ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 20.10.1997 n ВК-6-16/738 О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ЗАДАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 октября 1997 г. N ВК-6-16/738
О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ЗАДАНИЯ
ПО ПРОВЕРКЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН
В соответствии с п. 13 Национального плана проверок налогоплательщиков на 1997 год во II - III кварталах 1997 года налоговыми органами совместно с органами федеральной налоговой полиции проведены проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на автозаправочных станциях (АЗС), в гостиницах, станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА) и на рынках.
Проверки осуществлялись в соответствии с примерной программой, направленной Госналогслужбой России в адрес государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации письмом от 11.06.97 N ВК-6-16/440.
Всего проведено 34126 проверок, в том числе на рынках - 21618, на АЗС - 7066, в гостиницах - 2309 и на СТОА - 3133. Количество проверок, которыми установлены нарушения, составляет 15,6% от общего количества. Этот показатель колеблется по сферам применения контрольно-кассовых машин в интервале от 9,9% (гостиницы) до 54,7% (рынки).
По итогам проверок предъявлено штрафов на сумму 39 млрд. рублей, в том числе по результатам проверок рынков - 26,1 млрд. руб., или 66,9% от общей суммы.
Из общей суммы штрафных санкций за неприменение ККМ начислено 31,8 млрд. руб., или 81,6%. Сумма штрафов за невыдачу чека покупателям (клиентам) составила 2,28 млрд. руб., или 5,8% от всей суммы штрафов, и за применение неисправных ККМ - 1,47 млрд. руб., или 3,8%.
Сумма взысканных штрафов составляет 7,0 млрд. руб., или 18,0% от предъявленной. Наибольший процент взыскания штрафов приходится на АЗС (31,6), а наименьший - на СТОА (10,3).
Уровень взыскания штрафов остается невысоким, особенно с физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица. Практика рассмотрения арбитражных дел также показывает, что нередко арбитражные суды не поддерживают исков налоговых органов, в частности по причине фиксации суммы покупки на контрольной ленте кассового аппарата.
Налоговым органам необходимо усилить работу по взысканию штрафных санкций, обратив особое внимание на правильность оформления материалов проверок в точном соответствии с действующим законодательством, а также на рассмотрение дел в арбитражных судах, добиваясь по случаям необъективного рассмотрения судебно - арбитражных решений в вышестоящих судах вплоть до Высшего Арбитражного Суда России.
Факты неоприходования выручки выявлены при 307 проверках, в том числе в 158 случаях - на рынках и в 127 - на АЗС, что составляет соответственно 13,3%, 5,7% и 4,2% от общего количества проверок, которыми установлены нарушения. Сумма неоприходованной выручки составила 1962,3 млн. руб., из них 1600,0 млн. руб. приходится на АЗС (81,5%).
Налоговыми органами города Москвы при проверке гостиниц, рынков, автозаправочных станций и станций технического обслуживания автомобилей в 145 проверках (43,2%) из 336 были установлены нарушения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин, что превышает аналогичный средний показатель по Российской Федерации почти в 2,8 раза. Среди предприятий - нарушителей законодательства о применении ККМ наибольший удельный вес (54,7%) нарушений по результатам проверок зафиксирован по рынкам (на 104 из 190), наименьший (23,2%) - по АЗС (на 13 из 56). К нарушителям предъявлены штрафные санкции, в т.ч. по 99 на сумму 1,1 млрд. руб., из них к рынкам - 692 млн. руб., к СТОА - 209 млн. руб., по остальным нарушителям материалы проверок направлены в соответствующие территориальные налоговые инспекции для принятия мер.
В Московской области нарушения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин обнаружены у 311 из 1383 проверенных предприятий и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (22,5%), предъявлено штрафов на сумму 2383,4 млн. руб. С учетом того, что госналогинспекция по Московской области давала задания на проверку рынков, АЗС, СТОА и гостиниц в 1995 - 1996 гг., в области удалось добиться снижения количества нарушений на этих предприятиях по сравнению с предыдущими проверками. Наибольшее количество проверок в Московской области проведено на рынках - 822, в ходе их установлено 243 нарушения (29,6%). При этом выявлены отдельные факты уклонения со стороны предприятий и предпринимателей от применения ККМ при осуществлении торговли со столиков и лотков, расположенных рядом с принадлежащими им же автофургонами, тонарами, киосками, и других аналогично обустроенных торговых мест, считающих при этом, что они осуществляют торговлю с лотка.
Налоговым органам необходимо применять штрафные санкции при наличии подобных фактов и информировать органы исполнительной власти и местного самоуправления для принятия необходимых мер по устранению недостатков.
Налоговыми органами Республики Татарстан нарушения обнаружены в 36% проверок. Общая сумма штрафных санкций составила 763,7 млн. руб., из них взыскано 254,8 млн. руб., или 33,3%. Характерным нарушением в республике является невыдача чека покупателю. Так, при проверке киоска "Радиотовары", расположенного на территории рынка N 7 Приволжского района г. Казани, предприниматель пробивала чеки за реализованный товар после совершения факта покупки и выдачи товара покупателю, чеки на руки покупателям не выдавались. На киоск наложены штрафные санкции в сумме 834,9 тыс. руб.
Наряду с отмеченными в ходе проверок выявлены и некоторые другие нарушения действующего законодательства о применении контрольно-кассовых машин. Так, предприятиями Архангельской области, осуществляющими денежные расчеты с населением с использованием бланков строгой отчетности, допускается заполнение реквизитов бланков не в полном объеме. Кроме того, допускаются случаи использования старых форм бланков строгой отчетности. Аналогичные факты установлены в Агинском Бурятском автономном округе, Амурской, Брянской, Мурманской и Нижегородской областях, Приморском крае. В Республике Коми в гостинице местного аэропорта в Усть-Цилемском районе денежные расчеты с населением осуществляются с применением не утвержденных Минфином России бланков строгой отчетности форм К-4, К-6. На нарушителей налоговыми органами наложены штрафы. Проверкой вещевого рынка в г. Казани установлено, что при расчетах с населением при сборе платы за выход на рынок и за предоставление торговых мест ООО "Янтарь" контрольно-кассовые машины не применялись, а использовались билеты произвольного образца, не являющиеся бланками строгой отчетности. По факту применены штрафные санкции в сумме 29,2 млн. руб.
В Томской области проверки АЗС показали, что ограничение специальными ведомственными актами доступа в помещения АЗС работников контролирующих органов препятствует раскрытию нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно - кассовых машин. Вследствие этого существенно снижаются оперативность и эффективность проверок. При этом предпринимаются попытки сокрытия факта неприменения ККМ путем пробивания дополнительных чеков после предъявления удостоверений налоговыми инспекторами, но до момента их допуска в помещение АЗС. Аналогичные случаи отмечаются и при проверках торговых точек.
В подобных ситуациях от инспекторов требуется внимательное и исчерпывающе полное оформление фактов в акте проверки, с отражением времени действий сторон, полным описанием действий, отбором объяснений и т.п.
Настораживают отдельные сообщения о фактах несанкционированного доступа к фискальной памяти ККМ и нарушения фискального режима их работы, в результате чего ККМ выдают чеки с указанием денежных сумм, не занося их в фискальную память, или выдают чеки с отрицательной или нулевой суммой.
Подобные нарушения выявлены налоговыми органами в Волгоградской области.
Факты несанкционированного доступа к блоку фискальной памяти с уничтожением "лишней" суммы выручки из памяти выявлены налоговыми органами Алтайского края. По названным фактам ведется расследование с привлечением компетентных органов.
Госналогслужба рекомендует госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации систематизировать и обобщать сведения о моделях контрольно-кассовых машин, в отношении которых указанный вид нарушений оказывается возможным, и информировать Госналогслужбу России с целью выработки предложений по исключению подобных моделей ККМ из государственного реестра контрольно - кассовых машин, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, или усилению в них средств защиты фискальной памяти от несанкционированного доступа.
В отношении предприятий или индивидуальных предпринимателей, допустивших несанкционированный доступ к фискальной памяти, налоговым органам рекомендуется предпринимать меры, предусмотренные п. 4.2 Методических рекомендаций по организации контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Госналогслужбой России N НИ-6-14/281 от 03.08.94 и Департаментом налоговой полиции Российской Федерации N ВЯ-1155 от 29.07.94.
Вместе с тем проведенная проверка позволила выявить и ряд положительных моментов в работе по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов в сфере торговли и оказания услуг населению.
В ряде регионов в сферах продажи ГСМ на АЗС, оказания услуг гостиницами и СТОА повышается оснащенность контрольно-кассовыми машинами и снижается доля предприятий, осуществляющих денежные расчеты с населением за предоставляемые услуги с применением документов строгой отчетности.
Госналогинспекциями внесен ряд существенных предложений по совершенствованию действующего законодательства о применении контрольно-кассовых машин, которые могут быть использованы в дальнейшем.
Отдельные госналогинспекции по согласованию с органами исполнительной власти на местах по аналогии с организацией контроля за производством и реализацией алкогольной продукции практикуют расширение зон контроля путем организации налоговых постов на предприятиях и в организациях, реализующих наиболее ликвидные товары - горюче-смазочные материалы, телевидеобытовую технику и т.п. Опыт создания налоговых постов на АЗС и рынках показывает, что при этом заметно растет выручка, что отмечается госналогинспекциями по Алтайскому краю, Республике Карелия и Чувашской Республике.
В отдельных регионах местными администрациями с привлечением налоговых органов подготовлены и утверждены подробные инструктивные материалы по определению мест для применения контрольно-кассовых машин на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, с определением понятий торговых точек и торговых мест. Подобная практика отмечена по Республике Карелия, Челябинской области и некоторым другим регионам.
Государственная налоговая служба Российской Федерации, направляя настоящий обзор и учитывая важное значение контроля налоговых органов за соблюдением установленного порядка применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, предлагает принять меры к обеспечению налоговыми органами постоянного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением от 18.06.93 N 5215-1.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.Г.КОРАБЛЕВ

РАСПОРЯЖЕНИЕ ГТК РФ от 20.10.1997 n 01-14/1462 ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ ЗАО ФИРМА ПАТРИОТ  »
Постановления и Указы »
Читайте также