ПОСТАНОВЛЕНИЕ СФ ФС РФ от 15.05.1996 n 179-СФ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ О КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВАХ ГРАЖДАН (КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СОЮЗАХ)


СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 1996 г. N 179-СФ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
"О КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВАХ ГРАЖДАН
(КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СОЮЗАХ)"
Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 апреля 1996 года Федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных потребительских союзах)" в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Отклонить Федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных потребительских союзах)".
2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения и дополнения в отдельные положения отклоненного Федерального закона "О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных потребительских союзах)" согласно Приложению.
3. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, избрав в ее состав от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации следующих членов Совета Федерации: Сурикова Александра Александровича (сопредседатель комиссии), Шматова Юрия Анисимовича, Шурчанова Валентина Сергеевича.
4. Пригласить для участия в согласительных процедурах представителей Правительства Российской Федерации.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Е.С.СТРОЕВ



Приложение
к Постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 15 мая 1996 г. N 179-СФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО БЮДЖЕТУ,
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ, ФИНАНСОВОМУ, ВАЛЮТНОМУ И ТАМОЖЕННОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ, БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНУ "О КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВАХ
ГРАЖДАН (КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СОЮЗАХ)"
Рассмотрев Федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных потребительских союзах)", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 апреля 1996 года, комитет отмечает следующее.
Указанным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в процессе создания, деятельности, реорганизации и ликвидации кредитных потребительских кооперативов граждан (кредитных потребительских союзов).
Необходимость принятия указанного Федерального закона обусловлена потребностью определения правового положения кредитных потребительских кооперативов, а также прав и обязанностей их членов. Его принятие будет способствовать совершенствованию и развитию пока еще только зарождающейся законодательной базы, регулирующей функционирование кооперативного сектора экономики во всем многообразии составляющих его структур.
Вместе с тем статья 4 указанного Федерального закона предполагает участие в кредитном потребительском союзе только граждан, что сужает рамки его применения. Вне правового поля остаются юридические лица, обладающие также согласно статьи 116 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации правом на создание кредитных потребительских союзов. Это потребует разработки нового законопроекта.
Остается открытым вопрос по осуществлению контроля за деятельностью кредитных потребительских кооперативов граждан (часть 2 статьи 24 указанного Федерального закона) ввиду отсутствия лицензирования, требуется принятие дополнительных нормативных правовых актов.
Статья 6 указанного Федерального закона определяет, что "членами кредитного потребительского союза могут быть исключительно граждане, достигшие возраста шестнадцати лет". Строго говоря, эта норма применима только для граждан Российской Федерации, в том время как согласно действующему законодательству гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой он является. Гражданская же дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства.
Часть 4 статьи 8 указанного Федерального закона определяет обязательность соблюдения для членов ассоциации кредитных потребительских союзов финансовых, операционных и иных стандартов и нормативов качества услуг и финансовой надежности кредитных потребительских союзов, разработанных ассоциациями кредитных потребительских союзов. Это требование не должно закрепляться законодательно, так как не несет правовой нагрузки. Любой член ассоциации в случае несогласия имеет право выхода из нее. Обязательность должна определяться уставными требованиями.
Фонд финансовой взаимопомощи в статьях 3 и 15 указанного Федерального закона в части формирования трактуется по-разному.
Для обеспечения надежности кредитно-финансовой деятельности кредитных потребительских кооперативов, основой которой являются личные контакты хорошо знакомых между собой людей, представляется целесообразным ограничить максимальную численность членов кредитного потребительского кооператива до 500 человек.
Учитывая вышесказанное комитет полагает целесообразным рекомендовать Совету Федерации отклонить Федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных потребительских союзах)" и предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
"О КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВАХ ГРАЖДАН
(КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СОЮЗАХ)"
Комитет Совета Федерации по вопросам экономической политики рассмотрел Федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных потребительских союзах)", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 апреля 1996 года, и отмечает следующее.
Создание потребительских кооперативов позволит облегчить финансирование операций физических лиц, направляемых на удовлетворение их личных потребностей, обеспечит рост индивидуальных сбережений и сокращение периода предварительного накопления для развития домашних хозяйств.
Международная практика также подтверждает целесообразность функционирования системы некоммерческих организаций подобного типа.
В то же время постатейный анализ текста указанного Федерального закона о кредитных потребительских кооперативах показывает, что в нем недостаточно проработаны вопросы обеспечения их финансовой устойчивости (сохранения паевого капитала) в условиях инфляции.
Решая эти задачи исключительно за счет процентных ставок по депозитным вкладам, кредитные потребительские кооперативы могут не выполнить принятых на себя финансовых обязательств.
Если же они будут в целях сохранения капитала повышать процентные ставки по выдаваемым членам кредитных потребительских кооперативов ссудам, то такие кооперативы не выдержат конкуренции с другими коммерческими кредитными организациями.
Предусмотренная в указанном Федеральном законе (часть 5 статьи 15) возможность использования свободного остатка фонда финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива для приобретения государственных ценных бумаг и сохранения за счет этого его капитала дискуссионна и может привести к необходимости перевода его в статус коммерческой организации. Получение доходов (извлечение прибыли) кредитным потребительским кооперативом в таком случае противоречит понятию "некоммерческая организация". Для устранения этого противоречия в тексте указанного Федерального закона целесообразно было бы указать, что полученный в результате этих операций дополнительный доход распределяется между членами кредитного потребительского кооператива пропорционально паевому вкладу.
В этом случае понятие "паевой взнос" (статья 3) должно быть расширено: включать денежные средства, полученные в результате работы кредитного потребительского кооператива на рынке государственных ценных бумаг. Аналогичные изменения необходимо внести также в частях 2 и 5 статьи 6.
Ограничения, установленные частью 1 (нет юридических лиц) и частью 2 (число членов) статьи 4, а также статьей 10 указанного Федерального закона противоречат положениям статьи 116 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
В части 1 статьи 6 целесообразно уточнить гражданский статус члена кредитного потребительского союза (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации).
Ограничения, установленные частью 2 статьи 8, ущемляют права членов кредитных потребительских союзов на учреждение ассоциации, что противоречит статье 121 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следует согласиться с заключением Центрального банка Российской Федерации о том, что кредитные потребительские союзы будут являться небанковскими кредитными организациями, имеющими право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР". В таком случае деятельность кредитных потребительских кооперативов должна лицензироваться и контролироваться Центральным банком Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по вопросам экономической политики рекомендует отклонить указанный Федеральный закон и предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

УКАЗ Президента РФ от 15.05.1996 n 716 О ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЕ МОЛОДЕЖЬ РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также