
Министерства образования Российской
Федерации, Министерства природных ресурсов
Российской Федерации, Министерства путей
сообщения Российской Федерации, Министерства
сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации, Министерства топлива и
энергетики Российской Федерации, Министерства
транспорта Российской Федерации, Министерства
экономики Российской Федерации, Министерства
юстиции Российской Федерации,
Государственного комитета Российской
Федерации по охране окружающей среды,
Государственного комитета Российской
Федерации по стандартизации и метрологии,
Государственного комитета Российской
Федерации по строительству и жилищно -
коммунальному комплексу, Государственного
таможенного комитета Российской Федерации,
Федеральной службы России по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды, Федеральной службы безопасности
Российской Федерации, Федеральной службы
лесного хозяйства России, Российского
агентства по судостроению, Федерального
надзора России по ядерной и радиационной
безопасности, Федерального управления
медико - биологических и экстремальных
проблем при Министерстве здравоохранения
Российской Федерации, Российской академии
наук, Российской академии архитектуры
и строительных наук, Российской академии
медицинских наук, Российской академии
сельскохозяйственных наук, а также
Российский научный центр "Курчатовский
институт" и другие организации, определяемые
на конкурсной основе в соответствии
с Федеральным законом "О конкурсах на
размещение заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных нужд"
Основные - Министерство Российской Федерации по атомной
разработчики энергии, государственный научный центр
Программы Российской Федерации - Физико -
энергетический институт имени академика
А.И. Лейпунского
Цель и основные - целью Программы является комплексное решение
задачи Программы проблемы обеспечения ядерной и радиационной
безопасности государства, направленное на
снижение до социально приемлемого уровня
риска радиационного воздействия на человека
и среду его обитания объектов использования
атомной энергии и источников ионизирующего
излучения техногенного и природного
происхождения.
Основными задачами Программы являются:
комплексное решение проблемы обращения
с радиоактивными отходами и отработавшими
ядерными материалами для предотвращения их
вредного воздействия на человека и окружающую
среду;
обеспечение ядерной и радиационной
безопасности предприятий ядерного топливного
цикла;
обеспечение безопасности действующих и
выводимых из эксплуатации атомных
электростанций, опытных и исследовательских
реакторов, критических и подкритических
стендов;
развитие перспективных направлений
использования атомной энергии с обеспечением
повышенного уровня ядерной и радиационной
безопасности, в том числе для замещения более
опасных в экологическом отношении технологий;
совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
кадров в области использования атомной
энергии;
разработка системы государственного учета
и контроля ядерных материалов и системы
государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов;
совершенствование физической защиты ядерных
материалов, ядерных установок и пунктов
хранения ядерных материалов;
обеспечение ядерной и радиационной
безопасности на предприятиях судостроительной
промышленности при строительстве, ремонте и
утилизации атомных подводных лодок и
надводных кораблей с ядерными энергетическими
установками Военно - Морского Флота, а также
судов с ядерными энергетическими установками
и судов атомного технологического
обслуживания Министерства транспорта
Российской Федерации;
обеспечение готовности органов управления,
сил и средств территориальных и
функциональных подсистем единой
государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению
задач по предупреждению и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
радиационного характера на территории
Российской Федерации;
совершенствование существующих и разработка
новых технологий реабилитации территорий и
промышленных объектов, подвергшихся
радиоактивному загрязнению;
совершенствование государственного контроля
радиационной обстановки на территории
Российской Федерации;
обеспечение радиационной безопасности,
связанной с функционированием промышленных
предприятий, использующих в своей
деятельности материалы, содержащие природные
радионуклиды;
развитие и совершенствование системы медико -
санитарного обслуживания и охраны труда
работников ядерно и радиационно опасных
объектов и групп риска населения,
подверженных повышенным уровням радиационного
воздействия;
ведение информационно - аналитических баз
данных в области охраны здоровья населения и
работников объектов использования атомной
энергии при воздействии различных источников
ионизирующего излучения;
разработка методов и средств долгосрочного
прогнозирования безопасного функционирования
объектов использования атомной энергии для
человека и окружающей среды;
разработка и введение в действие федеральных
норм и правил в области использования атомной
энергии, устанавливающих требования к ядерной
безопасности и радиационной безопасности
(технические и санитарно - гигиенические
аспекты), к физической защите, к учету и
контролю ядерных материалов, радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов
Сроки и этапы - 2000 - 2006 годы:
реализации I этап - 2000 - 2001 годы;
Программы II этап - 2002 - 2003 годы;
III этап - 2004 - 2006 годы
Перечень - Программа включает в себя 20 подпрограмм:
подпрограмм обращение с радиоактивными отходами и
отработавшими ядерными материалами, их
утилизация и захоронение;
безопасность атомной промышленности России;
безопасность атомных электростанций и
исследовательских ядерных установок;
атомные электростанции и ядерные
энергетические установки нового поколения с
повышенной безопасностью;
совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
кадров;
организация системы государственного учета и
контроля ядерных материалов и системы
государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов;
ядерная и радиационная безопасность на
предприятиях судостроительной промышленности;
защита населения и территорий от последствий
возможных радиационных аварий;
методическое обеспечение деятельности по
защите населения и реабилитации территорий,
подвергшихся радиоактивному загрязнению;
создание Единой государственной
автоматизированной системы контроля
радиационной обстановки на территории
Российской Федерации;
снижение уровня облучения населения и
техногенного загрязнения окружающей среды
природными радионуклидами;
организация единой государственной системы
контроля и учета индивидуальных доз облучения
граждан и состояние здоровья групп риска
населения, подверженных повышенным уровням
радиационного воздействия;
организация системы медицинского обслуживания
и охраны труда работников, подверженных
облучению на производстве;
организация системы медицинского обслуживания
лиц из групп риска населения, подверженных
повышенным уровням радиационного воздействия;
оказание специализированной медицинской
помощи при ликвидации последствий
радиационных аварий;
средства и методы исследования и анализа
воздействия ядерно и радиационно опасных
объектов на природную среду и человека;
методы анализа и обоснования безопасности
ядерно и радиационно опасных объектов;
стратегия обеспечения ядерной и радиационной
безопасности России;
разработка федеральных норм и правил по
ядерной безопасности и радиационной
безопасности (технические аспекты);
разработка федеральных норм и правил по
радиационной безопасности
(санитарно - гигиенические аспекты)
Объем и источники - объем финансирования Программы составляет
финансирования 7616,33 млн. рублей (без учета средств
Программы бюджетов субъектов Российской Федерации,
объем которых определяется в процессе
реализации Программы).
Источники финансирования:
а) средства федерального бюджета - 6066,33
млн. рублей, в том числе 2075,55 млн.
рублей - затраты на научно -
исследовательские и опытно - конструкторские
работы, 3410,7 млн. рублей - расходы
на инвестиции, 580,08 млн. рублей - прочие
расходы;
б) внебюджетные источники - 1550 млн. рублей
(направляются на выполнение мероприятий по
мере их получения)
Ожидаемые конечные - разработка и использование современных
результаты технологий безопасного ведения работ в
реализации области обращения с радиоактивными отходами
Программы и отработавшими ядерными материалами,
утилизации и надежной изоляции радиоактивных
отходов и отработавших ядерных материалов;
разработка и внедрение на предприятиях
ядерного топливного цикла ядерно-,
радиационно-, взрыво- и пожаробезопасных
технологий, а также оборудования повышенной
безопасности;
совершенствование систем оперативной
диагностики состояния узлов, оборудования
атомных электростанций и исследовательских
ядерных установок, повышение технического
уровня их обслуживания;
разработка проектов перспективных ядерных
реакторов различного назначения и различных
типов с повышенным уровнем ядерной и
радиационной безопасности и улучшенными
технико - экономическими характеристиками;
обучение эксплуатационного персонала объектов
использования атомной энергии с применением
создаваемых для этой цели современных
технических средств и на основе учебно -
методических разработок, включающих элементы
психологической подготовки персонала к
деятельности в экстремальных условиях;
создание и обеспечение функционирования
системы государственного учета и контроля
ядерных материалов и системы государственного
учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов;
предотвращение ядерного терроризма и снижение
вероятности потерь, хищений и
несанкционированного использования ядерных
материалов;
разработка проектно - конструкторской
документации и технологических схем,
обеспечивающих ядерную и радиационную
безопасность при утилизации реакторных
отсеков атомных подводных лодок, надводных
кораблей и судов и при обращении с ядерным
топливом и радиоактивными отходами на
предприятиях судостроительной промышленности;
снижение риска превышения допустимых пределов
доз облучения населения, минимизация
количества облучаемых лиц и доз облучения в
случае возникновения радиационных аварий, а
также уменьшение их последствий для
территорий и промышленных объектов;
возврат в сферу хозяйственной деятельности
промышленных объектов, сельскохозяйственных
угодий и других территорий, подвергшихся
радиоактивному загрязнению в результате
реализации оборонных программ или
чрезвычайных ситуаций радиационного
характера;
разработка и обеспечение функционирования
современной Единой государственной
автоматизированной системы контроля
радиационной обстановки на территории
Российской Федерации;
снижение уровня облучения людей природными
радионуклидами в быту и на производстве, а
также техногенного загрязнения ими окружающей
среды;
разработка современных методик и оборудования
для проведения медицинского обследования,
профилактики и лечения работников ядерно и
радиационно опасных объектов и групп риска
населения, подверженных повышенным уровням
радиационного воздействия;
создание и обеспечение функционирования
единой государственной системы контроля и
учета индивидуальных доз облучения граждан,
осуществление государственной радиационно -
эпидемиологической регистрации лиц,
пострадавших от радиационного воздействия и
подвергшихся радиационному облучению в
результате чернобыльской и других
радиационных катастроф и инцидентов, ведение
единого медико - дозиметрического регистра
работников атомной промышленности. Проведение
радиационно - гигиенической паспортизации
организаций и территорий;
разработка научно обоснованной долгосрочной
стратегии обеспечения ядерной и радиационной
безопасности для человека и окружающей среды
при использовании атомной энергии в различных
отраслях экономики, медицине, при проведении
научных исследований;
совершенствование нормативной правовой базы в
части определения требований безопасного
использования атомной энергии в различных
отраслях экономики, медицине, при проведении
научных исследований
Система контроля - координация деятельности по выполнению
за исполнением мероприятий Программы осуществляется
Программы Министерством Российской Федерации по атомной
энергии. Контроль за реализацией Программы
осуществляется в порядке, установленном для
контроля за реализацией федеральных целевых
программ
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" (далее именуется Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 декабря 1996 г. N Пр-2214.
В результате производства оружейных ядерных материалов, работы атомных электростанций, деятельности предприятий ядерного топливного цикла, эксплуатации атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками и в результате других видов деятельности в области использования атомной энергии на территории Российской Федерации накоплено значительное количество радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, обращение с которыми представляет серьезную задачу.
Неблагополучная радиационная обстановка сложилась на территориях, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской атомной электростанции и на других ядерно и радиационно опасных объектах, а также в местах утилизации кораблей и судов с ядерными энергетическими установками.
В связи с дальнейшим развитием атомной энергетики, использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях, применением источников ионизирующего излучения в медицине, промышленности и сельском хозяйстве одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства становится обеспечение ядерной и радиационной безопасности.
Сложность решения проблемы обусловлена тем, что ранее не уделялось должного внимания разработке методологии комплексного анализа вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности России и долгосрочного прогнозирования ее состояния.
Целью государственной политики в современных условиях должны стать минимизация радиационного воздействия на человека и среду его обитания путем значительного повышения безопасности действующих и проектируемых объектов использования атомной энергии, обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, проведение специальных мер по радиационной защите населения и реабилитации загрязненных территорий, по физической защите ядерных материалов и ядерных установок.
Проблема ядерной и радиационной безопасности России требует единого подхода на государственном уровне к оценке объектов радиационной опасности и разработке мер и критериев по обеспечению их безопасного функционирования для человека и окружающей среды.
В Программе система критериев, обеспечивающих безопасность для человека и среды его обитания, формируется на основе концепции социально приемлемого риска, которая применима к любому виду природного и техногенного воздействия на человека и окружающую среду, в том числе связанному с атомной энергией и ионизирующим излучением. Социально приемлемым условием в случае оценки риска возможных тяжелых аварий с радиоактивными выбросами катастрофического уровня является полное исключение подобных аварий. Для случаев возможных радиационных инцидентов должны быть предусмотрены социальные меры защиты населения и организация его жизнедеятельности в условиях повышенного радиационного воздействия.
Задачи ядерной и радиационной безопасности в настоящее время решаются в рамках многочисленных Федеральных целевых программ ("Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 - 2005 годы", "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" и др.), программ различных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Нескоординированность указанных программ приводит к дублированию ряда вопросов, рассматриваемых в программах, мероприятия некоторых программ лишь косвенно влияют на ядерную и радиационную безопасность, отсутствует единое понимание принципов и критериев в области ядерной и радиационной безопасности. Ситуация усложняется также отсутствием надлежащего финансирования.
Указанные обстоятельства обуславливают необходимость решения проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности программно - целевым методом с включением всех аспектов этой проблемы, решаемых сегодня в рамках отдельных программ, в единую федеральную целевую программу.
Для реализации настоящей Программы предполагается скоординировать деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций независимо от формы собственности.
Комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности в рамках Программы позволит сократить затраты бюджетных средств за счет исключения дублирования мероприятий, предусмотренных в ряде существующих программ, сконцентрировать усилия на решении первоочередных задач в этой области с использованием современных методов и средств анализа и прогнозирования, а также разработать долгосрочную стратегию обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства.
Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях ядерного оружейного комплекса осуществляется в увязке с Программой. Реализация конкретных мероприятий и их финансирование осуществляются в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по данному вопросу.
Вопросы оказания социальной помощи населению, подвергшемуся радиационному воздействию в различных регионах Российской Федерации, решаются в рамках действующих президентских и федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.
Для достижения этой цели необходимо обеспечить выполнение следующих основных задач:
комплексное решение проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами для предотвращения их вредного воздействия на человека и окружающую среду;
обеспечение ядерной и радиационной безопасности предприятий ядерного топливного цикла;
обеспечение безопасности действующих и выводимых из эксплуатации атомных электростанций, опытных и исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов;
развитие перспективных направлений использования атомной энергии с обеспечением повышенного уровня ядерной и радиационной безопасности, в том числе для замещения более опасных в экологическом отношении технологий;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области использования атомной энергии;
разработка системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
совершенствование физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;
обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроительной промышленности при строительстве, ремонте и утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками Военно - Морского Флота, а также судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания Министерства транспорта Российской Федерации;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера на территории Российской Федерации;
совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий и промышленных объектов, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
обеспечение радиационной безопасности, связанной с функционированием промышленных предприятий, использующих в своей деятельности материалы, содержащие природные радионуклиды;
развитие и совершенствование системы медико - санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;
ведение информационно - аналитических баз данных в области охраны здоровья населения и работников объектов использования атомной энергии при воздействии различных источников ионизирующего излучения;
разработка методов и средств долгосрочного прогнозирования безопасного функционирования объектов использования атомной энергии для человека и окружающей среды;
разработка и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические и санитарно - гигиенические аспекты), к физической защите, к учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Решение указанных задач осуществляется на основе Федеральных законов "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения" и других нормативных правовых актов, а также с учетом основных принципов обеспечения радиационной безопасности:
непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения (принцип нормирования);
запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением (принцип обоснования);
поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения (принцип оптимизации).
3. Сроки и основные этапы выполнения Программы
Программа рассчитана на 7 лет и ее планируется выполнить в 3 этапа.
На I этапе (2000 - 2001 годы) предусматривается определить наиболее эффективные пути и меры, направленные на преодоление негативных последствий использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения. Разрабатываются научные, нормативные, методические и организационные основы для дальнейшей реализации мероприятий Программы. Уточняются возможности и разрабатывается механизм привлечения и использования для выполнения Программы средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
На II этапе (2002 - 2003 годы) планируется обеспечить согласованное и взаимоувязанное выполнение мероприятий Программы по всем подпрограммам.
На III этапе (2004 - 2006 годы) планируется обеспечить реализацию основных положений Программы, а также на основе разработанной в рамках Программы долгосрочной стратегии обеспечения ядерной и радиационной безопасности для человека и окружающей среды определить дальнейшие мероприятия в указанной области.
Действие Программы может быть продлено в установленном порядке на более длительный срок.
4. Система программных мероприятий
В целях реализации Программы планируется осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных мероприятий, предусмотренных в 20 подпрограммах, которые структурно объединены в 5 разделов (Приложение N 1).
По разделу I "Ядерно и радиационноопасные объекты" планируется осуществить следующие основные мероприятия:
совершенствование технологий обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами;
создание пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;
реализация мероприятий по обеспечению экологической безопасности в районах, где проводились подземные ядерные взрывы в мирных целях;
совершенствование технологий обращения с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и утилизации судов с ядерными энергетическими установками Министерства транспорта Российской Федерации;
разработка и внедрение перспективных ядерно-, радиационно-, взрыво- и пожаробезопасных технологий, а также оборудования повышенной безопасности;
повышение уровня технического обслуживания и ремонта систем и оборудования атомных электростанций;
создание системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на атомных электростанциях и других ядерно и радиационно опасных объектах, включающей кризисные и консультационно - исследовательские центры;
развитие материально - технической и организационной базы аварийно - спасательных формирований Министерства Российской Федерации по атомной энергии с целью обеспечения готовности их для проведения аварийно - спасательных работ;
проведение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по повышению ядерной и радиационной безопасности топливного цикла атомной энергетики с использованием ядерных реакторов на быстрых нейтронах;
разработка и внедрение учебно - методического обеспечения и современных технических средств обучения, включая полномасштабные тренажеры, в учебно - тренировочных пунктах и центрах на атомных электростанциях и предприятиях ядерного топливного цикла;
совершенствование учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также физической защиты объектов использования атомной энергии;
разработка транспортно - технологических схем обращения с отработавшим ядерным топливом, радиоактивными отходами и реакторными отсеками на предприятиях судостроительной промышленности.
По разделу II "Защита населения, реабилитация загрязненных территорий и контроль радиационной обстановки" планируется осуществить следующие основные мероприятия:
разработка современных средств индивидуальной и коллективной защиты населения и личного состава формирований, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
совершенствование автоматизированной информационно - управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях применительно к радиационным авариям;
разработка необходимой нормативно - методической базы в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера;
техническое и организационное обеспечение Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСКРО);
проведение эколого - гигиенических обследований территорий, объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням облучения природными радионуклидами;
осуществление реабилитационных мероприятий на территориях и объектах с установленными высокими уровнями содержания радона и других природных радионуклидов.
По разделу III "Охрана здоровья населения и профессиональных работников при различных видах радиационного воздействия" планируется осуществить следующие основные мероприятия:
разработка и функционирование единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан;
выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по изучению условий труда, состояния здоровья персонала ядерно и радиационно опасных объектов, разработка средств и методов профилактики, диагностики и лечения профессиональных заболеваний;
совершенствование системы и средств индивидуальной защиты персонала ядерно и радиационно опасных производств;
совершенствование системы медико - санитарного обслуживания населения, включая радиационный контроль продовольственного сырья и пищевых продуктов;
обеспечение постоянной готовности к действиям в условиях аварийных ситуаций радиационно - гигиенических специализированных формирований федерального, регионального и ведомственного уровней.
По разделу IV "Научно - методическое обеспечение деятельности в области ядерной и радиационной безопасности" планируется осуществить следующие основные мероприятия:
разработка современных методов и средств исследования, анализ поведения радиоактивных веществ в природных средах (гидросфере, атмосфере и биосфере) и оценка состояния радиационно загрязненных экосистем;
развитие научно - методической базы и программных средств вероятностного анализа безопасности ядерно и радиационно опасных объектов;
разработка научных основ анализа и методов оценки риска в применении к задачам обеспечения радиационной безопасности человека и окружающей среды;
концептуальные исследования с целью обоснования новых проектов ядерных энергетических установок и других ядерно и радиационно опасных объектов с предельно возможной самозащищенностью, включая разработку принципов создания новых технологий переработки отработавших ядерных материалов с целью уменьшения экологического риска;
разработка долгосрочной стратегии, принципов и критериев обеспечения ядерной и радиационной безопасности России с учетом внедрения современных технологий в области использования атомной энергии.
По разделу V "Нормативное обеспечение государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии" планируется осуществить следующие основные мероприятия:
разработка критериев, принципов и основных требований по обеспечению ядерной и радиационной безопасности действующих и проектируемых атомных электростанций;
разработка федеральных норм и правил по ядерной и радиационной безопасности предприятий и производств ядерного топливного цикла;
разработка санитарных норм и правил по радиационной безопасности персонала ядерно и радиационно опасных объектов;
разработка санитарных норм и правил по радиационной безопасности населения.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации мероприятий, предусмотренных Программой, будут обеспечены:
разработка и использование современных технологий безопасного ведения работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, утилизации и надежной изоляции радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов;
разработка и внедрение на предприятиях ядерного топливного цикла ядерно-, радиационно-, взрыво- и пожаробезопасных технологий, а также оборудования повышенной безопасности;
совершенствование систем оперативной диагностики состояния узлов, оборудования атомных электростанций и исследовательских ядерных установок, повышение технического уровня их обслуживания;
разработка проектов перспективных ядерных реакторов различного назначения и различных типов с повышенным уровнем ядерной и радиационной безопасности и улучшенными технико - экономическими характеристиками;
обучение эксплуатационного персонала объектов использования атомной энергии с применением создаваемых для этой цели современных технических средств и на основе учебно - методических разработок, включающих элементы психологической подготовки персонала к деятельности в экстремальных условиях;
создание и обеспечение функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
предотвращение ядерного терроризма и снижение вероятности потерь, хищений и несанкционированного использования ядерных материалов;
разработка проектно - конструкторской документации и технологических схем, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность при утилизации реакторных отсеков атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов и при обращении с ядерным топливом и радиоактивными отходами на предприятиях судостроительной промышленности;
снижение риска превышения допустимых пределов доз облучения населения, минимизация количества облучаемых лиц и доз облучения в случае возникновения радиационных аварий, а также уменьшение их последствий для территорий и промышленных объектов;
возврат в сферу хозяйственной деятельности промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий и других территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате реализации оборонных программ или чрезвычайных ситуаций радиационного характера;
разработка и обеспечение функционирования современной Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
снижение уровня облучения людей природными радионуклидами в быту и на производстве, а также техногенного загрязнения ими окружающей среды;
разработка современных методик и оборудования для проведения медицинского обследования, профилактики и лечения работников ядерно и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;
создание и обеспечение функционирования единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан, осуществление государственной радиационно - эпидемиологической регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, ведение единого медико - дозиметрического регистра работников атомной промышленности. Проведение радиационно - гигиенической паспортизации организаций и территорий;
разработка научно обоснованной долгосрочной стратегии обеспечения ядерной и радиационной безопасности для человека и окружающей среды при использовании атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований;
совершенствование нормативной правовой базы в части определения требований безопасного использования атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет следующих источников:
средства федерального бюджета;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации;
внебюджетные источники, включая средства предприятий и организаций, эксплуатирующих объекты использования атомной энергии.
Финансирование в 2000 году мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" на реализацию федеральных целевых программ, являющихся составной частью Программы.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей федерального бюджета.
Объем финансирования Программы без учета средств бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 7616,33 млн. рублей, в том числе 6066,33 млн. рублей - за счет средств федерального бюджета, 1550 млн. рублей - внебюджетные источники (направляются на выполнение мероприятий Программы по мере их получения).
Мероприятия Программы и их финансирование за счет средств федерального бюджета представлены в Приложении N 1. Для выполнения мероприятий Программы на I этапе (2000 - 2001 годы) потребуется 1090,83 млн. рублей, на II этапе (2002 - 2003 годы) - 1676,78 млн. рублей, на III этапе (2004 - 2006 годы) - 3298,72 млн. рублей.
Распределение по подпрограммам средств федерального бюджета, направляемых на научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы, инвестиции и прочие расходы, представлено в Приложении N 2. Общий объем ассигнований, выделяемых на выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, составляет 2075,55 млн. рублей, на инвестиции - 3410,7 млн. рублей, на прочие расходы - 580,08 млн. рублей.
Участие в реализации Программы и финансировании мероприятий по повышению безопасности ядерно и радиационно опасных объектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется соглашениями между государственными заказчиками Программы и соответствующими субъектами Российской Федерации.
7. Механизм реализации Программы
Государственными заказчиками Программы являются Министерство Российской Федерации по атомной энергии (координатор Программы), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Российское агентство по судостроению, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.
Государственный заказчик - координатор организует работу государственных заказчиков Программы.
Государственный заказчик - координатор Программы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников, и предварительных результатов ее выполнения уточняет мероприятия Программы, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.
Финансирование работ по Программе за счет средств федерального бюджета производится целевым назначением через государственных заказчиков или головных исполнителей программных мероприятий в соответствии с Приложением N 1 и по направлениям расходов в соответствии с Приложением N 2.
Выполнение мероприятий Программы организациями и предприятиями осуществляется посредством заключения государственных контрактов.
В случае наличия нескольких предприятий (организаций), имеющих право на основании законодательства Российской Федерации участвовать в выполнении программных мероприятий, конкретные исполнители определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Проработка в рамках Программы различных аспектов обеспечения ядерной и радиационной безопасности в отраслях экономики и регионах Российской Федерации, выявляемых в процессе ее реализации, осуществляется в соответствии с решением дирекции Программы.
8. Организация управления Программой
и контроль за ее реализацией
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации возлагаются на Министерство Российской Федерации по атомной энергии.
Государственный заказчик - координатор и государственные заказчики Программы осуществляют свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Для осуществления текущего управления Программой создается дирекция, которую возглавляет первый заместитель Министра Российской Федерации по атомной энергии. В состав дирекции входят представители всех государственных заказчиков. В работе дирекции могут принимать участие представители других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Состав и положение о дирекции утверждаются государственным заказчиком - координатором Программы.
Бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы разрабатывается и представляется в установленном порядке государственным заказчиком - координатором Программы.
С целью организации экспертизы материалов, поступивших от участников конкурса на участие в выполнении программных мероприятий, промежуточных результатов выполнения Программы, оценки обоснованности запросов на финансирование и материально - техническое обеспечение проектов, а также для рассмотрения других научно - технических вопросов при Министерстве Российской Федерации по атомной энергии создается межведомственный совет из ученых и специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Состав и положение о межведомственном совете утверждаются Министерством Российской Федерации по атомной энергии.
Государственный заказчик - координатор совместно с государственными заказчиками Программы обеспечивает в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.
Экспертные проверки хода реализации Программы осуществляются Министерством экономики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством науки и технологий Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по атомной энергии.
9. Социально - экономическая эффективность Программы
Итоговый социально - экономический эффект от реализации Программы достигается за счет:
улучшения радиационно - экологической обстановки в местах функционирования объектов использования атомной энергии и на реабилитированных территориях;
снижения прямых и косвенных экономических потерь в результате исключения вероятности возникновения тяжелых радиационных аварий;
предотвращения или снижения возможного ущерба от повышенного радиационного воздействия на человека и окружающую среду в результате ухудшения радиационной обстановки путем проведения оперативных действий по локализации и ликвидации его последствий;
эффективного функционирования медико - санитарной системы защиты здоровья лиц, занятых на ядерно и радиационно опасных производствах, а также населения, проживающего на прилегающих к ним территориях.



Приложение N 1
к Федеральной целевой программе
"Ядерная и радиационная
безопасность России"
на 2000 - 2006 годы
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ"
НА 2000 - 2006 ГОДЫ
(млн. рублей)
------------------------------------T-------------------------------------T---------------------¬
¦ ¦ Объем финансирования за счет ¦ Исполнитель ¦
¦ ¦ средств федерального бюджета ¦ ¦
¦ +-------T------T------T-------T-------+---------------------+
¦ ¦ всего ¦ 2000 ¦ 2001 ¦2002 - ¦2004 - ¦ ¦
¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦2003 ¦2006 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦годы ¦годы ¦ ¦
+-----------------------------------+-------+------+------+-------+-------+---------------------+
¦ I. Ядерно и радиационно опасные объекты ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ 1. Подпрограмма "Обращение с радиоактивными ¦
¦ отходами и отработавшими ядерными материалами, ¦
¦ их утилизация и захоронение" ¦
¦ ¦
¦ (государственный заказчик - Минатом России) ¦
+-----------------------------------T-------T------T------T-------T-------T---------------------+
¦Совершенствование технологий обра- ¦ 12,42¦ 0,75¦ 0,9 ¦ 3,48¦ 7,29¦Минатом России ¦
¦щения с радиоактивными отходами на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральное ¦
¦предприятиях по добыче и переработ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управление ¦
¦ке урановых руд, изотопному обога- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Медбиоэкстрем" ¦
¦щению урана и изготовлению ядерного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦топлива ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Совершенствование технологий обра- ¦ 38,67¦ 3 ¦ 3,6 ¦ 9,51¦ 22,56¦Минатом России ¦
¦щения с радиоактивными отходами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральное ¦
¦атомных электростанций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управление ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Медбиоэкстрем" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Совершенствование технологий обра- ¦ 87,01¦ 6,75¦ 8,1 ¦ 21,4 ¦ 50,76¦Минатом России ¦
¦щения с отработавшим ядерным топли-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Минобороны России ¦
¦вом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральное ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управление ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Медбиоэкстрем" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Совершенствование технологий обра- ¦ 174,02¦ 13,5 ¦ 16,2 ¦ 42,8 ¦ 101,52¦Минатом России ¦
¦щения с радиоактивными отходами, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Минобороны России ¦
¦накопленными при производстве ору- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральное ¦
¦жейных ядерных материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управление ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Медбиоэкстрем" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Обращение с радиоактивными отходами¦ 161,13¦ 12,5 ¦ 15 ¦ 39,63¦ 94 ¦Минатом России ¦
¦и отработавшими ядерными материала-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Минобороны России ¦
¦ми в научных организациях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральное ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управление ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Медбиоэкстрем" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российская академия ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наук ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российский научный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦центр ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Курчатовский ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦институт" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Обращение с радиоактивными отходами¦ 77,35¦ 6 ¦ 7,2 ¦ 19,03¦ 45,12¦Минатом России ¦
¦на специализированных комбинатах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Госстрой России ¦
¦"Радон" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральное ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управление ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Медбиоэкстрем" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Реализация мероприятий по обеспече-¦ 17,98¦ 0,6 ¦ 0,72¦ 6 ¦ 10,66¦Минатом России ¦
¦нию экологической безопасности в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦МПР России ¦
¦районах, где проводились подземные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Минтопэнерго России ¦
¦ядерные взрывы в мирных целях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федеральное ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управление ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Медбиоэкстрем" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Создание пунктов захоронения и хра-¦ 77,51¦ 4,

ПРИКАЗ Рособрнадзора от 09.06.2005 n 1436 О ПОВТОРНОМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ  »
Постановления и Указы »
Читайте также