ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 15.07.1996 n 58 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО СТАТИСТИКЕ ЦЕН (вместе с МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ О ПОРЯДКЕ СБОРА ЦЕНОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ И РАСЧЕТА ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН, МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО СТРУКТУРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 1996 г. N 58
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО СТАТИСТИКЕ ЦЕН
Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания о порядке регистрации цен в условиях еженедельного сбора информации и расчета индекса потребительских цен и ввести их в действие с 1 января 1996 года.
2. Утвердить прилагаемые Методические указания по структуре потребительских расходов, используемых для построения индекса потребительских цен на региональном уровне и ввести их в действие с 1 января 1996 года.
Председатель
Госкомстата России
Ю.А.ЮРКОВ



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ СБОРА ЦЕНОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ
РЫНКЕ И РАСЧЕТА ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН
Главной целью наблюдения за уровнем цен на потребительском рынке является сбор информации для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ), который является одним из важнейших показателей инфляции.
ИПЦ считается как в целом по Российской Федерации, так и в разрезе республик, входящих в состав Российской Федерации, краев и областей.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
- данных об изменениях цен, собранных путем еженедельной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;
- данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанных на основе показателей выборочного обследования семейных бюджетов на территории региона.
Регистрация цен и тарифов на потребительском рынке, расчет индексов потребительских цен осуществляются на территории Российской Федерации в соответствии с нормативным документом - "Положением о порядке наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и услуги, определения индекса потребительских цен", утвержденным Постановлением Госкомстата России от 29.06.95 N 79.
1. Масштаб и охват наблюдения за ценами и тарифами
на потребительском рынке
Наблюдение за изменением цен (тарифов) проводится на территории всех субъектов Российской Федерации. Информация об уровнях цен собирается во всех столицах республик (в составе Российской Федерации), краев, областей, автономных округов и выборочно - в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами.
Для регистрации цен отбираются в каждом городе крупные, средние и мелкие предприятия торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем, чтобы в наблюдение попали предприятия с различными условиями торговли (обслуживания).
В сферу наблюдения репрезентативно и представительно включаются предприятия торговли, включая комиссионные, предприятия сферы услуг всех форм собственности и организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные, смешанные и общественных объединений, организаций), городские и неформальные рынки. Также регистрация цен проводится на мелкооптово-розничных ярмарках (рынках), на которых торговля осуществляется, как правило, организациями типа: ТОО, ОООТ, АООТ, ИЧП. Данные по таким предприятиям заносятся в подраздел 1 формы N 1 - потребительские цены. Кроме того, наблюдение за изменением цен проводится в местах реализации товаров и предоставления услуг физическими лицами - данные заносятся в подраздел 2 "Рынки".
Для отбора базовых предприятий и организаций могут быть использованы данные налоговой инспекции, комитетов по управлению имуществом и других органов управления.
Набор потребительских товаров и услуг разделен на два уровня. По товарам и услугам повседневного спроса наблюдение за ценами ведется во всех вошедших в выборку городах, включая районные центры, а по полному перечню наблюдаемых товаров и услуг сбор ценовой информации организован только в административных центрах регионов.
Разделение набора на два уровня обусловлено большей насыщенностью потребительского рынка в крупных городах - столицах республик в составе Российской Федерации, краевых, областных центрах.
Наряду с расчетом индекса потребительских цен важной задачей является характеристика уровней цен на потребительские товары и услуги. Для осуществления этой задачи с 1995 г. введена ежемесячная регистрация цен на товары с конкретными потребительскими свойствами на потребительском рынке, позволяющая провести более подробный анализ изменения цен. Вместе с тем эта информация является составной частью общеценовой информации, используемой при расчете ИПЦ, что определяет единство подходов к организации регистрации цен.
Такой метод позволяет сохранить представительность районного уровня в расчете индексов цен по важнейшим товарам и услугам, а также сводного индекса потребительских цен по региону, и в то же время существенно уменьшить вероятность искажения этого показателя в связи с многочисленными досчетами недостающей информации при нестабильном предложении товаров на районном уровне.
Важной особенностью потребительского набора для расчета ИПЦ является определенная гибкость его формирования. Централизованно задается перечень товарных групп. На региональном уровне специалисты службы цен детализируют общее описание представительными товарами внутри товарной группы теми товарами - представителями с конкретными потребительскими свойствами, которые занимают значительный удельный вес в объеме реализации товаров на потребительском рынке и предположительно будут предлагаться к продаже в течение продолжительного времени.
2. Принципы формирования потребительского
набора товаров и услуг
Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. Такой набор формируется на федеральном уровне и остается, как правило, неизменным в течение длительного времени.
В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, репрезентативно включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, техническое обслуживание легкового автомобиля и т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже.
3. Порядок сбора ценовой информации
Регистрация цен и тарифов на потребительском рынке будет осуществляться по выборочному кругу городов и других населенных пунктов, определенных республиканскими (республик в составе Российской Федерации), краевыми и областными комитетами статистики по согласованию с Госкомстатом России.
Регистрация цен проводится: в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации, краев и областей:
еженедельно - по 288 товарам (услугам) - представителям;
ежемесячно - по 550 товарам с конкретными потребительскими свойствами.
В районных центрах:
еженедельно - по 49 товарам (услугам) - представителям.
Ежемесячная регистрация цен по набору товаров (услуг) из 410 позиций, предусмотренная в 1995 году, и расчет ИПЦ по региону на базе этой информации отменяются.
По усмотрению руководства регионального комитета по статистике перечень регистрируемых еженедельно на районном уровне товаров и услуг может быть расширен, однако зарегистрированные здесь цены на товары, не включенные в установленный обязательный перечень (49 позиций), при расчете индекса потребительских цен по региону не учитываются. Также по усмотрению руководства регионального комитета по статистике возможна регистрация в районных центрах отдельных товаров с конкретными потребительскими свойствами. Такая информация может быть использована при подготовке аналитических материалов, а также при сопоставлении уровней цен по отдельным районам региона.
Перечни объектов для еженедельной регистрации цен и ежемесячного наблюдения за товарами с конкретными потребительскими свойствами должны быть взаимно увязаны.
Перечень товаров (услуг) - представителей для еженедельной регистрации цен включает 73 позиции по продовольственным товарам, 144 - по непродовольственным товарам, 71 - по платным услугам, оказываемым населению.
Перечень товаров с конкретными потребительскими свойствами включает 199 позиций по продовольственным товарам и 351 - по непродовольственным.
Регистрация цен проводится еженедельно по понедельникам. По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, регистрация допускается в пятницу предшествующей недели. По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые растут неравномерно и опережающими темпами, регистрация проводится строго по понедельникам.
Как показала опытная эксплуатация комплекса "Расчет сводного индекса потребительских цен на основе еженедельного сбора ценовой информации по расширенной программе" проведение досчетов индексов цен до полного месяца сопровождалось определенными сложностями. Поэтому, начиная с января 1996 года, подобные досчеты проводиться не будут, и предусмотрено смещение графика еженедельной регистрации цен в начале и конце месяца.
Предлагаются следующие два варианта регистрации цен.
1. Если до конца месяца после последней регистрации (в понедельник) остается 1 - 3 дня, то в условиях невысоких темпов инфляции, изменение цен за эти дни будет учтено при регистрации цен в первый понедельник следующего месяца. Досчеты изменения цен с учетом дней, оставшихся до конца отчетного месяца, не производятся.
Таким образом, на примере календаря 1996 года последняя регистрация цен проводится по понедельникам в следующие дни месяца:
----------------T------------¬
¦ Месяц ¦ Число ¦
+---------------+------------+
¦январь ¦ 29 ¦
+---------------+------------+
¦февраль ¦ 26 ¦
+---------------+------------+
¦апрель ¦ 29 ¦
+---------------+------------+
¦июль ¦ 29 ¦
+---------------+------------+
¦сентябрь ¦ 30 ¦
+---------------+------------+
¦октябрь ¦ 28 ¦
+---------------+------------+
¦декабрь ¦ 30 ¦
+---------------+------------+
¦ ¦ ¦
L---------------+-------------
Например, в январе последняя регистрация проводится 29 числа, следующая регистрация - 5 февраля, при этом изменение цен за 30 - 31 января будет учтено при расчете ИПЦ за первую неделю февраля.
2. Если до конца месяца после последней регистрации (в понедельник) остается 6 дней, то проводится еще одна регистрация в последний рабочий день текущего месяца, а регистрация в первый понедельник следующего месяца отменяется. Изменение цен за первые дни такого месяца учитывается при следующей регистрации цен, т.е. во второй понедельник следующего месяца.
Такой метод регистрации цен в последний рабочий день отчетного месяца с пропуском регистрации - первый понедельник нового месяца будет применяться начиная с января 1996 года.
Пример переноса регистрации по календарю 1996 года.
----------------------------------------------T------------------¬
¦ Регистрация отчетного месяца ¦Первая регистрация¦
¦ ¦месяца, следующего¦
¦ ¦ за отчетным ¦
+-------------T-------------------------------+------------------+
¦ плановая ¦ фактическая ¦ ¦
¦ (последний ¦ (последний рабочий ¦ ¦
¦ понедельник ¦ день месяца) ¦ ¦
¦ месяца) ¦ ¦ ¦
+-------------+-------------------------------+------------------+
¦ 25 марта ¦ 29 марта - вместо 1 апреля ¦ 8 апреля ¦
+-------------+-------------------------------+------------------+
¦ 27 мая ¦ 31 мая - вместо 3 июня ¦ 10 июня ¦
+-------------+-------------------------------+------------------+
¦ 24 июня ¦ 28 июня - вместо 1 июля ¦ 8 июля ¦
+-------------+-------------------------------+------------------+
¦ 26 августа ¦ 30 августа - вместо 2 сентября¦ 9 сентября ¦
+-------------+-------------------------------+------------------+
¦ 25 ноября ¦ 29 ноября - вместо 2 декабря ¦ 9 декабря ¦
L-------------+-------------------------------+-------------------
Соответственно при определении изменения цен за первую неделю апреля, июня, июля, сентября, декабря не производится никаких пересчетов. Таким образом, расчет ИПЦ за первую неделю месяца может производиться на основе изменения цен более, чем за 7 дней.
4. Заполнение бланка регистрации цен и тарифов
на товары и платные услуги населению
Наблюдение за уровнем и динамикой цен ведется по конкретным видам товаров и услуг.
На каждый товар (услугу) - представитель заполняется отдельный "Бланк регистрации цен и тарифов на товары и платные услуги населению" - форма N 1 - потребительские цены.
Зарегистрированные цены на товары с конкретными потребительскими свойствами заносятся также в бланк регистрации цен.
При соответствии товару - представителю, регистрируемому еженедельно, нескольких товаров с конкретными потребительскими свойствами, возможно заполнение отдельных бланков регистрации по каждому их этих товаров. Например, в наборе еженедельной регистрации имеется позиция: "Сосиски, сардельки", а в наборе товаров с конкретными потребительскими свойствами - две позиции:
- сосиски, сардельки отечественного производства,
- сосиски, сардельки импортного производства.
На каждый из двух перечисленных товаров с конкретными потребительскими свойствами заполняется отдельный бланк и еженедельно подсчитываются итоговые показатели: сумма цен, количество цен, средняя цена. Итоговые данные раздела II в целом по позиции "Сосиски, сардельки" для предоставления еженедельной информации могут быть заполнены на отдельном бланке.

ПРИКАЗ Минстроя РФ от 15.07.1996 n 17-94 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА (вместе с ПИСЬМОМ Минфина РФ от 20.06.1996 n 16-00-16-86)  »
Постановления и Указы »
Читайте также