ПОСТАНОВЛЕНИЕ СФ ФС РФ от 17.07.1996 n 274-СФ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ СУДЕЙ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ


СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 1996 г. N 274-СФ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ СУДЕЙ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ"
Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 мая 1996 года Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Отклонить Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, избрав в ее состав от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации следующих членов Совета Федерации: Платонова Владимира Михайловича (сопредседатель комиссии), Вавилова Станислава Владимировича и Шабанова Ивана Михайловича.
3. Поручить членам согласительной комиссии от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своей работе руководствоваться замечаниями, изложенными в заключении Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно - правовым вопросам по Федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (прилагается), а также замечаниями, высказанными в ходе обсуждения указанного Федерального закона на заседании Совета Федерации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Е.С.СТРОЕВ



Приложение
к Постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 17 июля 1996 г. N 274-СФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЗАЩИТЕ СУДЕЙ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ"
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) 22 мая 1996 года, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам отмечает следующее.
Суть вносимых изменений и дополнений в основном сводится к определению механизма страхования жизни и здоровья судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. В частности, дается новая редакция статьи 20, которая введена в действие только с 1 января 1996 года.
Федеральный закон Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) не рассматривался и считался одобренным в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации.
11 июня 1996 года Федеральный закон был направлен Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Однако Президент Российской Федерации возвратил Федеральный закон в Совет Федерации, полагая, что он подлежит обязательному рассмотрению в верхней палате, поскольку обязательное государственное страхование судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов осуществляется за счет средств федерального бюджета (письмо от 26 июня 1996 г. N Пр-1453).
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Согласно же части 4 статьи 102 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "если в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы ... предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, отсутствует заключение Правительства Российской Федерации, Совет Федерации обязан запросить заключения на указанные федеральные законы в Государственной Думе. Отсутствие заключений Правительства Российской Федерации может служить основанием для отклонения указанных федеральных законов".
Следует отметить, что Государственная Дума не запрашивала заключения Правительства Российской Федерации на Федеральный закон, считая, что он не требует дополнительных расходов из федерального бюджета. По мнению нижней палаты, все затраты на его реализацию предусмотрены Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", поэтому заключения Правительства Российской Федерации не требуется.
В свою очередь Совет Федерации запросил соответствующее заключение Правительства Российской Федерации (письмо от 2 июля 1996 г. N 21.3-10/294). По сообщению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.Ф. Ярова (письмо от 16 июля 1996 г. N 2597-п-П4) Правительством Российской Федерации еще в марте 1995 года в Государственную Думу было направлено заключение по Федеральному закону "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", в котором содержится финансово-экономическое обоснование мер обеспечения государственной защиты указанных лиц. В заключении отмечено, что общее число лиц, подлежащих государственной защите, составляет 701,4 тысячи человек. Предполагаемые расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, в 1995 году составят 590,7 млрд. рублей. При этом расходы, связанные с выплатой по обязательному государственному страхованию на случай смерти, причинения ущерба здоровью и имуществу, принадлежащему судье, народному заседателю, судебному исполнителю, должностному лицу правоохранительного или контролирующего органа, составят 260 млрд. рублей.
Более того, по сообщению Ю.Ф. Ярова Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1996 год" не предусмотрены расходы на реализацию статьи 20 Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
Между тем Федеральным законом вносятся изменения именно в статью 20, а статьей 22 Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" Правительству Российской Федерации предписывалось предусмотреть в федеральном бюджете расходы, связанные с его реализацией.
В Федеральном законе дается новая редакция пункта 1 части первой статьи 2 Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". В нем перечислены лица, подлежащие государственной защите, перечень которых дополнен новой категорией - судьями военных судов. Это предполагает дополнительные расходы из федерального бюджета, что должно быть отражено в соответствующем заключении Правительства Российской Федерации.
Кроме того, новой редакцией не охватываются судьи конституционных судов, что является нарушением единства статуса судей, закрепленного в статье 2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Целесообразнее была бы следующая редакция пункта 1 части первой статьи 2: "1) судьи конституционных судов, всех судов общей юрисдикции, арбитражных судов, военных судов, народные заседатели, присяжные заседатели".
В Федеральном законе дается новая редакция статьи 20, которая предусматривает обязательное государственное страхование жизни и здоровья судьи, народного заседателя, присяжного заседателя, судебного исполнителя, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, сотрудника федерального органа государственной охраны за счет средств федерального бюджета или других соответствующих бюджетов.
Следует отметить, что статья 4 Закона Российской Федерации "О страховании" предусматривает три вида страхования: личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности.
В этой связи слова "обязательное государственное страхование" необходимо заменить словами "обязательное государственное личное страхование". Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О страховании" вопросы проведения обязательного страхования регулируются федеральными законами об обязательном страховании. Таким образом, часть вторую статьи 20 целесообразно изложить в следующей редакции: "Обязательное государственное личное страхование судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов осуществляется на основе договоров, заключаемых государством в лице органов государственной власти, уполномоченных на то в соответствии с федеральными законами, регулирующими вопросы проведения обязательного государственного личного страхования, со страховщиками, имеющими лицензию, полученную в установленном законом порядке для осуществления данного вида страховой деятельности". Уточнение редакции отсылочной нормой будет способствовать единообразному применению закона.
С учетом вышеизложенного Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам решил рекомендовать Совету Федерации отклонить Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", принятый Государственной Думой 22 мая 1996 года.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СФ ФС РФ от 17.07.1996 n 272-СФ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ О РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ КОМИТЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ОБ УСЛОВИЯХ ПРЕБЫВАНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМИТЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также