<ИНФОРМАЦИЯ> ЦБ РФ АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПЛАТЕЖНОМУ БАЛАНСУ И ВНЕШНЕМУ ДОЛГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2004 ГОД


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПЛАТЕЖНОМУ БАЛАНСУ
И ВНЕШНЕМУ ДОЛГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2004 ГОД
I. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
Платежный баланс Российской Федерации в 2004 году оставался устойчивым в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, улучшения внутреннего инвестиционного климата, умеренного укрепления рубля в реальном эффективном выражении.
Профицит текущих операций достиг исторического максимума, государственный внешний долг обслуживался полностью и в установленные сроки, международные резервы прирастали рекордными темпами.
СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ
Положительное сальдо счета текущих операций составило 60,1 млрд. долларов, превысив уровень 2003 года в 1,7 раза (наибольшее значение предыдущих лет - 46,8 млрд. долларов в 2000 году).
СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ ПАРАМЕТРОВ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
В 1996 - 2004 ГГ. (МЛРД. ДОЛЛАРОВ США) <*>
--------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Основным фактором явился масштабный рост активного баланса внешней торговли товарами, увеличившегося до 87,1 млрд. долларов, то есть более чем на 45% по сравнению с сопоставимым периодом. В целом ситуация на международных товарных рынках складывалась для России благоприятной: рост цен на экспортируемые товары опережал увеличение импортных в среднем на 14 процентных пунктов.
Внешнеторговый оборот вырос на 32,0%, физические объемы поставок возросли по экспорту на 10,7%, импорту - на 18,8%.
ИЗМЕНЕНИЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ТОВАРОВ В 2004 ГОДУ
ПО СРАВНЕНИЮ С 2003 ГОДОМ
(млрд. долларов США)
-------------------------T-------------T-------------------------¬
¦ ¦ Всего, ¦ В том числе за счет ¦
¦ ¦ прирост (+),¦ изменения: ¦
¦ ¦снижение (-) +------------------T------+
¦ ¦ ¦физических объемов¦ цен ¦
+------------------------+-------------+------------------+------+
¦Экспорт товаров ¦ 47,5 ¦ 14,5 ¦ 33,0 ¦
+------------------------+-------------+------------------+------+
¦Импорт товаров ¦ 20,2 ¦ 14,3 ¦ 5,9 ¦
+------------------------+-------------+------------------+------+
¦Внешнеторговый оборот ¦ 67,7 ¦ 28,8 ¦ 38,9 ¦
+------------------------+-------------+------------------+------+
¦Сальдо торгового баланса¦ 27,3 ¦ 0,2 ¦ 27,1 ¦
L------------------------+-------------+------------------+-------
Экспорт товаров вырос на 35,0% - до 183,5 млрд. долларов. Около 70% прироста было обусловлено влиянием ценового фактора. Так, средняя контрактная цена на российскую нефть выросла на 30,3%, на природный газ - на 3,4%, на нефтепродукты - на 29,2%. Доля этих минеральных продуктов в экспорте увеличилась незначительно, а именно - до 54,7% против 54,2% годом ранее.
Расширяющийся спрос на металлы со стороны основных его потребителей (в первую очередь США, а также ряда развивающихся стран) оказывал стимулирующее влияние на рост их экспорта. Соответствующие поставки за рубеж увеличились по сравнению с базисным периодом в 1,6 раза, а их удельный вес в структуре экспорта - с 13,8 до 16,8%.
На долю машиностроения приходилось 7,7%, продукции химической и связанных с ней отраслей - 6,6%.
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА В 2000 - 2004 ГГ.
(В % К ИТОГУ) <*>
--------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Среди крупнейших импортеров российских товаров лидирующие позиции занимали Нидерланды (8,4%), Германия (7,3%), Италия (6,7%), Белоруссия (6,1%) и Украина (5,9%).
Импорт товаров составил 96,3 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 2003 годом на 26,6%. Основой роста стоимости ввоза стало интенсивное наращивание физических объемов импортных поставок, связанное с заметным повышением доходов российской экономики.
Свыше половины прироста импорта было обеспечено расширением поступлений из-за рубежа машин, оборудования и транспортных средств, преимущественно из стран дальнего зарубежья. Доля этой товарной группы в совокупном объеме ввезенной продукции возросла с 37,4 до 41,2%, а стоимость - в 1,5 раза.
Доля продовольственных товаров и сырья для их производства в объеме поставок из-за рубежа снизилась с 21,0 до 18,3%, в том числе в связи с сокращением физических объемов ввоза по отдельным позициям (сырье для производства сахара, мясо, растительное масло).
Удельный вес третьей по значимости позиции российского импорта - продукции химической и связанных с ней отраслей - равнялся 15,8%, что несколько ниже уровня предыдущего года.
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ИМПОРТА В 2000 - 2004 ГГ.
(В % К ИТОГУ) <*>
--------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Основными поставщиками товаров в Россию являлись Германия (14%), Белоруссия (8,6%), Украина (8,1%), Китай (6,3%) и Япония (5,2%).
Дефицит баланса международных услуг вырос с 10,9 млрд. долларов в 2003 году до 13,4 млрд. долларов в 2004 году, их оборот увеличился на 24,5% - до 54 млрд. долларов.
Экспорт услуг оценивался в 20,3 млрд. долларов (рост 25,0%). В его стоимостной структуре 38,4% приходилось на транспортные услуги, 25,8% - на категорию "поездки".
Объем транспортных услуг, предоставленных нерезидентам, составил 7,8 млрд. долларов. По отношению к сопоставимому показателю 2003 года он увеличился на 27,3%, главным образом за счет роста стоимости грузовых и пассажирских перевозок.
СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА УСЛУГ В 2004 ГОДУ
(В % К ИТОГУ) <*>
--------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Экспорт услуг, связанный с пребыванием нерезидентов на территории Российской Федерации с краткосрочными визитами, увеличился на 16,1% - до 5,2 млрд. долларов. Это происходило в условиях снижения числа въехавших в Российскую Федерацию иностранных граждан при увеличении средних расходов на поездку.
Среди остальных категорий наиболее высокими темпами рос экспорт услуг страхования (в 1,6 раза), финансовых и строительных услуг (в 1,5 раза).
Импорт услуг равнялся 33,7 млрд. долларов, что превышало показатель 2003 года на 24,3%.
Наибольшая доля (46,7%) пришлась на услуги, связанные с поездками российских граждан за рубеж. Среди остальных категорий значимые объемы были зафиксированы по деловым, профессиональным и техническим (15,7%), транспортным (11,5%), а также строительным услугам (9,1%).
В 2004 году сохранилась тенденция увеличения числа зарубежных поездок резидентов, при этом заметно возросло количество выездов в личных целях. В результате общая стоимость услуг, оплаченных российскими гражданами во время зарубежных визитов, увеличилась на 2,9 млрд. долларов - до 15,7 млрд. долларов.
Прирост импорта транспортных услуг на 25,2% был связан с увеличением стоимости грузовых и пассажирских перевозок, преимущественно воздушным транспортом.
Высокие темпы роста наблюдались по импорту финансовых услуг (в 2,2 раза), услуг в сфере культуры и отдыха (в 1,6 раза), а также по категории "роялти и лицензионные платежи" (в 1,5 раза).
Сальдо доходов в форме оплаты труда сложилось отрицательным: платежи нерезидентам превысили соответствующие поступления на 0,6 млрд. долларов.
Выплата заработной платы временно работающим в России нерезидентам увеличилась в 1,9 раза - до 1,8 млрд. долларов. Динамика выплат отразила, в частности, характерный для последних лет рост количественных показателей трудовой миграции.
Доходы российских граждан в форме заработной платы, полученной от нерезидентов, оценивались в 1,2 млрд. долларов. Рост показателя на 48,2% в значительной степени был обусловлен увеличением численности резидентов, работавших за рубежом.
Баланс инвестиционных доходов сложился с отрицательным сальдо в 12,2 млрд. долларов, уменьшившимся по отношению к сопоставимому периоду на 0,8 млрд. долларов. Доходы, начисленные к выплате иностранным инвесторам, уменьшились с 23,3 до 20,7 млрд. долларов, начисленные к получению резидентами по зарубежным активам - с 10,2 до 8,4 млрд. долларов.
По сектору государственного управления отрицательный баланс инвестиционных доходов составил 3,6 млрд. долларов. Рост поступлений органов денежно-кредитного регулирования был связан с наращиванием объемов резервных иностранных активов.
По банковскому сектору дефицит баланса инвестиционных доходов увеличился, но не превысил 0,5 млрд. долларов. Объем полученных доходов оценивался в 0,9 млрд. долларов (0,7 млрд. долларов). Предполагаемые к выплате нерезидентам доходы возросли с 1,0 до 1,4 млрд. долларов, в значительной степени за счет процентных платежей.
Потоки доходов, генерируемые сектором нефинансовых предприятий, оставались одним из решающих факторов, определявших величину и динамику сальдо баланса инвестиционных доходов всей экономики. В сравнении с 2003 годом объем операций данной категории сократился. В целом доходы нефинансовых предприятий по всем видам иностранных активов снизились на 2,3 млрд. долларов и оценивались в 4,4 млрд. долларов. Доходы нерезидентов от инвестиций в реальный сектор также сократились - с 16,8 до 13,9 млрд. долларов. Таким образом, отрицательный баланс доходов сектора равнялся 9,6 млрд. долларов (в 2003 году дефицит составлял 10,1 млрд. долларов).
Дефицит баланса текущих трансфертов равнялся 0,8 млрд. долларов. В структуре потоков превалировали операции нефинансовых предприятий и домашних хозяйств. В полученных трансфертах на них приходилось 71,9%, в выплаченных - 91,4%. По сектору домашних хозяйств основу трансфертов составляли денежные переводы работающих: поступления по данной категории равнялись 1,1 млрд. долларов, выплаты - 2,7 млрд. долларов.
СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ И ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Счет операций с капиталом
Отрицательное сальдо капитальных трансфертов составило в отчетном году 1,6 млрд. долларов (в 2003 году - 1,0 млрд. долларов).
По сектору государственного управления зафиксирован дефицит в 0,9 млрд. долларов: поступило трансфертов на сумму 0,5 млрд. долларов (списание долга перед нерезидентами, включая дисконт, полученный при урегулировании задолженности бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком и Международным банком экономического сотрудничества), предоставлено в пользу нерезидентов - 1,4 млрд. долларов (прощение долга ряду развивающихся стран по итогам переговоров о его реструктуризации).
Баланс капитальных операций сектора домашних хозяйств также сформировался дефицитным в 0,7 млрд. долларов. Трансферты, связанные с выездом российских граждан на постоянное место жительства за рубеж, оценивались в 1,1 млрд. долларов, из них 0,8 млрд. долларов приходилось на страны дальнего зарубежья. Стоимость имущества и финансовых активов, ввезенных иммигрантами в Россию (главным образом из стран СНГ), равнялась 0,4 млрд. долларов.
Финансовый счет
Прирост иностранных обязательств резидентов оценивался в 2004 году в 30,9 млрд. долларов (в предыдущем - 27,9 млрд. долларов).
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В 2004 ГОДУ <*>
--------------------------------
<*> Нетто-прирост обязательств перед нерезидентами по данным платежного баланса.
(млрд. долларов США)
-------------T-------T-------T-------T-------T-----T-------------¬
¦ Вид ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦2004 ¦ Справочно ¦
¦ инвестиций ¦квартал¦квартал¦квартал¦квартал¦ год ¦ <**> ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----T-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2004 ¦ 2003 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦
+------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+-------+
¦Прямые ¦ 4,9 ¦ -0,3 ¦ 0,5 ¦ 6,6 ¦ 11,7¦ 11,7¦ 8,0 ¦
+------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+-------+
¦Портфельные ¦ 4,0 ¦ 0,0 ¦ -0,3 ¦ 0,9 ¦ 4,7¦ 3,8¦ -2,3 ¦
+------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+-------+
¦Финансовые ¦ -0,2 ¦ -0,3 ¦ -0,1 ¦ -0,2 ¦ -0,9¦ -0,9¦ -0,4 ¦
¦производные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+-------+
¦Прочие ¦ 1,1 ¦ 2,9 ¦ -0,1 ¦ 11,5 ¦ 15,4¦ 17,0¦ 22,9 ¦
+------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+-------+
¦Всего ¦ 9,8 ¦ 2,3 ¦ 0,0 ¦ 18,8 ¦ 30,9¦ 31,6¦ 28,2 ¦
L------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+--------
--------------------------------
<**> Данные без учета операций, связанных с реструктуризацией и прощением долгов.
Обязательства федеральных органов управления снизились на 2,6 млрд. долларов, в том числе, как отмечалось выше, за счет прощения части задолженности бывшего СССР - на 0,5 млрд. долларов. В общий итог входит и прирост обязательств перед нерезидентами, возникших в результате операций на вторичном рынке с государственными ценными бумагами, номинированными в иностранной и национальной валютах. Увеличение объема финансовых требований нерезидентов по этой линии превысило 3 млрд. долларов.
Привлечение новых займов было незначительным: 0,7 млрд. долларов поступило в рамках долгосрочных соглашений с международными финансовыми организациями и правительствами иностранных государств для финансирования инфраструктурных проектов.
Субъекты Российской Федерации также не осуществляли масштабных заимствований. Их внешние обязательства приросли на 0,2 млрд. долларов.
Внешние пассивы органов денежно-кредитного регулирования практически не изменились.
ДВИЖЕНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРЕД МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В 2004 ГОДУ
(млрд. долларов США)
----------------------T----------T-------T-----T------T----------¬
¦Механизм кредитования¦Задолжен- ¦Исполь-¦Пога-¦Курсо-¦Задолжен- ¦
¦ ¦ность на ¦зовано ¦шено ¦вая ¦ность на ¦
¦ ¦01.01.2004¦ ¦ ¦пере- ¦01.01.2005¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦оценка¦ ¦
+---------------------+----------+-------+-----+------+----------+
¦Кредиты МФО ¦ 11,7 ¦ 0,3 ¦ 2,5 ¦ 0,2 ¦ 9,7 ¦
+---------------------+----------+-------+-----+------+----------+
¦ Кредиты МВФ ¦ 5,1 ¦ - ¦ 1,7 ¦ 0,1 ¦ 3,6 ¦
+---------------------+----------+-------+-----+------+----------+
¦ Кредит системной ¦ 0,1 ¦ - ¦ 0,1 ¦ 0,0 ¦ 0,0 ¦
¦ трансформации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1993 - 1994 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+----------+-------+-----+------+----------+
¦ Расширенное ¦ 4,7 ¦ - ¦ 1,3 ¦ 0,2 ¦ 3,6 ¦
¦ кредитование, 1996 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - 1998 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+----------+-------+-----+------+----------+
¦ Резервный кредит, ¦ 0,3 ¦ - ¦ 0,3 ¦ 0,0 ¦ 0,0 ¦
¦ 1999 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+----------+-------+-----+------+----------+
¦ Кредиты МБРР ¦ 6,3 ¦ 0,2 ¦ 0,8 ¦ 0,1 ¦ 5,7 ¦
+---------------------+----------+-------+-----+------+----------+
¦ Кредиты ЕБРР ¦ 0,3 ¦ 0,2 ¦ 0,0 ¦ 0,0 ¦ 0,4 ¦
L---------------------+----------+-------+-----+------+-----------
Фактически в погашение основного долга по обязательствам органов государственного управления, а также органов денежно-кредитного регулирования в части кредитов МВФ выплачено 8,5 млрд. долларов. Платежи по новому российскому долгу составили 5,6 млрд. долларов (66,4% общей суммы выплат), в их числе 1,3 млрд. долларов - в погашение еврооблигаций Российской Федерации, выпущенных в 1997 году. По задолженности бывшего СССР осуществлено платежей на сумму 2,9 млрд. долларов (33,6%), из них в пользу Парижского клуба кредиторов - 2,1 млрд. долларов (24,6%).
Показатели, характеризующие платежеспособность страны в части государственной задолженности, в условиях роста экспортных доходов существенно улучшились. Коэффициент обслуживания государственного внешнего долга (отношение суммы платежей, включая проценты, к экспорту товаров и услуг) снизился с 9,5 до 6,6%, а относительно доходов консолидированного бюджета суммарный объем выплат уменьшился с 10,7 до 7,1%.
Прирост внешних пассивов частного сектора по отношению к 2003 году не изменился и находился на достаточно высоком уровне в 33,3 млрд. долларов: прирост внешних заимствований коммерческих банков уменьшился на 3,9 млрд. долларов (до 7,4 млрд. долларов), в то время как по нефинансовым предприятиям он, напротив, возрос примерно на такую же величину (до 25,9 млрд. долларов).
По состоянию на 1 января 2004 года иностранные банковские обязательства оценивались в 27,5 млрд. долларов, на конец отчетного периода - в 37,1 млрд. долларов. В их структуре заметно снизилась доля краткосрочных финансовых инструментов - с 60,0 до 48,9%. Долговые обязательства, номинированные в иностранной валюте, составляли 89,0%. На доллары США приходилось 80,9%, на евро - 7,0%, доля рублевых пассивов снизилась до 11,0%.
Внешние долговые обязательства нефинансовых предприятий продолжали быстро расти. Если на начало года их размер оценивался в 55 млрд. долларов, то к его концу этот показатель приблизился к 74 млрд. долларов.
Чистое привлечение прямых инвестиций увеличилось на 47,4% - до 11 млрд. долларов. Стоимость приобретенных нерезидентами ценных бумаг, выпущенных российскими нефинансовыми предприятиями, составила 0,8 млрд. долларов. По-прежнему наиболее значимым каналом привлечения иностранного капитала оставались ссуды и займы: обязательства данной категории увеличились на 14,1 млрд. долларов (в 2003 году - на 15,1 млрд. долларов).
Иностранные активы резидентов (без учета официальных валютных резервов) увеличились на 37,8 млрд. долларов.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
ИНВЕСТИЦИЙ РЕЗИДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ИНОСТРАННЫЕ АКТИВЫ (КРОМЕ РЕЗЕРВНЫХ АКТИВОВ)
В 2004 ГОДУ <*>
--------------------------------
<*> Нетто-прирост активов нерезидентов по данным платежного баланса.
(млрд. долларов США)
-------------T-------T-------T-------T-------T-----T-------------¬
¦ Вид ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦2004 ¦ Справочно ¦
¦ инвестиций ¦квартал¦квартал¦квартал¦квартал¦ год ¦ <**> ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----T-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2004 ¦ 2003 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦
+------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+-------+
¦Прямые ¦ 4,2 ¦ -0,9 ¦ 2,7 ¦ 3,5 ¦ 9,6¦ 9,6¦ 9,7 ¦
+------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+-------+
¦Портфельные ¦ 1,7 ¦ 1,6 ¦ -1,0 ¦ 1,8 ¦ 4,1¦ 3,6¦ 2,5 ¦
+------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+-------+
¦Финансовые ¦ -0,2 ¦ -0,1 ¦ -0,1 ¦ -0,3 ¦ -0,8¦ -0,8¦ -1,0 ¦
¦производные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+-------+
¦Прочие ¦ 5,9 ¦ 10,8 ¦ 8,0 ¦ 0,2 ¦ 24,8¦ 26,9¦ 17,1 ¦
+------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+-------+
¦Всего ¦ 11,6 ¦ 11,4 ¦ 9,6 ¦ 5,2 ¦ 37,8¦ 39,4¦ 28,4 ¦
L------------+-------+-------+-------+-------+-----+-----+--------
--------------------------------
<**> Данные без учета операций, связанных с реструктуризацией и прощением долгов.
Их прирост по сектору государственного управления составил 0,1 млрд. долларов. Объем предоставленных иностранным государствам займов равнялся 0,5 млрд. долларов. Другие основные изменения, учтенные в платежном балансе по данной категории, были связаны с ростом просроченной задолженности (на 0,9 млрд. долларов) по кредитам, предоставленным иностранным государствам бывшим СССР, а также частичным их списанием по итогам реструктуризации.
Иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования (без валютных резервов) выросли на 1,3 млрд. долларов (в 2003 году - на 0,6 млрд. долларов).
Внешние активы банковского сектора увеличились на 3,6 млрд. долларов. Квартальная динамика показателя сложилась разнонаправленной: в первом квартале было вывезено финансовых ресурсов на сумму, превышающую 3,6 млрд. долларов, в четвертом - иностранные активы сектора сократились на 2,8 млрд. долларов.
По состоянию на 1 января 2005 года иностранные активы банков оценивались в 26 млрд. долларов. Доля краткосрочных финансовых инструментов равнялась 76,8%. Валютная структура активов не претерпела существенных изменений. Тем не менее в условиях снижения обменного курса доллара на международном и внутреннем финансовых рынках доля номинированных в долларах требований снизилась с начала года с 76,0 до 70,8%. Удельный вес евро вырос с 11,4 до 15,7%, активы в российских рублях составили 5,2%.
Чистая международная инвестиционная позиция банковского сектора продолжала смещаться в область отрицательных значений. Если на начало отчетного периода ее величина равнялась 6 млрд. долларов, то к концу 2004 года она составила 11,1 млрд. долларов.
Внешние активы нефинансовых предприятий и домашних хозяйств увеличивались наиболее интенсивно: их прирост составил 32,8 млрд. долларов против 25,9 млрд. долларов в 2003 году.
Объем прямых и портфельных инвестиций оценивался в 9,3 млрд. долларов (в 2003 году - 10,1 млрд. долларов). Вывоз капитала по прочим категориям составил 23,5 млрд. долларов (15,8 млрд. долларов).
Объем наличной иностранной валюты вне банков продолжал уменьшаться (на 3,4 млрд. долларов), хотя и меньшими темпами, чем годом ранее (6,6 млрд. долларов).
В целом по частному сектору нетто-отток капитала возрос с 1,9 млрд. долларов в 2003 году до 9,4 млрд. долларов в истекшем. Вместе с тем в относительном измерении (по отношению к потенциально возможному оттоку) склонность к вывозу капитала из частного сектора снизилась, реагируя на улучшение внутреннего инвестиционного климата.
ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ
Официальные валютные резервы Российской Федерации увеличились на 47,6 млрд. долларов, в том числе за счет операций, включаемых в платежный баланс, - на 45,2 млрд. долларов. С учетом монетарного золота международные резервные активы страны по состоянию на 1 января 2005 года составили 124,5 млрд. долларов.
Уровень золотовалютных резервов страны был достаточным для покрытия потенциальных рисков, связанных с состоянием платежного баланса. Показатель, характеризующий способность экономики финансировать за счет накопленного объема резервов импорт товаров и услуг, равнялся 11,5 месяца (на 1 января 2003 года - 8,9 месяца), коэффициент покрытия резервами широкой денежной базы составил 1,45 (1,18).
II. ВНЕШНИЙ ДОЛГ
За 2004 год внешний долг Российской Федерации увеличился на 25,7 млрд. долларов - со 185,7 до 211,4 млрд. долларов (в том числе 7,4 млрд. долларов приходится на курсовую и рыночную переоценку).
По состоянию на 1 января 2005 года эта сумма разделилась между органами государственного управления и денежно-кредитного регулирования, с одной стороны, и частным сектором, с другой, - поровну. На обязательства органов государственного управления приходилось 46,0% задолженности, на органы денежно-кредитного регулирования - 3,8%, на частный сектор - 50,2%.
Задолженность, принятая на себя Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР, снизилась на 2,2 млрд. долларов и составила на отчетную дату 55,9 млрд. долларов (57,6% суммы долга органов государственного управления), в том числе по обязательствам Парижскому клубу кредиторов - 43,3 млрд. долларов (77,5% задолженности бывшего СССР), бывшим социалистическим странам - 2,7 млрд. долларов (4,8%), по ОВГВЗ - 1,9 млрд. долларов (3,4%), по прочим категориям долга - 8,0 млрд. долларов (14,3%).
СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО ДОЛГА,
ПРИНЯТОГО РОССИЕЙ В КАЧЕСТВЕ ПРАВОПРЕЕМНИЦЫ БЫВШЕГО СССР <*>
(ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА)
--------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Новый российский долг увеличился с начала года на 1,0 млрд. долларов и составил на конец отчетного периода 39,6 млрд. долларов. Наиболее существенно (с 26,8 до 28,9 млрд. долларов) выросли обязательства в форме долговых ценных бумаг, что стало следствием выпуска суверенных еврооблигаций в ходе реструктуризации долга бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком и Международным банком экономического сотрудничества. По состоянию на 1 января 2005 года обязательства по обращающимся долговым ценным бумагам составляли 73,0% нового российского долга. Остальные категории задолженности изменились незначительно: кредиты международных финансовых организаций оценивались в 6,2 млрд. долларов (15,7%), объем межправительственных займов - в 4,2 млрд. долларов (10,6%), прочие обязательства, включая ГКО - ОФЗ, - в 0,2 млрд. долларов (менее 1%).
СТРУКТУРА НОВОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ <*>
(ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА)
--------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Внешний долг субъектов Российской Федерации составил на 1 января 2005 года 1,6 млрд. долларов, обязательства органов денежно-кредитного регулирования - 8,0 млрд. долларов (из них по задолженности перед МВФ - 3,6 млрд. долларов).
Основным заемщиком иностранного капитала оставался частный сектор. Задолженность российских банков перед нерезидентами возросла на 7,6 млрд. долларов и превысила на конец периода 32,5 млрд. долларов. Еще более интенсивно наращивались внешние обязательства нефинансовых предприятий. Объем их долговых обязательств увеличился на 18,6 млрд. долларов, достигнув на отчетную дату величины в 73,7 млрд. долларов.
Иностранная задолженность всех секторов экономики на 83,5% была представлена долгосрочными обязательствами. Валютная структура по сравнению с началом года практически не изменилась: преобладала задолженность в иностранной валюте (93,3%).
КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАЗРЕЗЕ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ <*>
(НА 1 ЯНВАРЯ 2004 Г. И НА 1 ЯНВАРЯ 2005 Г.)
--------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
На 1 января 2005 года объем внешнего долга Российской Федерации по отношению к ВВП составил 36,3% (на начало 2004 года - 42,7%). По сектору государственного управления данный показатель снизился с 22,6 до 16,7%.
Заместитель Председателя
Банка России
О.В.МОЖАЙСКОВ
Примечание. Для удобства пользователей из подлежащего таблиц детализированного платежного баланса исключаются отдельные позиции, операции по которым в данном периоде отсутствовали.
В таблицах в отдельных случаях возможны незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых, что связано с округлением данных.
Условные обозначения:
"..." - данных не имеется;
"-" - явление отсутствует.
НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ВЫПУСКА
Таблица 1.2. Платежный баланс Российской Федерации за 2001 - 2003 годы. Аналитическое представление.
Таблица 1.3. Платежный баланс Российской Федерации за 1992 - 2000 годы. Аналитическое представление.
Таблица 1.7. Платежный баланс Российской Федерации за 1992 - 1996 годы. Нейтральное представление, основные агрегаты.
Таблица 5.23. Страновое распределение иностранных портфельных инвестиций банковского сектора Российской Федерации.
Приложение 6.10. Методические принципы оценки реинвестированных доходов от прямых инвестиций в нефинансовые предприятия.
Приложение 7.4. Сравнительная таблица текущей и первой публикаций платежного баланса Российской Федерации за 2003 год и комментарий к ней.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
Законодательной и правовой базой разработки платежного баланса являются:
- Федеральный закон N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 года;
- Федеральный закон N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 года;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 г. N 849.
В соответствии с данными законодательными и нормативными актами ответственность за составление платежного баланса возложена на Центральный банк Российской Федерации, который правомочен самостоятельно определять методологию формирования статистических и аналитических показателей и порядок их распространения и не вправе раскрывать получаемые данные в разрезе отдельных отчитывающихся единиц.
С текстом Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" и Федерального закона "О банках и банковской деятельности" можно ознакомиться в представительстве Банка России в сети Интернет.


Раздел 1. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
Таблица 1.1
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2004 ГОД
(АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)
(млн. долларов США)
------------------------------T------T------T------T------T------¬
¦ ¦I ¦II ¦III ¦IV ¦ 2004 ¦
¦ ¦квар- ¦квар- ¦квар- ¦квар- ¦ г. ¦
¦ ¦тал ¦тал ¦тал ¦тал ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ ¦ 12782¦ 13526¦ 15365¦ 18436¦ 60109¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Торговый баланс ¦ 17656¦ 20463¦ 23792¦ 25234¦ 87145¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Экспорт ¦ 37289¦ 43188¦ 48469¦ 54506¦183452¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ сырая нефть ¦ 11702¦ 13663¦ 16739¦ 17187¦ 59289¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ нефтепродукты ¦ 3856¦ 4507¦ 5291¦ 5615¦ 19269¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ природный газ ¦ 5680¦ 5010¦ 5130¦ 6033¦ 21853¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ прочие ¦ 16051¦ 20009¦ 21310¦ 25671¦ 83040¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Импорт ¦-19632¦-22725¦-24678¦-29272¦-96307¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Баланс услуг ¦ -2521¦ -3192¦ -4408¦ -3289¦-13410¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Экспорт ¦ 3909¦ 4984¦ 5918¦ 5478¦ 20290¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ транспортные услуги ¦ 1571¦ 1954¦ 2090¦ 2177¦ 7792¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ поездки ¦ 866¦ 1351¦ 2031¦ 978¦ 5225¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ прочие услуги ¦ 1472¦ 1679¦ 1797¦ 2324¦ 7272¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Импорт ¦ -6430¦ -8177¦-10326¦ -8767¦-33700¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ транспортные услуги ¦ -759¦ -886¦ -1076¦ -1165¦ -3886¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ поездки ¦ -2823¦ -3771¦ -5711¦ -3425¦-15730¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ прочие услуги ¦ -2848¦ -3520¦ -3539¦ -4177¦-14084¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Баланс оплаты труда ¦ -83¦ -133¦ -217¦ -171¦ -603¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Баланс инвестиционных ¦ -2271¦ -3425¦ -3342¦ -3185¦-12224¦
¦ доходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к получению ¦ 4737¦ -857¦ 1947¦ 2602¦ 8429¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к выплате ¦ -7009¦ -2568¦ -5289¦ -5787¦-20652¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Федеральные органы ¦ -711¦ -442¦ -1618¦ -635¦ -3406¦
¦ управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к получению ¦ 1204¦ 289¦ 71¦ 96¦ 1660¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к выплате ¦ -1915¦ -731¦ -1689¦ -731¦ -5066¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Субъекты Российской ¦ -11¦ -64¦ -12¦ -58¦ -146¦
¦ Федерации (доходы к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ выплате) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Органы денежно-кредитного ¦ 294¦ 255¦ 417¦ 423¦ 1388¦
¦ регулирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к получению ¦ 330¦ 287¦ 458¦ 466¦ 1542¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к выплате ¦ -36¦ -33¦ -41¦ -44¦ -154¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Банки ¦ -141¦ -135¦ -134¦ -73¦ -483¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к получению ¦ 153¦ 196¦ 221¦ 301¦ 871¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к выплате ¦ -294¦ -332¦ -356¦ -373¦ -1354¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Нефинансовые ¦ -1703¦ -3038¦ -1994¦ -2842¦ -9577¦
¦ предприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к получению ¦ 3050¦ -1629¦ 1196¦ 1739¦ 4356¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к выплате ¦ -4754¦ -1408¦ -3190¦ -4581¦-13933¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Баланс текущих ¦ 0¦ -187¦ -459¦ -153¦ -799¦
¦ трансфертов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ И ¦ -2615¦ -9237¦ -9731¦ 13109¦ -8474¦
¦ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Счет операций с капиталом ¦ -745¦ -191¦ -180¦ -508¦ -1624¦
¦ (капитальные трансферты) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Финансовый счет (кроме ¦ -1870¦ -9047¦ -9551¦ 13617¦ -6850¦
¦ резервных активов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Обязательства ("+" - рост, ¦ 9745¦ 2327¦ 33¦ 18824¦ 30929¦
¦ "-" - снижение) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Федеральные органы ¦ -668¦ -1341¦ -1114¦ 495¦ -2628¦
¦ управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Портфельные инвестиции ¦ 2239¦ -736¦ 422¦ 921¦ 2846¦
¦ (долговые ценные бумаги) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ выпуск ¦ 900¦ 0¦ 0¦ 0¦ 900¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ погашение (график) ¦ -2192¦ -324¦ -636¦ -194¦ -3346¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ корпусов ¦ -1310¦ 0¦ -1¦ 0¦ -1311¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ купонов ¦ -882¦ -324¦ -635¦ -194¦ -2035¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ реинвестирование ¦ 637¦ 522¦ 533¦ 544¦ 2237¦
¦ доходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ вторичный рынок ¦ 2893¦ -934¦ 525¦ 571¦ 3055¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Ссуды и займы ¦ 76¦ 802¦ -1592¦ -493¦ -1207¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ использование ¦ 189¦ 162¦ 89¦ 264¦ 704¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ погашение (график) ¦ -1821¦ -652¦ -1681¦ -757¦ -4912¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ реструктуризация ¦ 1708¦ 1292¦ 0¦ 0¦ 3000¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Просроченная ¦ -3004¦ 21¦ 50¦ 62¦ -2871¦
¦ задолженность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ накопление ¦ 52¦ 52¦ 52¦ 64¦ 219¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ погашение/ ¦ -3056¦ -31¦ -2¦ -2¦ -3090¦
¦ реструктуризация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Прочие обязательства ¦ 22¦ -1427¦ 5¦ 5¦ -1396¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Субъекты Российской ¦ 150¦ 41¦ -94¦ 138¦ 235¦
¦ Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Органы денежно-кредитного ¦ 642¦ 172¦ -1533¦ 762¦ 43¦
¦ регулирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Кредиты МВФ ¦ -450¦ -479¦ -446¦ -275¦ -1651¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Прочие обязательства ¦ 1092¦ 651¦ -1087¦ 1037¦ 1694¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Банки ¦ 433¦ -994¦ 1378¦ 6556¦ 7373¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Нефинансовые предприятия ¦ 9188¦ 4449¦ 1395¦ 10874¦ 25906¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Прямые инвестиции ¦ 4818¦ -380¦ 227¦ 6322¦ 10988¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Портфельные инвестиции ¦ 1357¦ 593¦ -551¦ -630¦ 770¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Ссуды и займы ¦ 3009¦ 4232¦ 1714¦ 5177¦ 14132¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Прочие обязательства ¦ 3¦ 3¦ 5¦ 5¦ 16¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Активы, кроме резервных ¦-11615¦-11373¦ -9584¦ -5207¦-37779¦
¦ ("+" - снижение, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ "-" - рост) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Федеральные органы ¦ -131¦ -184¦ 69¦ 132¦ -114¦
¦ управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Ссуды и займы ¦ 269¦ 530¦ 208¦ 235¦ 1241¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Просроченная ¦ 34¦ -653¦ -148¦ -180¦ -947¦
¦ задолженность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Прочие активы ¦ -435¦ -61¦ 10¦ 77¦ -408¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Органы денежно-кредитного ¦ -1066¦ -869¦ 1358¦ -699¦ -1276¦
¦ регулирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Банки ¦ -3643¦ -2258¦ -505¦ 2845¦ -3562¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Нефинансовые предприятия ¦ -6774¦ -8062¦-10506¦ -7485¦-32827¦
¦ и домашние хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Прямые и портфельные ¦ -4228¦ 953¦ -2705¦ -3356¦ -9336¦
¦ инвестиции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Наличная иностранная ¦ 3145¦ -381¦ -1438¦ 2098¦ 3425¦
¦ валюта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Торговые кредиты и авансы¦ 296¦ -582¦ -908¦ -811¦ -2005¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Задолженность по ¦ -47¦ 20¦ -174¦ 91¦ -110¦
¦ поставкам на основании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ межправительственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ соглашений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Своевременно не получен- ¦ -5850¦ -7538¦ -6709¦ -5753¦-25850¦
¦ ная экспортная выручка, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ не поступившие товары и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ услуги в счет переводов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ денежных средств по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ импортным контрактам, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ переводы по фиктивным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ операциям с ценными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бумагами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Прочие активы ¦ -91¦ -534¦ 1428¦ 246¦ 1048¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ЧИСТЫЕ ОШИБКИ И ПРОПУСКИ ¦ -3409¦ 755¦ 889¦ -4634¦ -6400¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ИЗМЕНЕНИЕ ВАЛЮТНЫХ РЕЗЕРВОВ ¦ -6758¦ -5043¦ -6523¦-26911¦-45235¦
¦("+" - снижение, "-" - рост) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------------+------+------+------+------+-------
Примечание.
В данные платежного баланса могут вноситься изменения (преимущественно в течение года после первой публикации).


Таблица 1.2
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2001 - 2003 ГОДЫ
(АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)
(млн. долларов США)
-----------------------T------T------T------T------T------T------T------¬
¦ ¦ 2001 ¦ 2002 ¦I ¦II ¦III ¦IV ¦ 2003 ¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦квар- ¦квар- ¦квар- ¦квар- ¦ г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦тал ¦тал ¦тал ¦тал ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦2003 ¦2003 ¦2003 ¦2003 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦г. ¦г. ¦г. ¦г. ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ ¦ 33935¦ 29116¦ 11435¦ 8147¦ 7275¦ 8553¦ 35410¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Торговый баланс ¦ 48121¦ 46335¦ 15098¦ 13548¦ 15372¦ 15842¦ 59860¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Экспорт ¦101884¦107301¦ 31080¦ 31749¦ 34945¦ 38156¦135929¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ сырая нефть ¦ 24990¦ 29113¦ 9346¦ 8378¦ 10958¦ 10998¦ 39679¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ нефтепродукты ¦ 9374¦ 11253¦ 3594¦ 3333¦ 3706¦ 3427¦ 14060¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ природный газ ¦ 17770¦ 15897¦ 5411¦ 4814¦ 4305¦ 5452¦ 19981¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ прочие ¦ 49750¦ 51037¦ 12730¦ 15224¦ 15977¦ 18279¦ 62209¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Импорт ¦-53764¦-60966¦-15982¦-18200¦-19573¦-22314¦-76070¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Баланс услуг ¦ -9131¦ -9886¦ -2019¦ -2153¦ -3519¦ -3202¦-10894¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Экспорт ¦ 11441¦ 13611¦ 3104¦ 4030¦ 4750¦ 4345¦ 16229¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ транспортные ¦ 4654¦ 5487¦ 1233¦ 1582¦ 1653¦ 1651¦ 6119¦
¦ услуги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ поездки ¦ 3572¦ 4167¦ 737¦ 1085¦ 1680¦ 999¦ 4502¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ прочие услуги ¦ 3216¦ 3956¦ 1134¦ 1363¦ 1416¦ 1695¦ 5608¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Импорт ¦-20572¦-23497¦ -5123¦ -6184¦ -8269¦ -7547¦-27122¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ транспортные ¦ -2979¦ -2836¦ -626¦ -722¦ -843¦ -911¦ -3103¦
¦ услуги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ поездки ¦ -9285¦-11283¦ -2293¦ -2892¦ -4511¦ -3183¦-12880¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ прочие услуги ¦ -8308¦ -9377¦ -2204¦ -2569¦ -2914¦ -3452¦-11139¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Баланс оплаты труда ¦ 130¦ 197¦ 28¦ -18¦ -34¦ -119¦ -144¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Баланс инвести- ¦ -4368¦ -6780¦ -1516¦ -3160¦ -4314¦ -4036¦-13027¦
¦ ционных доходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к получению ¦ 6176¦ 4973¦ 4359¦ 1835¦ 2306¦ 1743¦ 10243¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к выплате ¦-10544¦-11753¦ -5875¦ -4995¦ -6621¦ -5779¦-23270¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Федеральные органы ¦ -4463¦ -3422¦ -703¦ -487¦ -1596¦ -635¦ -3421¦
¦ управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к ¦ 2616¦ 2614¦ 1328¦ 298¦ 96¦ 107¦ 1829¦
¦ получению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к выплате ¦ -7079¦ -6036¦ -2031¦ -784¦ -1692¦ -742¦ -5250¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Субъекты Российской¦ -76¦ -84¦ -6¦ -55¦ -4¦ -52¦ -116¦
¦ Федерации (доходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ к выплате) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Органы денежно- ¦ 821¦ 637¦ 191¦ 226¦ 212¦ 257¦ 886¦
¦ кредитного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ регулирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к ¦ 1362¦ 870¦ 239¦ 267¦ 249¦ 292¦ 1047¦
¦ получению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к выплате ¦ -542¦ -233¦ -48¦ -40¦ -37¦ -35¦ -160¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Банки ¦ 450¦ -39¦ -53¦ -49¦ -91¦ -44¦ -238¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к получению¦ 829¦ 565¦ 172¦ 193¦ 144¦ 230¦ 738¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к выплате ¦ -378¦ -604¦ -225¦ -242¦ -235¦ -274¦ -976¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Нефинансовые ¦ -1101¦ -3872¦ -945¦ -2796¦ -2835¦ -3562¦-10138¦
¦ предприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к получению¦ 1369¦ 924¦ 2621¦ 1077¦ 1818¦ 1114¦ 6630¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы к выплате ¦ -2470¦ -4796¦ -3567¦ -3873¦ -4652¦ -4677¦-16769¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Баланс текущих ¦ -817¦ -750¦ -155¦ -70¦ -229¦ 69¦ -385¦
¦ трансфертов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИ- ¦-16241¦-11240¦ -2375¦ 1472¦ -6661¦ 6741¦ -822¦
¦ТАЛОМ И ФИНАНСОВЫМИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ИНСТРУМЕНТАМИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Счет операций с ¦ -9356¦-12388¦ 40¦ -560¦ -119¦ -354¦ -993¦
¦ капиталом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (капитальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ трансферты) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Финансовый счет ¦ -6886¦ 1148¦ -2415¦ 2032¦ -6542¦ 7095¦ 171¦
¦ (кроме резервных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ активов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Обязательства ¦ -4510¦ 3277¦ 4790¦ 4416¦ 7289¦ 11400¦ 27896¦
¦ ("+" - рост, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ "-" - снижение) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Федеральные органы ¦ -8791¦-11870¦ -2431¦ -3464¦ -1125¦ 1822¦ -5197¦
¦ управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Портфельные ¦ -1787¦ 167¦ -917¦ -2956¦ 87¦ 2169¦ -1617¦
¦ инвестиции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (долговые ценные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ бумаги) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ выпуск ¦ 123¦ 1457¦ 22¦ 6¦ 0¦ 0¦ 28¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ погашение ¦ -3188¦ -2388¦ -684¦ -3284¦ -578¦ -343¦ -4889¦
¦ (график) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ корпусов ¦ -1157¦ -298¦ -28¦ -2831¦ -76¦ -124¦ -3058¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ купонов ¦ -2031¦ -2090¦ -656¦ -453¦ -503¦ -220¦ -1831¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ реинвестирование ¦ 2911¦ 2690¦ 620¦ 566¦ 504¦ 509¦ 2200¦
¦ доходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ вторичный рынок ¦ -1633¦ -1592¦ -875¦ -245¦ 161¦ 2003¦ 1044¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Ссуды и займы ¦ -5947¦ -9596¦ -1294¦ -552¦ -1293¦ -457¦ -3595¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ использование ¦ 644¦ 673¦ 165¦ 146¦ 181¦ 293¦ 785¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ погашение ¦ -6627¦-11944¦ -1934¦ -697¦ -1500¦ -750¦ -4881¦
¦ (график) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ реструктуризация ¦ 36¦ 1675¦ 475¦ 0¦ 27¦ 0¦ 501¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Просроченная ¦ 693¦ -2451¦ -243¦ 39¦ 75¦ 99¦ -30¦
¦ задолженность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ накопление ¦ 1147¦ 1096¦ 61¦ 47¦ 95¦ 104¦ 308¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ погашение/ ¦ -455¦ -3547¦ -304¦ -8¦ -20¦ -6¦ -338¦
¦ реструктуризация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Прочие ¦ -1749¦ 9¦ 23¦ 5¦ 6¦ 11¦ 45¦
¦ обязательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Субъекты Российской¦ -172¦ -69¦ -23¦ -63¦ 41¦ 54¦ 9¦
¦ Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Органы денежно- ¦ -1963¦ -2767¦ 256¦ -424¦ 496¦ -594¦ -265¦
¦ кредитного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ регулирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Кредиты МВФ ¦ -3836¦ -1494¦ -416¦ -458¦ -549¦ -478¦ -1902¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Прочие ¦ 1872¦ -1273¦ 672¦ 35¦ 1045¦ -116¦ 1636¦
¦ обязательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Банки ¦ 2708¦ 3636¦ 641¦ 2740¦ 1898¦ 5968¦ 11248¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Нефинансовые ¦ 3709¦ 14348¦ 6346¦ 5627¦ 5979¦ 4149¦ 22101¦
¦ предприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Прямые инвестиции ¦ 2674¦ 3170¦ 3612¦ 2745¦ 1956¦ -857¦ 7455¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Портфельные ¦ 746¦ 2824¦ -497¦ -86¦ -684¦ 842¦ -425¦
¦ инвестиции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Ссуды и займы ¦ 769¦ 8334¦ 3228¦ 2967¦ 4707¦ 4226¦ 15128¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Прочие ¦ -479¦ 19¦ 2¦ 1¦ 0¦ -61¦ -58¦
¦ обязательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Активы, кроме ¦ -2376¦ -2129¦ -7204¦ -2384¦-13831¦ -4305¦-27724¦
¦ резервных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ("+" - снижение, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ "-" - рост) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Федеральные органы ¦ 10099¦ 16990¦ -1285¦ 197¦ 114¦ 674¦ -299¦
¦ управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Ссуды и займы ¦ 302¦ -1254¦ 478¦ 827¦ 322¦ 679¦ 2306¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Просроченная ¦ 9238¦ 16002¦ -1804¦ -631¦ -209¦ 23¦ -2621¦
¦ задолженность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Прочие активы ¦ 559¦ 2242¦ 42¦ 1¦ 1¦ -28¦ 16¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Органы денежно- ¦ -199¦ 671¦ -246¦ -58¦ -1713¦ 1462¦ -556¦
¦ кредитного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ регулирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Банки ¦ -1438¦ -1107¦ 219¦ 645¦ -4208¦ 2392¦ -952¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Нефинансовые ¦-10838¦-18683¦ -5892¦ -3167¦ -8024¦ -8833¦-25917¦
¦ предприятия и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ домашние хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Прямые и ¦ -2736¦ -3516¦ -3201¦ -2340¦ -2668¦ -1906¦-10115¦
¦ портфельные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ инвестиции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Наличная ¦ -815¦ -817¦ 791¦ 3073¦ 1145¦ 1570¦ 6580¦
¦ иностранная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ валюта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Торговые кредиты ¦ 475¦ -1697¦ -41¦ 723¦ -2009¦ -2685¦ -4012¦
¦ и авансы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Задолженность по ¦ -365¦ -197¦ 89¦ 37¦ 31¦ 9¦ 165¦
¦ поставкам на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ основании меж- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ правительственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ соглашений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Своевременно не ¦ -6388¦-12244¦ -3357¦ -3977¦ -3612¦ -4488¦-15435¦
¦ полученная экс- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ портная выручка, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ не поступившие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ товары и услуги в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ счет переводов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ денежных средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ по импортным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ контрактам, пере- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ воды по фиктивным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ операциям с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ценными бумагами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Прочие активы ¦ -1008¦ -212¦ -174¦ -684¦ -911¦ -1332¦ -3101¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ЧИСТЫЕ ОШИБКИ И ¦ -9481¦ -6501¦ -1472¦ -1568¦ -3237¦ -1947¦ -8223¦
¦ПРОПУСКИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ИЗМЕНЕНИЕ ВАЛЮТНЫХ ¦ -8212¦-11375¦ -7589¦ -8052¦ 2623¦-13347¦-26365¦
¦РЕЗЕРВОВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦("+" - снижение, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"-" - рост) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------+------+------+------+------+------+------+-------
--------------------------------
<*> С IV квартала 2002 года включает оценку переводов по фиктивным операциям с ценными бумагами.


Таблица 1.3
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 1992 - 2000 ГОДЫ
(АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)
(млн.

ПРИКАЗ Росатома от 20.05.2005 n 288 О РЕОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ВСЕРОССИЙСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЗАРУБЕЖАТОМЭНЕРГОСТРОЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также