ПИСЬМО ГТК РФ от 23.10.1997 n 02-10/20350 <ОБ АНАЛИЗЕ ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ О ЦЕНТРЕ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ В Г. МОСКВЕ И ТЕХНОЛОГИИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЦЕНТРА ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ>


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 октября 1997 г. N 02-10/20350
В соответствии с поручением председателя ГТК России Оперативно-организационным управлением проведен анализ Общих положений о центре таможенного оформления в г. Москве (далее - Положения) и Технологии таможенного оформления и таможенного контроля центра таможенного оформления Московского таможенного управления (далее - Технологии), а также разработки функциональных отделов МТУ по своим направлениям по алгоритмам работы центра.
В июле месяце сего года указанные материалы были направлены в СЗТУ, ЗТУ и управления ГТК России (по списку) для рассмотрения и подготовки замечаний и предложений.
1. Основные замечания вызывают наиболее важные на наш взгляд положения, имеющие основополагающие значения для деятельности центра и не определенные в представленных документах:
- "зона ответственности центра", п. 1.1 Положения;
- "упрощенный порядок оформления", п. п. 5.3, 5.4, 5.5 Положения, п. п. 1.3, 1.4, 1.5, 6 Технологии;
- "отдельные лица", для которых этот порядок будет применяться, п. 6.5 Положения;
- придание юридического статуса электронным копиям ГТД, п. п. 9.3.3, 10 Положения;
- место ЦТО в структуре таможенных органов, п. п. 3.1, 3.2, 3.3 Положения;
- критерии отбора и предъявляемые требования к складам, указанным в разделе 7 Положения.
2. Управления ГТК России отмечают, что при условии противоречия Технологии ЦТО действующему таможенному законодательству (Приказ ГТК N 429 от 10.07.96 "О мерах по усилению таможенного контроля", N 203 от 04.04.96 "О типовом порядке таможенного оформления и таможенного контроля", N 624 от 28.11.94 "Об утверждении Временных правил приема, хранения ГТД"), необходимо подготовить предложения по изменению и дополнению действующих приказов и указаний ГТК России.
3. Ряд Управлений (РИИТУ, УПБТП, УТНТР) отмечает возможность применения Технологии ЦТО только в регионах с развитой телекоммуникационной сетью и наличием компьютерной техники последнего поколения, что вызывает необходимость перехода таможенных органов и околотаможенной структуры от передачи данных по телефонным каналам к выделенным (в том числе оптико-волоконным) и закупки новой компьютерной техники.
4. Многие вопросы автоматизированного контроля ГТД, предлагаемые в ЦТО, такие как определение таможенной стоимости, меры нетарифного регулирования, статистический контроль и др. не формализованы, не описаны в состоянии, пригодном для разработки принципов компьютерного контроля. Автоматизированный экспертный контроль (п. п. 12.1, 12.2, 12.3 Положения) подразумевает экспертную систему, которая представляет собой класс компьютерных программ, которые выдают рекомендации, проводят анализ, выполняют классификацию, дают консультации и предлагают варианты решений. Таких систем по таможенному делу в настоящее время практически нет (РИИТУ, УТНР).
5. На сегодняшний день не создано работающего программного обеспечения, позволяющего осуществить 100% контроль в соответствии с действующими нормативными актами и охватывающего все стадии таможенного оформления и контроля, сбор и обработку оперативной информации на уровнях от ОТО и ТК до РТУ. Кроме того, указанная технология по сообщениям специалистов лишь на 40% обеспечивается установленным в ЦТО программным комплексом "АИСТ РТ-21", который, собственно, разрабатывался под стандартную технологию таможенного оформления.
6. Рассматривая Технологию таможенного оформления и таможенного контроля центра таможенного оформления Московского таможенного управления вместе с разработками функциональных отделов МТУ, следует признать, что связь между указанными документами достаточно слаба, а в определенных случаях она полностью отсутствует ("Технология прохождения платежных документов", "Технологическая схема контроля таможенной стоимости и валютного контроля" и т.д.).
ООУ ГТК России отмечает, что указанные разработки подготовлены функциональными отделами МТУ лишь в "первом приближении" и будучи представлены в ГТК РФ в виде неряшливо выполненных черновиков, блок-схем и распечаток из существующих программных продуктов ("Алгоритм работы ЦТО согласно заявляемым таможенным режимом", разработчик - отдел таможенных режимов МТУ, "Технологическая блок-схема II этапа основного таможенного оформления в части контроля за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД и страны происхождения", разработчик - отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров МТУ, "Технология прохождения платежных документов", разработчик отдел таможенных платежей МТУ) не пригодны для анализа и работы. Технология осуществления предварительных операций в ЦТО, касающаяся вопросов контроля доставки товаров и транспортных средств, описывая многие операции, не относящиеся к контролю доставки товаров (п. п. 5, 6, 9, 10, 17, 19 и др.), в реалии не применима, в связи с длительными сроками передачи и многими этапами обработки информации от пограничных таможен (п. п. 3, 4).
7. Сама Технология центра на основании представленных управлениями замечаний проработана недостаточно, сводится в основном к описанию отдельных операций, выполняемых ОТО и ТК на этапах таможенного оформления товаров и транспортных средств. Описание технологии не дает представления о том, какие преимущества предоставляет новая система участникам процесса таможенного оформления, поскольку, несмотря на заявленное электронное декларирование, все операции неизбежно тормозятся необходимостью представления и заверения бумажных экземпляров документов и связанных с этим многочисленными приездами в ЦТО таможенных брокеров, получателей грузов, представителей СВХ, а объем оформления зависит от количества досмотровых нарядов, времени проезда их на терминал и обратно, расстояния и состояния дорожной обстановки и т.д.
В связи с вышеизложенным, а также учитывая наличие в Московском таможенном управлении отдела таможенных технологий (созданного Приказом ГТК России N 653 от 21.10.96, деятельность которого направлена именно на технологическое обеспечение ЦТО) ООУ ГТК РФ предлагает устранить следующие замечания:
1. Подготовить Технологию работы ЦТО МТУ, которая не являлась бы собой копией положения о центре.
2. Дать определения и детализировать основные понятия Положения, такие, как зона ответственности центра, упрощенный порядок оформления, отдельные лица, для которых этот порядок применяется, юридический статус электронной копии ГТД, место ЦТО в структуре таможенных органов.
3. Подготовить перечень документов ГТК России для внесения в них изменений и дополнений, а также свои предложения о редакционных изменениях приказов и указаний.
4. Дать предложения по описанию форматов всех документов, используемых при таможенном оформлении и таможенном контроле, продумать создание необходимых для этих целей баз данных.
5. Подготовить пригодные для изучения и анализа разработки функциональных отделов МТУ, связанные с единой Технологией ЦТО.
6. Разработать требования, предъявляемые к участникам ВЭД, таможенным брокерам, складам, производящим оформление в ЦТО.
7. Подготовить требования для доработки программного комплекса ("АИСТ РТ-21"), обеспечивающего выполнение технологии ЦТО.
Начальник Оперативно -
организационного управления
А.Ф.ЕПИФАНОВ

РАСПОРЯЖЕНИЕ ГТК РФ от 23.10.1997 n 01-14/1472 ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ ВО ТЯЖПРОМЭКСПОРТ  »
Постановления и Указы »
Читайте также