<ПИСЬМО> Госналогслужбы РФ от 25.03.1998 n ВК-6-16/200 ОБ ИТОГАХ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 1997 ГОДУ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 марта 1998 г. N ВК-6-16/200
ОБ ИТОГАХ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В 1997 ГОДУ
В 1997 году в условиях бюджетного дефицита, неудовлетворительного поступления в государственную казну налогов и других обязательных платежей налоговые органы на местах принимали конкретные меры, направленные на усиление контроля за соблюдением налогового законодательства. В целях обеспечения пополнения доходной части федерального бюджета и повышения собираемости налогов ими на постоянной основе совместно с правоохранительными и другими контролирующими органами осуществлялись мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.
Материалы плановых и оперативных проверок налогоплательщиков, отчетные данные и информация, поступающая от госналогинспекций по субъектам Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в результате принятых организационных и других мер эффективность контрольной работы в прошлом году по сравнению с предыдущим годом заметно повысилась, что подтверждается следующими показателями.
В 1997 году проверками отчетов, налоговых расчетов и деклараций налогоплательщиков доначислено, с учетом финансовых санкций, в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды 256,9 трлн. руб. <*> и уменьшены начисленные налоги и сборы на 4,9 трлн. руб., или в итоге доначислено платежей на сумму 252,0 трлн. руб., что составляет 38% к общим фактическим поступлениям (в 1996 году было доначислено 174,5 трлн. руб., или 33,7%). Документальными проверками доначислено 76,4 трлн. руб. (29,7%) и камеральными проверками - 180,5 трлн. руб. (70,3%). При приросте платежей в бюджетную систему в 1997 г. на 27,7% сумма доначислений по итогам контрольной работы увеличилась на 44,4 процента.
--------------------------------
<*> Здесь и далее стоимостные показатели представлены в неденоминированных рублях.
Наиболее значительные доначисления по отношению к фактически поступившей в бюджетную систему сумме налогов и обязательных платежей произведены налоговыми органами Республики Башкортостан, Кемеровской, Иркутской, Челябинской, Свердловской, Омской, Нижегородской областей и некоторых других субъектов Российской Федерации.
В расчете на одного документально проверенного налогоплательщика (юридического лица) доначисления увеличились в 1,6 раза (103,8 млн. руб.), а в расчете на одного налогового работника, занимающего должность руководителя и специалиста, доначисления возросли в 1,4 раза (1620 млн. рублей).
Дополнительные начисления в бюджетную систему за 1997 год по результатам контрольных проверок в расчете на одного специалиста составили в налоговых органах Ямало - Ненецкого автономного округа - 13,7 млрд. руб., Ханты - Мансийского - 6,2 и Таймырского - 5,8, г. Москвы - 3,8, Республики Коми - 3,7, Кемеровской, Самарской областей и Чукотского автономного округа - по 3,3, Республики Башкортостан, Свердловской и Магаданской области - по 2,9 млрд. рублей. В абсолютной сумме налоговыми органами г. Москвы доначислено платежей, включая финансовые санкции, - 19,4 трлн. руб., Республики Башкортостан - 14,6, Свердловской области - 13,3, Самарской области - 11,1, Ханты - Мансийского автономного округа - 10,7, Кемеровской области - 10,0, Красноярского края и Челябинской области - по 9,1, Ямало - Ненецкого автономного округа - 8,6 трлн. рублей.
Заметно возросли эти показатели в налоговых органах Республики Карелия, Ярославской, Тульской, Кемеровской, Томской, Ленинградской и других областей, Чукотского и Эвенкийского автономных округов.
К нарушителям налоговой дисциплины принимались предусмотренные действующим законодательством меры воздействия. Более 429 тыс. должностных лиц предприятий, учреждений и организаций и 559 тыс. физических лиц - предпринимателей привлечены к административной ответственности с наложением штрафов на сумму 319 млрд. руб., 460 тыс. раз приостанавливались операции по расчетным счетам налогоплательщиков, 220 тыс. материалов направлено в правоохранительные органы.
В 1997 году в 1,6 раза увеличилось количество срочных сообщений госналогинспекций о доначислениях в ходе документальных проверок юридических лиц налогов и иных обязательных платежей свыше 500 млн. рублей, что также свидетельствует о повышении качества проверок и результативности контрольной работы налоговых органов. Всего поступило таких сообщений от 75 территориальных госналогинспекций по результатам 1302 проверок, которыми доначислено 17,0 трлн. рублей, или в среднем на одну документальную проверку - 13,1 млрд. рублей. От налоговых органов Московской области поступило 56 (на общую сумму доначисленных платежей в размере 1,5 трлн. рублей), Челябинской области - 53 (1,3 трлн. руб.), Республики Саха (Якутия) - 44 (0,5 трлн. руб.), Иркутской области - 35 (0,6 трлн. руб.), Кемеровской области - 32 (0,8 трлн. руб.), Свердловской области - 28 (1,1 трлн. руб.), г. Москвы - 27 (1,2 трлн. руб.) срочных сообщений.
Большая контрольная работа проведена во исполнение Межведомственного плана первоочередных мероприятий по пополнению доходной части федерального бюджета, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 15 марта 1997 года. В результате осуществления проверок и мероприятий, предусмотренных этим планом, дополнительно начислено платежей, включая финансовые санкции, на сумму 8,0 трлн. рублей и 2,7 млн. долларов США.
В соответствии с Национальным планом проверок налогоплательщиков на 1997 год проведены контрольные мероприятия по 28 темам, из них по 20 темам с участием специалистов органов налоговой полиции. В результате доначислено платежей в бюджет и внебюджетные фонды на сумму более 4 трлн. руб., 44,4 млн. американских долларов и 21,6 млн. немецких марок.
При проведении проверок отдельных категорий хозяйствующих субъектов выявлены массовые нарушения налогового законодательства и доначислены крупные суммы платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Так, при проверке 479 предприятий и организаций, осуществляющих экспорт сырьевых ресурсов, нарушения налогового и валютного законодательства выявлены на 225 предприятиях и в организациях (47%). По результатам проверок доначислено налогов и финансовых санкций на сумму 291,1 млн. руб., 44,4 млн. долларов США и 21,6 млн. немецких марок. Основными причинами занижения платежей указанной категории налогоплательщиков явились: нарушение порядка учета валютной выручки от реализации продукции (работ, услуг); неправильное отражение в учете курсовых разниц, занижение в отчетности финансовых результатов по бартерным операциям, нарушения положений о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в их себестоимость; занижение платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, необоснованное применение льгот по налогу на добавленную стоимость.
При проверке 285 представительств иностранных компаний, выполняющих строительные, строительно - монтажные и ремонтные работы на территории России, и 650 налоговых агентов, осуществляющих выплату в пользу инофирм за выполненные ими указанные работы, у 241 (26%) лица выявлены нарушения налогового законодательства, в результате доначислено платежей (налогов и штрафов) на сумму 349 млн. руб., в том числе налога на добавленную стоимость - 140 млн. руб., налога на прибыль - 41 млн. руб., других налогов - 54 млн. рублей. Наиболее характерными нарушениями являются: непостановка или несвоевременная постановка иностранными юридическими лицами на налоговый учет и непредставление налоговых деклараций и расчетов в налоговые органы; неполное отражение в учете объемов выполненных работ и необоснованное отнесение расходов на их себестоимость; невключение в облагаемый НДС оборот сумм авансовых платежей, неправильное определение рублевого эквивалента стоимостной оценки имущества в СКВ; занижение налогов, базой для исчисления которых является фонд оплаты труда.
Проверкой соблюдения налогового законодательства на 760 предприятиях перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства нарушения выявлены на 700, или у 90% проверенных. По итогам проверок доначислено налогов и предъявлено штрафных санкций на общую сумму 340 млн. рублей. Занижение налогооблагаемой базы и соответственно налогов допущено в результате отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов, не предусмотренных действующими законодательными и нормативными актами, а также расходов сверх установленных норм.
При проверке 220 предприятий и организаций по вопросу исчисления и уплаты налога на реализацию горюче - смазочных материалов доначислено этого налога и предъявлено штрафных санкций на сумму 333 млн. рублей. Основные причины: неполное включение в налогооблагаемый оборот разницы между выручкой от продажи ГСМ и стоимостью их приобретения, неначисление налога при осуществлении разовых операций от реализации ГСМ, занижение выручки от их реализации при бартерных операциях, неначисление налога при реализации отдельных марок автомобильных масел и другие.
Серьезные нарушения выявлены при проверке предприятий и организаций, производящих спирт этиловый из всех видов сырья, по вопросу правильности исчисления и уплаты акцизов при его реализации. В результате проверок доначислено в бюджет 772 млн. рублей. К основным нарушениям, выявленным в процессе проверки на 85 спиртопроизводящих предприятиях, относятся: фальсификация экспортных поставок ("лжеэкспорт"); невключение в облагаемый оборот сумм товарообменных операций (бартер), а также поступивших в порядке частичной оплаты; неначисление акцизов по оборотам реализации эликсиров; несоблюдение сроков уплаты акцизов в бюджет.
В соответствии с пунктом 28 Национального плана на постоянной основе осуществлялись мероприятия по выявлению юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, уклоняющихся от постановки на налоговый учет и уплаты налогов и сборов. Путем сверки и использования данных органов, осуществляющих государственную регистрацию хозяйствующих субъектов, органов статистики и выдающих лицензии на право заниматься определенным видом деятельности, банков и других кредитных учреждений, а также информации, поступившей из других госналогинспекций, выявлено около 27 тысяч таких предприятий, учреждений и организаций и 32 тысячи граждан.
Обобщенные результаты отдельных проверок, проведенных в соответствии с Национальным планом проверок налогоплательщиков на 1997 год, управлениями и отделами центрального аппарата Госналогслужбы России были использованы при подготовке предложений по изменению и дополнению действующего налогового и иного законодательства, других нормативных актов, при подготовке докладов в Правительство Российской Федерации, писем и информаций федеральным органам государственного управления, при подготовке материалов по вопросам, рассматриваемым на коллегии Госналогслужбы России. По результатам проверок, которыми установлены серьезные нарушения и доначислены крупные суммы платежей, госналогинспекциями по субъектам Российской Федерации направлены обзорные письма с конкретными предложениями по повышению эффективности контрольной работы.
Анализ результатов проведенной налоговыми органами и органами налоговой полиции совместной работы позволяет сделать вывод о качественном повышении уровня их взаимодействия в 1997 году, особенно в части проведения совместных контрольных и других мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогового и иного законодательства. Совместными документальными проверками юридических и физических лиц было доначислено налогов и других обязательных платежей на сумму 16,3 трлн. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 1996 году, в расчете на одну документальную проверку юридического лица в среднем доначислено 943 млн. рублей (больше в 1,7 раза).
Активное взаимодействие налоговых органов и органов налоговой полиции осуществляется в Республиках Ингушетия, Марий Эл, Бурятия, Хабаровском крае, Новгородской, Московской, Тамбовской, Иркутской, Омской, Смоленской областей, г. Москве, Еврейской автономной области, Коми - Пермяцком, Агинском Бурятском, Ямало - Ненецком, Таймырском автономных округах.
Во исполнение указаний Госналогслужбы России, ФСНП России и МВД России от 8 - 9 января 1997 г. N ВА-6-16/23; ВА-6-17/30, от 23 января 1997 г. N ВК-6-16/67 и от 3 апреля 1997 г. N ВК-6-16/269 совместными контрольными проверками налоговых органов, органов налоговой полиции и внутренних дел выявлено более 5 тыс. юридических и 195 тыс. физических лиц, уклонявшихся от постановки на налоговый учет и уплаты налогов. На 80 тыс. предприятий и организаций пресечены различные нарушения порядка производства, хранения и реализации алкогольной продукции, уплаты акцизов и лицензионных сборов, на рынках и в других местах торговли проверено более 520 тыс. торговых точек и 2 млн. торгующих граждан, на постах ГАИ проверено 1,2 млн. единиц автотранспорта на предмет наличия сопроводительных документов на товары повышенного спроса и их принадлежности.
Повышению результативности контрольной работы налоговых органов способствовало усиление организационно - методической работы центрального аппарата Госналогслужбы России и госналогинспекций по субъектам Российской Федерации.
В 1997 году налоговыми органами применялись процедуры отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, предусмотренные Регламентом планирования и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства, утвержденным руководителем Госналогслужбы России 28.03.97. Положительное влияние на повышение эффективности контрольной работы оказало и предусмотренное указанным Регламентом внедрение в практику работы налоговых органов предпроверочного анализа имеющейся информации о налогоплательщике. Практическая реализация положений этого документа позволила налоговым органам обеспечить наиболее рациональное использование своих кадровых и материальных ресурсов.
В результате обеспечения налоговыми органами целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения проверок объем доначислений по результатам одной документальной проверки, которой установлены нарушения налогового законодательства, в 1997 году возрос по сравнению с уровнем 1996 года на 73 процента.
При общих положительных результатах контрольной работы анализ отчетных данных, доклады и информации госналогинспекций, проверки, проводимые центральным аппаратом непосредственно на месте, свидетельствуют о том, что в работе по организации и осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства продолжают иметь место существенные недостатки и недоработки, в результате чего резервы и возможности дальнейшего повышения его результативности используются далеко не полностью.
Госналогслужба

<ПИСЬМО> МВЭС РФ от 25.03.1998 n 21-110 <ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ, БЫВШИМИ В УПОТРЕБЛЕНИИ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также