ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 27.10.1997 n ВЗ-6-04/760 О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 октября 1997 г. N ВЗ-6-04/760
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ
Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для использования в практической работе записку "О результатах проверки предприятий пищевой промышленности и сельского хозяйства Минсельхозпрода России по вопросам соблюдения налогового законодательства и правомерности предоставления налоговых льгот".
По результатам проверки обеспечьте взыскание в бюджет дополнительно начисленных налогов и предъявленных к уплате штрафных санкций.
О завершении этой работы сообщите в Управление ресурсных платежей Государственной налоговой службы России к 1 апреля 1998 года.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ



Приложение
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ
ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА МИНСЕЛЬХОЗПРОДА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ
НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОМЕРНОСТИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
В соответствии с пунктом 21 Национального плана проверок налогоплательщиков Госналогслужбы России на 1997 год, утвержденного Госналогслужбой России по согласованию с Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации, налоговыми органами 40 субъектов Российской Федерации проведены документальные проверки предприятий пищевой промышленности и сельского хозяйства Минсельхозпрода России за 1996 год и I полугодие 1997 года по вопросам соблюдения налогового законодательства и правомерности предоставления налоговых льгот.
Обобщенные материалы проверки были представлены государственными налоговыми инспекциями по субъектам Российской Федерации с соблюдением установленных сроков.
Анализ материалов проверок и поступившей информации свидетельствует о наличии серьезных нарушений действующего налогового законодательства, допускаемых предприятиями и организациями Минсельхозпрода России, в результате чего в бюджеты различных уровней недопоступают значительные суммы платежей.
Так, из 759 проверенных предприятий и организаций сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности за 1996 г. в 700, или (более чем в 90%) от числа проверенных, установлены нарушения налогового законодательства. В результате в бюджет доначислено налогов и предъявлено штрафных санкций на общую сумму 340,7 млрд. руб., за I полугодие 1997 г. соответственно в 630 предприятиях или в 83% проверенных - на сумму 111,8 млрд. рублей, из которых в период проверки внесено в бюджет в сумме 87,1 млрд. рублей.
За допущенные нарушения налогового законодательства привлечено к административной ответственности 940 человек, сумма предъявленных штрафов составила 172,9 млн. рублей.
Основные доначисления в связи с выявленными в ходе проверок нарушениями налогового законодательства произведены госналогинспекциями по субъектам Российской Федерации по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.
Наиболее значительные доначисления с учетом штрафных санкций в бюджеты всех уровней за 1996 г. и I полугодие 1997 г. произведены налоговыми органами по Саратовской области - 163,6 млрд. руб., г. Санкт-Петербургу - 84,7 млрд. руб., Московской области - 60,7 млрд. руб., Липецкой области - 29,4 млрд. руб., Тамбовской области - 23,6 млрд. рублей.
Одним из основных нарушений налогового законодательства, выявленных в процессе проверок, является необоснованное отнесение на затраты предприятий и организаций расходов, не предусмотренных Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с изменениями и дополнениями), либо расходов сверх установленных норм.
Так, на 3 проверенных предприятиях Республики Татария (АО "Чистопольский мясокомбинат", АО "Булгарпиво", Александровский спиртзавод) в результате необоснованного отнесения на себестоимость продукции затрат по реконструкции объектов основных средств и затрат по новому строительству, дважды списанного износа по основным средствам, переведенным в малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, износа по непроизводственным основным средствам, а также в результате нарушений заполнения форм бухгалтерской отчетности общая сумма дополнительно предъявленных к уплате налога на прибыль и штрафных санкций составила 2,7 млрд. рублей.
На АООТ "Ленрыбпром", ОАО Петербургская молочная компания "Роска", АООТ "Рыбокомбинат" г. Санкт-Петербурга за счет отнесения на себестоимость выпускаемой продукции затрат, не связанных с производственной деятельностью предприятий (медицинские услуги, содержание общежитий, благотворительная деятельность, штрафы и пени, начисленные налоговыми органами, социальными фондами и т.д.), затрат, не подтвержденных первичными документами, выявлено занижение налогооблагаемой прибыли, в результате чего доначислено налога на прибыль и предъявлено штрафных санкций в сумме более 2 млрд. рублей.
На ООТ "Дека" Новгородской области за счет неправильного отнесения на себестоимость продукции расходов по уплате процентов по кредитам банка, выданного на восполнение основных и оборотных фондов, по уплате сбора за право торговли, налога на операции с ценными бумагами, затрат, которые должны относиться за счет целевых и специальных фондов, доначислено налога на прибыль и предъявлено штрафных санкций на сумму 1,8 млрд. рублей.
Проверками установлено, что многие предприятия и организации АПК реализовывали свою продукцию и другие товарно-материальные ценности по ценам не выше фактической себестоимости и не учитывали это при налогообложении, что приводило к недопоступлению в бюджет значительных сумм налога.
Так, АООТ "Молоко" Тверской области при реализации продукции по ценам не выше себестоимости для целей налогообложения не применяло рыночные цены на аналогичную продукцию, в результате доначислено налога на прибыль за 1996 год и I полугодие 1997 г. 84 млн. рублей. По ОАО "Колпнянский сахарный завод" Орловской области из-за реализации сахара по ценам ниже фактической себестоимости доначислено налога на прибыль со штрафными санкциями 62,6 млн. рублей.
Аналогичные ошибки имели место и на предприятиях Республики Башкортостан, Курской и Тульской областей.
Как показывают материалы проверок, отдельные предприятия при исчислении налогооблагаемой базы неправильно определяли доходы и тем самым занижали платежи в бюджет.
Например, перерабатывающие предприятия Тверской области (ООО "Нелидовское маслосырпредприятие", ООО "Вышневолоцкий гормолкомбинат", АООТ "Тверьмолоко", АООТ "Молоко") из-за неправильного определения внереализационных доходов и объема выручки от реализации занизили налогооблагаемую прибыль за 1996 г. и I полугодие 1997 г. на 511,1 млн. рублей.
Льготы, установленные налоговым законодательством, на проверенных предприятиях и организациях АПК в основном предоставлялись обоснованно. Однако имели место факты неправомерного предоставления налоговых льгот.
Так, при расчете налога на прибыль ОАО "Останкинский мясоперерабатывающий комбинат", г. Москва, и АООТ "Подольский хлебокомбинат" Московской области занизили налогооблагаемую прибыль на 5,6 млрд. рублей и 1,7 млрд. рублей из-за завышения льготы по капитальным вложениям - сумма доначисленного налога составила соответственно - 1,9 млрд. рублей и 610,0 млн. рублей. ОАО "Козинское" Курской области необоснованно пользовалось льготой по НДС по оборотам от реализации товаров на экспорт, не имея подтверждающих документов на переселение грузом границы Российской Федерации, вследствие чего доначислено этого налога в сумме 739 млн. рублей.
Проверкой правильности исчисления НДС на предприятиях установлены случаи занижения налогооблагаемой базы вследствие невключения в облагаемый оборот объема реализованной продукции по ценам не выше фактической себестоимости, авансовых платежей за поставленную продукцию, выполненных работ, оказанных услуг, арендной платы, оборотов по бартерным сделкам. Кроме того, имели место случаи неправильного применения ставок налога по реализации продовольственных товаров.
Так, на Плавицком ферментном заводе Липецкой области из-за невключения в налогооблагаемую базу доходов от операций по бартерным сделкам, доначислено НДС, акцизного сбора, лицензионного сбора в сумме 24,4 млрд. рублей.
На ОАО "Черкизовский мясоперерабатывающий завод" г. Москвы, ЗАО "Мясокомбинат Сузунский" Новосибирской области и ОАО "Михайловский мясокомбинат" Волгоградской области из-за заниженной ставки по НДС (применялась ставка 10% вместо 20% по деликатесной мясной продукции, по транспортным услугам и железнодорожному тарифу) доначислено НДС в сумме 1033,4 млн. рублей.
Многие проверенные предприятия не обеспечивали своевременное перечисление декадных платежей НДС, в результате чего по результатам проверок начислены значительные суммы пени.
На АООТ "Загородный спиртзавод" Рязанской области за несвоевременное перечисление в I полугодии т.г. декадных платежей по НДС и акцизам доначислено пени в сумме 496,7 млн. рублей, на ОАО "Вурнарский мясокомбинат" Чувашской Республики - в сумме 279,2 млн. рублей.
Аналогичные нарушения имели место на предприятиях Нижегородской, Курской и ряда других областей.
По результатам документальных проверок установлено, что на многих предприятиях и в организациях бухгалтерский учет и отчетность ведутся с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 26.12.94 N 170.
Так, государственным унитарным предприятием Ермолаевский спиртоводочный комбинат "Куюргаза" Республики Башкортостан из-за неправильно проведенных бухгалтерских проводок занижена налогооблагаемая прибыль на сумму 68,5 млн. рублей и доначислено платежей со штрафными санкциями в сумме 147,5 млн. рублей.
На ряде проверенных предприятий не велись книги "журнал - главная", журналы - ордера заполнялись по произвольной форме, не подсчитывались итоговые обороты, неправильно отражалось сальдо на конец месяца, в приходных и расходных кассовых ордерах отсутствовала дата и подпись главного бухгалтера. Данные аналитического учета не всегда соответствуют оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Не все финансово-хозяйственные операции, проводимые предприятием, оформлялись оправдательными документами. Первичные учетные документы принимались к учету без обязательных реквизитов (ООО "Вышневолоцкий гормолкомбинат" Тверской области, колхоз имени Тургенева Орловской области, Карламанский спиртовой завод Республики Удмуртия).
По результатам проверок предприятиям, у которых установлены недостатки и нарушения в ведении учета и отчетности, предложено их устранить и обеспечить ведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" и Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации.
Материалы проверок, представленные госналогинспекциями по субъектам Российской Федерации, свидетельствуют о достаточно высоком уровне организации проверок и правильном документальном оформлении их результатов. Это в первую очередь относится к работе ГНИ по Тамбовской, Курской, Липецкой, Новгородской, Тверской, Московской, Ярославской, Тульской, Нижегородской областям, Республики Татария, Республики Удмуртия, представивших по результатам проверки серьезные аналитические материалы.
Вместе с тем некоторые налоговые инспекции не представили акты проверок, где установлены существенные недостатки и нарушения (ГНИ по г. Санкт-Петербургу, Ивановской, Калужской, Костромской областей).
При проведении аналогичных проверок хозяйствующих субъектов в дальнейшем следует обратить особое внимание на:
- включение в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов, не предусмотренных Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства России от 05.08.92 N 552 (с изменениями и дополнениями);
- неправомерное исключение из налогооблагаемой базы доходов, полученных от операций по бартерным сделкам, от сдачи в аренду помещений, строений и другого имущества, а также оборотов от реализации продукции по ценам ниже фактической себестоимости;
- правильность определения объемов реализованной продукции (работ, услуг) и применения льгот при исчислении налогов на
прибыль и добавленную стоимость.
Начальник Управления
ресурсных платежей -
Государственный советник
налоговой службы II ранга
И.К.ВЫСКРЕБЕНЦЕВ

ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 27.10.1997 n КВ-6-31/756 <О РАСПОРЯЖЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 13 ОКТЯБРЯ 1997 Г. n 1474-Р>  »
Постановления и Указы »
Читайте также