ПРИКАЗ Минздрава РФ от 14.11.1997 n 336 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ О РЕСПУБЛИКАНСКОМ (КРАЕВОМ, ОБЛАСТНОМ, ГОРОДСКОМ, ОКРУЖНОМ) ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ, ПОЛОЖЕНИЕМ О КОНСУЛЬТАТИВНОМ ОТДЕЛЕ (ОТДЕЛЕНИИ) ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА, ПОЛОЖЕНИЕМ О СТАЦИОНАРЕ КРАТКОСРОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА, ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОТДЕЛЕ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА, ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА, ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОТДЕЛЕ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА)


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 ноября 1997 г. N 336
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
В соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 11 июля 1988 г. N 735-р и Приказом Минздрава РСФСР от 18 июля 1988 г. N 241 "Об организации медицинских диагностических центров" в Российской Федерации, из запланированных 76 было создано 32 диагностических центра. Кроме того, за счет средств местных бюджетов дополнительно организованы еще 12 центров и 11 детских консультативно-диагностических центров.
Из числа действующих диагностических центров 17 организованы по группе А, остальные - по группе Б. В ряде территорий под эти учреждения подготовлены помещения (г. г. Томск, Магадан, Оренбург, Иваново и др.).
Диагностические центры являются принципиально новой формой организации медицинской помощи населению. Работа этих учреждений уже в первые годы доказала правильность принятого решения по их организации в структуре первичного звена здравоохранения. Создание их позволило организовать рекомендованную ВОЗ 3-уровневую систему диагностики, значительно повысить методический уровень диагностического процесса и его качество в регионах и стране в целом, обеспечить население доступной диагностической помощью, особенно на догоспитальном этапе. Здесь наиболее экономично и эффективно используется сложное и уникальное оборудование, широко применяются современные средства и методы диагностики, организационные и медицинские технологии.
В диагностических центрах выполняется от 40 до 100% компьютерных томографических и сонографических, четверть нейрофизиологических исследований из общего числа диагностических тестов, проводимых в лечебно-профилактических учреждениях территорий. Высокий уровень квалификации медицинского персонала и рациональная организация работы позволяют обеспечивать работу структурных подразделений центров в интенсивном режиме. При этом средняя нагрузка на оборудование и специалистов в 1,5 - 2,5 раза превышает аналогичные показатели в общей лечебной сети.
В ряде регионов России на базе диагностических центров созданы специализированные медицинские центры: аллергологические, глаукомные, диабетологические, сурдологические, пренатальной диагностики и др. (Тула, Омск, Воронеж, Краснодар, Ставрополь и др.).
Наряду с развитием традиционных диагностических технологий в центрах активно внедряются и такие перспективные направления как медицинская генетика (Санкт-Петербург, Ростов, Брянск, Нижний Новгород и др.), амбулаторная хирургия, литотрипсия и термотерапия (Барнаул, Владивосток, Омск) и другие.
Диагностические центры принимают участие в реализации Федеральных и региональных целевых программ: "Сахарный диабет", "Планирование семьи", "Безопасное материнство" и др.
С целью приближения диагностической помощи к медицинским учреждениям первичного звена, в диагностических центрах созданы межрайонные филиалы и организованы выездные бригады. Учреждения ведут большую работу по оказанию медицинской помощи детям и сельским жителям. Объем исследований для детских лечебных учреждений достигает 20 - 25%. Высока роль диагностических центров в проведении последипломной подготовки врачей: на их базах созданы кафедры диагностики факультетов последипломного образования (Ставрополь, Воронеж, Тула и др.).
В субъектах Российской Федерации, имеющих диагностические центры, постоянно повышаются качество и своевременность диагностики, снижается доля выявленных заболеваний в запущенных стадиях, улучшаются результаты лечения.
Рациональная организация деятельности, привлечение для работы опытных специалистов из других лечебно-профилактических и научно - исследовательских учреждений, высокая пропускная способность и широкий спектр выполняемых исследований обеспечили диагностическим центрам ведущее положение среди амбулаторно-поликлинических учреждений в регионах.
Вместе с тем с изменением экономической ситуации в стране программа организации и оснащения диагностических центров за счет централизованных средств с 1992 года приостановлена. Ряд учреждений, неукомплектованных необходимым оборудованием согласно табеля оснащения, получили узкопрофильную направленность деятельности (г. г. Брянск, Ярославль и др.). В отдельных территориях функции диагностических центров были возложены на консультативно-диагностические поликлиники республиканских (областных) больниц (Республика Калмыкия, Тверская область и др.).
В связи с отсутствием должного финансирования на местах, ранее созданные центры во многом исчерпали свой ресурс, эксплуатируемое в них оборудование морально и физически устарело. В последние 2 года реальные затраты на приобретение запасных частей в большинстве учреждений составляли не более 10% от необходимого. Это приводит к простаиванию дорогостоящих диагностических аппаратов (рентгеновских томографов, УЗИ-сканеров и т.п.), нарушению технологии диагностического процесса. Устаревшая нормативная база, отсутствие рекомендаций по оптимизации структуры, технического оснащения и штатных нормативов, номенклатуры исследований в диагностических центрах различной мощности создают значительные трудности в развитии центров.
В целях упорядочения организации работы диагностических центров, повышения эффективности их работы, рационального использования дорогостоящего медицинского оборудования и высококвалифицированного персонала, а также совершенствования консультативно-диагностической помощи населению приказываю:
1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
1.1. Организовать работу подведомственных диагностических центров в соответствии с Положением о республиканском (краевом, областном, городском, окружном) диагностическом центре и положениями о его структурных подразделениях (Приложения 1 - 6).
1.2. Принять неотложные меры по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы диагностических центров и укомплектованию их квалифицированными медицинскими кадрами (Приложения 7 - 9).
1.3. Запретить использование в диагностических центрах программных продуктов медицинского назначения, не имеющих сертификата, выданного в установленном порядке Минздравом России.
1.4. Предоставить право главным врачам диагностических центров устанавливать численность персонала в зависимости от выполняемого объема работы и потребности в конкретных видах диагностической, консультативной и лечебной помощи по согласованию с вышестоящим органом управления здравоохранением.
1.5. Установить норму нагрузки врачей различных специальностей, ведущих консультативный прием в диагностическом центре - 2 человека в час.
2. Управлению организации медицинской помощи населению (А.И. Вялков) обеспечить организационно-методическую помощь органам здравоохранения по организации деятельности диагностических центров в территориях Российской Федерации.
3. Считать:
3.1. Недействующими на территории Российской Федерации: Приказы Минздрава СССР от 15.06.88 N 480 "Об организации медицинских диагностических центров" и от 30.08.90 N 360 "О дальнейшем развитии и совершенствовании работы медицинских диагностических центров".
3.2. Утратившими силу приложения 2 - 5 к Приказу Минздрава РСФСР от 18.08.88 N 241 "Об организации медицинских диагностических центров" и приложение 2 к Приказу Минздравмедпрома России от 13.01.95 N 6 "Об утверждении положений о республиканской (краевой, областной, окружной) больнице и о медицинском диагностическом центре".
4. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Стародубова.
Министр
Т.Б.ДМИТРИЕВА



Приложение 1
Утверждено
Приказом Минздрава
Российской Федерации
от 14 ноября 1997 г. N 336
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСПУБЛИКАНСКОМ (КРАЕВОМ, ОБЛАСТНОМ, ГОРОДСКОМ,
ОКРУЖНОМ) ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
I. Общие положения
1.1. Республиканский (краевой, областной, городской, окружной) диагностический центр (далее - Центр) - самостоятельное лечебно - профилактическое учреждение, обеспечивающее высококвалифицированную диагностическую, консультативную и лечебную помощь населению и организационно-методическое руководство диагностическими службами в административной территории.
1.2. Центр является государственным (муниципальным) учреждением здравоохранения, относится к государственной (муниципальной) собственности.
1.3. Имущественные права, порядок и источники финансирования, учета и отчетности закрепляются за Центром Уставом, утвержденным соответствующим органом управления здравоохранения и комитетом по управлению имуществом административной территории.
1.4. Центр выполняет функции головного учреждения в системе диагностических служб в административной территории, координирует их деятельность, и том числе в вопросах материально-технического, кадрового и информационного обеспечения, оптимизации диагностического процесса.
1.5. Центр находится в непосредственном ведении соответствующего органа управления здравоохранением.
1.6. Создание, реорганизация и ликвидация Центров производится по решению соответствующих органов управления здравоохранением в порядке, установленном действующим законодательством.
1.7. Центр пользуется правами юридического лица, действует на основании Устава, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в кредитно-банковских учреждениях, круглую печать и штамп с изображением своего наименования, специальные печати для больничных листов, рецептов, справок, эмблему и другие реквизиты.
1.8. Центр может быть клинической и (или) учебной базой медицинских научных и образовательных учреждений. В этом случае их деятельность регламентируется специальными положениями.
1.9. Центр, помимо консультативно-диагностической и лечебной помощи, выполняет на основе нормативных документов экспертные функции.
1.10.В случае отсутствия в административной территории детского консультативно-диагностического центра Центр обеспечивает консультативную и диагностическую помощь детскому населению.
II. Основные задачи и функции Центра
2.1. Повышение объемов и качества диагностики на догоспитальном этапе, расширение возможностей амбулаторно - поликлинических учреждений в организации на современном уровне лечебно-диагностического процесса, повышение эффективности использования коечного фонда.
2.2. Концентрация и эффективное использование медицинского и технологического оборудования, расходных материалов, рациональная расстановка персонала.
2.3. Проведение комплексного обследования больных в амбулаторных условиях, обеспечение доступности уникальных высокоинформативных исследований населению и учреждениям здравоохранения административной территории.
2.4. Совершенствование технологии диагностического процесса, внедрение в практику обоснованных и эффективных методов диагностики, новых организационных форм работы с учетом действующего хозяйственного механизма.
2.5. Организационно-методическое руководство и совершенствование деятельности диагностических служб в учреждениях здравоохранения территории.
2.6. Определение совместно с органами управления здравоохранением потребности в диагностическом оборудовании и расходных материалах и их рациональное распределение в административной территории.
2.7. Участие в разработке и реализации региональных целевых медицинских программ.
2.8. Участие в проводимых в территории медицинских, научных, научно-технических исследованиях.
2.9. Участие в клинико-экспертной работе по контролю качества медицинской помощи пациентам в лечебно-профилактических учреждениях, осуществление иных экспертных функций по договорам со сторонними организациями.
III. Структура Центра
3.1. Центр размещается в типовом здании с необходимым набором помещений для организации диагностических подразделений и вспомогательных служб, полностью отвечающих требованиям правил по устройству, эксплуатации и техники безопасности.
3.2. Центр независимо от численности обслуживаемого населения должен иметь следующие структурные подразделения:
- отдел (отделение) лучевой диагностики, включающий в себя отделения, (кабинеты, лаборатории) рентгенологической, рентгеноэндоскопической, ангиографической, рентгеновской и магнитнорезонансной компьютерной томографии, радионуклидной (ин-виво и ин-витро), ультразвуковой и других видов диагностики;
- отдел (отделение) эндоскопии с диагностическими и лечебно - диагностическими кабинетами;
- отдел (отделение) функциональной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, мышечной и других систем;
- клинико-диагностическую лабораторию с подразделениями для биохимических, гематологических, микробиологических, иммунологических, цитологических, молекулярно-биологических и других исследований;
- отделение клинической патоморфологии;
- консультативный отдел;
- стационар краткосрочного пребывания;
- отделение выездной диагностики;
- отдел клинико-экспертной и организационно-методической работы;
- информационно-вычислительный отдел;
- отдел медицинской техники;
- регистратурно-диспетчерский отдел;
- центральный стерилизационный отдел;
- прочие структурные подразделения, необходимые для выполнения функций Центра.
3.3. Структура Центра утверждается вышестоящим органом здравоохранения и может дополняться с учетом местных условий.
3.4. Организация деятельности основных структурных подразделений Центра осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Минздрава России.
3.5. В Центре, при наличии соответствующих условий, могут выполняться лечебные мероприятия, перечень которых согласовывается с соответствующими органами здравоохранения.
IV. Управление Центром и планирование его деятельности
4.1. Управление Центром осуществляется руководителем, назначаемым и освобождаемым от занимаемой должности органом управления здравоохранением.
4.2. Руководитель осуществляет управление Центром в соответствии с действующим законодательством в пределах компетенции, определенной Уставом учреждения, имеет право в зависимости от объемов и потребности в консультативно - диагностической и лечебной помощи административной территории устанавливать штатную численность в пределах заработанных средств.
4.3. Подразделения Центра ведут учет и отчетность в порядке, в сроки по формам, установленным нормативными актами Российской Федерации и вышестоящими органами управления.
4.4. При Центре могут создаваться советы и комиссии по направления деятельности, положение о которых и их состав утверждается руководителем учреждения.
4.5. Планирование деятельности Центра и определение перспективы его развития осуществляются

ИНФОРМАЦИЯ ГТК РФ ОПЕРАТИВНАЯ СПРАВКА ОБ ОБСТАНОВКЕ В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЗА ПЕРИОД С 10 ПО 14 НОЯБРЯ 1997 ГОДА  »
Постановления и Указы »
Читайте также