ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ n 18-22, Минтруда РФ n 13 от 25.03.1998 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ К ОБЪЕКТАМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
N 18-22
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 1998 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РЕАЛИЗАЦИИ
ТРЕБОВАНИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ К ОБЪЕКТАМ
СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Госстрой России и Минтруд России постановляют:
Утвердить и ввести в действие с 1 мая 1998 года Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, разработанный Институтом общественных зданий и Архитектурным проектно - исследовательским объединением "АПИО - ЦЕНТР", внесенный Управлением архитектуры Госстроя России и Департаментом по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов Минтруда России при согласовании с Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации и Управлением градостроительства, инфраструктуры и территориального развития Госстроя России, Государственной вневедомственной экспертизой, Центральным правлением Всероссийского общества инвалидов, Центральным правлением Всероссийского общества слепых и Центральным правлением Всероссийского общества глухих.
Министр Российской Федерации -
Председатель Госстроя России
Е.В.БАСИН
Первый заместитель
Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
Ю.З.ЛЮБЛИН



ПОРЯДОК
РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
К ОБЪЕКТАМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Разработан Институтом общественных зданий (А.М. Гарнец) и Акционерным обществом закрытого типа "Архитектурное проектно - исследовательское объединение Центр" (Л.А. Смывина), внесен на утверждение Управлением архитектуры Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике и Департаментом по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Согласован с Центральным правлением Всероссийского общества инвалидов, Центральным правлением Всероссийского общества слепых и Центральным правлением Всероссийского общества глухих.
Принят и введен в действие совместным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25 марта 1998 г. N 18-22/13.
Разработан впервые.
Введение
Настоящий документ определяет порядок реализации требований доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями <*> к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, включая сооружения общественного пассажирского транспорта, места отдыха, культурно - зрелищные и другие учреждения) при разработке, согласовании и утверждении проектной документации на их строительство и реконструкцию и регламентирует основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры с учетом доступности их для инвалидов.
--------------------------------
<*> К этим группам населения относятся также люди преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья, функций движения и ориентации, беременные женщины и люди с детскими колясками и т.п.
Такое взаимодействие основано на участии территориальных органов социальной защиты населения и учете мнения общественных объединений инвалидов на всех этапах инвестиционного процесса в области строительства, включая формирование и утверждение архитектурно - планировочных заданий (АПЗ), заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры, техническое сопровождение в процессе проектирования и строительства, а также контроль и надзор за исполнением требований нормативных документов в области строительства при приемке вводимых в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры.
1. Область применения
1.1. Порядок регламентирует условия и уровни взаимодействия участников инвестиционного процесса в области строительства при подготовке исходно - разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения (далее - строительства) объектов социальной инфраструктуры на территории городов и других поселений Российской Федерации с учетом потребностей инвалидов.
1.2. Настоящий документ определяет задачи, права и обязанности всех участников инвестиционного процесса в области строительства за обеспечение условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования инвалидами объектами воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, средствами связи и информации.
2. Общие положения
2.1. При проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (отдельных зданий и сооружений, а также комплексов жилищно - гражданского и производственного назначения) заказчикам, инвесторам, научным, проектным и строительным организациям, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также территориальным органам архитектуры, строительства и градостроительства, органам социальной защиты населения, органам Государственной вневедомственной экспертизы и Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России) необходимо руководствоваться перечисленными в Приложении 1 к настоящему документу законодательными, нормативными правовыми и нормативно - методическими документами федерального уровня, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим Порядком и соответствующими нормативными и правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При проектировании застройки городов и других поселений, зданий и сооружений с учетом требований доступности для инвалидов следует в первую очередь руководствоваться Ведомственными строительными нормами (ВСН 62-91*) "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", а также рекомендациями, разработанными в развитие этого документа, и соответствующими пособиями, инструкциями, методическими указаниями и др. документами, утвержденными в установленном порядке.
2.2. В случаях, когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения общественного объединения инвалидов должны быть приняты решения, в необходимой для конкретной ситуации степени обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов.
В наиболее сложных ситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и градостроительства создают временную или постоянно действующую экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объекта для инвалидов.
Рекомендации экспертной комиссии представляются в администрацию местного органа исполнительной власти и управления для принятия соответствующих решений для учета при выполнении проектных и строительных работ и, при необходимости, информирования об этих решениях общественности.
2.3. Оформление и выдача исходно - разрешительной документации, в том числе архитектурно - планировочных заданий (АПЗ) и заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры, не допускаются без согласования с местным органом социальной защиты населения в случаях, когда требования действующих нормативных актов в части доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры не могут быть выполнены в полном объеме по тем или иным причинам.
2.4. Последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые должны разрабатываться местными органами социальной защиты населения или по их заказу с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных организаций инвалидов. Целевые программы формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности разрабатываются с учетом рекомендуемых основных принципов разработки целевых программ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности (Приложение 2).
2.5. Расположение в структуре города специализированных учреждений, предназначенных для медицинского обслуживания и реабилитации инвалидов, и вместимость этих учреждений следует определять по реальной и прогнозируемой в них потребности в конкретном городе, районе, микрорайоне. Такой принцип позволяет более гибко решать задачу обеспечения нуждающихся специализированными учреждениями. Для оптимального решения задач расположения и вместимости таких объектов должно быть обеспечено взаимодействие местных органов архитектуры и градостроительства с органами социальной защиты населения при участии общественных объединений инвалидов.
2.6. Требования по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов при разработке градостроительной документации на всех стадиях и видах проектирования, кроме проектов детальной планировки и проектов застройки (планировочной документации), устанавливаются в соответствующих нормативных документах в области строительства.
3. Порядок реализации требований доступности
при проектировании и строительстве
3.1. Разработка проектов детальной планировки, проектов застройки и проектной документации на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов осуществляется на основе исходно - разрешительной документации, позволяющей заказчику (инвестору, застройщику) заключить договор на проектирование градостроительного или архитектурно - строительного объекта.
3.2. При подготовке и утверждении АПЗ на проектирование застройки или объектов строительства местными органами социальной защиты населения и органами архитектуры и градостроительства в числе исходных показателей должны устанавливаться основные обязательные (функциональные) требования, выполнение которых средствами архитектуры и градостроительства обеспечивает создание условий доступности строящихся зданий и сооружений для инвалидов.
3.3. АПЗ на проектирование застройки или объекта строительства утверждается в установленном порядке при условии предварительного его согласования с территориальным органом социальной защиты населения и передается заказчиком вместе с заданием на проектирование подрядной проектной организации.
3.4. Задание на проектирование застройки или объекта строительства составляется заказчиком (инвестором, застройщиком), который несет ответственность за включение в состав этого задания мероприятий по созданию доступной для инвалидов среды в соответствии с требованиями, указанными в АПЗ.
3.5. Заказчик и другие заинтересованные организации несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления исходных данных для проектирования объекта строительства. Проектные и проектно - строительные организации, юридические и физические лица, принимающие участие в разработке проектно - сметной документации на строительство, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством, за ее качество, соответствие утвержденному заданию на проектирование и соблюдение обязательных требований действующих нормативных документов в области строительства в части проектирования среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов.
3.6. Проектная документация на строительство объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов должна разрабатываться в строгом соответствии с требованиями государственных стандартов, действующих строительных норм и правил и технических условий, должна согласовываться и утверждаться в установленном порядке.
3.7. В составе основных видов и стадий разработки утверждаемой части проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры выполняется специальный раздел проекта с пояснительной запиской "Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов", необходимыми обоснованиями принятых решений и графическими материалами.
3.8. Планировочная и проектная документация на объекты социальной инфраструктуры должна представляться в органы Государственной вневедомственной экспертизы в порядке, установленном:
Правительством Российской Федерации - для объектов строительства, финансируемого за счет средств федерального бюджета;
субъектом Российской Федерации - для объектов строительства, финансируемого за счет средств бюджета этого субъекта Российской Федерации.
Порядок проведения экспертизы планировочной и проектной документации на объекты строительства, финансируемого за счет средств юридических или физических лиц, определяется территориальными органами архитектуры и градостроительства и фиксируется в архитектурно - планировочном задании.
3.9. Планировочная и проектная документация на объекты строительства, не содержащая раздела, указанного в п. 3.7 настоящего Порядка, не принимается к рассмотрению органами Государственной вневедомственной экспертизы.
3.10. Контроль за соблюдением требований доступности для инвалидов зданий и сооружений в процессе их строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию обеспечивается территориальными органами Госархстройнадзора России при участии представителей территориальных органов социальной защиты населения, которые включаются в состав приемочных комиссий, и представителей общественных объединений инвалидов.
4. Состав и содержание документации
4.1. Состав и содержание планировочной и проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры, включая специальный раздел с мероприятиями по учету потребностей инвалидов, должны отвечать требованиям Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95).
4.2. АПЗ и задание на проектирование в числе основных требований к объекту строительства должны содержать основные обязательные требования по учету потребностей инвалидов.
4.3. Раздел "Основные решения по обеспечению

ПРИКАЗ ФФОМС от 25.03.1998 n 33 О СОЗДАНИИ ЭКСПЕРТНО-КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОМС  »
Постановления и Указы »
Читайте также