ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 09.08.1996 n 48 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (вместе с ИНСТРУКТИВНЫМИ УКАЗАНИЯМИ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТА О РАБОТЕ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОРД), ИНСТРУКЦИЕЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ ПО ДОКУМЕНТАМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)


ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 августа 1996 г. N 48
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В целях организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности", руководствуясь Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Возложить надзор за исполнением органами, которым предоставлено право осуществлять оперативно - розыскную деятельность, требований Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - на заместителей Генерального прокурора России, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями <*>.
--------------------------------
<*> Далее именуется уполномоченный прокурор.
Уполномоченным прокурорам иметь для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом.
2. При осуществлении или организации надзора исходить из того, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, порядка выполнения оперативно - розыскных мероприятий, установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.
Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно - розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.
3. Проверки установленного порядка проведения оперативно - розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений осуществлять:
а) по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положительных результатов при розыске -
обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам, лиц, совершивших преступления,
без вести пропавших;
б) по информации о ненадлежащем реагировании -
на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве,
на указания прокурора;
в) в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятельности.
Постановление органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации об осуществлении контрразведывательной деятельности и судебное решение по нему, а также материалы оперативных дел затребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях органами ФСБ России законодательства Российской Федерации.
4. Уполномоченным прокурорам требовать у руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, подлинные оперативно - служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а также проведения оперативно - розыскных мероприятий и их учета.
В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в зависимости от обстоятельств рассматривать его как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этом случае при наличии оснований принимать меры для привлечения к ответственности виновных должностных лиц в установленном законом порядке.
5. При восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, и проведении проверок по другим основаниям уполномоченным прокурорам использовать определенные законом методы прокурорского надзора:
а) знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно - розыскных мероприятий;
б) давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам оперативно - розыскных мероприятий, расширении их комплекса либо требовать их прекращения;
в) отменять необоснованные постановления органа дознания (следователя) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в соответствии с п. 6 ст. 108 УПК РСФСР на основании оперативно - розыскных материалов;
г) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей;
д) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность и допустивших нарушения закона при проведении оперативно - розыскных мероприятий;
е) опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность;
ж) вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и требовать от руководителей отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок.
При обнаружении признаков преступления проверку проводить в соответствии с требованиями ст. 109 Уголовно - процессуального кодекса.
6. Руководителям органов прокуратуры создать условия, обеспечивающие защиту от разглашения сведений, содержащихся в представляемых прокурору оперативно - служебных документах.
При осуществлении надзора иметь в виду, что сведения о внедренных в организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а также о тех, кто оказывает или оказывал содействие на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только с их письменного согласия, за исключением случаев привлечения этих лиц к уголовной ответственности.
7. Уполномоченным прокурорам при проведении проверок обращать внимание:
а) на законность принимаемых решений о производстве или прекращении оперативной проверки и использовании результатов оперативно - розыскной деятельности;
б) на соответствие оперативно - розыскных мероприятий целям и задачам оперативно - розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
в) на наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, и оснований для проведения оперативно - розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;
г) на соблюдение установленных законодательством условий и порядка проведения оперативно - розыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе доверительных отношений.
8. Уполномоченным прокурорам, используя предоставленные им полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно - розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлечению к ответственности виновных должностных лиц.
9. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокурорам информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о результатах надзора за законностью в оперативно - розыскной деятельности по итогам 1996 года.
10. Управлениям и отделам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, к компетенции которых отнесен надзор за оперативно - розыскной деятельностью, Главной военной прокуратуре, прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним прокурорам обеспечить контроль за организацией надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно - розыскной деятельности, анализировать материалы проверок и оказывать подчиненным прокурорам необходимую помощь; регулярно проверять постановку делопроизводства, учета и сохранности документов оперативно - розыскной деятельности в подразделениях органов прокуратуры.
11. Ввести в действие с 1 января 1996 года отчет о работе по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно - розыскной деятельности (ОРД) (Приложение 1). Утвердить Инструктивные указания о порядке формирования этого отчета (Приложение 2) и Инструкцию об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно - розыскной деятельности (Приложение 3).
Приказ объявить прокурорским и следственным работникам, направить прокурорам субъектов федерации и приравненным к ним прокурорам, в Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности, Федеральную службу налоговой полиции, Главное управление охраны и Службу безопасности Президента Российской Федерации, Федеральную пограничную службу, Государственный таможенный комитет, Службу внешней разведки, Министерство обороны и Федеральное агентство правительственное связи и информации при Президенте Российской Федерации.
Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Катышева М.Б. и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного Прокурора Паничева В.Н.
Приказ "Об организации надзора за исполнением Закона Российской Федерации "Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации" от 20.05.93 N 15, указания "Об изменении отчетности о работе по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативной розыскной деятельности" от 18.11.93 N 36/20-1 и от 06.06.94 N 25/20-1 считать утратившими силу.
Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный государственный
советник юстиции
Ю.И.СКУРАТОВ



Приложение 1
к Приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 9 августа 1996 г. N 48
Секретно (по заполнении)
Форма ОРД
ОТЧЕТ
О РАБОТЕ ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОРД)
ЗА ______________ 199_ Г.
по __________ району (городу), области, краю, республике
Почтовая - полугодовая (за I полугодие)
Представляется районными (городскими),
а также приравненными к ним прокурорами
вышестоящему прокурору к 5 числу
после отчетного периода
Раздел 1. Проверка оперативно - розыскных материалов
----T--------------------------T-----T--------------------------------------------------¬
¦ N ¦Показатель в графе 1 равен¦Всего¦ В том числе в органах ¦
¦п/п¦ сумме показателей ¦ +------T--------T-------T-------T---------T--------+
¦ ¦ граф 2 - 7 ¦ ¦внут- ¦Феде- ¦Феде- ¦Феде- ¦Государ- ¦других ¦
¦ ¦ ¦ ¦ренних¦ральной ¦ральной¦ральной¦ственного¦органах,¦
¦ ¦ ¦ ¦дел ¦службы ¦службы ¦погра- ¦таможен- ¦осуще- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦безопас-¦нало- ¦ничной ¦ного ¦ствляю ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности ¦говой ¦службы ¦комитета ¦щих ОРД ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦полиции¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-----+------+--------+-------+-------+---------+--------+
¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+---+--------------------------+-----+------+--------+-------+-------+---------+--------+
¦ 1.¦Проверено оперативно - ро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зыскных материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-----+------+--------+-------+-------+---------+--------+
¦ 2.¦Выявлено незаконных реше-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ний органов, осуществляю-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦щих ОРД ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-----+------+--------+-------+-------+---------+--------+
¦ 3.¦Принесено протестов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-----+------+--------+-------+-------+---------+--------+
¦ 4.¦Дано указаний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-----+------+--------+-------+-------+---------+--------+
¦ 5.¦Возбуждено уголовных дел ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-----+------+--------+-------+-------+---------+--------+
¦ 6.¦из них в отношении работ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ников, осуществляющих ОРД,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦за преступления по службе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-----+------+--------+-------+-------+---------+--------+
¦ 7.¦Внесено представлений по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вопросам нарушения Закона¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦об ОРД ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-----+------+--------+-------+-------+---------+--------+
¦ 8.¦По представлению прокурора¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наказано в дисциплинарном¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦порядке работников, осуще-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ствляющих ОРД ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+--------------------------+-----+------+--------+-------+-------+---------+---------
Раздел 2. Рассмотрение жалоб на действия органов,
осуществляющих ОРД
----T--------------------------T-----T--------------------------------------------------¬
¦ N ¦Показатель в графе 1 равен¦Всего¦ В том числе в органах ¦
¦п/п¦ сумме показателей ¦ +------T--------T-------T-------T---------T--------+
¦ ¦ граф 2 - 7 ¦ ¦внут- ¦Феде- ¦Феде- ¦Феде- ¦Государ- ¦других ¦
¦ ¦ ¦ ¦ренних¦ральной ¦ральной¦ральной¦ственного¦органах,¦
¦ ¦ ¦ ¦дел ¦службы ¦службы ¦погра- ¦таможен- ¦осуще- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦безопас-¦нало- ¦ничной ¦ного ¦ствляю ¦
¦ ¦ ¦ ¦

ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 09.08.1996 n 47 ОБ УЧАСТИИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также