ПРИКАЗ Минстроя РФ от 15.07.1996 n 17-94 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА (вместе с ПИСЬМОМ Минфина РФ от 20.06.1996 n 16-00-16-86)


МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 июля 1996 г. N 17-94
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ
СЛУЖБЫ "ЗАКАЗЧИКА"
Во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов" в интересах поддержки процесса разделения функций заказчика и подрядчика на жилищно-коммунальные услуги и перехода на договорные отношения между организациями, выполняющими эти функции, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые "Методические рекомендации по бухгалтерскому учету в условиях создания службы "Заказчика".
2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства организовать издание указанных Методических рекомендаций и довести их до предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства Авдеева В.В.
Министр строительства
Российской Федерации
Е.В.БАСИН



МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 июня 1996 г. N 16-00-16-86
Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности в связи с представленными "Методическими рекомендациями по организации бухгалтерского учета в условиях создания службы "Заказчика", созданной в соответствии с Положением о службе "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам в системе местных Советов народных депутатов, утвержденным Комитетом Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 24.09.93, сообщает следующее.
Порядок учета хозяйственных операций в условиях создания службы "Заказчика" разработан на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56, и других нормативных документов по бухгалтерскому учету. Дополнительных синтетических счетов для отражения специфических операций не вводилось.
В связи с этим согласование указанных Методических рекомендаций с Министерством финансов Российской Федерации не требуется.
Начальник Департамента
методологии бухгалтерского
учета и отчетности
А.С.БАКАЕВ



ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
МИНСТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В УСЛОВИЯХ
СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ "ЗАКАЗЧИКА"
Введение
В соответствии с "Положением о службе "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам в системе местных Советов народных депутатов", утвержденным Комитетом Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 24.09.93, в 60 - 65% муниципальных образованиях Российской Федерации созданы службы Заказчика по жилищно-коммунальным услугам. Однако далеко не везде службы Заказчика способны решать стоящие перед ними задачи, что можно объяснить отсутствием необходимого опыта работы, не совсем верным подходом при выборе форм, методов создания и функционирования указанных служб.
Анализ опыта работы созданных служб Заказчика показывает, что возможность воздействия и контроля качества, надежности и экологической безопасности, а также выполнение предприятиями ЖКХ своих договорных обязательств может предопределяться реальными имущественными правами службы Заказчика на жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства. В этой связи органами местного самоуправления Заказчику могут передаваться указанные объекты в хозяйственное ведение.
В свою очередь объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства (за исключением жилищного фонда, уже находящегося в пользовании жильцов) передаются службой Заказчика предприятиям ЖКХ по договору на обслуживание.
В соответствии с "Положением об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях разграничения прав владения", утвержденным Приказом Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 11.02.94 N 3, служба Заказчика может учитывать у себя на балансе вышеперечисленные основные фонды.
Предприятие ЖКХ в этом случае будет иметь на балансе только основные фонды и имущество, обеспечивающее обслуживание жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, переданных ему местными органами власти в хозяйственное ведение по договору, а объекты инженерной инфраструктуры, благоустройства, жилищный фонд будет учитываться у предприятия ЖКХ за балансом.
В некоторых муниципальных образованиях с созданием службы Заказчика реформируется система сбора платежей за услуги жилищно - коммунального хозяйства, механизм распределения дотации из местных бюджетов, что повышает возможность контроля со стороны органов местного самоуправления за качеством жилищно-коммунального обслуживания населения и состоянием основных фондов жилищно - коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности.
Переход к договорным взаимоотношениям и дифференцированный подход при использовании различных групп основных фондов предприятиями ЖКХ делает необходимым адаптацию существующей системы бухгалтерского и оперативного учета и отчетности к работе в новых условиях.
Организация учета основных фондов - объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства, жилищного фонда, на балансе службы Заказчика, а также выполнение функций по сбору денежных средств потребителей жилищно-коммунальных услуг и их распределение между предприятиями (организациями) ЖКХ вызывают необходимость отражения этих операций в бухгалтерском учете как в службе Заказчика, так и на предприятиях ЖКХ, исключив при этом двойное налогообложение одних и тех же средств.
Учитывая вышеизложенное, в настоящей работе даны рекомендации по организации бухгалтерского учета в условиях создания службы Заказчика как на предприятиях ЖКХ, так и в самих службах Заказчика. В частности, рассмотрен порядок бухгалтерского учета основных фондов, переданных службе Заказчика в хозяйственное ведение (объекты инженерной инфраструктуры, жилищный фонд, нежилые помещения, объекты внешнего благоустройства), организация учета сбора денежных средств от населения за жилищно-коммунальные услуги и распределение этих средств между предприятиями и организациями ЖКХ в соответствии с условиями договора, учет бюджетных ассигнований на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, аккумулируемых в службе Заказчика, и др. вопросы бухгалтерского и оперативного учета.
Методические рекомендации по организации бухгалтерского учета в условиях создания службы Заказчика разработаны в соответствии с действующими законодательными актами и нормативными документами по бухгалтерскому учету, отчетности и налогообложению:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552 с изменениями и дополнениями Постановления Правительства РФ от 1 июня 1995 г. N 661);
- Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (Приказ МФ РФ от 26.12.94 N 170);
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (с инструкцией по его применению);
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (с инструкцией по его применению), действующий с дополнениями и изменениями на 1 января 1995 года (Приказ МФ РФ от 28.12.94 N 173);
- Письмо Минфина РФ от 29.10.93 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве";
- Письмо Минфина Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 37 "О внесении изменений в письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29.10.93 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве";
- Приказ Минфина Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. N 10 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 496;
- Приказ Минфина Российской Федерации от 28 июля 1995 г. N 81 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации";
- Положение об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях разграничения права владения, утвержденное Приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 11.02.94 N 3;
- Методические рекомендации по формированию цен на жилищно - коммунальные услуги в службе Заказчика (Приказ Департамента ЖКХ от 07.10.94 N 7).
1. Учет основных средств в службе Заказчика
(жилищного фонда, нежилых помещений, объектов
инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства)
1.1. Как уже отмечалось, в соответствии с Положением об особенностях учета основных производственных фондов в условиях разграничения прав владения - жилищный фонд, нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, переданные Заказчиком предприятию, организации ЖКХ по договору на обслуживание, могут находиться на балансе службы Заказчика.
В этом случае учет движения, поступления, выбытия, переоценку этих фондов осуществляет Заказчик.
Начисление износа и ремонтного фонда по объектам, находящимся на балансе у Заказчика, осуществляет сам Заказчик, но предприятие ЖКХ должно обязательно располагать сведениями о величине этих расходов с целью отнесения их на себестоимость жилищно - коммунальных услуг и определения тарифов, так как окончательное формирование себестоимости и тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется на предприятии ЖКХ после согласования их со службой Заказчика.
Учет жилищного фонда, нежилых помещений, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства в службе Заказчика осуществляется в соответствии с письмом МФ РФ от 29.10.93 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно - коммунальном хозяйстве" с учетом изменений, отраженных в письме Минфина Российской Федерации от 03.04.96 N 37.
1.2. Жилищный фонд - жилые дома, общежития, дома маневренного фонда, неделимые объекты, т.е. жилые дома с нежилыми помещениями, дома - интернаты и др. - отражаются в бухгалтерском учете на субсчете 01-1 "Жилищный фонд" с разбивкой по разделам в зависимости от вида жилищного фонда по его принадлежности - "Жилищный фонд муниципальной собственности", "Жилищный фонд ведомственный", "Жилищный фонд общественный".
В пределах каждого раздела ведется учет объектов жилищного фонда по подразделам соответствующего наименования:
01-1.1 - Жилищный фонд по договору найма;
01-1.3 - Жилищный фонд, приобретенный за счет собственных
средств;
01-1.4 - Жилищный фонд приватизированный;
01-1.5 - Жилищный фонд других форм собственности;
01-1.6 - Нежилые помещения в жилом доме (неделимые объекты).
Объекты жилищного фонда на указанных субсчетах учитываются по первоначальной или восстановительной стоимости. Износ по объектам жилищного фонда не отражается в бухгалтерском системном учете и определяется в конце отчетного периода по нормам на полное восстановление, утвержденным СМ СССР 22 октября 1990 г. N 1072, и учитывается на забалансовом счете 014 "Износ жилищного фонда" в общей сумме, т.е. без разбивки износа по вышеприведенным субсчетам. Аналитический учет объектов жилищного фонда осуществляется на карточках N ОС-6 и разработочных таблицах.
Поступления на баланс Заказчика объектов жилищного фонда (от управлений капитального строительства, ведомственного жилищного фонда и в др. случаях) отражается в бухгалтерском учете записями:
Дебет субсчета 01-1.1 "Жилищный фонд",
Кредит счета 88, субсчет 88-4 "Фонд социальной сферы".
Приватизированный жилищный фонд отражается в бухгалтерском учете по стоимости, определяемой бюро технической инвентаризации, записями:
Дебет субсчета 01-1.4 "Жилищный фонд приватизированный",
Кредит субсчета 01-1.1 "Жилищный фонд по договору найма" - по первоначальной или восстановительной стоимости. Начисленный износ при этом остается на забалансовом счете 014 без изменения.
Приватизированное жилье в доме с одним квартиросъемщиком отражается в бухгалтерском учете как реализация через счет 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" записями:
Дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств",
Кредит субсчета 01-1.1 "Жилищный фонд по договору найма" - по первоначальной или восстановительной стоимости,
Дебет субсчета 88-4 "Фонд социальной сферы",
Кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - по первоначальной или восстановительной стоимости.
На сумму начисленного износа по данной операции уменьшается забалансовый счет 014.
Продажа отдельных квартир юридическим и физическим лицам отражается в бухгалтерском учете записями:
Дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств",
Кредит субсчета 01-1.1 "Жилищный фонд по договору найма",
Дебет субсчета 76-2 "Расчеты за приобретенные или проданные основные средства",
Кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - по проданной стоимости квартиры,
Дебет счета 51 "Расчетный счет",
Кредит субсчета 76-2 "Расчеты за приобретенные или проданные основные средства" - поступления денежных средств за проданную квартиру,
Дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств",
Кредит субсчета 88-4 "Фонд социальной сферы" (при закрытии счета 47). При этом на сумму начисленного износа уменьшается забалансовый счет 014.
При списании с баланса проданной квартиры одновременно ее стоимость отражается на забалансовом счете.
1.3. Продажа нежилых помещений в жилом доме (неделимом объекте) отражается бухгалтерскими записями:
Дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств",
Кредит субсчета 01-1.6 "Нежилые помещения в жилом доме (неделимые объекты)" по первоначальной или восстановительной стоимости,
Дебет субсчета 76-2 "Расчеты за приобретенные или проданные основные средства",
Кредит субсчета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" на продажную стоимость нежилых помещений,
Дебет счета 51 "Расчетный счет",
Кредит субсчета 76-2 "Расчеты за приобретенные или проданные основные средства" - поступление средств по проданным нежилым помещениям в жилом доме (неделимые объекты),
Дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 15.07.1996 n 56 О СОХРАНЕНИИ НА 1997 ГОД ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ  »
Постановления и Указы »
Читайте также