ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 15.05.1996 n ВЗ-6-08/331 ОБ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В 1996 ГОДУ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 мая 1996 г. N ВЗ-6-08/331
ОБ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В 1996 ГОДУ
Государственной налоговой службой Российской Федерации как в центре, так и на местах принимались необходимые меры по выполнению поставленных перед нею задач по вопросам налогообложения имущества физических лиц, а также по усилению контроля за поступлением платежей в бюджетную систему в 1996 году.
Налоговыми органами Российской Федерации за 1995 год обеспечено поступление в бюджет налога на имущество физических лиц в сумме 136,7 млрд. рублей (больше, чем в 1994 году, в 4,2 раза). По регионам наибольшие суммы поступлений имели место, например, в Ростовской - 9,6 млрд. руб., Свердловской - 6,1 млрд. руб., Волгоградской - 4,5 млрд. руб. областях, Краснодарском - 7,8 млрд. руб., Красноярском - 5,9 млрд. руб., Алтайском - 4,3 млрд. рублей краях.
По данным налоговых органов в 1995 году учтено граждан, имеющих в собственности строения, помещения и сооружения, в количестве 39,6 млн. человек (например, в Ростовской - 1,5 млн. чел., Свердловской - 1,5 млн. чел., Челябинской - 1,3 млн. чел., Волгоградской - 0,9 млн. чел., Нижегородской - 1,1 млн. чел. областях, в городах Москве - 1,6 млн. чел. и Санкт-Петербурге - 1,2 млн. чел.), что в 1,4 раза больше, чем в прошлом году. Всего было учтено 13,1 млн. приватизированных квартир, тогда как на 01.01.94 - 10,0 миллионов. Привлечено к уплате налога 16,3 млн. человек, что больше в 1,1 раза, чем в 1994 году. Остальные: 18,0 млн. чел. освобождены от уплаты налога по льготам и 5,3 млн. чел. - в связи с отсутствием оценки.
На 01.01.95 учтено 35,3 млн. строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности граждан, в том числе 13,1 млн. приватизированных квартир, тогда как на 01.01.94 учтено 30,6 млн. строений, помещений и сооружений, в том числе 10,0 млн. приватизированных квартир.
Однако несмотря на проводимую работу и увеличение поступлений в бюджет по имущественным налогам, вопросы оценки и переоценки имущества остаются в большинстве регионов проблемными.
Налоговые органы на местах сталкиваются с рядом объективных трудностей, препятствующих достижению полного налогообложения всех потенциальных плательщиков за имеющиеся в их собственности объекты недвижимого имущества и обеспечению реальности предъявляемых гражданам сумм налога. К ним относятся не соответствие инвентаризационной и страховой оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам, реальной стоимости этих объектов и отсутствие по некоторым строениям инвентаризационной и страховой оценок, из-за большого объема работ и недостаточного количества бюро технической инвентаризации, а также высокой стоимости оплаты работ по оценке строений, помещений и сооружений, ограниченности, а нередко и полного отсутствия финансирования из местных бюджетов. Например, не имеют оценки в целом по Российской Федерации 5,6 млн. строений, в том числе в Республике Башкортостан - 331,1 тыс. строений, Республике Удмуртия - 212,1 тыс. строений, Республике Татарстан - 195,8 тыс. строений, Московской области - 408,4 тыс. строений, Кировской области - 170,1 тыс. строений.
Серьезной проблемой остается отсутствие регистрации в органах коммунального хозяйства (БТИ) значительного количества, выстроенных физическими лицами, в порядке нового строительства домов, коттеджей, дач, без которой по гражданскому законодательству физическое лицо не может быть привлечено к налогообложению как собственник этих строений.
Анализ состояния работы и приведенные данные показывают, что госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации необходимо принять меры для усиления работы по выявлению объектов обложения налогом строения, помещения и сооружения, по регистрации и оценке их коммунальными органами. Изыскивать возможности для преодоления трудностей при проведении сплошной инвентаризации, новые пути их разрешения. Например, госналогинспекции по Республике Чувашия, Волгоградской, Липецкой и Амурской областям совместно с органами исполнительной (законодательной) власти разработали и применили в работе вариант оценки строений, помещений и сооружений путем декларирования гражданами своего имущества, принадлежащего им на праве собственности.
Так, в Волгоградской области в порядке эксперимента разработаны и применяются два варианта оценки. Анализируя сложившуюся ситуацию по проведению инвентаризационной оценки строений, помещений и сооружений администрация Волгоградской области, по согласованию с госналогинспекцией и другими заинтересованными органами и ведомственными учреждениями и организациями утвердила "Временную методику и порядок проведения оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности по состоянию на 1 января 1995 года", где наряду с действующим и общепринятым порядком проведения инвентаризации, предусмотрены два принципиально новых варианта оценки непроинвентаризированных объектов.
В связи с тем, что наибольшее количество непроинвентаризированных объектов падает на строения, помещения и сооружения, находящиеся в сельской местности и садоводческих товариществах, оба варианта использованы при оценке имущества граждан, находящегося в садоводческих товариществах.
По первому варианту оценка непроинвентаризированных строений, помещений и сооружений производится экспертными комиссиями, в состав которых входят представители местного БТИ, районных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, по архитектуре и градостроительству, налоговой инспекции и сельских администраций. По просьбе собственника строений (налогоплательщика), он также включается в состав комиссии на равных правах. Состав комиссии (не менее четырех человек) утверждается постановлением местной администрации. Оценка строений производится путем визуального осмотра объекта в натуре каждым членом экспертной комиссии и из этих независимых оценок определяется среднее их значение, которое и используется для исчисления имущественного налога.
По второму варианту описание непроинвентаризированных строений производится самими собственниками строений и заявляется ими в специальной декларации, форма которой разрабатывается налоговыми органами, а сведения, показанные в декларации используются для определения оценки для целей налогообложения данного имущества. Механизм декларирования представлен в следующем виде: владельцы строений, помещений и сооружений в бланках декларации приводят полный перечень строений, помещений и сооружений, имеющихся на садовом участке, с подробным описанием их технических параметров и других характеристик (вид строения, помещения и сооружения, их размеры по длине, ширине, высоте, этажности, год возведения и т.д.). Заполненные декларации правлениями садоводческих товариществ сдаются в БТИ или в страховые органы, которые на основе указанных в декларациях сведений, применяя действующие ведомственные методики и нормативы оценки строений, без выезда на места рассчитывают инвентаризационную или страховую оценку декларируемых строений, занося эти оценки в учетные регистры и в бланки деклараций, после чего направляют эти декларации и сводные ведомости оценки в местную налоговую инспекцию для исчисления налога на имущество физических лиц. При необходимости производятся контрольные выборочные проверки наличия и характеристики строений по месту их нахождения.
Проделанная работа Государственной налоговой инспекцией по Волгоградской области и подведомственных ей инспекций показывает действенность данной формы работы по более полному привлечению к налогообложению граждан, имеющих в собственности строения, помещения и сооружения, и характеризуются следующими данными:
в 1994 году начислено налога - 161,0 млн. руб.;
в 1995 году начислено налога - 5080,1 млн. руб.
В целях обобщения работы, проделанной налоговыми органами, разработки предложений по совершенствованию законодательства по налогу на имущество физических лиц, а также методических рекомендаций по порядку их исчисления и уплаты, подготовки доклада по этим вопросам Правительству России, Госналогслужба России просит представить к 15 октября 1996 года информацию, в которой следует отразить:
взаимодействие налоговых органов с органами власти субъектов федерации и местного самоуправления по проведению сплошной инвентаризации строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности граждан;
проводимую налоговыми органами работу по более полному привлечению к налогообложению граждан, имеющих в собственности строения, помещения и сооружения;
проводимую налоговыми органами работу по контролю за полнотой и своевременностью поступлений этих налогов в бюджет, практику применения финансовых санкций и административных штрафов к налогоплательщикам, уклоняющимся от их уплаты.
Кроме того представить следующие данные:
1. Количество граждан, имеющих в собственности строения,
помещения и сооружения, по состоянию на 01.01.95 _________________
и на 01.01.96 ____________________________________________________
2. Количество граждан, которым исчислен налог на строения,
помещения и сооружения на 1995 год _______________________________
и на 1996 год ____________________________________________________
3. Количество граждан, которым предоставлены льготы по налогу
на строения, помещения и сооружения на 1995 год __________________
и на 1996 год ____________________________________________________
4. Количество строений, помещений и сооружений, находящихся в
собственности граждан:
на 01.01.95 на 01.01.96
а) приватизированные квартиры ______________ ______________
б) частные домовладения ____________________ ______________
в) торговые, бытовые, коммунальные и др.
нежилые помещения __________________________ ______________
5. Количество строений, помещений и сооружений, находящихся в
собственности граждан и имеющих оценку по состоянию на 01.01.96:
а) произведенную БТИ _________________________________________
б) произведенную страховыми органами _________________________
в) произведенную налоговыми органами _________________________
6. Количество строений, помещений и сооружений, находящихся в
собственности граждан и не имеющих оценки по состоянию на 01.01.96
__________________________________________________________________
в том числе:
а) строения, возведенные в порядке индивидуального
строительства ____________________________________________________
б) дачи ______________________________________________________
в) гаражи ____________________________________________________
г) другие объекты ____________________________________________
7. Сумма оценки строений, помещений и сооружений, по которой
исчислен налог (млн. руб.) на 1995 год ___________________________
и на 1996 год ____________________________________________________
в том числе:
а) определенной по сведениям БТИ _____________ ______________
б) определенной по сведениям
страховых органов ____________________________ ______________
в) определенной по сведениям
налоговых органов ____________________________ ______________
8. Сумма налога на строения, помещения и сооружения фактически
поступившая за 1995 год (млн. руб.) ______________________________
9. Сумма налога на строения, помещения и сооружения,
исчисленная на 1996 год (млн. руб.) ______________________________
10. Сумма налога на строения, помещения и сооружения
фактически поступившая на 15.09.96 (млн. руб.) ___________________
11. Количество граждан, имеющих в собственности транспортные
средства по состоянию на 01.01.95 ________________________________
и на 01.01.96 ____________________________________________________
в том числе:
а) теплоходы _____________________ ______________________
б) самолеты,
вертолеты ______________________ _____________________
12. Количество граждан, которым исчислен налог на транспортные
средства на 1995 год _____________________________________________
и на 1996 год ____________________________________________________
13. Количество граждан, которым предоставлены льготы на
1995 год __________________ и на 1996 год ________________________
14. Сумма налога на транспортные средства, фактически
поступившая за 1995 год (тыс. руб.) ______________________________
15. Сумма налога на транспортные средства, исчисленная на
1996 год (тыс. руб.) _____________________________________________
16. Сумма налога на транспортные средства, фактически
поступившая на 15.09.96 (тыс. руб.) ______________________________
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ

ПРИКАЗ ЦБ РФ от 15.05.1996 n 02-162 ОБ ОТЗЫВЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ У КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НОВАЯ ЕВРОПА  »
Постановления и Указы »
Читайте также