Организация и проведение санитарно-гигиенических мероприятий в зонах химических аварий. методические указания. му 1.1.724-98 (утв. главным государственным санитарным врачом рф 03.12.1998)


Утверждаю
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
3 декабря 1998 года
Введены в действие
с 1 января 1999 года
1.1. ГИГИЕНА, ТОКСИКОЛОГИЯ, САНИТАРИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ В ЗОНАХ ХИМИЧЕСКИХ АВАРИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МУ 1.1.724-98
Методические указания предназначены для организаторов здравоохранения, специалистов службы медицины катастроф, врачей центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора, амбулаторно - поликлинических и лечебных учреждений.
Введены в действие с 1 января 1999 г.
1. Общие положения
1.1. Санитарно - гигиеническое обеспечение населения при химических авариях включает комплекс организационных мероприятий и надзорных функций, направленных на предупреждение, снижение и ликвидацию неблагоприятных медико - санитарных и санитарно - эпидемиологических последствий химических аварий.
1.2. Данные Методические указания определяют объем общих санитарно - гигиенических мероприятий, проводимых при химических авариях.
1.3. Проведение санитарно - гигиенических мероприятий осуществляется подразделениями службы медицины катастроф и специализированными формированиями госсанэпидслужбы.
1.4. Техногенные чрезвычайные ситуации сопровождаются возникновением разнообразных гигиенических проблем. Прежде всего это связано с загрязнением объектов окружающей природной среды (воздуха, воды, почвы) и воздействием опасных химических веществ (ОХВ) на оказавшихся в зоне аварии людей.
1.5. В настоящее время органы практического здравоохранения имеют научно обоснованные рекомендации по решению отдельных санитарно - гигиенических задач. Однако не определена значимость уровней аварийных загрязнений ОХВ в зависимости от длительности пребывания человека в зоне аварии и с учетом нахождения в ней различных контингентов (персонала предприятий, спасателей, населения и др.), нет единых подходов к оценке потенциальной аварийной опасности промышленных химических объектов, прогнозируемой и фактической химической обстановки, а также к принятию решений по ликвидации медико - санитарных последствий химических аварий. Недостаточно отработаны принципы химико - аналитического контроля загрязнений при авариях и в неудовлетворительном состоянии находится его практическое обеспечение на местах (приборы, специально оборудованный транспорт).
1.6. В настоящих Методических указаниях представлена система проведения общих санитарно - гигиенических мероприятий, уделяется внимание прогнозным оценкам масштабов аварии и степени выраженности неблагоприятных химических факторов, выполнению санитарно - химического контроля загрязнений, защите персонала аварийного объекта, населения, аварийно - спасательных формирований, а также гигиенической оценке эффективности проводимых ликвидационных работ.
2. Особенности химических аварий и роль
специализированных формирований Всероссийской службы
медицины катастроф и госсанэпидслужбы
2.1. При химических авариях воздействие токсичных веществ (установленных или неустановленных) на человека может быть однократным или повторяющимся, прямым или опосредованным.
Основными параметрами, определяющими степень опасности загрязнения окружающей среды и поражения людей, являются: масса, агрегатное состояние и токсичность выбрасываемых веществ, метеорологические условия, рельеф местности в районе аварии, плотность застройки и проживания, наличие мест массового пребывания людей и т.п.
2.2. При химических авариях характер последствий воздействия на человека определяется особенностями биологического действия ОХВ.
2.3. Массовость поражения людей в очаге химической аварии определяется как абсолютной численностью пораженных, так и их удельным весом среди населения. Массовые случаи условно разделяют по интенсивности поражения (случаев на 1 тыс. населения) следующим образом: низкая - до 20; средняя - 21 - 50; высокая - 51 - 100; очень высокая - свыше 100.
2.4. Для ликвидации медико - санитарных последствий химических аварий локального и территориального уровня все лечебно - профилактические мероприятия проводятся территориальной сетью здравоохранения. Для ликвидации последствий более крупных аварий привлекают силы и средства регионального и федерального уровня.
2.5. При возникновении аварии формируется зона химического загрязнения - территория, на которую распространилось облако, загрязненное ОХВ.
Различают также зону химического поражения - территорию, в пределах которой в результате воздействия ОХВ произошло массовое поражение людей.
2.6. В зависимости от физико - химических свойств вещества, с которым произошла авария, продолжительности загрязнения местности и быстроты действия токсичного агента на организм очаги химических аварий подразделяют на:
- нестойкий очаг поражения быстродействующими веществами (хлор, аммиак, бензол, гидразин, сероуглерод и др.);
- стойкий очаг поражения быстродействующими веществами (уксусная и муравьиная кислоты, иприт, люизит и др.);
- нестойкий очаг поражения медленнодействующими веществами (тетраэтилсвинец и др.);
- стойкий очаг поражения медленнодействующими веществами (металлы, диоксины и др.).
2.7. Участие и уровень вмешательства медицинских формирований при химических авариях, количество привлекаемых сил и средств определяются в каждом конкретном случае исходя из сложившейся ситуации. При этом учитывается: наличие пораженных и степень тяжести их состояния; реальная угроза дополнительного поражения персонала и населения; поступление в окружающую среду токсичных идентифицированных и неидентифированных веществ; последствия загрязнения биосферы; опасность для человека и среды его обитания.
2.8. Специализированные формирования Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК) и госсанэпидслужбы при химических авариях организуют и осуществляют проведение лечебных и гигиенических мероприятий в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации.
2.9. Режим повседневной деятельности включает:
- разработку мероприятий по организации готовности к действиям в ЧС, обучение персонала медицинских учреждений и специализированных формирований, опасных производственных объектов и населения;
- проведение прогнозных оценок и получение оперативных данных об опасных производственных объектах, возможных масштабах аварий и степени выраженности неблагоприятных химических факторов;
- разработку мероприятий по ограничению медико - санитарных последствий аварий, в том числе защите персонала аварийных объектов, населения, аварийно - спасательных и специализированных формирований постоянной готовности;
- оценку эффективности планируемых ликвидационных работ и др.
2.10. Режим повышенной готовности включает:
- уточнение планов медико - санитарного обеспечения и проведения санитарно - гигиенических мероприятий при конкретной химической аварии;
- прогнозирование вариантов развития возможной аварии;
- приведение в готовность специализированных формирований;
- отработку направлений взаимодействия с другими службами;
- подготовку клинической и лабораторно - гигиенической базы к действиям в условиях массового появления однотипных поражений и загрязнения значительных территорий;
- внеплановые санитарно - гигиенические обследования зоны прогнозируемого осложнения химической обстановки;
- санитарно - разъяснительную работу.
2.11. Режим чрезвычайной ситуации включает:
- обеспечение незамедлительного получения информации об аварии через постоянно функционирующие дежурные службы ВСМК и госсанэпидслужбы;
- приведение в готовность специализированных формирований (бригад) госсанэпидслужбы и ВСМК (а при необходимости и Полевого многопрофильного госпиталя Всероссийского центра медицины катастроф "Защита") с выездом в район аварии;
- оценку группами санитарно - химической разведки масштабов и уровней загрязнений окружающей среды ОХВ и продуктами их взаимодействия;
- предварительную оценку степени поражения персонала и населения в зоне аварии;
- разработку рекомендаций по организации профилактических мероприятий по защите населения и персонала;
- организацию оказания первой медицинской и доврачебной помощи; проведения медицинской сортировки, специальной полной и частичной обработки пораженных; оказания первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи;
- контроль за эффективностью специальной обработки загрязненных ОХВ объектов: оборудования, помещений, территории.
3. Принципы и организация санитарно -
гигиенических мероприятий при возникновении
химических аварий
3.1. Санитарно - гигиенические мероприятия при химических авариях включают меры по ограничению неблагоприятных воздействий ОХВ на персонал и население, идентификацию загрязнителя, оценку степени загрязнений и масштабов аварии, разработку рекомендаций по безопасному ведению работ в зоне поражения, оценку эффективности работ по ликвидации последствий аварии.
3.2. Приоритетными санитарно - гигиеническими направлениями деятельности специализированных формирований в районе химической аварии являются:
- санитарно - гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение населения, которое осуществляется специализированными формированиями госсанэпидслужбы;
- проведение санитарно - химической разведки и определение степени опасности загрязнения окружающей среды (воздух, вода, почва, растительность и др.);
- разработка рекомендаций по защите (коллективной, индивидуальной: с использованием средств индивидуальной защиты и антидотов) пораженных, персонала предприятий, населения и спасателей в зоне аварии;
- оценка степени загрязнения кожных покровов, слизистых оболочек, одежды, обуви и других объектов; организация санитарно - пропускного режима и контроля за специальной обработкой пораженных и лиц, имеющих загрязнения;
- разработка рекомендаций по эвакуации пораженных и лиц, находящихся в зоне аварии, и по оптимальному проведению эвакуационных работ;
- оценка состояния здоровья персонала аварийного предприятия и населения, попавшего в зону химического загрязнения;
- разработка рекомендаций по режиму работы аварийно - спасательных и специализированных формирований и санитарно - гигиенический контроль за их функционированием;
- разработка прогноза развития санитарно - эпидемиологической обстановки в районе аварии и определение характера, последовательности и объема санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий с расчетом соответствующих сил и средств;
- оценка предлагаемых методов дегазации и гигиенический контроль за состоянием объектов окружающей среды после проведения дегазационных мероприятий;
- гигиеническая оценка пригодности и безопасности источников питьевого водоснабжения и продуктов питания;
- противоэпидемические мероприятия по предупреждению заноса и распространения массовых инфекционных заболеваний, а также выявлению, локализации и ликвидации эпидемических очагов;
- санитарный контроль за утилизацией загрязненных отходов и захоронением погибших и умерших.
3.3. Запрещение эксплуатации (функционирования) предприятий, учреждений и отдельных объектов; гигиеническая экспертиза воды и продовольствия с выдачей рекомендаций по их использованию, а также выдача рекомендаций по выводу (вывозу) населения из зоны аварии осуществляются организациями и учреждениями госсанэпидслужбы и оформляются соответствующими решениями главных государственных санитарных врачей территории или их заместителей.
4. Гигиенические критерии для принятия решений
4.1. Единственными научно обоснованными критериями гигиенической оценки загрязнения воздуха являются предельно допустимые концентрации для рабочей зоны, максимальные разовые и среднесуточные концентрации веществ для населенных мест, однако они не предназначены для аварийных ситуаций.
4.2. В соответствии с "Временным положением о порядке взаимодействия органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды" (1996) под экстремально высокими уровнями загрязнения атмосферного воздуха понимается содержание одного или нескольких веществ, превышающее ПДК более чем в 50 раз на срок менее 8 ч, в 30 - 49 раз - на 8 - 24 ч и 20 - 29 раз - на 1 - 2 сут.
Для поверхностных и морских вод экстремально высоким загрязнением считается превышение ПДК для веществ 1 - 2-го класса в 5 и более раз, а для веществ 3 - 4-го класса - в 50 и более раз.
Для почв и земель экстремально высоким считается содержание загрязняющих веществ, в 50 и более раз превышающее ПДК.
5. Оценка потенциальной аварийной
опасности объектов
5.1. Оценка потенциальной опасности курируемых объектов, территорий и регионов необходима для оптимизации подготовки собственных сил и средств к действиям при авариях, создания справочной базы и информационно - управляющих систем и повышения эффективности работы, проводимой непосредственно при возникновении аварий.
5.2. В режиме повседневной деятельности санитарно - профилактические учреждения и формирования в соответствии с "Типовым планом медико - санитарного обеспечения населения при химических авариях", "Положением о специализированных формированиях госсанэпидслужбы России" и другими инструктивно - методическими документами Минздрава России проводят экспертную оценку степени потенциальной опасности катастроф и аварий на том или ином объекте, в населенном пункте, регионе с характеристикой сил и средств, необходимых для оказания медицинской помощи и проведения работ по ликвидации медико - санитарных последствий химических аварий.
5.3. Гигиеническая оценка аварийной обстановки имеет целью разработку комплекса санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение здоровья персонала предприятия, населения и участников ликвидации последствий аварии.
5.4. Учитывая сложность санитарно - гигиенической обстановки, возможность многовариантности ее развития, наличие большого количества быстро изменяющихся факторов физической и химической природы, а также различных непредвиденных обстоятельств, необходимо оценивать ее на каждом этапе: предварительном, в период аварии и в послеаварийный период.
5.5. Типовой план должен содержать информацию, включающую: общую характеристику объекта; ситуационную план - схему производства и селитебной зоны; численность работающих (по сменам) и населения прилегающих районов; розу ветров и другие метеоданные (температурный режим, влажность воздуха); характеристику водного бассейна, систем водоснабжения и канализации; техническую классификацию

Приказ минтопэнерго рф от 03.12.1998 n 389 о дополнении к приказу минтопэнерго россии от 7 сентября 1998 г. n 299  »
Постановления и Указы »
Читайте также