<ПИСЬМО> Минздравмедпрома РФ от 01.07.1996 n 2510/3016-96-27 О МЕРАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июля 1996 г. N 2510/3016-96-27
О МЕРАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ
Проверки состояния работы по профилактике общественно опасных действий (ООД) психически больных, проведенные по указанию Минздравмедпрома России в ноябре 1995 - мае 1996 гг., а также посвященные этим вопросам кустовые рабочие совещания зон обслуживания Орловской и Ленинградской республиканских психиатрических больниц со строгим наблюдением выявили ряд существенных и характерных для различных территорий недостатков в организации этой деятельности. Очевидно, они играют определенную роль в росте числа общественно опасных действий психически больных, которое в конце 80-х - начале 90-х годов не превышало 7 тысяч в год, а в 1995 г., по данным судебно - психиатрических экспертных комиссий, превысило 11 тысяч. Наиболее существенные из выявленных недостатков не связаны с какими-либо объективными факторами, их устранение не требует значительных материальных затрат и может быть достигнуто чисто организационными мерами, а также с помощью повышения уровня методического руководства этой работой со стороны главных психиатров органов здравоохранения и руководителей психиатрических и психоневрологических учреждений.
Так, в Новгородской, Тверской, Орловской, Кемеровской, Воронежской, Мурманской, Ленинградской, Псковской, Читинской областях, Приморском крае, в Республиках Карелия, Ингушетия, Саха (Якутия), Алтай, Адыгея, Бурятия, Тува, Карачаево - Черкесской до сих пор не созданы специализированные отделения с усиленным наблюдением для принудительного лечения лиц с психическими расстройствами, совершивших ООД. В связи с этим судебно - психиатрические комиссии этих территорий, как правило, не рекомендуют судам применение этой меры медицинского характера даже при наличии показаний, что является нарушением закона и Инструкции о порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера (приложение 18 к Приказу МЗ СССР N 225 от 21.03.1988).
В тех территориях, где такие отделения созданы, уровень лечебно - реабилитационной работы в них нередко остается неудовлетворительным: не организована должным образом трудовая терапия, не укомплектованы штаты психологов и социальных работников, введенные Минздравом в 1994 г. (приложение 2 к Приказу МЗМП РФ от 12.08.94 N 167) (Магаданская, Вологодская обл., Краснодарский и Алтайский края), что не позволяет проводить психокоррекционные мероприятия, оказывать необходимую социальную помощь. Интерьеры этих отделений и режим содержания пациентов нередко напоминают тюремные, что не может способствовать их ресоциализации.
Существенное значение имеет отсутствие необходимой преемственности между различными звеньями психиатрической службы, участвующими в осуществлении мероприятий по профилактике ООД. Проверка показала, что в выписных эпикризах, которыми обмениваются лечебные учреждения стационарного и амбулаторного звена психиатрической помощи при переводе больных, отсутствуют необходимые конкретные данные о проведенных лечебно - реабилитационных мероприятиях и их эффективности, а так же рекомендуемая программа терапевтических и социально - психиатрических мер хотя бы на первое время после перевода больного. Примером могут служить проанализированные выписки из историй болезни республиканских психиатрических больниц со строгим наблюдением г. г. Орла и Санкт - Петербурга, а также психиатрических больниц Липецка, Тулы, Вологды, Новгорода, Республики Карелия и др.
В значительной мере в результате отсутствия необходимой преемственности со стационарными учреждениями, а также недооценки руководителями психиатрических учреждений роли внебольничного звена в предупреждении ООД диспансерное наблюдение за больными, представляющими общественную опасность (так называемый спецучет), осуществляется формально, недостаточно дифференцированно, как и само формирование этой группы диспансерного наблюдения (г. г. Тула, Липецк, Новгород, Вологда, Санкт - Петербург и Ленинградская обл., Республика Карелия). Состав группы спецучета длительное время не пересматривается, количество включенных в нее больных, не совершавших ООД, но по клиническим признакам представляющих опасность, неоправданно мало, само наблюдение сводится к посещениям с установленной инструкцией периодичностью, даже редуцированные рекомендации больниц, осуществляющих принудительное лечение конкретных больных, не выполняются.
Для устранения отмеченных недостатков и повышения эффективности работы по предупреждению общественно опасных действий психически больных Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации считает необходимым:
создать специализированные отделения для принудительного лечения с усиленным наблюдением во всех административных территориях - субъектах Российской Федерации с количеством коек, соответствующим потребностям региона, исходя из расчетных данных о том, что в такие отделения, в соответствии с установленными критериями отбора, должно направляться не менее 50 - 60% всех лиц, признающихся невменяемыми;
обязать все психиатрические учреждения при передаче больного, представляющего общественную опасность, другому учреждению сообщать в медицинских документах, наряду с диагнозом и другими общемедицинскими сведениями, следующие дополнительные данные, входящие в "формулу общественной опасности": ведущий синдром; тип течения заболевания; психопатологический механизм, характер и кратность ООД; личностные и ситуационные факторы, способствующие или препятствующие их осуществлению; проведенные лечебно - реабилитационные мероприятия и их эффективность; рекомендуемые меры по предотвращению ООД;
принять необходимые меры к введению в штатное расписание отделений для принудительного лечения должностей психологов и социальных работников в соответствии со штатными нормативами, утвержденными Приказом МЗМП РФ N 167 от 12.08.94, и укомплектованию их соответствующими специалистами; широко привлекать указанных специалистов к работе по психокоррекции и оказанию социальной помощи больным, находящимся на принудительном лечении;
в деятельности внебольничных психиатрических учреждений по профилактике ООД психически больных строго руководствоваться Инструкцией об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел по предупреждению общественно опасных действий психически больных, утвержденной Приказом Минздрава СССР и МВД СССР N 357/93 от 5 мая 1988 г., регулярно осуществлять коррекцию состава группы спецнаблюдения, привлекать социальных работников для оказания социальной помощи пациентам этой группы; шире применять в отношении них дифференцированные лечебно - реабилитационные мероприятия, в частности, рекомендованные врачами психиатрического стационара, осуществлявшего принудительное лечение;
обязать председателей судебно - психиатрических экспертных комиссий при выборе рекомендуемой меры медицинского характера строго руководствоваться критериями, содержащимися в Уголовном кодексе РСФСР и во Временной инструкции о порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные действия (приложение 18 к Приказу МЗ СССР N 225 от 21.03.1988), а не конъюнктурными соображениями и неправомерными указаниями руководителей психиатрических служб.
Первый заместитель Министра
А.М.МОСКВИЧЕВ

ПИСЬМО Минфина РФ, Госналогслужбы РФ, Минэкономики РФ, Минприроды РФ от 01.07.1996 n 04-05-14/35 ОТВЕТ НА ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЙСТВУЮЩЕЕ НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  »
Постановления и Указы »
Читайте также