РЕШЕНИЕ Коллегии Минобразования РФ от 09.12.1997 n 15/2 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 9 декабря 1997 г. N 15/2
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ
ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заслушав и обсудив доклад председателя Совета по педагогическому образованию при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации, ректора Московского педагогического государственного университета В.Л. Матросова о совершенствовании структуры и содержания высшего педагогического образования в Российской Федерации, коллегия отмечает, что за последние годы в высшем педагогическом образовании произошли существенные изменения. Высшая педагогическая школа получила возможность интегрироваться в общую систему вузовского сообщества, что открывает новые перспективы ее развития. Сформировались различные пути получения высшего педагогического образования, реализуемые педагогическими университетами, педагогическими институтами, университетами, отраслевыми вузами, а также учебно - научно - педагогическими комплексами "педагогический колледж - педагогический вуз".
Подготовку кадров по направлениям и специальностям педагогического профиля ведут свыше 170 вузов, из них 90 педагогических университетов и педагогических институтов, которым принадлежит особая роль в развитии педагогического образования как открытой, гибкой и вариативной системы, развивающейся с опорой на традиции отечественного образования и науки с учетом особенностей современной экономической и социокультурной ситуации.
Координацию учебной, научной и методической деятельности вузов по подготовке педагогических кадров осуществляет министерство совместно с государственно - общественными организациями: Советом по педагогическому образованию при Минобразовании России, Учебно - методическим объединением высших учебных заведений по педагогическому образованию на базе Московского педагогического государственного университета и Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Учебно - методическим объединением высших и средних профессиональных учебных заведений по профессионально - педагогическому образованию на базе Уральского государственного профессионально - педагогического университета, Советом по педагогическому образованию Учебно - методического объединения университетов на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Возникшая и получившая дальнейшее развитие многообразная сеть образовательных учреждений (гимназии, лицеи, колледжи, школы с углубленным изучением предметов, образовательные комплексы различного вида) потребовала подготовки качественно нового учителя, готового к работе в новых условиях, способного адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные и перспективные процессы социального и экономического развития общества. Основой для формирования педагога нового поколения стало изменение содержания высшего педагогического образования, предусматривающее его фундаментализацию, гуманитаризацию, гуманизацию и дифференциацию, а также разработку и реализацию инновационных педагогических технологий обучения и воспитания.
В ходе реформирования высшего педагогического образования осуществлен переход на обучение по образовательным программам высшего профессионального образования, которые согласно Федеральному закону Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" реализуются непрерывно и по ступеням. Наряду с традиционной для высшего педагогического образования программой пятилетней подготовки специалистов ведется обучение по образовательным программам подготовки бакалавров и магистров образования. Данные образовательные программы разработаны на основе государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров и магистров по шести направлениям высшего педагогического образования, государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по 42 специальностям, причем спектр педагогических специальностей значительно расширен. Открыта подготовка педагогических кадров по таким специальностям, как экономика, психология, философия, политология, юриспруденция, социальная педагогика, специальная психология, коррекционная педагогика, социология, экология, валеология и др. Расширение спектра специальностей (с 23 до 42 наименований) обусловлено общей тенденцией дифференциации специальностей социокультурной сферы, новыми направлениями деятельности педагогов в современных условиях.
Разработан перечень возможных совмещений специальностей педагогического профиля исходя из специфики малокомплектных сельских школ.
Расширены возможности освоения педагогических специальностей путем введения экстерната и развития дистанционного обучения.
В результате введения дополнительных к основным профессиональных программ высшего профессионального образования в университетах и отраслевых вузах осуществляется подготовка специалистов с дополнительной квалификацией "Преподаватель".
В связи с созданием магистратуры организационно оформилась целенаправленная подготовка преподавателя для высшей школы, преподавателя - исследователя, преподавателя для инновационной школы.
Расширилась функциональная сфера деятельности специалистов в области образования (преподавательская, научно - исследовательская, научно - методическая, социально - педагогическая, культурно - просветительская, организационно - управленческая, коррекционно - развивающая и др.).
Идет поиск новых образовательных технологий, соответствующих задачам обновления содержания педагогического образования, ведется работа по пересмотру учебно - программной и учебно - методической документации, разрабатываются проекты научно - методического сопровождения образовательного процесса в новых условиях.
В целях развития содержания педагогического образования, а также координации учебно - методической работы и информационного обеспечения образовательных учреждений созданы межвузовские центры по актуальным проблемам педагогического образования (23).
Несмотря на трудности объективного характера, сохранен в основном научный потенциал высшей педагогической школы. Появились и развиваются новые научные направления в области образования (андрагогика, педагогическая валеология, акмеология, педагогическая аксиология и др.).
Преподаватели высших педагогических учебных заведений активно участвуют в выполнении программ федерального и регионального уровней. Так, в рамках целевой комплексной программы "Государственный стандарт в системе непрерывного образования" подпрограммы федеральной программы "Развитие образования в России" завершается работа по обновлению концепции непрерывного высшего педагогического образования в системе "бакалавр - магистр" "бакалавр - специалист" в соответствии с актуальными и перспективными потребностями системы образования, Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров по направлениям высшего педагогического образования.
Новые задачи, решаемые педагогическими вузами, привели к их структурной перестройке.
Сформировался новый вид высшего учебного заведения - педагогический университет, в котором реально обеспечивается соединение научных исследований и практики подготовки кадров для сферы образования. Педагогические университеты обеспечивают преемственность, непрерывность и открытость всей системы педагогического образования, реализуют необходимое сочетание требований федеральной, региональной, а также мировой систем образования.
Прослеживается тенденция создания в структуре вузов центров (Центр базового педагогического образования, Центр довузовской подготовки и др.), институтов (НИИ дидактики и психологии высшего образования, НИИ непрерывного педагогического образования, Гуманитарный институт, Социальный институт и др.), управлений (Учебно - методическое управление), институтов повышения квалификации и переподготовки специалистов, новых факультетов и кафедр.
Вместе с тем содержательное и структурное обновление высшего педагогического образования обострило ряд проблем, требующих незамедлительного решения.
Государственные образовательные стандарты высшего педагогического образования не в полной мере реализуют принцип преемственности различных уровней и ступеней образования, что существенно затрудняет реальное отслеживание результатов образования и оценку качества подготовки специалистов. Научного осмысления требуют результаты подготовки специалиста и магистра в области образования на базе бакалавриата.
Научно - методическое обеспечение педагогического образования требует своего дальнейшего развития и перехода из системы обеспечения в систему информационно - технологического, методического и научного сопровождения, которое предполагает разработку учебно - программных материалов, ориентированных на индивидуальный выбор обучающимися образовательного маршрута и его реализацию.
В новых социально - политических условиях требует комплексного решения проблема воспитания и психологической поддержки личности.
Нуждаются в корректировке программы переподготовки преподавателей высшей школы для работы по новым образовательным программам высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура).
Специального уточнения требуют вопросы о перечне возможных совмещений специальностей педагогического профиля, механизмах перехода с одной образовательной программы на другую, получения высшего образования в сокращенные сроки обучения.
Следует проработать содержательные и организационные вопросы взаимодействия основного и дополнительного образования.
Необходимо преодолеть увеличивающийся дефицит учебной литературы, лабораторного оборудования и приборов.
Требует существенного обновления материально - техническая база вузов.
Дальнейшее развитие высшего педагогического образования зависит не только от научного, методического, кадрового потенциала вузов, но и от реальной государственной поддержки.
В свете изложенного в краткосрочной перспективе предстоит решить следующие приоритетные задачи дальнейшего развития высшего педагогического образования:
1. Преодолеть отставание системы педагогического образования от общих процессов обновления общеобразовательной школы, сформировать ее как опережающую по отношению к практической деятельности образовательных учреждений.
С этой целью необходимо:
- уточнить стратегию развития высшего педагогического образования в новых социально - экономических условиях и сложившейся социокультурной ситуации с учетом задач очередного этапа реформирования системы образования;
- провести концептуальное, содержательное и технологическое согласование государственных образовательных стандартов различных уровней и ступеней образования;
- наряду с повышением уровня фундаментальной подготовки учителя расширить практическую направленность педагогического образования, усилить его инновационный компонент, расширить подготовку студентов для работы с учащимися, нуждающимися в коррекционном обучении, повысить эффективность педагогической практики студентов;
- активизировать разработку новых технологий подготовки учителя, направленных на обеспечение готовности педагога к работе в изменяющихся условиях на основе многообразия образовательных программ, учебников и образовательных учреждений;
- обеспечить разработку образовательных программ и технологий, ориентированных на подготовку учителя для работы в сельской малочисленной и малокомплектной школе, а также учебной литературы, учитывающей ее специфику.
2. Разработать систему оценки качества подготовки специалиста в области образования с учетом изменения характера и сферы деятельности выпускника.
3. Разработать научное и учебно - методическое сопровождение подготовки педагогических кадров, в том числе преподавателей высшей школы через магистратуру, и получение дополнительных квалификаций "Преподаватель" и "Преподаватель высшей школы" на базе основных образовательных программ высшего профессионального образования.
4. Определить содержание и характер связей основного и дополнительного педагогического образования.
5. Создать комплексные целевые программы подготовки и поддержки педагогических кадров высшей школы.
6. Привести в соответствие с современными требованиями нормативно - правовую базу развивающейся системы высшего педагогического образования.
7. Обеспечить финансовую, материальную и техническую поддержку системы высшего педагогического образования.
Коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию, содержащуюся в докладе председателя Совета по педагогическому образованию при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации, ректора Московского педагогического государственного университета В.Л. Матросова, и согласиться с приоритетными задачами дальнейшего развития высшего педагогического образования.
2. Одобрить деятельность высших учебных заведений, имеющих богатые исторические традиции и опыт инновационной деятельности в подготовке педагогических кадров, а также государственно - общественных организаций при Минобразовании России по реформированию высшего педагогического образования.
3. В целях дальнейшего совершенствования управления высшей педагогической школой Российской Федерации, усиления роли научно - педагогической общественности в управлении образованием ввести в практику работы министерства при решении вопросов, связанных с подготовкой педагогических кадров, учитывать заключения Совета по педагогическому образованию при Министерстве общего и профессионального образования.
4. Управлению образовательных стандартов и программ (Г.К. Шестакову):
4.1. Совместно с Советом по педагогическому образованию при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации (В.Л. Матросовым), Учебно - методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию (Г.А. Бордовским, В.Л. Матросовым), Советом по педагогическому образованию Учебно - методического объединения университетов (В.А. Садовничим) разработать и представить на утверждение программу реализации приоритетных задач развития высшего педагогического образования в Российской Федерации (июль 1998 г.).
4.2. Совместно с Управлением учебных заведений высшего профессионального образования (Ю.А. Новиковым), Управлением учебных заведений среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимовым), Управлением научно - исследовательских работ (А.В. Сувориновым), Управлением общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой), Управлением реабилитационной работы и специального образования (Д.С. Шиловым), Советом по педагогическому образованию при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации (В.Л. Матросовым), Учебно

УКАЗАНИЕ ГТК РФ от 06.01.1997 n 01-14/15 (ред. от 09.12.1997) ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ ООО ОБЪЕДИНЕНИЕ МТК 12  »
Постановления и Указы »
Читайте также