ПРИКАЗ ВАС РФ от 18.09.1997 n 14 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1997 - 2000 ГОДАХ И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1997 - 2000 ГОДАХ


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 сентября 1997 г. N 14
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1997 - 2000 ГОДАХ И ПЛАНА
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1997 - 2000 ГОДАХ
В целях обеспечения мер по повышению эффективности деятельности арбитражных судов приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Программу повышения эффективности деятельности арбитражных судов в Российской Федерации в 1997 - 2000 годах и План мероприятий по реализации Программы повышения эффективности деятельности арбитражных судов в Российской Федерации в 1997 - 2000 годах <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
2. Предложить председателям арбитражных судов учитывать мероприятия, предусмотренные Программой и Планом по ее реализации, при формировании планов работы арбитражных судов на год и полугодие.
3. При реализации Программы и Плана исходить из того, что ответственность за обеспечение мер по повышению эффективности деятельности арбитражных судов несут председатели арбитражных судов.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ



Утверждена
Приказом Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
от 18 сентября 1997 г. N 14
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1997 - 2000 ГОДАХ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Программа разработана в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О мерах по повышению эффективности деятельности арбитражных судов" от 15 августа 1995 г. N 1. В ней дается краткая характеристика пройденного этапа в становлении и реформировании системы арбитражных судов; определяется концепция повышения эффективности деятельности арбитражных судов на 1997 - 2000 годы; предусматривается комплексный план мероприятий по направлениям, которые предлагается считать приоритетными для реализации Программы.
Задача превращения бывших государственных арбитражей в полноценные органы правосудия - арбитражные суды, осуществляющие судебную власть в экономической сфере, - сегодня может считаться выполненной. С принятием в конце 1996 года Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" завершился период формирования законодательной базы для организации и деятельности арбитражных судов. К этому моменту судебно-арбитражная система уже достаточно устойчиво функционировала в качестве автономной судебной подсистемы экономической юрисдикции.
Актуальность Программы обусловлена тем, что сегодняшний этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода арбитражных судов на новый качественный уровень деятельности.
В Послании Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране" (6 марта 1996 года) отмечается: "В условиях рыночной экономики особую роль играет система арбитражных судов. Этот вид правосудия позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства".
Слова главы государства, прямо адресованные арбитражным судам, должны восприниматься нами как задача, поставленная перед судебно-арбитражной системой в решении общегосударственных задач. Между тем ее выполнение не представляется возможным без повышения эффективности правосудия, осуществляемого арбитражными судами.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации сознает свою часть ответственности за реализацию Программы. Тем не менее было бы справедливым отметить, что достижение общего успеха находится в конечном счете в зависимости от усилий каждого судьи, каждого работника аппарата арбитражного суда.
Раздел 1. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В ПЕРИОД
С 1991 ДО 1997 ГОДА
1.1. Начальный этап становления арбитражных судов
Система арбитражных судов России пришла на смену государственному и ведомственному арбитражу. Законом РСФСР "Об арбитражном суде", введенным в действие с 1 октября 1991 года, система арбитражей была упразднена, хотя в отдельных областях органы арбитража исполняли свои функции и сохраняли свои полномочия до образования арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР "Об арбитражном суде".
Процессуальной основой деятельности арбитражных судов стал Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 15 апреля 1992 года.
Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями, переходом к рыночной экономике. Основными регуляторами экономических отношений становились закон и договор. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях командно-административной системы, уже не представлялось возможным. Поэтому необходимо было создать судебные органы, которые с учетом положительного опыта, накопленного государственными арбитражами (имеется в виду в первую очередь оперативность рассмотрения хозяйственных споров и эффективное воздействие на хозяйственные отношения), на строгой процессуальной основе разрешали бы экономические споры, предоставляя при этом спорящим сторонам равные возможности для защиты своих прав.
Деятельность арбитражных судов на начальном этапе сопровождалась значительными сложностями, но усилия работников арбитражных судов, а также финансовая, организационная, кадровая и материально-техническая поддержка со стороны государства позволили новой судебно-арбитражной системе за сравнительно короткий срок начать достаточно эффективное функционирование. К 1994 году в России действовали 82 арбитражных суда, в которых работали 1559 судей (65 процентов от необходимого числа судей). Средняя нагрузка на судью составляла в этот период 200 дел в год, 16,5 дела в месяц. В 1993 году разрешено 275,5 тысячи споров, по искам имущественного характера взыскано 684 млрд. рублей. По данным налоговой инспекции, в бюджет страны в указанном году поступило 45 млрд. рублей государственной пошлины.
Сложность дел предопределяла большую нагрузку на судей. Перегруженность, в свою очередь, сказывалась на качестве их работы. В 1993 году, например, с нарушением сроков было рассмотрено 3,4 процента дел. Каждое третье из обжалованных решений было отменено. Стояла задача по дальнейшему кадровому укомплектованию арбитражных судов.
Принятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, формирование нового гражданского законодательства, а также опыт функционирования арбитражных судов в качестве органов правосудия, в том числе и отрицательный, определили необходимость реформирования судебно-арбитражной системы и ее процессуальной основы. С учетом этого Высший Арбитражный Суд Российской Федерации подготовил проекты Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах Российской Федерации" и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После обсуждения с участием судей, работников аппаратов арбитражных судов, ученых, представляющих ведущие учебные и научно-исследовательские институты страны, законопроекты были одобрены на Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и внесены на рассмотрение Государственной Думы. С 1 июля 1995 года эти законодательные акты вступили в действие, чем было положено начало новому этапу в становлении арбитражных судов, призванных осуществлять судебную власть в экономической сфере.
1.2. Дальнейшее развитие арбитражных судов
Полностью обновленная нормативная база организации и деятельности арбитражных судов позволила провести реальную реформу и в области судоустройства, и в области судопроизводства.
Все споры стали рассматриваться начиная с 1 июля 1995 года арбитражными судами субъектов Российской Федерации (за исключением дел о признании недействительными ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, а также экономических споров между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации, отнесенных к исключительной подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Проверка законности и обоснованности решений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, стала осуществляться апелляционными инстанциями тех же судов и федеральными арбитражными судами округов, действующими в качестве кассационных инстанций по отношению к определенным группам арбитражных судов субъектов Российской Федерации, образующим своеобразный судебный округ.
Федеральные арбитражные суды округов - первые в новейшей истории России суды, которые не связаны с административно-территориальным делением страны и имеют реальную возможность осуществлять правосудие независимо от местных властей.
В связи с реформированием судебно-арбитражной системы изменилась и роль Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Функции этого высшего судебного органа, ранее действующего по существу в качестве суда второй инстанции, были определены исходя из статьи 128 Конституции Российской Федерации, согласно которой Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Процессуальная основа деятельности арбитражных судов также изменилась - в сторону усиления гарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Введены протокол судебного заседания, пересмотр не вступивших в законную силу решений в полном объеме (апелляционный порядок обжалования), ряд других процессуальных гарантий. Компетенция арбитражных судов была расширена за счет отнесения к их подведомственности споров с участием иностранных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Последнее обстоятельство налагает на судебно - арбитражную систему особую ответственность за качество осуществляемого правосудия, поскольку надежная правовая защита предпринимательской деятельности рассматривается как одно из необходимых условий успешной интеграции российской экономики в мировую и межрегиональные экономические структуры.
Подверглось значительным преобразованиям и внутреннее устройство арбитражных судов. Первичной организационной структурой во всей судебно-арбитражной системе стали судебные составы, объединяемые в судебные коллегии. Важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, в том числе и обеспечение единства судебно - арбитражной практики, отнесены к компетенции президиумов. В составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации созданы кроме Президиума, действующего в качестве надзорной инстанции, Пленум и Совет председателей арбитражных судов, решающие в пределах своей компетенции важнейшие вопросы, относящиеся ко всей судебно-арбитражной системе.
1.3. Итоги реформ в системе арбитражных судов
К 1996 году в стране действовали 82 арбитражных суда субъектов Российской Федерации, 10 федеральных арбитражных судов округов и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Всего в судебно-арбитражной системе работало около 2000 судей и столько же сотрудников аппаратов арбитражных судов. В 1996 году рассмотрено и разрешено более 290 тысяч споров. Сторонами уплачено в доход федерального бюджета 1 679 628 млн. рублей и 35 086 долларов США государственной пошлины.
В 14 арбитражных судах начат эксперимент по привлечению к рассмотрению дел арбитражных заседателей из числа лиц, имеющих опыт и знания в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По состоянию на 1 августа 1997 года с их участием рассмотрено 176 дел.
Вместе с тем устойчивость функционирования судебно-арбитражной системы сама по себе еще не означает высокого качества деятельности по осуществлению правосудия. Объективная оценка состояния судебно-арбитражной системы требует признания того, что деятельность арбитражных судов в этом отношении оставляет желать лучшего. Так, в 1996 году споры рассматривались в основном в установленные законом сроки (96,4 процента всех дел). Однако количество рассмотренных дел с нарушением установленного законом срока увеличилось до 3,6 против 1,6 процента в 1995 году.
Среди причин отмены решений наблюдаются такие грубые процессуальные нарушения, как отсутствие подписи судьи под решением, отсутствие протокола судебного заседания, рассмотрение неподведомственного дела, немотивированное отклонение доказательств и т.д.
Не может не вызывать озабоченности ситуация вокруг исполнения решений арбитражных судов. О напряженности этой ситуации свидетельствуют кроме общеизвестных фактов данные судебной статистики. В 1996 году арбитражными судами рассмотрено 6791 заявление об обеспечении исполнения решений и 1641 заявление о неисполнении судебных актов. По заявлениям о неисполнении судебных актов о взыскании денежных средств в 152 случаях наложены штрафы на общую сумму 17 472 млн. рублей.
Исполнение решений арбитражных судов является сегодня одним из наиболее уязвимых звеньев в их деятельности. Особенно эта проблема обострилась в связи с кризисом платежеспособности предприятий, массовым появлением новых субъектов хозяйствования со слабой имущественной базой, возникновением новых категорий споров и усложнением прежних. Постоянно растет число обращений в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и другие арбитражные суды в связи с неисполнением или задержкой исполнения решений. Многочисленные обращения поступают и в другие государственные органы. Во множестве случаев эти обращения носят обоснованный характер.
Сложившееся положение с исполнением решений негативно сказывается на авторитете арбитражных судов. Правая сторона не получает реальной помощи от суда в защите и восстановлении своих прав. Подрывается вера в государственные институты. Сдерживается число обращений в арбитражные суды - при этом получают распространение теневые способы взимания долгов.
Эти и другие обстоятельства со всей остротой ставят перед судебно-арбитражной системой задачу повышения эффективности деятельности арбитражных судов, принятия мер, направленных на реализацию Федерального закона "Об исполнительном производстве", содействие его неуклонному исполнению.
Раздел 2. КОНЦЕПЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1997 - 2000 ГОДАХ
2.1. Общее представление об эффективности деятельности арбитражных судов и ее условиях
Стратегическая цель Программы

ПРИКАЗ Госстроя РФ от 18.09.1997 n 17-78 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ФОНДЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОГО ПРИМЕНЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ  »
Постановления и Указы »
Читайте также