ПРИКАЗ МВД РФ от 19.03.1997 n 162 (ред. от 27.04.2005) О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРЯДОВ МИЛИЦИИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 марта 1997 г. N 162
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРЯДОВ МИЛИЦИИ ОСОБОГО
НАЗНАЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказов МВД РФ от 08.04.2005 N 248,
от 27.04.2005 N 328,
с изм., внесенными Приказами МВД РФ от 22.12.2000 N 1293,
от 07.03.2001 N 258)
Рассмотрение оперативно-служебной деятельности отрядов милиции особого назначения (ОМОН) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ на Всероссийском совещании-семинаре по итогам 1995 - 1996 годов в г. Москве показало, что эти специальные подразделения милиции общественной безопасности в основном активно участвуют в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью.
Только в 1996 году сотрудниками ОМОН задержано свыше 14 тыс. преступников, пресечено более 544 тыс. административных правонарушений, изъято 8,7 тыс. единиц оружия, 3,1 тонны наркотических веществ, обезврежено 37,3 тыс. ед. взрывных устройств, возвращено государству денежных средств и материальных ценностей на сумму 8,4 млрд. рублей.
Отряды милиции особого назначения с честью выполнили возложенные на них оперативно-служебные задачи в Чеченской Республике и Северо-Кавказском регионе Российской Федерации. За мужество и героизм, проявленные при этом, более 3 тыс. сотрудников ОМОН награждены правительственными наградами, 5 из них удостоены высокого звания "Герой Российской Федерации" (посмертно).
Вместе с тем руководители ряда МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ до настоящего времени не определили приоритетные направления деятельности ОМОН, вследствие чего их силы и средства зачастую используются как вспомогательные, не рационально и не системно. На руководителей отрядов не возложена ответственность за состояние правопорядка в наиболее криминогенных общественных местах. Не планируется проведение силами ОМОН самостоятельных оперативно-профилактических мероприятий.
Особенно низкие показатели в работе имеют подразделения ОМОН МВД Республики Дагестан, УВД Амурской, Белгородской, Камчатской, Саратовской, Ульяновской областей, Еврейской автономной области и г. Пятигорска.
Не отвечает современным требованиям система профессионального обучения личного состава ОМОН. Мало уделяется внимания их правовой подготовке, обучению тактике задержания вооруженных преступников, действиям по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка, мерам личной безопасности.
Неудовлетворительно осуществляется медико-психологическая реабилитация сотрудников после участия в выполнении задач, связанных с риском для жизни.
На низком уровне остается воспитательная работа и поддержание дисциплины среди личного состава ОМОН, особенно в УВД Брянской, Ивановской, Курганской, Саратовской областей. В отдельных МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ ослаблен контроль за состоянием законности, вследствие чего в 1996 году сотрудниками ОМОН совершено 27 преступлений.
Не принимается необходимых мер по улучшению материально-технического состояния этих подразделений. Обеспеченность ОМОН бронетехникой составляет лишь 19,3%, оперативно-служебным транспортом - 36,1%, средствами связи - 34,3%, вещевым имуществом - 57,2%.
Не созданы соответствующие условия для размещения и несения службы личным составом ОМОН МВД Республик Адыгея, Саха (Якутия), Алтай, Кабардино-Балкарской Республики, УВД Белгородской, Калининградской, Курганской, Псковской, Ульяновской областей, Западно-Сибирского УВДТ.
В результате этих и других недостатков в организации работы ОМОН их возможности в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью во многом продолжают оставаться нереализованными.
В целях совершенствования деятельности отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации приказываю:
1. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 27.04.2005 N 328.
2. Установить, что:
2.1. Отряды милиции особого назначения создаются в установленном порядке в республиканских, краевых, областных, автономных центрах и в городах с населением свыше 200 тыс. человек, а также на транспортных узлах с наиболее неблагоприятной оперативной обстановкой (по представлению начальника ГУВДТ МВД России).
2.2. Сотрудники оперативных, моторизованных и инженерно-технических подразделений отряда милиции особого назначения заступают на службу для реализации поставленных задач в соответствии с приказом или специальным планом, утвержденным министром внутренних дел, начальником ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ или их заместителями - начальниками милиции общественной безопасности.
Режим работы сотрудников ОМОН предусматривает ежедневное несение службы в составе оперативного резерва для решения оперативно-служебных задач в соответствии с обстановкой в субъекте Российской Федерации, а также проведение занятий по служебно-боевой подготовке в порядке и на условиях, определенных нормативными правовыми актами МВД России.
Распорядок работы сотрудников ОМОН определяют министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД, УВДТ или их заместители - начальники милиции общественной безопасности с учетом складывающейся оперативной обстановки.
(пп. 2.2 в ред. Приказа МВД РФ от 27.04.2005 N 328)
2.3. При применении отрядами милиции особого назначения служебных собак в целях обеспечения общественного порядка, обнаружения взрывчатых веществ, людей (при проведении поисковых мероприятий), а также людей и трупов в местах катастроф и разрушений указанные подразделения руководствуются разделом 4 Наставления по служебному собаководству в органах внутренних дел, утвержденного Приказом МВД России от 25 сентября 1996 г. N 525.
2.4. Личному составу ОМОН при выполнении оперативно-служебных задач и в целях обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью предоставляется право устанавливать доверительные отношения с гражданами на конфиденциальной основе в соответствии с требованиями пункта 1.7 Инструкции по установлению и осуществлению сотрудниками и военнослужащими системы МВД России доверительных отношений с гражданами, утвержденной Приказом МВД России от 15 апреля 1994 г. N 014.
3. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, начальникам УВДТ до 1 мая 1997 г. на заседании коллегии МВД, ГУВД, УВД, УВДТ:
3.1. Рассмотреть вопрос об улучшении организации деятельности ОМОН, повышении эффективности их работы, уровня профессиональной подготовки и воспитания личного состава. Определить меры по повышению материально-технической обеспеченности ОМОН.
По результатам рассмотрения дать оценку персональной роли соответствующих руководителей и иных должностных лиц, ответственных за организацию работы этих подразделений, обучение их личного состава и материально-техническое обеспечение отрядов.
3.2. Выработать конкретные меры по наиболее эффективному использованию ОМОН в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью, ввести в практику проведение ими самостоятельных оперативно-профилактических мероприятий в наиболее криминогенных местах, обеспечить их активное участие в широкомасштабных операциях по линии милиции общественной безопасности и криминальной милиции.
3.3. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 27.04.2005 N 328.
4. ГУООП (Голубеву И.И.), ГУВДТ (Ромахову А.В.) МВД России:
4.1. Взять под особый контроль работу руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, указанных в пункте 1 настоящего Приказа, по созданию надлежащих условий, обеспечивающих высокую эффективность оперативно-служебной деятельности ОМОН.
Об устранении выявленных недостатков доложить руководству МВД России по итогам 1997 года.
4.2. Осуществлять контрольные проверки оперативно-служебной деятельности ОМОН, имеющих низкие результаты работы. Итоги проверок и роль соответствующих руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ рассматривать на оперативных совещаниях ГУООП, ГУВДТ, а также у руководства МВД России с приглашением указанных руководителей территориальных органов внутренних дел.
4.3. Совместно с ГФЭУ и ГУМТиВС МВД России об итогах оперативно-служебной деятельности ОМОН в целом, их обеспечение вооружением, служебным автотранспортом, средствами связи, служебными помещениями и учебной базой, а также предложения по улучшению организации деятельности этих подразделений докладывать руководству МВД России ежегодно до 25 января.
4.4. Проводить установочные региональные совещания с руководящим составом ОМОН для оценки итогов оперативно-служебной деятельности, состояния боевой и служебной подготовки и выработки мер по повышению уровня руководства этими специальными подразделениями не реже одного раза в два года.
4.5. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 27.04.2005 N 328.
4.6. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 27.04.2005 N 328.
4.7. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 27.04.2005 N 328.
4.8. Совместно с Академией управления (Демидов Н.И.), ВНИИ (Пономарев П.Г.) МВД России до 1 октября 1997 года разработать наставление о деятельности ОМОН по выполнению возложенных на них задач.
5. ГУК (Калашникову В.В.), ГУООП (Голубеву И.И.), ГУВДТ (Ромахову А.В.), ГФЭУ (Ямщикову Ю.С.) МВД России:
5.1. Обеспечить в соответствии с графиком плановую подготовку (переподготовку):
командиров ОМОН МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ - на Высших академических курсах Академии управления МВД России (по специальному графику);
заместителей командиров ОМОН по работе с личным составом - на базе Санкт-Петербургской академии МВД России;
заместителей командиров, начальников штабов ОМОН - на базе Тверского филиала Московского института МВД России и факультета боевой и специальной подготовки Рязанского института права и экономики МВД России;
специалистов инженерно-технических подразделений ОМОН (по программе обучения руководителей и исполнителей взрывных работ) - на базе НИИСТ МВД России и учебного центра УВД Брянской области;
личного состава ОМОН - на базе учебных центров УВД Ставропольского края, Волгоградской, Омской, Тульской, Тюменской областей.
5.2. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 27.04.2005 N 328.
6. МУ МВД России (Морозову В.М.), министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ:
6.1. Провести до 1 июня 1997 г. медико-психологическое обследование всего личного состава ОМОН, принимавшего участие в выполнении оперативно-служебных задач в Чеченской Республике и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа, связанных с риском для жизни, при необходимости принять меры их медицинской реабилитации.
6.2. Обеспечить в 1997 г. приоритетное выделение сотрудникам, указанным в подпункте 7.1 настоящего Приказа, путевок в санатории и дома отдыха.
6.3. Обеспечить в установленном порядке своевременную оплату хирургических операций, связанных с ранениями сотрудников ОМОН при выполнении ими оперативно-служебных задач в Чеченской Республике и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа, а в случае необходимости-протезирования конечностей. Оказывать всемерное содействие в получении сотрудниками ОМОН, получившими инвалидность, специального автотранспорта.
7. МУ (Морозову В.М.), ГУООП (Голубеву И.И.), ГУВДТ (Ромахову А.В.) МВД России:
7.1. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 27.04.2005 N 328.
7.2. Провести во втором полугодии 1997 года учебные сборы начальников медицинских частей ОМОН для отработки вопросов совершенствования оказания медицинской помощи личному составу, а также социально-психологической реабилитации лиц, выполняющих оперативно-служебные задачи в зоне вооруженного конфликта или районах повышенного риска.
8. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 27.04.2005 N 328.
9. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 27.04.2005 N 328.
10. Утвердить:
10.1. Типовое положение об отряде милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации (Приложение 1). Приказом МВД РФ от 07.03.2001 N 258 приложение 2 к данному документу признано утратившим силу. Пунктом 3 приложения к Приказу МВД РФ от 22.12.2000 N 1293 в приложение 2 к данному документу были внесены изменения. Пункт 3 приложения к Приказу МВД РФ от 22.12.2000 N 1293 признан утратившим силу Приказом МВД РФ от 07.03.2001 N 258. 10.2. Типовые штаты отрядов милиции особого назначения (приложение 2 - не приводится).
10.3. Нормы табельной положенности вооружения, специальной техники, автотранспорта, средств связи и другого имущества отряда милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации (приложение 3 - не приводится).
10.4. Нормы положенности для отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации при действии их в отрыве от мест постоянной дислокации (из расчета 70 чел. личного состава) (приложение 4 - не приводится).
10.5. Перечень базовых отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации и прикрепленных к ним ОМОН (приложение 5 - не приводится).
10.6. Примерный перечень документов отряда милиции особого назначения (приложение 6 - не приводится).
11. Считать утратившими силу приложения 2, 3, 4, 5 Приказа МВД России от 19 июля 1994 г. N 350.
12. Ответственность за организацию исполнения Приказа возложить на заместителей Министра по закрепленным направлениям деятельности.
Министр,
генерал армии
А.КУЛИКОВ


Приложение 1
к Приказу МВД России
от 19 марта 1997 г. N 162
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТРЯДЕ МИЛИЦИИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказов МВД РФ от 08.04.2005 N 248,
от 27.04.2005 N 328)
1. Общие положения
1.1. Отряд милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации <*> является специальным самостоятельным подразделением милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации и создается в республиканских, краевых, областных и автономных центрах, крупных городах с населением свыше 200 тысяч человек, на транспортных узлах с наиболее неблагоприятной оперативной обстановкой.
--------------------------------
<*> Далее - отряд милиции особого назначения или ОМОН.
1.2. В своей деятельности ОМОН руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, не противоречащими федеральным законам, нормативными актами МВД России, настоящим Положением, а также нормативными актами МВД республики, главного управления, управления внутренних дел края, области, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области и автономного округа.
1.3. Деятельность ОМОН осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, невмешательства в политическую деятельность.
1.4. Создание, реорганизация и ликвидация отряда особого назначения, а также изменение его структуры и штата, задач и функций осуществляются в установленном порядке Министром внутренних дел Российской Федерации.
1.5. Общее руководство отрядами милиции особого назначения осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации с возложением соответствующих полномочий на заместителя Министра внутренних дел, курирующего милицию общественной безопасности, ГУООП, ГУВДТ МВД России.
1.6. Непосредственное руководство деятельностью ОМОН в местах их постоянной дислокации осуществляется министрами внутренних дел республик, начальниками ГУВД, УВД краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области, автономных округов, управлений внутренних дел на транспорте <*>. Указанные должностные лица могут возлагать соответствующие полномочия по руководству деятельностью ОМОН на своих заместителей - начальников милиции общественной безопасности, а в местах временной дислокации отрядов милиции особого назначения вне республиканских, краевых, областных и автономных центров, кроме того, на уполномоченных руководителей служб и подразделений соответствующих органов внутренних дел.
--------------------------------
<*> Далее - руководители МВД, УВД.
1.7. В случае осложнения оперативной обстановки, возникновения групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, иных чрезвычайных событий руководители МВД, УВД имеют право своим приказом использовать силы и средства ОМОН за пределами районов их дислокации, в границах соответствующей республики, края, области, автономных образований, транспортного узла.
1.8. Временная передислокация сил и средств ОМОН в другие регионы Российской Федерации для участия в выполнении неотложных задач по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью, в том числе по выявлению, локализации, разоружению и уничтожению бандформирований, вооруженных преступников и террористических групп осуществляется по приказу Министра внутренних дел Российской Федерации или его заместителя, курирующего милицию общественной безопасности.
1.9. Сотрудники отрядов милиции особого назначения в целях выполнения возложенных на них обязанностей имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных статьями 12 - 16 Закона РСФСР "О милиции".
Социальную и правовую защиту сотрудников отрядов милиции особого назначения определяют соответствующие нормы Закона РСФСР "О милиции", Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.
1.10. Отряды милиции особого назначения МВД, ГУВД, УВД, УВДТ формируются на контрактной основе за счет лиц, отбираемых на конкурсной основе, и из числа сотрудников, способных по своим физическим, профессиональным и морально-психологическим качествам выполнять возложенные на подразделения специального назначения органов внутренних дел задачи.
На должности среднего и старшего начальствующего состава ОМОН назначаются лица, имеющие среднее специальное или высшее образование.
Должности старшего начальствующего состава ОМОН замещаются лицами, имеющими юридическое среднее специальное и высшее образование.
Прохождение службы в ОМОН осуществляется на контрактной основе.
1.11. Отряд милиции особого назначения возглавляет командир, который назначается на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, согласованному с ДООП, ДОПТ МВД России и заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, курирующим вопросы организации деятельности ОМОН.
(абзац в ред. Приказа МВД РФ от 08.04.2005 N 248)
Заместители командира ОМОН назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению командира ОМОН соответственно приказом вышеуказанных должностных лиц.
1.12. Сотрудники отрядов милиции особого назначения выполняют служебные обязанности в повседневной форменной одежде милиции или специальном обмундировании, имеющем отличительные знаки и символику, а также при необходимости могут использовать гражданскую одежду. Специальная форменная одежда, отличительные знаки и символика сотрудников отрядов милиции особого назначения едины на всей территории Российской Федерации.
1.13. Финансирование отрядов милиции особого назначения осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также других поступлений, выделяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями или отдельными лицами на укрепление охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Материально-техническое обеспечение ОМОН производится министерствами внутренних дел республик, ГУВД, УВД краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области, автономных округов, управлениями внутренних дел на транспорте <*> через ГУМТиВС МВД России, окружные управления материального, технического и военного снабжения МВД России в соответствии с утвержденными штатами и нормами положенности. Отдельные виды технического обеспечения могут приобретаться из внебюджетных средств.
--------------------------------
<*> Далее - МВД, УВД.
1.14. Отряды милиции особого назначения размещаются в специальных обособленных помещениях (городках), а их сотрудники обеспечиваются жильем, максимально приближенным к месту службы в порядке, установленном для органов внутренних дел Российской Федерации.
1.15. В целях объективной оценки оперативно-служебной деятельности, боевой и специальной служебной подготовки отрядов милиции особого назначения каждый отряд проверяется МВД России не реже одного раза в три года, МВД, УВД, УВДТ - ежегодно. Результаты инспектирования докладываются руководству МВД России, рассматриваются на соответствующих коллегиях МВД, УВД, оперативных совещаниях при руководителях МВД, УВД.
1.16. В целях улучшения учебно-методической работы, накопления и распространения передового опыта из числа наиболее подготовленных ОМОН создаются базовые отряды милиции особого назначения.
1.17. Отряд милиции особого назначения является юридическим лицом, имеет расчетный и текущий счета в банке, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
2. Основные задачи отряда милиции особого назначения
2.1. Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан на улицах и в других общественных местах.
2.2. Обеспечение правопорядка и общественной безопасности на улицах и в других общественных местах, объектах транспорта, предупреждение и пресечение правонарушений.
2.3. Участие в раскрытии преступлений.
2.4. Оказание помощи в пределах своих полномочий гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям и учреждениям, общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов.
2.5. Участие совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, воинскими частями внутренних войск МВД России, органов Федеральной службы безопасности, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в борьбе с террористическими, диверсионными, разведывательно-десантными группами.
2.6. Поддержание боевой готовности подразделения путем повседневного обучения личного состава в системе служебной подготовки, укрепления материально-технической базы подразделения и служебной дисциплины сотрудников.
(пп. 2.6 введен Приказом МВД РФ от 27.04.2005 N 328)
2.7. Участие в обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
(пп. 2.7 введен Приказом МВД РФ от 27.04.2005 N 328)
3. Функции отряда милиции особого назначения
3.1. При выполнении задач в обычных условиях на отряд милиции особого назначения возлагается выполнение следующих функций:
3.1.1. Участие в охране общественного порядка и общественной безопасности на улицах и других общественных местах, объектах транспорта, в том числе при проведении различных массовых мероприятий.
3.1.2. Осуществление мероприятий по предупреждению, пресечению и локализации групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, связанных с этим иных противоправных деяний, выявлению и задержанию лиц, к ним причастных, в городах, других населенных пунктах и отдельных местностях, на объектах транспорта.
3.1.3. Проведение самостоятельно и совместно с другими подразделениями органов внутренних дел и воинскими частями и подразделениями внутренних войск МВД России целевых рейдов и специальных операций по поддержанию правопорядка на улицах и в других общественных местах, отработке наиболее криминогенных мест с целью выявления и пресечения преступлений, иных видов правонарушений, в том числе в сфере потребительского рынка.
3.1.4. Осуществление совместных с другими службами и подразделениями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России специальных мероприятий по обнаружению, блокированию и задержанию террористов, членов бандитских формирований и других вооруженных преступников.
3.1.5. Организация и участие в пределах своей компетенции в проведении специальных мероприятий по обнаружению, изъятию, обезвреживанию, перевозке, уничтожению взрывоопасных предметов и обеспечению личной безопасности граждан.
(пп. 3.1.5 в ред. Приказа МВД РФ от 27.04.2005 N 328)
3.1.6. Взаимодействие со строевыми подразделениями патрульно-постовой службы милиции, другими подразделениями органов внутренних дел, специальными моторизованными воинскими частями и воинскими частями оперативного назначения внутренних войск МВД России, а при необходимости с соответствующими подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в обычных условиях, при возникновении чрезвычайных событий.
3.1.7. По решению вышестоящего начальника участие в различных мероприятиях по линиям других служб органов внутренних дел, а также по линиям деятельности таможенных органов, территориальных органов безопасности и органов налоговой полиции.
3.2. При участии в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, а также чрезвычайных событий криминогенного характера на отряд милиции особого назначения дополнительно возлагается выполнение следующих функций:
3.2.1. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в районе возникновения чрезвычайного события и на прилегающей к нему территории.
3.2.2. Участие в неотложных мерах по спасению, эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи.
3.2.3. Участие в охране особо важных объектов, а также объектов транспорта и жизнеобеспечения населения, сохранности имущества, оставшегося без присмотра, предупреждении и пресечении фактов хищения собственности, ее умышленного уничтожения.
3.2.4. Участие в выполнении мероприятий по временному ограничению или запрещению движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах как в районе возникновения чрезвычайного события, так и на прилегающей к нему территории, досмотре в установленном порядке транспортных средств и пассажиров, их багажа.
3.2.5. Участие в проведении мероприятий, связанных с разблокированием транспортных магистралей, объектов жизнеобеспечения, разграждением различных препятствий при пресечении и локализации массовых беспорядков, а также при возникновении чрезвычайных событий, вызванных иными причинами, в том числе техногенного и природного характера.
3.2.6. Участие в выполнении иных мероприятий, осуществляемых по решению руководителя органа оперативного управления в районе возникновения чрезвычайного события.
3.3. При выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на отряд милиции особого назначения дополнительно возлагается выполнение следующих функций:
3.3.1. Участие в осуществлении мероприятий по усилению охраны общественного порядка, особо важных объектов и объектов обеспечения жизнедеятельности населения.
3.3.2. Участие в осуществлении мероприятий по усилению охраны объектов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в районе действия режима правового положения и в зоне вооруженного конфликта.
3.3.3. Участие в разъединении противоборствующих сторон.
3.3.4. Участие в обеспечении режима комендантского часа.
3.3.5. Участие совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, воинскими частями внутренних войск МВД России, территориальными органами безопасности, Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами в обеспечении правового режима чрезвычайного положения, в том числе в специальных операциях по изъятию незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, освобождению заложников.
3.3.6. Участие в обеспечении охраны изъятого оружия.
3.3.7. Участие в обнаружении, блокировании и задержании вооруженных преступников, разоружении незаконных вооруженных формирований, в том числе путем нанесения огневого поражения при их вооруженном сопротивлении.
3.3.8. Участие в разблокировании дорог, стратегически важных участков местности, административных зданий и иных особо важных объектов.
3.3.9. Участие в сопровождении колонн и грузов, пассажирских и грузовых поездов, досмотре автотранспорта, поездов, пассажиров и багажа на объектах транспорта.
3.3.10. Участие в обеспечении безопасности деятельности оперативно-следственных групп органов внутренних дел и прокуратуры при проведении следственных действий в районе, где введено чрезвычайное положение, оказании содействия им в задержании лиц, причастных к совершению преступлений.
3.3.11. Участие в мероприятиях, связанных с эвакуацией граждан из зон, опасных для их пребывания.
3.3.12. Участие в выполнении иных задач по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
4. Взаимодействие и связи отряда милиции
особого назначения
4.1. Отряд милиции особого назначения в своей деятельности организует и осуществляет взаимодействие в интересах охраны правопорядка с:
территориальными органами внутренних дел и органами внутренних дел на воздушном, водном и железнодорожном транспорте;
строевыми подразделениями патрульно-постовой службы милиции и дорожно-патрульной службы ГАИ;
специальными моторизованными воинскими частями и частями оперативного назначения внутренних войск МВД России;
иными силами, привлекаемыми к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в соответствии с Планом комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка;
территориальными органами безопасности;
частными охранными предприятиями и службами безопасности;
муниципальными органами охраны общественного порядка.
4.2. В пределах компетенции ОМОН взаимодействует и оказывает содействие в поддержании правопорядка:
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
органам местного самоуправления;
органам прокуратуры;
средствам массовой информации.
4.3. При выполнении задач по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, в условиях вооруженного конфликта помимо сил и органов, указанных в подпунктах 4.1 и 4.2 настоящего Положения, ОМОН осуществляет взаимодействие и поддерживает служебные связи с:
воинскими частями, соединениями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых к выполнению указанных задач;
временными органами управления, создаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории действия режима чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах.
5. Полномочия командира отряда милиции особого назначения
5.1. Командир отряда милиции особого назначения является прямым начальником всего личного состава ОМОН и несет персональную ответственность за успешное выполнение возложенных на ОМОН задач.
5.2. Командир ОМОН обязан:
5.2.1. Осуществлять качественный подбор, обучение и расстановку и воспитание личного состава, его аттестование в установленном порядке, организовывать служебную, боевую и физическую подготовку сотрудников, обеспечивать их постоянную готовность к действиям при чрезвычайных событиях.
Всемерно стимулировать добросовестное отношение сотрудников к исполнению служебных обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, достижение ими высоких результатов в оперативно-служебной деятельности. Проявлять внимание и заботу о личном составе, его нуждах, добиваться улучшения социальных и жилищно-бытовых условий для сотрудников.
5.2.2. Анализировать организацию и результаты участия ОМОН в охране общественного порядка и борьбе с преступностью и на этой основе вносить руководству МВД, ГУВД, УВД, УВДТ предложения по наиболее рациональному и эффективному применению сил и средств отряда милиции особого назначения, в том числе во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
Изучать и внедрять в деятельность отряда милиции особого назначения отечественный и зарубежный опыт работы, направленный на повышение эффективности охраны общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
5.2.3. Осуществлять постоянное взаимодействие с руководителями органов внутренних дел, командованием специальных моторизованных воинских частей и воинских частей оперативного назначения внутренних войск МВД России и иными органами и подразделениями, осуществляющими деятельность по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью, в том числе и в условиях чрезвычайного положения.
Принимать участие в разработке планов комплексного использования сил и средств милиции общественной безопасности (местной милиции) в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений.
5.2.4. Обеспечивать соблюдение законности и дисциплины личным составом, правомерность применения физической силы, специальных средств и оружия.
5.2.5. Информировать через руководство МВД, ГУВД, УВД, УВДТ органы исполнительной власти, общественность, граждан и средства массовой информации о своей деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
5.3. Командир ОМОН имеет право:
5.3.1. Назначать, перемещать, увольнять и временно освобождать от исполнения служебных обязанностей в занимаемой должности лиц рядового, младшего и среднего начальствующего состава, работников ОМОН в пределах своей компетенции.
Лица среднего начальствующего состава ОМОН увольняются из органов внутренних дел в установленном порядке соответствующими МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.
5.3.2. Применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на личный состав ОМОН в пределах прав, предоставленных начальнику районного отдела (управления) внутренних дел, в соответствии с Приказом МВД России от 14 сентября 1993 г. N 420.
5.3.3. Присваивать в установленном порядке специальные звания сотрудникам ОМОН из числа лиц рядового и младшего начальствующего состава.
5.3.4. Предоставлять личному составу отпуска, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
5.3.5. Руководить финансово-хозяйственной деятельностью отряда милиции особого назначения, расходовать в установленном порядке денежные средства, выделяемые на содержание ОМОН.
5.3.6. Определять форму одежды, экипировку и вооружение личного состава исходя из задач несения службы.
5.3.7. Представлять интересы подразделения в органах исполнительной власти, местного самоуправления, судах.

ПРИКАЗ МВД РФ от 19.03.1997 n 162 (с изм. от 07.03.2001) О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРЯДОВ МИЛИЦИИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также