ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 24.04.1996 n 290-ii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 1996 г. N 290-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АДВОКАТУРЕ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "Об адвокатуре в Российской Федерации".
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно - правовой реформе до 3 июня 1996 года.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству и судебно - правовой реформе с учетом поступивших поправок доработать указанный законопроект и представить его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АДВОКАТУРЕ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституция Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права определила неотъемлемые права и свободы человека, в том числе право каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48). Ныне действующее на территории Российской Федерации Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 года устарело и не отвечает демократическим преобразованиям, происходящим в обществе. Указанным Положением не могли быть приняты в расчет современные тенденции развития адвокатуры, связанные с выделением новых организационных структур адвокатской деятельности (адвокатских бюро, фирм, кабинетов), с параллельным развитием сети кооперативов и других организаций, оказывающих правовые услуги на коммерческой основе.
Федеральный закон об адвокатуре должен в соответствии с Концепцией судебной реформы в Российской Федерации обеспечить правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, взаимодействия коллегий адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами, гарантировать независимость коллегий адвокатов как самоуправляемых профессиональных организаций. Порядок учреждения и работы организаций и лиц, оказывающих правовые услуги в качестве предпринимателей, находится вне сферы правового регулирования закона об адвокатуре.
Поскольку Конституция Российской Федерации отнесла адвокатуру к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "л" ст. 72), нормы Федерального закона об адвокатуре могут развиваться актами местного законодательства.
Целью законопроекта является расширение правовых и организационных возможностей адвокатов по оказанию эффективной квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.
Основными новеллами, отраженными в законопроекте, являются:
- определение коллегии адвокатов, как негосударственной независимой самоуправляемой некоммерческой организации профессиональных юристов, добровольно объединившихся в целях оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам (ст. 3); эти объединения адвокаты могут создать по своему почину без предварительного получения разрешения государственных органов;
- исключение зависимости адвокатуры от государственных органов, ее самоуправляемость; коллегия адвокатов вправе по собственной инициативе принимать любые решения, не противоречащие действующему законодательству, вмешательство в ее деятельность недопустимо (ст. 5);
- регламентация условий приема в коллегию и ее состава (ст. 7); коллегия адвокатов самостоятельно решает вопросы о численном составе, приеме, отчислении, исключении и дисциплинарной ответственности адвокатов;
- нормативное определение профессионального долга адвоката (ст. 15);
- гарантии независимости адвоката и гарантии адвокатской деятельности (ст. ст. 10, 11); так, статья 11 проекта предусматривает особый порядок применения к адвокату принудительных мер;
- определение содержания адвокатской тайны (ст. 12); закреплена обязанность адвоката соблюдать требования закона, хранить профессиональную тайну; запрещается требовать от адвокатов сообщения каких-либо сведений, связанных с оказанием юридической помощи;
- расширение прав адвоката при оказании юридической помощи, предоставления ему возможности самостоятельного собирания необходимых сведений, участия в судопроизводстве на началах состязательности (ст. 13);
- четкий перечень случаев, когда адвокат не может принять поручения (ст. 15);
- избрание руководителей коллегии адвокатов тайным голосованием (ст. 21);
- признание права адвокатов создавать в рамках коллегий, наряду с традиционными юридическими консультациями, также адвокатские бюро, фирмы, кабинеты, практиковать индивидуально (ст. 23);
- расширение возможностей граждан получить бесплатную юридическую помощь (ст. 24).
Работа адвокатских бюро, фирм, кабинетов, индивидуально практикующих адвокатов должна восполнить дефицит юридической помощи, являющийся следствием нехватки профессиональных юристов в народном хозяйстве и искусственного ограничения численности адвокатов в период осуществления Министерствами юстиции СССР, союзных и автономных республик так называемого "общего руководства деятельностью адвокатуры".
Законопроект дает ответ на ряд вопросов, затрагивающих интересы юристов и широко обсуждавшихся среди ученых и практических работников.
Во-первых, авторы законопроекта, расширяя возможности граждан получить юридическую помощь, а также возлагая на коллегии адвокатов обязанность по обеспечению защиты по назначению, считают справедливым компенсировать эту "повинность" сохранением уже существующего льготного порядка налогообложения адвокатуры.
Во-вторых, возникает вопрос о правомерности существования параллельных коллегий адвокатов. В настоящее время на территории Российской Федерации их зарегистрировано 32; они объединяют около 3000 юристов. Проект предусматривает действие на территории субъекта Российской Федерации одной коллегии адвокатов, а также возможность создания межтерриториальных специализированных коллегий. При этом существующие параллельные коллегии адвокатов сохраняют свою легитимность до образования в соответствующем субъекте Российской Федерации единой коллегии адвокатов. Заключительными положениями проекта установлен срок (два года), в течение которого адвокаты различных коллегий вправе объединиться либо выбрать иную организационную форму своей деятельности. Такое решение вызвано необходимостью обеспечить единство этических и профессиональных требований, предъявляемых к адвокатам.
Наконец, в-третьих, важно установить порядок участия в российском судопроизводстве иностранных адвокатов. Разработчики законопроекта, стремясь обеспечить каждому возможность пользоваться услугами избранного им адвоката, ограничивают участие иностранного юриста лишь одним условием: он вправе оказывать юридическую помощь на территории России в той же мере, в какой российскому адвокату это разрешено соответствующим зарубежным государством (ст. 30).
Законопроект носит конструктивный характер. Его принятие позволит демократизировать коллегии адвокатов, выстроить в их рамках новые структуры оказания квалифицированной юридической помощи и обеспечить право граждан на выбор адвоката.
Реализация предложений законопроекта дополнительных затрат из средств федерального бюджета не требует поскольку расходы по оплате труда адвокатов за счет федерального бюджета уже предусмотрены действующим законодательством: статьями 47, 427 УПК РСФСР, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1011 "Об оплате труда адвокатов за счет государства"; льготный порядок налогообложения установлен для коллегий адвокатов Положением об адвокатуре, утвержденным Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г.
Проект Федерального закона "Об адвокатуре в Российской Федерации" подготовлен в соответствии с решением Совета по судебной реформе при Президенте Российской Федерации от 16 декабря 1994 г., созданной им рабочей группой в составе:
Председателя Совета по судебной реформе при Президенте Российской Федерации С.Е. Вицина, заместителя Министра юстиции Российской Федерации А.М. Степанова, начальника отдела судебной реформы и судопроизводства Государственно - правового управления Президента Российской Федерации С.А. Пашина, президента Всероссийского федерального союза адвокатов А.П. Галоганова, заместителя президента Всероссийского федерального союза адвокатов А.В. Клигмана, специалиста - эксперта отдела судебной реформы и судопроизводства Государственно - правового управления Президента Российской Федерации Л.Г. Поспеевой.
В результате усилий рабочей группы удалось объединить положения проекта Федерального закона "Об адвокатуре Российской Федерации", подготовленного рабочей группой под руководством профессора Ю.И. Стецовского, и проекта Закона Российской Федерации "Об адвокатуре в Российской Федерации", подготовленного Министерством юстиции Российской Федерации.
Объединенный законопроект получил поддержку Всероссийского федерального союза адвокатов.



Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предназначение адвокатуры. Адвокатура в Российской Федерации призвана обеспечивать защиту по уголовным делам, представительство по гражданским, административным и уголовным делам, в конституционном судопроизводстве, а равно оказание иных видов юридической помощи в целях защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц.

Статья 2. Правовые основы организации и деятельности адвокатуры. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящим Законом, иными федеральными законами и не противоречащими им законами субъектов Российской Федерации об адвокатуре.

Статья 3. Коллегии адвокатов и их цели. Коллегии адвокатов являются основной организационной формой адвокатуры.

Статья 4. Государство и коллегии адвокатов. Российская Федерация гарантирует коллегиям адвокатов условия для успешного выполнения ими конституционной функции по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.

Статья 5. Принципы организации и деятельности коллегий адвокатов и их членов. Коллегии адвокатов и их члены организованы и действуют на основе:

Статья 6. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Каждому в Российской Федерации гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Статья 7. Членство в коллегии адвокатов. Адвокатом является лицо, принятое в члены коллегии адвокатов и давшее присягу.

Статья 8. Присяга адвоката. Гражданин, принятый в члены коллегии адвокатов, дает на заседании коллегии адвокатов присягу следующего содержания:

Статья 9. Приостановление и прекращение членства в коллегии адвокатов. 1. Приостановление членства в коллегии адвокатов производится в случае избрания адвоката в законодательный (представительный) орган или призыва его на срочную военную службу.

Статья 10. Независимость адвоката. Государство гарантирует адвокату независимость в его профессиональной деятельности. Свое мнение по вопросам порученного дела адвокат определяет независимо от мнения и оценок каких-либо органов и должностных лиц, в том числе коллегии адвокатов. Взаимоотношения адвокатов с доверителями определяются требованиями его профессионального долга.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 24.04.1996 n 291-ii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЕМ СРОКОВ ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПЕНСИЙ, СТИПЕНДИЙ, ПОСОБИЙ И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »

Постановления и Указы »
Читайте также