ПРИКАЗ Рослесхоза от 05.02.1998 n 21 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ И ИНДИКАТОРОВ УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
ПРИКАЗ
от 5 февраля 1998 г. N 21
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ И ИНДИКАТОРОВ УСТОЙЧИВОГО
УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях реализации в системе лесного хозяйства Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.04.96 N 440 "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 559 "О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации", во исполнение международных обязательств России и решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио - де - Жанейро, 1992 год) в части устойчивого управления лесами (Лесные Принципы, Повестка дня на XXI век), решений XIX Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью - Йорк, 1997 год), а также Лесного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации.
2. Ввести в действие Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации с 9 февраля 1998 года для дополнительного анализа деятельности государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации на соответствие принципам устойчивого управления лесами, рекомендуемым мировым сообществом.
3. Руководителям органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации обеспечить адаптацию Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации для регионального и местного уровней и, начиная с 1999 года, включать региональные показатели индикаторов в годовой отчет в качестве информации.
4. ВНИИЦлесресурсу (Страхов В.В.):
осуществить методическое обеспечение разработки региональных критериев и индикаторов, для чего до 1 марта 1998 года разработать и в установленном порядке утвердить Временные рекомендации по применению критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации;
организовать обобщение и анализ материалов, представляемых руководителями органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, для уточнения основных направлений государственной политики в области ведения лесного хозяйства с учетом региональных особенностей устойчивого управления лесами;
до 1 октября 1998 года внести изменения и дополнения в Инструкцию по государственному учету лесного фонда с учетом Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации;
обеспечить перевод на английский язык и издание Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации для обеспечения международной деятельности Федеральной службы лесного хозяйства России.
5. Управлению науки и техники (Тепляков В.К.) включить в планы работ научно - исследовательских учреждений Федеральной службы лесного хозяйства России на 1998 год и последующие годы соответствующие разделы по адаптации Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации для регионального уровня.
6. Управлению организации лесопользования и лесоустройства (Кукуев Ю.А.) до 1 октября 1998 года внести необходимые изменения в Инструкцию по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденную Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.12.94 N 265, с целью отражения критериев и индикаторов в материалах лесоустройства.
7. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы Кузьмичева Е.П.
Руководитель Федеральной службы
В.А.ШУБИН



Утверждены
Приказом Федеральной службы
лесного хозяйства России
от 5 февраля 1998 г. N 21
КРИТЕРИИ И ИНДИКАТОРЫ
УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение
Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440 утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 559 и поручениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. N ВЧ-П9-43119 и от 27 сентября 1997 г. N ВЧ-П1-30744 определена задача - разработать государственную стратегию устойчивого развития Российской Федерации.
В соответствии с указанными документами и на основании Лесного кодекса Российской Федерации Федеральной службой лесного хозяйства России разработан ряд принципиально новых положений государственной лесной политики в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, одним из которых является "Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации".
"Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации" - руководящий документ федерального уровня для координации действий как в системе лесного хозяйства, так и со смежными отраслями.
Основная цель этого документа - обеспечить базовые условия реализации принятых Россией международных обязательств по лесам в связи с ратификацией Конвенции ООН о биологическом разнообразии, Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, а также для выполнения решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио - де - Жанейро, 1992 год) в части устойчивого управления лесами (Лесные Принципы, Повестка дня на XXI век), Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью - Йорк, 1997 год), в которых намечены задачи правительств разных стран по обеспечению устойчивого развития всех видов лесов с целью удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей.
В основе документа - результаты дискуссий по критериям и индикаторам устойчивого управления лесами, разработанных для лесов Европы (Хельсинкский процесс) и для умеренных и бореальных лесов мира (Монреальский процесс). Соответствующие списки критериев и индикаторов были рассмотрены с точки зрения их приемлемости для условий России. Учитывались не только природные и социально - экономические особенности России, но и государственные особенности управления лесами.
Доработка данного документа проводилась с учетом замечаний и предложений специалистов территориальных органов управления лесами в субъектах Российской Федерации, лесоустроительных предприятий и научных учреждений России в ходе письменного опроса, проведенного ВНИИЦлесресурсом.
Критерии устойчивого управления лесами и индикаторы для их оценки, содержащиеся в данном документе, предназначены для обоснования лесной политики Российской Федерации в целом, а также в субъектах Российской Федерации.
Индикаторы для оценки критериев подобраны с учетом возможности использования существующих информационных потоков по лесному хозяйству. Каждый критерий может характеризовать страну в целом, природно - экономический регион (группу субъектов Федерации) и каждый субъект Российской Федерации. В число индикаторов включены и такие, статистическая информация по которым в настоящее время на национальном (государственном) уровне не ведется, но ее получение будет иметь большое значение в будущем.
Границы данного документа пока нецелесообразно расширять до уровня лесхозов. Реализация критериев устойчивого управления лесами на уровне лесхоза определяется другими документами (правилами, инструкциями, руководствами, указаниями, наставлениями и другими документами по различным вопросам лесного хозяйства), а также сертификационными требованиями, которые должны быть разработаны в соответствии с международными рекомендациями).
Включенные в данный документ критерии и индикаторы, с одной
стороны, представляют собой рабочий инструмент управления лесами, который должен совершенствоваться, с другой стороны, являются механизмом контроля и воздействия на систему устойчивого управления.
Предполагается, что по мере накопления данных по реализации лесной политики Российской Федерации на основе приведенных критериев устойчивого управления лесами будут вноситься поправки и уточнения как в список индикаторов, так и в сами критерии.
Количественная и качественная оценка индикаторов на основе приведенных критериев осуществляется на федеральном уровне Федеральной службой лесного хозяйства России, на уровне субъекта Российской Федерации - территориальными органами управления лесным хозяйством. Базовыми материалами при этом являются данные государственного учета лесного фонда, актуализации данных о состоянии лесного фонда по материалам проведенного лесоустройства, аналитические данные лесного кадастра и лесного мониторинга, а также материалы уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, научно - исследовательских институтов.
1. Термины и определения
1.1. Устойчивое управление лесами
Устойчивое управление лесами России - это целенаправленное, долговременное, экономически выгодное взаимоотношение человека и лесных экосистем. Эти взаимоотношения могут сопровождаться периодическим изъятием лесной продукции с помощью различных технологий, с применением машин и механизмов. Использование рыночных и нерыночных полезностей леса не должно вести к деградации или исчезновению не только лесов, но и отдельных видов.
Неизменная основа устойчивого управления лесами - поддержание в приемлемом для лесных экосистем и посильном для общества состоянии как биологического разнообразия, так и продуктивности лесов. Устойчивое управление предполагает бесконечно долгое сохранение лесов как части ландшафтов России.
Управление лесами России осуществляется на основе научных знаний, опыта, разносторонней оценки возможных воздействий на лесные экосистемы, закрепленных в соответствующих законодательных и нормативных правовых актах, руководствах, рекомендациях, справочниках.
Устойчивое управление лесами осуществляется с учетом экологических и социально - экономических критериев. Критерии представляют собой совокупность основных положений по ведению лесного хозяйства, следование которым обеспечивает сохранение и устойчивое развитие лесов. Соответствующие критерии и индикаторы позволяют оценивать степень продвижения страны в направлении устойчивого развития в области лесного хозяйства.
Устойчивое управление лесами предполагает многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование лесных ресурсов, функций и свойств лесов, как имеющих рыночную стоимость (древесина, продукты побочного пользования и т.п.), так и не имеющих таковой (например, воздействие на духовное здоровье народа или сохранение исторических традиций).
Действующие основные принципы управления лесами России изложены в Конституции Российской Федерации (1993 год) и в Лесном кодексе Российской Федерации (1997 год). В системе этих принципов, начиная с периода реформ Петра I, доминирует принцип неистощительности и непрерывности лесопользования. Отработанная почти за три столетия формулировка этого принципа вошла в Основы лесного законодательства Российской Федерации (1993 год) и Лесной кодекс Российской Федерации, в руководящие документы, регламентирующие деятельность государственного органа управления лесами - Федеральной службы лесного хозяйства России.
Регламентация деятельности всех субъектов лесных отношений содержится в статье 2 Лесного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что "лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования".
1.2. Критерии
Критерии - стратегические направления практической деятельности для осуществления принятых принципов. Критерии сохранения и устойчивого управления лесами реализуются на уровне практического ведения лесного хозяйства и могут контролироваться по соответствующим индикаторам устойчивого управления лесами.
Каждый критерий может быть оценен по совокупности характеризующих его индикаторов.
1.3. Индикаторы
Индикаторы - количественные и описательные характеристики критериев устойчивого управления лесами. Совокупность индикаторов позволяет оценить направление изменений в управлении лесами, соответствующих конкретному критерию.
Последовательное отслеживание индикаторов с течением времени показывает тенденции в изменении управления лесами.
1.4. Биологическое разнообразие
Биологическое разнообразие (или биоразнообразие) характеризует разнообразие жизненных форм, как разнообразие биологических видов животных, растений и микроорганизмов, существующих в определенном ареале, генетическое разнообразие в пределах биологических видов и экосистемное разнообразие мест обитания видов.
Для характеристики биоразнообразия используют триединство следующих концепций:
видовое разнообразие описывает число биологических видов в пределах рассматриваемой территории;
генетическое разнообразие описывает число возможных генетических характеристик, обнаруживаемых внутри определенного вида или среди различных видов;
экосистемное разнообразие описывает число экосистем, обнаруживаемых на данной территории. Типологическая классификация лесов по сочетанию существующих животных, растений, микроорганизмов и типов связанной с ними физической среды обитания служит для выделения различных экосистем.
Биологическое разнообразие лесного фонда России включает количественные и качественные характеристики изменчивости живых организмов, а также экологических комплексов.
Основная цель сохранения биологического разнообразия - выживаемость видов и генетическая изменчивость в пределах каждого биологического вида. Жизнеспособные и размножающиеся популяции, а также их естественная наследственная изменчивость существуют не сами по себе, а как часть взаимозависимых физических и биологических систем или процессов (сообществ или экосистем).
Экологические процессы и жизнеспособные популяции видов, характерных для лесных экосистем, зависят также от состояния смежных участков леса или экосистем некоторого минимального размера.
Генетическое разнообразие в пределах популяции видов зависит от сохранения субпопуляций и существования лесных экосистем, охватывающих преобладающую часть их естественного ареала.
Поэтому практическая деятельность по сохранению биологического разнообразия предполагает, в первую очередь, сохранение и поддержание исторически сложившейся структуры лесного фонда страны, что обеспечивает сохранение мест обитания и, следовательно, биологического разнообразия на генетическом, видовом и экосистемном уровнях.
1.5. Регионы и природно - экономические районы России
Регионы - часть территории России в соответствии с административным делением на

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО Минтопэнерго РФ от 05.02.1998 n 32-04-05/135 О ПРОДЛЕНИИ СРОКОВ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также