РАСПОРЯЖЕНИЕ Ространснадзора от 08.04.2005 n АН-70-р(фс) ОБ АВАРИИ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т ra-22502


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 апреля 2005 г. N АН-70-р(фс)
ОБ АВАРИИ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-22502
29 ноября 2004 года в 150 км от аэропорта Комсомольск-на-Амуре потерпел аварию вертолет Ми-8Т RA-22502, принадлежащий ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина" (ОАО "КнААПО") Дальневосточного ОМТУ ВТ Минтранса России.
В момент авиационного события на борту ВС кроме экипажа находилось шесть человек. В результате авиационного происшествия три члена экипажа и один пассажир получили травмы различной степени тяжести. ВС получило значительные повреждения элементов конструкции.
Экипаж вертолета в составе КВС - инструктора А.И. Углова (линейный пилот 1 класса ГА, общий налет - 9100 часов, налет в качестве КВС Ми-8 - 4550 часов), второго пилота В.А. Славникова (линейный пилот 2 класса ГА, общий налет на данном типе - 4400 часов), бортмеханика В.Д. Сенотрусова (бортмеханик 1 класса ГА, общий налет на данном типе - 7300 часов) должен был выполнять полет по заявке летно-испытательной станции ОАО "КнААПО" по обслуживанию полигона и проверке дальности радиосвязи. Метеорологические условия (ясно, видимость более 10 км, температура -21°, тихо) и светлое время суток не препятствовали выполнению полета.
Экипаж произвел взлет с аэродрома "Дземги" и через 2 минуты произвел посадку в районе аэродрома, взяв на борт трех человек, не предусмотренных заявкой на полет. После кратковременной стоянки, без выхода на радиосвязь произвел взлет и через одну минуту полета произвел посадку на берегу реки Амур, где дополнительно взял на борт еще трех человек. После взлета доложил диспетчеру ОрВД, что следует в населенный пункт Эворон на высоте 900 м. Фактически экипаж взял курс в район среднего течения реки Эвур (75 км северо-восточнее ст. Эворон), где находится заповедник. Высота полета не превышала 300 метров. Через 37 минут полета КВС А.И. Углов, умышленно дезинформируя диспетчера ОрВД, доложил о посадке у населенного пункта Эворон и дал расчетное время стоянки 1 час 30 минут, фактически продолжил полет на высоте 300 метров по измененному маршруту с целью поиска и отстрела диких животных.
Отстрел диких животных (лосей) производился с борта вертолета, через дверь грузовой кабины, находящимися на борту ВС охотниками. После отстрела нескольких лосей экипаж принял решение о перевозке убитых животных на внешней подвеске, используя веревку, закрепленную в проеме двери.
Подбор убитых животных осуществлялся в режиме висения вертолета над местом, осмотр которого предварительно не производился. Пилотирование осуществлял КВС по командам бортмеханика. По переговорам между членами экипажа, зафиксированными на бортовом магнитофоне, можно сделать вывод о поспешных действиях экипажа с целью уложиться во время, ранее сообщенное диспетчеру.
При последующем заходе на место предполагаемой посадки с подбором, как и в предыдущем случае, осмотр не производился. В процессе захода на посадку экипаж допустил ошибки в технике пилотирования, что привело к попаданию вертолета в режим "вихревого кольца". Несмотря на предпринятые действия, вертикальная скорость снижения увеличилась до 8 - 10 м/сек., приборная скорость оставалась менее 60 км/час, что привело к грубому приземлению вертолета и последующему его разрушению.
Непосредственно перед столкновением с землей зарегистрировано резкое перемещение ручки управления на "себя". В процессе столкновения вертолета с землей произошло соударение лопастей НВ с хвостовой балкой, что привело к разрушению хвостовой балки.
Нарушение, допущенное экипажем, стало возможным в результате отсутствия систематического контроля за выполнением полетов по средствам объективного контроля со стороны командно-руководящего состава ОАО "КнААПО" (анализ полетов проводил пилот-инструктор А.И. Углов). Данный факт способствовал уверенности экипажа в сокрытии происшедшего и безнаказанности. За допущенные нарушения КВС А.И. Углов уволен из ОАО "КнААПО".
Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих факторов:
- неудовлетворительный контроль по средствам объективного контроля полетов вертолетов со стороны командно-руководящего состава ОАО "КнААПО";
- личная недисциплинированность КВС А.И. Углова и сговор членов экипажа в данном полете;
- поспешность в действиях экипажа при транспортировке на нештатной внешней подвеске отстрелянных диких животных;
- попадание вертолета в режим "вихревого кольца" из-за грубых ошибок в технике пилотирования, связанных с дефицитом времени.
В связи с изложенным предлагаю:
1. Руководителям территориальных управлений государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта:
1.1. Довести настоящее распоряжение до руководителей подконтрольных организаций гражданской авиации.
1.2. Материалы по фактам браконьерства с использованием ВС в установленном порядке передавать в следственные органы и органы прокуратуры Российской Федерации.
2. Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты:
2.1. Изучить с летным составом обстоятельства и причины аварии вертолета Ми-8Т RA-22502.
2.2. Провести теоретические занятия с летным составом по физической сущности образования "вихревого кольца".
2.3. Повторно изучить РЛЭ вертолета Ми-8, раздел 6.12.
2.4. По средствам объективного контроля обеспечить максимально возможный комплексный анализ качества выполнения полетов вертолетов по разовым заявкам и при выполнении авиационных работ в отрыве от основного места базирования.
Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО

ПРИКАЗ Росстрахнадзора от 08.04.2005 n 39 О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫДАННЫХ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также